Отпуска по трудовому праву России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 10:22, дипломная работа

Краткое описание

Основным источником правового регулирования отпусков является Конституция Российской Федерации. Статья 37 часть 5 гласит:
«Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.»

Оглавление

Введение
1. Общие положения об отпусках в трудовом праве РФ
1.1. Источники правового регулирования отпусков
1.2. Понятие и значение отпусков
1.3. Субъекты права на отпуск
2. Виды отпусков
2.1. Основной оплачиваемый отпуск
2.2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
2.3. Неоплачиваемый отпуск
3. Предоставление отпуска
3.1. Исчисление продолжительности отпусков
3.2. Порядок предоставления отпусков
3.3. Компенсация за неиспользованный отпуск
Заключение
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 81.79 Кб (Скачать)

В настоящее время  существуют два мнения по поводу применения положений указанной статьи. 

«С одной точки  зрения, возможна выплата денежной компенсации за все дни неиспользованных отпусков, т.е. при соединении нескольких отпусков (в частности, за прошлые  года) компенсация выплачивается  за все количество дней, превышающих  основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней. 

Другая точка зрения предполагает, что замене денежной компенсацией подлежит только та часть  каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных  дней. 

Полагаем, что впредь, до формирования практики применения Трудового кодекса Российской Федерации, а также судебной практики по данному  вопросу, решение этого вопроса  возможно по соглашению сторон. 

При этом следует  иметь в виду, что замена отпуска  денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя»[1]. 

При применении ст. 124 и 125 ТК возможны случаи, когда в результате переноса отпуска или его части  на следующий рабочий год и  присоединения отпускных дней к  отпуску за другой рабочий год  продолжительность этого суммированного отпуска превысит 28 календарных  дней. Такая искусственно созданная  ситуация не может повлечь выплату  компенсации за часть отпуска  даже по просьбе работника. 

Трудовой кодекс предусматривает, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им отпуска. Иными словами, компенсация  выплачивается вне зависимости  от срока давности. Сроком давности право на получение отпуска или  денежной компенсации не ограничено. 

Статья 127 Трудового  кодекса РФ определяет одним из способов реализации права на отпуск при увольнении работника получение денежной компенсации  за неиспользованный отпуск. 

Статья 291Трудового  кодекса РФ определяет, что работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются  оплачиваемые отпуска или выплачивается  компенсация при увольнении из расчета  два рабочих дня за месяц работы. 
 
 
 
 

[1] Письмо Минтруда  РФ от 25 апреля 2002 г. N 966-10. Труд от 27.04.2002

Заключение  

Мы рассмотрели  в работе проблемы, связанные с  регулированием правоотношений в сфере  отпусков. 

Как видно из работы, данная сфера сложна и многогранна. Эта сложность вытекает из сложности  всего трудового права как  отрасли права. Обусловлено это  тем, что стержнем системы регулирования правоотношений данной отрасли права является Конституция России и Трудовой кодекс РФ. Но при этом, как указано в Конституции трудовое право является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации.  

При этом по многим вопросам, касающихся регулирования правоотношений в сфере отпусков, издано и действует  множество нормативных актов. Это  и федеральные законы, законы субъектов  федерации, постановления Правительства  России и органов исполнительной власти субъектов федерации, ведомственные  нормативные акты и, наконец, нормативные  акты предприятий работодателей. На сегодняшний день в сфере, регулирующей правоотношения предоставления отпусков, действует множество нормативных  актов, изданных в разное время. Все  эти нормативные акты действуют  в части, не противоречащей Конституции  России и Трудовому кодексу РФ. Общий принцип действия этих нормативных  актов заключается в том, что  они могут только расширять права  работников, по сравнению с правами, установленными Конституцией России, Конституцией Республики Бурятия и  Трудовым кодексом РФ. При этом обязанность  финансового обеспечения прав работников, закреплённых данным нормативным актом, ложится на орган, который его  издал. 

Во всём этом океане нормативных актов простому работнику  разобраться очень трудно. Поэтому, зачастую, большинству трудящихся не удаётся полностью реализовать  свои права. 

Как указывалось  выше, данная ситуация вытекает из диалектического  противоречия между интересами работника, который фактически является продавцом  своих способностей и возможностей на рынке труда и стремится  продать их как можно дороже, и  интересами работодателя, который стремится  купить эти способности и возможности  работника как можно дешевле  и получить с них наибольшую отдачу. 

В данной ситуации объективных  возможностей полнее реализовать свои интересы значительно больше у работодателя, т.к. объективным законом рынка  труда всегда является превышение предложения  над спросом. Исключение составляют лишь редкие специальности, которые  требуют от работника высокой  квалификации. 

Поэтому на защиту интересов  трудящихся должен стать Закон. И  это также является диалектической необходимостью с целью создания противовеса в пользу работников для защиты их интересов при осуществлении правоотношений в сфере трудового права. 

Но как не раз  это указывалось в работе, данная система сдержек и противовесов у нас практически не работает. «Лучом света в тёмном царстве» в  данной была отмена разъяснения Минтруда РФ по поводу уменьшения продолжительности  отпуска на дни прогула, отменённая по иску профсоюзной организации. 

То есть, основным выводом из работы является положение  о том, что формально права  работников закреплены в нормативных  актах от Конституции России до ведомств и предприятий. Но, зачастую на практике, они не выполняются работодателями, т.к. посягают на их экономические интересы. 

Чтобы реализовать эти нормативные акты в жизнь, необходим жёсткий контроль со стороны государства, носящий сугубо императивный характер. 

Для осуществления  данного контроля создана Федеральная  инспекция труда, полномочиям которой  посвящена глава 57 Трудового кодекса, которой предоставлены серьёзные  полномочия. В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной  инспекции труда реализуют следующие  основные полномочия: 

· осуществляют государственный  надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом; 

· анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и  восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; 

· осуществляют в  соответствии с законодательством  Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях; 

· направляют в установленном  порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; 

· реализуют мероприятия  по координации деятельности ведомственных  органов надзора и контроля и  федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 

· проводят предупредительный  надзор за строительством новых и  реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлении от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность; 

· осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; 

· обобщают практику применения, анализируют причины  нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения  по их совершенствованию; 

· анализируют состояние  и причины производственного  травматизма и разрабатывают  предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании  несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно; 

· дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о  соответствии их требованиям трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, рассматривают и согласовывают  проекты отраслевых и межотраслевых  правил по охране труда; 

· участвуют в  установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда; 

· принимают необходимые  меры по привлечению в установленном  порядке квалифицированных экспертов  в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и  безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов  на состояние здоровья и безопасность работников; 

· запрашивают у  федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций  и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных  на них задач; 

· ведут прием  и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают  меры по устранению выявленных нарушений  и восстановлению нарушенных прав; 

· осуществляют информирование и консультирование работодателей  и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 

· информируют общественность о выявленных нарушениях трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников; 

· готовят и публикуют  ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном  порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство  Российской Федерации. 

Проблема заключается  в том, что многие работники даже и не знают о существовании  данного органа. 

Поэтому, совместно  с профсоюзами и средствами массовой информации необходимо организовать массовое информирование трудящихся о целях  и задачах данного органа. 

Для реализации возможности  самозащиты своих прав работниками  необходимо изменить норму статьи 392 Трудового кодекса РФ о сроках исковой давности по трудовым спорам. В данной редакции срок исковой давности по спору касающемуся вопросов предоставления отпусков, составляющий 1 месяц, недостаточен для реализации права работника на защиту своих прав и интересов в судебном порядке. В данном случае необходимо приведение данной нормы права с общими принципами гражданского законодательства. Формулировка данной статьи будет целесообразна в следующем виде: «Сроки исковой давности определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ». 

Необходимо усиление ответственности работодателей  за нарушение норм трудового права. 

В целом из работы можно сделать вывод, что на материальном уровне права работников закреплены достаточно надёжно. Но процессуальная защита этих прав весьма проблемна. Эту функцию должная реализовать федеральная инспекция по труду и профсоюзы. 

Введение

     1. Общие  положения об отпусках в трудовом  праве РФ

1.1. Источники правового  регулирования отпусков

1.2. Понятие и значение  отпусков

1.3. Субъекты права  на отпуск

     2. Виды  отпусков

2.1. Основной оплачиваемый  отпуск

2.2. Ежегодный дополнительный  оплачиваемый отпуск

2.3. Неоплачиваемый  отпуск

     3. Предоставление  отпуска

3.1. Исчисление продолжительности  отпусков

3.2. Порядок предоставления  отпусков

3.3. Компенсация за  неиспользованный отпуск

Заключение

Заключение

Список литературы 
 

Введение  

12 декабря 1993 года  россияне приняли на всенародном  Референдуме Конституцию Российской  Федерации. Согласно действующему  законодательству, право на ежегодный  оплачиваемый отпуск относится  к числу основных трудовых  прав каждого работника. 

Информация о работе Отпуска по трудовому праву России