Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:05, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение Конституции РФ как одного из основных источников трудового права.
Основные задачи данной работы:
1) Рассмотреть сущность понятия «источник права»;
2) Охарактеризовать основные виды источников трудового права и привести примеры их дифференциации;
3) Рассмотреть Конституцию РФ как источник трудового права;
4) Отразить соотношение Конституции РФ с иными источниками трудового права, а также порядок ее применения в деятельности судов.
Введение 3
Глава 1 Источники трудового права
§ 1 Понятие источника трудового права 5
§ 2 Виды источников трудового права
§ 3 Дифференциация источников трудового права 18
Глава 2 Конституция Российской Федерации - как источник
трудового права
§ 1 Понятие принципа права 27
§ 2 Конституция Российской Федерации как источник
трудового права РФ 42
§ 3 Соотношение Конституция РФ и норм международного
права
§ 4 Рассмотрение трудовых споров и конфликтов с
применением и ссылками на нормы Конституции
Российской Федерации
§ 5 Участие судов в реализации конституционных принципов
Заключение 77
Библиография 80
Введение
Глава 1 Источники трудового права
§ 1 Понятие источника трудового права
§ 2 Виды источников трудового права
§ 3 Дифференциация источников трудового права 18
Глава 2 Конституция Российской Федерации - как источник
трудового права
§ 1 Понятие принципа права
§ 2 Конституция Российской Федерации как источник
трудового права РФ
§ 3 Соотношение Конституция РФ и норм международного
права
§ 4 Рассмотрение трудовых споров и конфликтов с
применением и ссылками на нормы Конституции
Российской Федерации
§ 5 Участие судов в реализации конституционных принципов
Заключение
Библиография
Введение
Любая система права основана на определенных принципах, детерминированных политическими, экономическими и социальными закономерностями развития общества и государства. При этом важнейшие из принципов российского права отражены в Конституции Российской Федерации. В условиях формирования правового государства именно конституционные принципы призваны обеспечить развитие и правильное применение правовых норм, создать благоприятные условия для использования своих прав работниками и работодателями
Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает «человека, его права и свободы высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства». Конституция закрепляет основные права и свободы личности, механизм их реализации и зашиты. Особенностью многих конституционных положений является их нацеленность на регулирование отношений, традиционно являющихся предметом других отраслей права. При этом такие положения можно признать частью как конституционного, так и отраслевого законодательства. В частности, к ним можно отнести нормы Конституции Российской Федерации, определяющие основные принципы регулирования общественных отношений в сфере труда.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим:
Во-первых, отсутствие необходимого соответствия между нормами трудового законодательства и конституционными принципами, неправильное понимание сути и свойств последних, их некорректное использование могут направить процесс правового регулирования труда в неверном направлении;
Во-вторых, анализ Трудового кодекса Российской Федерации и практики его применения позволяет сделать вывод о неразрешенности в настоящее время многих проблем в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Одной из главных причин этого является ненадлежащее использование конституционных принципов, как при разработке новых законов, так и их применении;
В-третьих, ряд положений трудового законодательства противоречит как конституционным принципам, так и нормам международного права. В частности, закрепленная в ст. 2 Трудового кодекса система основных принципов регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в полной мере не отразила конституционные и международно-правовые стандарты в области трудовых прав, а также современные тенденции развития общества и государства.
Таким образом, отраженные в Конституции Российской Федерации права и свободы в области труда выступают не только и не столько субъективными правами граждан, сколько принципами регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Целью данной работы является рассмотрение Конституции РФ как одного из основных источников трудового права.
Основные задачи данной работы:
1) Рассмотреть сущность понятия «источник права»;
2) Охарактеризовать основные виды источников трудового права и привести примеры их дифференциации;
3) Рассмотреть Конституцию РФ как источник трудового права;
4) Отразить соотношение Конституции РФ с иными источниками трудового права, а также порядок ее применения в деятельности судов.
Вопросам, рассмотрения Конституции РФ в качестве источника трудового права посвящены работы Н.Г. Александрова, Л.Ю. Бугрова, Д.Ю. Гладких, Р.З. Лившиц, Г.Х. Шафиковой, М.С. Сагандыкова и ряда других ученых. Вышеуказанную сферу общественных отношений регулирует ряд нормативных правовых актов, таких как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Конвенция МОТ N 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.), ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и т.д. Кроме того, данные вопросы рассматриваются судебной практикой судов различного уровня.
Глава 1 Источники трудового права
§ 1 Понятие источника права
В науке не существует единого подхода в определении категории «источник права», тем не менее, на данный момент можно выделить ряд основных позиций по данному вопросу. Так, И.Я. Киселев определяет источники права как способы выражения государственной воли, направленной на регулирование отношений наемного труда, составляющие форму трудового права или его источники (нормативные акты по труду). О.В. Смирнов настаивает на том, что источники трудового права это результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. С.А. Сыроватская говоря об источниках права, имеет в виду форму права, то есть акты соответствующих компетентных органов с нормативным содержанием. И наконец А.С. Пашков полагает, что источник права это форма выражения воли законодателя, направленная на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с применением труда граждан (действующее законодательство).
Не смотря на многообразие точек зрения, на наш взгляд, следует согласиться с В.И. Смолярчуком, который говорит о том, что категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, его экономические, политические и социальные потребности. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов.[1] Как форма выражения трудового законодательства источник может содержать нормы не только трудового права, например ТК РФ, но может быть и комплексным, т.е. содержать нормы и других отраслей права. Например, в Конституции РФ, которая является юридической базой текущего законодательства, закреплены основные права и обязанности граждан в сфере труда.
Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном, или юридическом смысле слова.
Необходимо отметить, что со вторым понятием источника права чаще всего приходится сталкиваться не только в науке трудового права, но и на практике, в повседневной жизни, т.к. оно дает возможность познать трудовое право с позиций нормативного содержания и его принадлежности к конкретным субъектам – работниками, работодателями, трудовому коллективу.
Таким образом, под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.
Исходя из вышесказанного, источники трудового права, могут быть отождествлены с понятием нормативно-правовых актов, регулирующих рынок труда, отношения по организации и применению труда наемных работников. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение при описанной в них ситуации, т.е. они содержат нормы права.[2] Другими словами, источниками права являются законы, указы, постановления и т. п.
Однако к источникам трудового права в силу особенностей их формирования относятся и акты локального нормотворчества самих работников, их представителей и работодателя (его представителей). В организации таким источником является коллективный договор либо иные локальные акты, принятые в установленном порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от отраслевых тарифных до генеральных), принимаемые на основе двустороннего или трехстороннего сотрудничества организациями работодателей и трудящихся в лице их представителей и с участием органов государственного управления при трехстороннем сотрудничестве.
На наш взгляд, стоит отметить и то, что источники трудового права, содержащие нормы трудового законодательства, необходимо отличать от правовых актов применения трудового законодательства. Так, есть указы Президента РФ нормативные, а есть и не нормативные, а правоприменительные. Например, указы о персональном награждении, присвоении почётных званий — это правовые акты правоприменительного характера, а Указ Президента РФ от 27 декабря 2004 г. N 1614 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации»[3] — это нормативный акт трудового права.
Поскольку источник права является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в пряной зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам.
Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: источники трудового права – это совокупность результатов правотворческой деятельности органов государства и местного самоуправления, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников, которые включает разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Такую совокупность обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая, однако, в одних случаях совокупность всех нормативных актов — источников трудового права, в других — только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.
Кроме того, под системой источников как целого комплекса понимается не только состав этого комплекса, но и последовательность расположения источников внутри данной системы их взаимосвязь и субординация (соподчиненность).
С одной стороны, система источников трудового права отражает объективные требования системы данной отрасли, с другой, она не лишена такого субъективного фактора, как целенаправленное усмотрение законодателя при создании данного конкретного нормативного акта или определенной группы актов. Вот почему эти две системы (отрасли и источников) не всегда совпадают. Например, ранее КЗоТ РФ имел не все институты трудового права, выделенные в самостоятельные главы. Так, нормы о материальной ответственности работника были помещены в главе о дисциплине труда, а о материальной ответственности работодателя — в главе об охране труда и не выделялись в самостоятельные главы. В нынешнем же ТК РФ нет главы об обеспечении занятости и трудоустройства. В то же время есть главы, содержащие только специальные нормы: о труде женщин, молодежи, льготы обучающимся без отрыва от работы, которые не могут вне соответствующих общих норм составлять самостоятельный институт трудового права. Они относятся соответственно к институтам охраны труда, рабочего времени и времени отдыха, трудовому договору.
Таким образом, можно выделить следующие особенности системы источников трудового права:
1. Она обусловлена федеративным устройством Российского государства как добровольного объединения на основе федеративного догoвора ее республик и других ее субъектов (краев, областей и т.д.), которые в пределах, указанных в Конституции РФ, самостоятельно осуществляют государственную власть и правотворческую деятельность на своей территории.
2. В системе находятся не только нормативные акты по труду, но и нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров.
3. В системе ныне находятся ратифицированные РФ международно-правовые акты по труду и некоторые нормативные акты трудового законодательства Союза ССР. Так, до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству Российской Федерации, а также международным соглашениям (договорам) с участием России.
4. В системе есть много актов специализированного ведомства – Министерства труда и социального развития РФ, а также других специализированных ведомств — Рострудинспекции, Госгортехнадзора и др.
5. В создании нормативных актов трудового законодательства активно участвуют сами работники через свои трудовые коллективы, профсоюзы и другие представительные органы. Это отражает специфику метода трудового права.
Информация о работе Конституции Российской Федерации как один из основных источников трудового права