Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:05, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение Конституции РФ как одного из основных источников трудового права.
Основные задачи данной работы:
1) Рассмотреть сущность понятия «источник права»;
2) Охарактеризовать основные виды источников трудового права и привести примеры их дифференциации;
3) Рассмотреть Конституцию РФ как источник трудового права;
4) Отразить соотношение Конституции РФ с иными источниками трудового права, а также порядок ее применения в деятельности судов.
Введение 3
Глава 1 Источники трудового права
§ 1 Понятие источника трудового права 5
§ 2 Виды источников трудового права
§ 3 Дифференциация источников трудового права 18
Глава 2 Конституция Российской Федерации - как источник
трудового права
§ 1 Понятие принципа права 27
§ 2 Конституция Российской Федерации как источник
трудового права РФ 42
§ 3 Соотношение Конституция РФ и норм международного
права
§ 4 Рассмотрение трудовых споров и конфликтов с
применением и ссылками на нормы Конституции
Российской Федерации
§ 5 Участие судов в реализации конституционных принципов
Заключение 77
Библиография 80
В настоящее время принцип равноправия является одним из базовых конституционных принципов, причем не только для трудового, но и других отраслей права. Ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации вводит принцип равноправия в число основных принципов регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений и придаст ему огромное значение. В первую очередь провозглашается и обеспечивается равенство прав и возможностей работников, в том числе па продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. С принципом равноправия тесно связан и принцип справедливости. Они взаимно дополняют друг друга и находят общее выражение в принципах, связанных с запретом дискриминации в сфере труда, обеспечения права на справедливую заработную плату и других положениях ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации.[45]
Спецификой многих конституционных принципов регулирования общественных отношений в сфере труда, в том числе равноправия и справедливости, является законодательное установление условий, а также большое количество всевозможного рода ограничений и особенностей, при которых принципы реализуются. Так, право работника на справедливую заработную плату сопровождается обязанностью государства установить и обеспечить минимальный размер оплаты труда, который постепенно должен будет достигнуть прожиточного минимума.
Для принципа равноправия в трудовом праве характерны различного рода исключения, например, при приеме на работу (ограничивается прием женщин на тяжелые и подобные им работы), прекращении трудового договора (устанавливаются дополнительные основания расторжения трудового договора с педагогическими работниками по инициативе работодателя), установлении размера материальной ответственности (повышенная материальная ответственность руководителя организации по сравнению с иными работниками) и т.д. С одной стороны, установление ограничений и исключений направлено на защиту прав и законных интересов работников и работодателей, с другой - это создает основу для злоупотреблений со стороны последних. Достаточно взглянуть на публикуемые в средствах массовой информации объявления о приеме на работу, содержание которых нарушает принципы равноправия и справедливости. В них, как правило, для желающих поступить на работу устанавливаются дискриминационные требования, связанные с полом, возрастом, местом жительства и т.д.
Вышесказанное подводит нас к следующему принципу – запрещения злоупотребления правами.
Конституция Российской Федерации в ст. 53 провозглашает, что права лиц от «...злоупотреблений властью» охраняются законом.
Конституцией Российской Федерации права, свободы и охраняемые интерес человека возведены в ранг высшей ценности (ст. 2); они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, ... обеспечиваются правосудием (ст. 18). Конституция Российской Федерации фиксирует границы осуществления прав как государством так и самими гражданами: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц» (п. 3 ст. 17): «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это «обходимо а целях защиты прав и законных интересов других лиц» (п. 3 ст. 55), запрещается отрицание или умаление общепризнанных прав, свобод человека и гражданина (п. 1 ст. 55).
Таким образом, Конституция Российской Федерации не содержит определения, что такое злоупотребление, но устанавливает границы (пределы) осуществления прав.
В юридической науке проблема злоупотребления правом до сих пор остается неразрешенной, во многом - дискуссионной. Критическому анализу подвергается как сам термин «злоупотребление правом», так и его содержание. Отсутствует также единая концепция относительно того, является ли злоупотребление правом «обратной стороной права», т.е. правонарушением, или это качественно иное поведение субъекта, отличное от традиционно понимаемых правомерности или противоправности.
В науке этот феномен «злоупотребление нравом» понимается по-разному, причем, значения этого понятия зачастую употребляются даже противоположных смыслах.
Агарков М.М. отвергал теорию злоупотребления правом, считая невозможным противоправное осуществление прав. По мнению М.Н. Малеиной, И.А. Покровского, С.Т. Максименко действия, называемые злоупотреблением правом, - не что иное, как выход за пределы права, т.е. правонарушение.[46]
В.П. Грибанов понимал под злоупотреблением правом «особый тип гражданского правонарушения, совершаемого управомоченным лицом при осуществлении им принадлежащего ему права, связанный с использованием недозволенных конкретных форм в рамках дозволенного ему законом общего типа поведения».[47]
М.И. Бару указывал, что злоупотребление правом «всегда внешне опирается на субъективное право и формально не противоречит объективному праву», т.е. злоупотребление правом правонарушением не является.
Термин «злоупотребление правом» в его буквальном понимании означает употребление права во зло, когда управомоченный субъект, обладая субъективным правом, действует в его пределах, но наносит какой-либо ущерб правам других людей или обществу в целом.[48]
Анализ законодательства и практики его применения позволяет заключить, что злоупотребление правом – это явление все-таки правовое, так как полагает:
1. Наличие у лица субъективных прав;
2. Деятельность по реализации этих прав;
3. Использование этих прав в противоречие с их социальным назначением или причинение вреда общественным и личным интересам;
4. Отсутствие конкретных юридических запретов или санкций за совершенное деяние
Злоупотребление правом, являясь деянием правомерным, не связано с нарушением запретов, невыполнением обязанностей, более того, отсутствует какая-либо санкция за данное деяние. Именно поэтому злоупотребление правом не является правонарушением.[49]
Но злоупотребление правом не является и правомерным поведением, так как правомерное поведение всегда социально полезно.
А.С. Шабуров считает злоупотребление правом самостоятельным видом правового поведения, юридические последствия которого нетрадиционны. Они не могут быть ни юридической ответственностью (т.к. это не правонарушение), ни тем более мерами поощрения.[50]
На наш взгляд, представляется возможным рассматривать
злоупотребление правом как промежуточный вид поведения между
правомерным и противоправным.
Злоупотребление правом является индикатором того, что общественные отношения развиваются, изменяются, формируются и достигают такого уровня, о котором стороны договора не могли предполагать. В том случае, когда степень общественной опасности от злоупотребления правом возрастает, законодатель определяет его как правонарушение, нормативно его запрещая и снабжая норму санкцией.
Злоупотребление правом - форма поведения, которая умаляет права других лиц в рамках дозволенного общего типа поведения; оно заключается в действиях, не выходящих за границы субъективного права, использует такие формы его реализации, которые выходят за установленные законом пределы осуществления права, нарушая права других лиц (Исмагилов). При этом важным является еще и сам процесс осуществления, процесс реализации права[51], а не только содержание субъективного права.
Но, к сожалению, в Трудовом кодексе термин «злоупотребление правом» не употребляется. В реальной действительности, если исходить из того определения, что злоупотребление правом поведение, которое умаляет права других лиц в рамках дозволенного общего типа поведения, то и работник, и работодатель могут столкнуться с проблемой злоупотребления своих прав.
В соответствии со статьёй 37 Конституции РФ:
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, включая запрет принудительного труда.
Содержание принципа свободы труда рассматривается авторами неоднозначно. В советские времена он означал, прежде всего, запрет эксплуатации работника в процессе труда и являлся, скорее, принципом социалистического общества, но не права. При этом основой этого принципа и всей правовой и государственной системы являлась конституционная обязанность каждого советского гражданина трудиться.
Принцип свободы труда отражал невозможность использовать труд граждан на благо конкретных лиц Связано это было с запретом на занятие предпринимательской деятельностью и отсутствием частной формы собственности. Вследствие того, что хозяйственную деятельность в советский период осуществляло только государство, принимать на работу граждан имели право только государственные организации. При этом наука трудового права негативно относилась к понятию «наемный труд», отождествляя его с эксплуатацией человека. Подчеркивалась самостоятельность труда всех граждан на благо общества и государства.
Современная юридическая наука отводит принципу свободы труда другую, более важную роль. В основе его лежит право человека самостоятельно определять - использовать ли свои способности к труду или нет.
Главной составляющей принципа является запрет принудительного труда, который никак не сочетается с советской «обязанностью трудиться».
Следует согласиться с Д.Ю. Гладких, который придает принципу свободы труда первостепенное значение и предопределяющую роль по отношению к другим принципам трудового права.[52] Л.Ю. Бугров фактически наделяет свободу труда качеством общеправового принципа. «Свобода труда, - по мнению автора, - связана с другими свободами, но не равна им по значению, она должна расцениваться как основа почти всех других прав и свобод личности».[53]
Восприятие свободы труда только в таком ракурсе несколько обедняет сам принцип, наделяя его лишь качеством элемента правового статуса гражданина (то же самое можно сказать и об обязанности трудиться в советское время). Рассматриваемый принцип предназначен еще и для направления развития законодательства о труде, а также непосредственного регулирования трудовых отношений, ведь по верному замечанию СЮ. Головиной принципы права - не декларация, а руководство к действию.[54]
По нашему мнению, межотраслевой конституционный принцип свободы труда относительно его воздействия на трудовое отношение стоит рассматривать в двух плоскостях. В первой плоскости принцип регулирует отношения, имеющие место до заключения трудового договора. Причем эти отношения могут носить как общерегулятивный (право каждого гражданина использовать свои способности к труду), так и конкретнорегулятивный характер (например, право выбирать профессию). Во второй плоскости свобода труда рассматривается как основа регулирования возникшего трудового отношения.
Еще одной проблемой конституционного принципа свободы труда является отнесение к его содержанию права работников на защиту от безработицы.[55]
Следует согласиться с О. Пферсманом, отмечающим, что конституционный принцип является действенным только в случае создания определенных предусмотренных законом обязанностей, в случае нарушения которых можно обратиться к конституционному судопроизводству.[56]
Принцип защиты от безработицы, в конечном счете, предполагает возможность каждого гражданина рассчитывать на получение работы (что, на наш взгляд невозможно в реальности).
В другом значении указанный принцип можно рассматривать как правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу.[57]
Но подобная формулировка, на наш взгляд, является частью другого конституционного принципа - право работников на справедливые условия труда. Он в числе прочего включает в себя как равенство работников, так и определенные гарантии для них при устройстве на работу и увольнении.
В связи с вышесказанным, следует согласиться с А.Е. Пашерстником, который утверждает, что такие принципы, как свобода от эксплуатации, свобода от безработицы не являются правовыми, а представляют собой особенности экономической и социальной политики государства и не имеют регулятивного характера.[58]
Таким образом, защита от безработицы не относится к принципам права (также как и не является элементом содержания какого-либо из них), а является правовым принципом деятельности государства, имеющим, совершенно другое содержание.
В ст. 4 ГК РФ законодатель признал принудительным трудом невыплату работнику в установленный срок или не в полном размере заработной платы. Право работника в соответствии со ст. 142 ТК РФ не выходить на работу, по мнению С. Ю. Головиной, является реализацией принципа запрета принудительного труда.
Мы считаем, что принудительный труд в рассматриваемом значении не может распространяться на будущие отношения работника и работодателя. В прошлом действительно имел место принудительный труд, поскольку заработная плата за выполненную работу не выплачена. В будущем же добросовестность работодателя презюмируется, иначе любой работник, имеющий основание полагать, что работодатель не выплатит ему заработную плату, шихте не выходить на работу.
На наш взгляд, возможность отказаться от продолжения работы ни что иное, как форма самозащиты трудовых прав, т.е. реализация конституционном) принципа защиты трудовых прав всеми предусмотренными законом способами.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Информация о работе Конституции Российской Федерации как один из основных источников трудового права