Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:43, курс лекций
Понятие Трудового права.
Правовой механизм обеспечения трудовых прав и обязанностей.
Субъекты трудового права.
Особенности правового статуса иностранных граждан как работников.
Юридические факты в трудовом праве.
Объективная сторона проступка заключается в деянии в виде действия или бездействии если это включается в обязанности. В ТК это звучит, как неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.
Неисполнение – несовершенные действий обусловленных актами определяющим нормативную основу внутреннего распорядка.
Ненадлежащее исполнение это ненадлежащее
качество труда, которое может быть
обусловлено невыполнением
Объект проступка это те правила, которые обеспечивают внутренний распорядок при условии, что они действуют в пределах данного работодателя. Обычно это территориальный подход. Есть исключения – Экстерриториальное действие правил– это филиал или действие в командировке.
Реакция на совершенный проступок – здесь реакция в виде дисциплинарного взыскания, здесь замечание, выговор, увольнение. Увольнение это вообще процедура, и здесь имеет место об одностороннем отказе от работника. Все эти виды взысканий расположены по степени очередности от замечания до увольнения.
Взыскания имеют несколько направлений. Замечание и выговор имеют моральное воздействие и они примерно одинаковы и отличаются организационным воздействием в смысле что при выговоре в дальнейшем работник может быть уволен. По судебной практике все эти воздействия должны применяться последовательно и нельзя перепрыгивать.
Увольнение имеет три
1. Личное моральное воздействие.
2. Имущественное воздействие-
3. Организационное воздействие – здесь нарушитель дисциплины не принимается на работу.
Основание увольнения перечислены в законе ТК, а также в других ФЗ, напр. в законе о гражданской службе. В ТК ст. 192 перечислены, какие основания относиться к дисц. взысканиям. Есть еще основания предусмотренные трудовым договором, оказывается что трудовым договором можно обговорить, за что может быть работник уволен.
Общий порядок примен. дисц. взысканий описан в ст. 193 ТК. Здесь до применения взыскания требуется получить объяснение, сейчас требуется два дня, по истечению составляется акт об отказе, который не считается доказательством, но все таки подтверждает факт. Акт должен быть подписанный лицами незаинтересованными, напр. представителями профсоюза. ПО закону требуется дать два дня на составление объяснения, но если работник отказывается дать объяснение, то можно составлять акт сразу, хотя некоторые считают иначе.
Необходимо учитывать сроки применения дисц. взыскания. Здесь есть несколько сроков. ПО общему правилу в течение месяца со дня обнаружения. За основу месяца берется 30 календарных дней со дня обнаружения и позднее 6 месяцев со дня совершения. Первый месячный срок имеет особый характер и может быть приостановлен в трех случаях:
1. Болезнь работника (не
2. Пребывание в отпуске.
3. Время применения для учета представительных органов.
Есть и удлиненный 2х летний срок. В теч. 2х лет можно применить дисц. взыскание в сл. случаях:
Если проступок был связан в финансово-хозяйственной деятельностью или мат. ценностями, поскольку это устанавливается ревизией и аудиторской проверкой. Шестимесячные и двух летние сроки давности не включаются во время производства по уголовному делу. ЗА каждое нарушение следует только одно взыскание, но можно привлекать одновременно и к материальной и к дисциплинарной ответственности а дважды напр. к дисциплинарной отв. применять нельзя. Также применяется и к длящимся нарушениям. Взыскание должно быть всегда применятся в виде приказа. С этим приказом лицо должно быть ознакомлено под роспись не позднее трех рабочих дней, при этом время отсутствие работника приостанавливается в течение срока отсутствия.
Снятие дисц. взыскания.
Может быть снять приказом работодателя раньше срока до истечения одного года и это рассматривается как поощрение. Т.е. если снимается значит было достижение. И если в течение одного года работник не совершил дисц. проступков, взыскание считается погашенным и он считается не подвергнутым этому взысканию.
Специальная дисциплинарная ответственность
Она вытекает из ч.2 ст. 192 ТК и устанавливается в видах взысканий отдельными законами (напр. о неполном служебном соотв. и др.).
Существует в отдельных
тема: Охрана труда
Охрана труда это не только явление
относящееся к трудовому праву.
ОТ это межотраслевой институт законодательства
в широком смысле, т.е. это система
нормативных актов имеющих
ОТ помимо того, что это институт, это также система общественных отношений ст. 209 ТК, там сказано про систему сохранения жизни и здоровья.
Система сохранения жизни и здоровья описана широко, но мы будем рассматривать только отношения между работником и работодателем.
Институт трудового права
Основные права и обязанности сторон трудовых отношений в сфере охраны труда.
Права и обязанности в целом изложены в ст. 212 и 214ТК РФ. Здесь наиболее важные:
1. Право работника это
2. Право на обучение безопасным
приёмам и методам труда.
3. Право работника на предварител
4. Право работника на
5. Право работника на санитарно бытовой и лечебно профилактическое обеспечение.
6. Право на расследование
Обязанности работника залучается прежде всего в собл. технических санитарных и др. норм, выполнение работ в соотв. с установленными регламентами и само собой проходить медосмотр, инструктажи и обучения. При отказе возможны дисциплинарные взыскания.
Организация и финансовое обеспечение мероприятий по охране труда.
Есть два уровня организации охр. труда. Это централизованный уровень и локальный.
Централизованный уровень – государственное упр. в области охраны труда. Осущ. правительством, а также федеральными министерствами, причем фед. министерства имеют право все учувствовать в области управления. Главное у них это установление гос. нормативов и контроль за их соблюдением.
Помимо установление правил и контроля
есть еще гос. экспертиза условий
труда – ее осущ. РОСТРУДИНСПЕКЦИЯ
это федеральная инспекция
1. Проверяется качество
2. Определение соответствия проектов строительства и реконструкции объектов, где будет использоваться наемная рабочая сила, государственным нормативным требованиям.
3. Проверка фактических условий труда.
4. Участие в расследовании
Локальный уровень организации
предполагает создание в рамках работодателя опр. стуктур осущ. организацю по охране труда. Такими структурами явл. служба или специалист по охране труда. Она создается везде, где есть 50 и более работников, либо путем привлечение по гражданско-правовому договору. Если менее 50 человек, то по усмотрению работодателя. Кроме службы по охране труда могут создаваться комиссии по охране труда это контрольные общественные органы сост. из работников и представителя работодателя.
Обучение безопасным методам и приемам труда и работы включая проведение инструктажей по охране труда, а также проф подготовку и переподготовку специалистов по охране труда и адм. персонала.
29.02.12
Финансовое обеспечение охраны труда.
Создаются фонды охраны труда в составе бюджетов. Трудовой кодекс обязывает работодателя иметь денежные средства для целей охраны труда, т.е. фонд охраны труда. Граница не менее 0,2% от затрат на производство или оказание услуг. За нецелевое использование денежных средств устанавливается адм. ответственность, которая применяется инспекторами.
Аттестация рабочих мест по условиям труда
Есть подзаконный акт «О порядке проведения аттестации рабочих мест» 2011 года. Аттестация это периодическая проверка рабочих мест на предмет соответствия гос. нормативным требованиям в частности по вопросам обеспеченности средствами защиты, уровнем воздействия неблагоприятных факторов, а также оценка травмобезопасности.
Цели:
Определить соответствие гос. нормативным требованиям рабочих мест. Здесь техническая, санитарная оценка, строительные, санитарные нормы, нормы пожарной безопасности, определение обеспеченности средствами индивидуальной коллективной защиты, оценка травмобезопасности рабочих мест.
Отличия от старых правил: В настоящее время на работодателя возлагаются обязанности устранять недостатки, которые есть на рабочих местах, в том случае если признаются опасными, (например ранее если признавались места опасными они подлежали ликвидации).
В настоящее время аттестация пока дело добровольное, и ее создает сам работодатель, он создает комиссию, куда включаются эксперты, мед. работники, специалисты по охране труда. Комиссия проводит аттестацию не реже одного раза в пять лет, но в настоящее время предусматривается возможность менять положения об аттестации на локальном уровне.
Контролирующие органы в рамках аттестации рабочих мест не приглашаются. В рамках гос. экспертизы условий труда, ведомственный контроль, и общий надзор со стороны прокуратуры. Но ни один из представителей этих учреждений не приглашается на аттестацию, что позволяет работодателю манипулировать своими показателями.
Теперь аттестации подлежат не все рабочие места ( не каждое рабочее место в отдельности), а есть возможность проводить аттестацию однородных или аналогичных рабочих мест. В основу этого положено штатное расписание, что дает работодателю варьировать штатным расписанием.
Результаты аттестации заносятся в карту рабочего места, это документ обязательного хранения, он храниться в организации в течение 45 лет (документ строгой отчетности) в этом документе описываются результаты оценки и делается совокупный вывод относительно уровня безопасности рабочего места, а также указываются предложения об улучшении состояния рабочих мест. Карта аттестации рабочего места должна быть предъявлена работнику и только в этом случае аттестация считается законченной.
Общие положение по технике безопасности и производственной санитарии.
В основе общих положений лежат основы трудового кодекса, а также акты правительства, которые определяют систему НПА в области охраны труда.
Пост Правительства № 1160, в нем сказано, что региональные органы могут принимать акты:
- Национальные стандарты,
- Министерство регионального
- Главный санитарный врач или
глава Роспотребнадзора –
- Нормы пожарной безопасности,
которые разрабатываются в
- Существуют ведомственные или
специализированные нормы,
Нормы проектирования, переоснащения, переоборудования, реконструкции, строительства зданий, сооружений, производственных помещений. Здесь применяются разные правила, санитарные, строительные и др. Например минимальная высота потолков или нормы для лестничных пролетов, правила освещения помещений и др.
Правила поведение предварительных и периодических мед. осмотров.
Здесь два варианта осмотров: Осмотр
по физ состоянию организма и
психиатрическое освидетельство
Цели медосмотров:
Предупредительная цель для предотвращения негативных последствий для окружающих, это система бытового обслуживания и др.
Предупреждение расстройства здоровья самого работника.
Институт обеспечения
Институт где нормы связанные с обеспечением работника одеждой обувью, очищающими средствами, санитарных мест.
Установленные нормы порядка расследования учета несчастных случаев и профзаболеваний