Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:05, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение Конституции РФ как одного из основных источников трудового права.
Основные задачи данной работы:
1) Рассмотреть сущность понятия «источник права»;
2) Охарактеризовать основные виды источников трудового права и привести примеры их дифференциации;
3) Рассмотреть Конституцию РФ как источник трудового права;
4) Отразить соотношение Конституции РФ с иными источниками трудового права, а также порядок ее применения в деятельности судов.
Введение 3
Глава 1 Источники трудового права
§ 1 Понятие источника трудового права 5
§ 2 Виды источников трудового права
§ 3 Дифференциация источников трудового права 18
Глава 2 Конституция Российской Федерации - как источник
трудового права
§ 1 Понятие принципа права 27
§ 2 Конституция Российской Федерации как источник
трудового права РФ 42
§ 3 Соотношение Конституция РФ и норм международного
права
§ 4 Рассмотрение трудовых споров и конфликтов с
применением и ссылками на нормы Конституции
Российской Федерации
§ 5 Участие судов в реализации конституционных принципов
Заключение 77
Библиография 80
Ряд авторов, на наш взгляд, необоснованно противопоставляют два таких понятия, как общие закономерности возникновения и развития общественных отношений, с одной стороны, и совокупность идей, взглядов на право, представлений о нем - с другой. В данном случае необходимо говорить не о взаимоисключающих категориях, а о двух аспектах одного и того же явления - сущности принципов права.
Таким образом, принципы права обладают и объективными, и субъективными качествами. Они объективны в силу их обусловленности реально существующими экономическими и социальными качествами, и субъективны, поскольку являются результатами правотворческой деятельности государства, интеллектуальной деятельности законодателя.
Другими словами, принципы права в своей основе имеют совокупность идей о праве, формирующихся под влиянием различных объективно-субъективных факторов.[24] Сущностью принципов права является правосознание (прежде всего правовая идеология), отражающее всю систему закономерностей общественного бытия.
Принципы права призваны обеспечивать органичное взаимодействие объективного и субъективного права, норм права и правовых отношений, единство действующих в стране правовых норм, институтов и отраслей права.[25] Немаловажной в этом свете представляется проблема соотношения принципов права с системой права, правовыми нормами. С одной стороны, идеи в большинстве случаев получают прямое отражение в преамбулах и общих статьях законодательных актов, а с другой развиваются и конкретизируются в определенных правилах поведения, проявляясь как их общие идейно-правовые основы, критерии их группировки и систематизации.[26]
По мнению В.Н. Карташова, М.Л. Якуба, принципы права должны быть четко и ясно сформулированы в законодательстве. Пока закон не закрепил положение в качестве основного, оно не является принципом права.[27]
А вот Т.Н. Добровольская, признаку принципа права «закрепление в законе» не придает большого значения. Любое положение, закрепленное законом, может быть опущено из числа принципов за объективной не обусловленностью. А не предусмотренные законом положения могут быть признаны вытекающими из ряда норм и причислены к принципам.[28]
Как правильно заметили Р.З. Лившиц и В.И. Никитинский, все правовые принципы не существуют вне правовых норм. «Нет норм, в которых не проявлялись бы правовые принципы. Каждая норма содержит тот или иной принцип или их совокупность».[29] Характер взаимоотношения принципов права и правовых норм четко выражен О.В. Смирновым: «... принцип как фактор сущностного порядка глубже нормы права, а норма богаче принципа, охватывающего только часть того, что есть в норме. Зато данная часть - самое главное, решающее, основное в ней».[30]
Соотношение принципов и норм права состоит в том, что принципы отражают внутреннюю систему права, но выражаются через ее внешнюю часть — нормы права.
Содержание же принципа права необходимо понимать в узком и широком смысле. В первом случае - это формулировка принципа, выраженная в одной или нескольких правовых нормах. Во втором случае принципы выражают всю совокупность норм права, которые сложились под влиянием данного принципа с отражением всей его объективно-субъективной сущности1.
Таким образом, принципы права могут быть закреплены в праве двояким образом. В первом случае они четко формулируются законодателем и представляют из себя принцип-норму. Во втором - принципы закрепляются в праве косвенным образом, напрямую в одной или нескольких нормах не отражаются, а их смысл позднее выводится из содержания определенной совокупности правовых норм2. Такая характеристика рассматриваемого понятия дает возможность судить о различиях в характере их воздействия на общественные отношения, в частности, в характере правового регулирования.
И наконец, некоторые ученые вообще не оставляют в системе права места для принципов, четко не сформулированных в тексте закона. Так, В.Н. Карташов, считает, что «грамотное использование (соблюдение, применение и т.п.) принципов права в своей практической деятельности свидетельствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц, поэтому не только нормы, но и принципы права должны быть достаточно четко и ясно сформулированы в законодательстве».[31]
Лукашева Е.А., напротив, придает принципам права исключительно характер идеи. Правовые принципы по ее мнению являются идейной основой реализации, осуществления правовых норм.[32] Отсюда можно сделать вывод, что правовые нормы совсем не обязательно (и даже не нужно) четко определять в законодательстве. На наш взгляд, и та, и другая точки зрения являются крайностью. Четкое закрепление некоторых принципов права необходимо, и в первую очередь для их использования в правоприменительной практике. Но отсутствие данного условия не является основанием для непризнания той или иной правовой категории принципом права. Ведь принципы права выполняют и другие функции, например, создают основу для правотворческой деятельности, а для этого их законодательное формулирование не обязательно. В этом случае главная роль отводится юридической науке. Именно она с помощью научного обобщения выделяет из всей правовой действительности принципы права, формулирует их, определяет им место в системе права.
Точка зрения, согласно которой принципы права непосредственно сами по себе регулируют общественные отношения, не является единственной. Так, по мнению К.П. Уржинского, принципы права воздействуют на общественные отношения, а не регулируют их, ибо не определяют конкретное поведение того или иного субъекта права.[33]
Л.С. Явич считает, что чаще всего принципы права принимают участие в регулировании общественных отношений косвенно, воплощаясь в более конкретных юридических нормах, но в ряде случаев они способны непосредственно регулировать общественные отношения.[34]
Наибольшее значение в таком качестве принципы права приобретают при наличии пробелов в праве или коллизии правовых норм. Например, Конституционный Суд Российской Федерации не раз при принятии решения руководствовался конституционными принципами. Однако в этом случае имеются в виду только те принципы права, которые четко сформулированы в законе, нормы-принципы. Ведь любой правоприменительный акт должен содержать формально-юридическое обоснование, отсылку к конкретной норме права. Данная проблема имеет и несколько иной аспект. Для примера приведем выдержку из ст. 5 Семейного кодекса Российской Федерации: «В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются, исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права, а также принципов гуманности, разумности и справедливости.[35] Ни один нормативный правовой акт не разъясняет, что такое гуманность, разумность и справедливость. Из сказанного можно сделать вывод, что в этом случае норма права отсылает к принципам, не облеченным в строгую форму, что может породить разные подходы к правовому регулированию. В данном случае правильность и полнота правового регулирования целиком зависит от профессионализма и опыта лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность. Но в любом случае, принципы права, выражаясь в юридических нормах, не могут существовать вне права - иначе они будут принципами или категориями других, неправовых социальных явлений. Поэтому деятельность государственных органов по применению указанных принципов не может выходить за рамки права. Гуманизм, разумность, справедливость нужно рассматривать в качестве не моральных, а правовых принципов, которым свойственна нормативность, общеобязательность и однообразность применения.
На наш взгляд стоит отметить, что, пронизывая все институты права, принципы достаточно определенно сформулированы в виде конкретных законодательных положений. Если некоторые принципы вытекают из содержания различных правовых положений, но прямо в законе не указаны, то они формулируются с помощью правовой науки. Принципы права не существуют вне закона, но они и не замыкаются в какой-либо норме, а пронизывают все право в целом, отражаясь во всех его отраслях.[36]
Таким образом, принципы права можно определить как закрепленные в законодательстве, отражающие закономерности общественно-политической жизни идейно-руководящие положения, определяющие общую направленность, характер и содержание правового регулирования общественных отношений.[37]
§ 2 Конституция Российской Федерации как источник трудового права РФ
Основополагающим источником в системе нормативных актов, да и в целом в системе источников российского трудового права, выступает Конституция РФ. Главенствующая роль этого акта среди всех источников трудового права вызвана естественно не тем, что она регулирует больше общественных отношений в сфере труда, нежели остальные. Речь в данном случае идет о том, что названный акт, во-первых, обладает таким качеством, как юридическое верховенство над всеми иными источниками права вообще и трудового в том числе (именно в этом смысле она и является основополагающей), а во-вторых, в ее содержании закреплены права, свободы, обязанности человека и гражданина в связи с его трудом. Они выполняют роль общих принципов трудового права, выступающих едиными началами, общими идеями, на основе и во исполнение которых осуществляется правовое регулирование отношений, входящих в предмет трудового права.
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину России обладание на ее территории всеми правами и свободами, устанавливает равные обязанности (ч. 2 ст. 6), равенство всех перед законом и судом и запрещает дискриминацию по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и другим обстоятельствам, предусмотренным ст. 19.
Эти положения Конституции РФ имеют принципиальный характер для определения содержания норм трудового права, регулирующих правовой статус субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а также преодоления негативных явлений в сфере труда в условиях рыночной экономики, когда, к сожалению, значительно возросло количество случаев проявления дискриминации человека, особенно по признакам пола, возраста и др. В этом можно наглядно убедиться по публикуемым в СМИ объявлениям о приеме на работу, многие их которых устанавливают требования дискриминационного характера (по полу, возрасту, семейному положению и другим основаниям), не относящиеся к деловым, профессиональным качествам будущего работника. Тем самым необоснованно ограничивается право на труд, на свободный выбор рода деятельности и профессии, установленное ч. 1 ст. 37 Конституции РФ.
Что, подводит нас к принципам равноправия и справедливости.
Необходимо отметить, что равноправие и справедливость относятся к принципам, содержание которых выводится их смысла законодательства, то есть, они закреплены в нормах права косвенным образом и не имеют легальной формулировки. Ст. 19 Конституции, закрепляющая равенство всех перед законом и судом, и также гарантирующая равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от перечисленных в этой статье Конституции, а также иных обстоятельств, является лишь одним из элементов принципа равноправия. Его содержание (также как и принципа справедливости) определяется авторами по-разному и зависит от многих факторов.
Так, Л.С. Явич вполне обоснованно заметил, что «никакой из принципов права не подвергался столь частому толкованию, обсуждению, разъяснению и вместе с тем искажению, как принцип справедливости».[38] Следует отметить, что принцип справедливости имеет, во-первых, огромное самостоятельное значение, а во-вторых, как основа для других принципов, а именно: ответственность за вину, сочетание прав и обязанностей и других. Л.С. Явич отмечает, что справедливость неизбежно связана с принципами юридического равенства и законности. «Равенство каких бы то ни было субъектов права перед законом, проявляющееся в обязательном для всех исполнении последнего и есть высшее выражение справедливости»[39].
Правильной, на наш взгляд, является точка зрения В.И. Леушииа и В.Д. Перевалова, которые считают основой принципа справедливости общесоциальную сущность права, стремление к компромиссу между участниками правоотношений.[40]
Трудно так же не согласиться с утверждением B.C. Нерсесянца: «... специфика правового равенства и права вообще ... означает и требование соразмерности, эквивалента в отношениях между свободными индивидами как субъектами права».[41]
Таким образом, общесоциальность и соразмерность правовых предписаний, юридическое равенство и законность - главные составляющие конституционного принципа справедливости.
При регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений рассматриваемый нами принцип должен проявляться, прежде всего, в балансе интересов между работодателями и работниками, нивелировании экономического неравенства между ними посредством предоставления различного рода гарантий последним. И, кроме того, важной составляющей принципа справедливости в трудовом праве является равенство прав и возможностей работников.
Необходимо отметить, что равноправие (как и справедливость) относится к принципам, содержание которых выводится их смысла законодательства, то есть, они закреплены в нормах права косвенным образом и не имеют четкой легальной формулировки. Ст. 19 Конституции, закрепляющая равенство всех перед законом и судом, а также гарантирующая равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от перечисленных в этой статье обстоятельств, является лишь одним из элементов принципа равноправия. Его содержание определяется авторами по-разному и зависит от многих факторов, например, от сферы его реализации.[42] Так, принцип равноправия в советский период раскрывался, прежде всего, как равенство граждан перед законом независимо от каких бы то ни было условий, обстоятельств и предрассудков. Кроме того, большинством авторов принцип равноправия рассматривался как продолжение принципа справедливости.[43] Применительно к трудовому праву принцип равноправия рассматривался, прежде всего, как обеспечение равного вознаграждения за равный труд (ст. 2 Кодекса законов о труде РСФСР 1971 года). В научной литературе исследуемый принцип чаще всего вообще не относился к основным принципам отрасли.[44]
Информация о работе Конституции Российской Федерации как один из основных источников трудового права