Отпуска по трудовому праву России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 10:22, дипломная работа

Краткое описание

Основным источником правового регулирования отпусков является Конституция Российской Федерации. Статья 37 часть 5 гласит:
«Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.»

Оглавление

Введение
1. Общие положения об отпусках в трудовом праве РФ
1.1. Источники правового регулирования отпусков
1.2. Понятие и значение отпусков
1.3. Субъекты права на отпуск
2. Виды отпусков
2.1. Основной оплачиваемый отпуск
2.2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
2.3. Неоплачиваемый отпуск
3. Предоставление отпуска
3.1. Исчисление продолжительности отпусков
3.2. Порядок предоставления отпусков
3.3. Компенсация за неиспользованный отпуск
Заключение
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 81.79 Кб (Скачать)

В судебном заседании  представители ЦК профсоюза работников водного транспорта РФ Артемьев А.А. и Мамаев А.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что в результате применения оспариваемого акта работодатели уменьшают своим работникам продолжительность  ежегодного оплачиваемого отпуска, в том числе дополнительного. 

Представитель заинтересованного  лица Минтруда России Александрова З.О. возражала против удовлетворения заявления  и пояснила в суде, что оспариваемый акт издан в пределах полномочий министерства и дает разъяснение  о порядке уменьшения ежегодного оплачиваемого отпуска за прогулы. Данное право администрации предусмотрено п.6 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 745 "О дополнительных мерах по усилении трудовой дисциплины". 

Представитель Минюста  России Смирнова Е.В. признала доводы заявления  обоснованными. 

Выслушав объяснения представителей ЦК профсоюза работников водного транспорта РФ Артемьева  А.А. и Мамаева А.В., представителей: Минтруда России Александровой З.О., Минюста России Смирновой Е.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры  РФ Гермашевой М.М., полагавшей, что  заявление подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации  находит заявленные требования подлежащими  удовлетворению. 

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации  ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных  законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские  права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. 

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. N 18 утверждено разъяснение  от 8 февраля 1993 г. N 3 "О порядке  уменьшения ежегодного оплачиваемого  отпуска за прогул". 

Данный нормативный  акт зарегистрирован в Минюсте  России 12 февраля 1993 г. N 142. 

В связи с тем, что ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете  на шестидневную рабочую неделю, Министерство труда Российской Федерации разъяснило, что работникам, совершившим прогул без уважительной причины (в том  числе отсутствовавшим на работе без уважительной причины более  трех часов в течение рабочего дня непрерывно или суммарно), ежегодный  оплачиваемый отпуск уменьшается на число дней прогула. При этом продолжительность отпуска не может быть менее 24 рабочих дней. 

Отпуск уменьшается  за тот рабочий год, в котором  допущены прогулы, независимо от времени  использования отпуска. 

Из объяснения представителя  Минтруда России Александровой З.О. следует, что норма бывшего Союза  ССР, устанавливающая обязанность  администрации уменьшать прогульщику  отпуск на число дней прогула формально  не противоречит законодательству Российской Федерации. 

Между тем, постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС  от 28 июля 1989 г. N 745 признавалось необходимым  уменьшение рабочим и служащим, совершившим  прогул без уважительных причин, очередного отпуска на число дней прогула, при  этом отпуск не должен быть меньше двух рабочих недель (12 рабочих дней). Кроме того предусматривалось внесение в Президиум Верховного Совета СССР проекта Указа "О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты СССР" и поручалось Госкомтруда  СССР совместно с ВЦСПС издать разъяснение о порядке применения пункта 6 названного постановления. 

Разъяснение "О  некоторых вопросах, связанных с  применением законодательства об укреплении трудовой дисциплины" утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1983 г. N 240/22-31. 

В соответствии со ст.4 КЗоТ РФ законодательство Российской Федерации о труде состоит  из настоящего Кодекса и иных актов  трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе  Российской Федерации. 

На территории Российской Федерации до принятия соответствующих  законодательных актов применяются  нормы бывшего Союза ССР в  части, не противоречащей Конституции  и законодательству Российской Федерации, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации. 

Кодекс законов  о труде Российской Федерации  в ст.135 устанавливает дисциплинарные взыскания, которые администрация  предприятия, учреждения, организации  вправе применить к работнику  за нарушение трудовой дисциплины. 

Настоящим Кодексом (КЗоТ), а также законодательством  о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине не предусмотрено такое дисциплинарное взыскание как уменьшение отпуска. 

Доводы представителя  Минтруда России о том, что уменьшение отпуска является мерой воздействия  и не относится к дисциплинарному  взысканию, являются несостоятельными, т.к. КЗоТ РФ не предусматривает применение к работнику, совершившему прогул без  уважительных причин, применение такой  меры воздействия как уменьшение отпуска. 

Законодательство  о труде предусматривает предоставление всем работникам ежегодного отпуска  продолжительностью не менее 24 рабочих  дней в расчете на шестидневную рабочую  неделю. Кроме того рабочим и служащим предоставляются дополнительные отпуска (ст.68 КЗоТ РФ), которые носят компенсационный  характер за работу с вредными условиями  труда, в районах Крайнего Севера и т.д. 

При таких обстоятельствах  суд считает заслуживающими внимания доводы заявителя о том, что в  результате принятия оспариваемого  нормативного акта ущемляются права  работников на предоставление ежегодных  оплачиваемых отпусков. 

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт не соответствует  действующему законодательству о труде, принят федеральным органом исполнительной власти с превышением полномочий и нарушает права и законные интересы рабочих и служащих, заявление  ЦК профсоюза работников водного  транспорта РФ подлежит удовлетворению. 

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197, 239 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил: 

заявление Центрального комитета профсоюза работников водного  транспорта РФ о признании недействительным разъяснения Минтруда России от 8 февраля 1993 г. N 3 "О порядке уменьшения ежегодного оплачиваемого отпуска  за прогул" - удовлетворить: признать недействительным разъяснения Минтруда России от 8 февраля 1993 г. N 3 "О порядке  уменьшения ежегодного оплачиваемого  отпуска за прогул" и не порождающим  правовых последствий со дня его  издания»[2]. 

Почему приводятся данные материалы судебной практики? Потому что данное разъяснение Министерства труда действовало в течение 7 лет. Многие работодатели и сейчас могут  применять данное положение в  отношении своих работников. Учитывая, что большинство наших сограждан  не то что не изучают материалы  судебной практики, а даже Конституцию  России никогда не читали и не знают  своих прав и обязанностей в полном объёме. Поэтому они вполне могут  стать жертвами правового произвола  со стороны руководства своих  предприятий. Это хорошо, если данная мера будет оформлена документально  через приказ по кадрам. В этом случае, если предприятие будет подвергнуто  проверке со стороны инспекции по труду Министерства труда или  органов прокуратуры, то тогда данные нарушения будут выявлены. Такие  проверки могут проводиться по жалобам  граждан. 

Данные нарушения  возможны в случае отсутствия на предприятии  профсоюзной организации, комиссии по трудовым спорам и других органов, реализующих нормы права о  социальном партнёрстве. 

Значительное число  работников пользуются в соответствии с законодательством удлиненными  отпусками. По сложившейся практике удлиненными называют те отпуска, продолжительность  которых выше минимальной. 

Удлиненный основной отпуск устанавливается работникам с учетом характера и специфики  трудовой деятельности, условий труда, состояния здоровья, возраста и других обстоятельств. 

Так, в соответствии со статьёй 267 Трудового кодекса  РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное  для них время. 

Текст ст. 178 КЗоТ и ст. 267 ТК совпадает, за исключением одного: ст. 267 ТК точно определяет продолжительность отпуска несовершеннолетних - 31 календарный день, а в ст. 178 КЗоТ говорилось о продолжительности их отпуска не менее 31 календарного дня. 

Редакционное изменение  текста коснулось и предоставления отпуска лицам моложе 18 лет: ст. 267 ТК категорична - отпуск предоставляется в удобное для несовершеннолетних время; это право молодого работника в ст. 178 КЗоТ было сформулировано так: "Ежегодный оплачиваемый отпуск: может быть использован ими в любое удобное для них время года". И в том, и в другом случаях выбор времени отпуска был и остается за работником моложе 18 лет, и это надо учитывать при составлении графика отпусков, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа не позднее, чем за две недели до наступления календарного года (ст. 123 ТК). 

При составлении  графика отпусков следует также  принимать во внимание, что в соответствии со ст. 122 ТК работнику в возрасте до 18 лет по его заявлению ежегодный  оплачиваемый отпуск должен быть предоставлен до истечения 6 месяцев непрерывной  работы в организации. 

Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до 18 лет (ст. 124 ТК). 

Если работник получает ежегодный отпуск за тот рабочий  год, в котором ему исполняется (исполнилось) 18 лет, то продолжительность  отпуска будет рассчитываться из 31 календарного дня и 28 календарных  дней пропорционально периодам до и  после дня рождения. 

Удлиненными отпусками  до 48 рабочих дней пользуются, например, работники некоторых научно-исследовательских  учреждений, а также учебных заведений, детских учреждений. 

Круг лиц, пользующихся удлиненными отпусками, постоянно  расширяется. Так, ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 36 рабочих дней установлен для мастеров производственного обучения образовательных  учреждений[3], для социальных педагогов  и педагогов-организаторов образовательных  учреждений[4]. 

Помимо несовершеннолетних (продолжительность отпуска - 31 календарный  день) удлиненные отпуска, в частности, предоставляются работникам образовательных  учреждений и педагогическим работникам других учреждений, предприятий и  организаций. 

Педагогическим работникам вузов предоставляется ежегодный  основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных  дней. 

Другим педагогическим работникам ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью от 42 до 56 календарных дней.[5] 

Удлиненные ежегодные  оплачиваемые отпуска предоставляются  также: 

· инвалидам - не менее 30 календарных дней[6]. 

· муниципальным  служащим - не менее 30 календарных дней[7]; 

· работникам организаций  здравоохранения, осуществляющим диагностику  и лечение ВИЧ-инфицированных, а  также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, - 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска  за работу в опасных для здоровья условиях труда)[8]. 

· научным организациям, финансируемым из бюджета, предоставлено  право устанавливать ежегодный оплачиваемый отпуск отдельным категориям научных работников, имеющим ученую степень: доктора наук - 48 рабочих дней; кандидата наук - 36 рабочих дней[9]. 

· гражданам, занятым  на работах с химическим оружием, установлены удлиненные отпуска 49 или 56 календарных дней в зависимости  от степени важности и особенностей выполняемой работы[10]. 

Федеральным государственным  служащим установлен ежегодный отпуск 30 календарных дней[11], прокурорским работникам — 30 календарных дней, а  работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями — 45 календарных дней[12], судьям — 30 рабочих дней, а при  работе в местностях с тяжелыми и  неблагоприятными климатическими условиями  — 45 рабочих дней[13]. 

Статья 322 Трудового  кодекса РФ определяет порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков 

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, установленный  статьей 321 настоящего Кодекса, предоставляется  работникам по истечении шести месяцев  работы у данного работодателя. 

Общая продолжительность  ежегодного оплачиваемого отпуска  определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков. 

Информация о работе Отпуска по трудовому праву России