Конституции Российской Федерации как один из основных источников трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение Конституции РФ как одного из основных источников трудового права.
Основные задачи данной работы:
1) Рассмотреть сущность понятия «источник права»;
2) Охарактеризовать основные виды источников трудового права и привести примеры их дифференциации;
3) Рассмотреть Конституцию РФ как источник трудового права;
4) Отразить соотношение Конституции РФ с иными источниками трудового права, а также порядок ее применения в деятельности судов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Источники трудового права
§ 1 Понятие источника трудового права 5
§ 2 Виды источников трудового права
§ 3 Дифференциация источников трудового права 18
Глава 2 Конституция Российской Федерации - как источник
трудового права
§ 1 Понятие принципа права 27
§ 2 Конституция Российской Федерации как источник
трудового права РФ 42
§ 3 Соотношение Конституция РФ и норм международного
права
§ 4 Рассмотрение трудовых споров и конфликтов с
применением и ссылками на нормы Конституции
Российской Федерации
§ 5 Участие судов в реализации конституционных принципов
Заключение 77
Библиография 80

Файлы: 1 файл

Диплом на печать.doc

— 412.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение                                                                                           3

 

Глава 1 Источники трудового права

      

§ 1 Понятие источника трудового права                                          5

§ 2  Виды источников трудового права

§ 3 Дифференциация источников трудового права                       18

 

Глава 2 Конституция Российской Федерации - как источник

трудового права                                         

 

§ 1 Понятие принципа права                                                              27

§ 2 Конституция Российской Федерации как источник

трудового права РФ                                                                     42

§ 3 Соотношение Конституция РФ и норм международного

права

§ 4 Рассмотрение трудовых споров и конфликтов с

применением и ссылками на нормы Конституции

Российской Федерации

§ 5 Участие судов в реализации конституционных принципов

 

              Заключение                                                                                     77

 

              Библиография                                                                                 80

 

 

Введение

Любая система права основана на определенных принципах, детерминированных политическими, экономическими и соци­альными закономерностями развития общества и государства. При этом важнейшие из принципов российского права отражены в Конституции Россий­ской Федерации. В условиях формирования правового государства именно конституционные принципы призваны обеспечить развитие и правильное применение право­вых норм, создать благоприятные условия для использования своих прав ра­ботниками и работодателями

Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает «челове­ка, его права и свободы высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства». Конституция закрепляет основные права и свободы личности, механизм их реализации и зашиты. Особенностью многих конституционных положений является их нацеленность на регулирование отношений, традиционно яв­ляющихся предметом других отраслей права. При этом такие положения можно признать частью как конституционного, так и отраслевого законода­тельства. В частности, к ним можно отнести нормы Конституции Российской Федерации, определяющие основные принципы регулирования обществен­ных отношений в сфере труда.

Актуальность выбранной темы обусловлена следующим:

Во-первых, отсутствие необходимого соответствия между нормами трудового законодательства и конституционными принципами, неправильное понимание сути и свойств последних, их некорректное использование могут направить процесс правового регулирования труда в неверном направлении;

Во-вторых, анализ Трудового кодекса Российской Федерации и практики его применения позволяет сделать вывод о неразрешенности в настоящее время многих проблем в области регулирования трудовых и непосредственно свя­занных с ними отношений. Одной из главных причин этого является ненадлежащее использование конституционных принципов, как при разработке новых законов, так и их применении;

В-третьих, ряд положений трудового за­конодательства противоречит как конституционным принципам, так и нор­мам международного права. В частности, закрепленная в ст. 2 Трудового ко­декса система основных принципов регулирования трудовых и непосредст­венно связанных с ними отношений, в полной мере не отразила конститу­ционные и международно-правовые стандарты в области трудовых прав, а также современные тенденции развития общества и государства.

Таким образом, отраженные в Конституции Российской Федерации права и свободы в области труда выступают не только и не столько субъективными правами граждан, сколько принципами регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Целью данной работы является рассмотрение Конституции РФ как одного из основных источников трудового права.

Основные задачи данной работы:

1)     Рассмотреть сущность понятия «источник права»;

2)     Охарактеризовать основные виды источников трудового права и привести примеры их дифференциации;

3)     Рассмотреть Конституцию РФ как источник трудового права;

4)     Отразить соотношение Конституции РФ с иными источниками трудового права, а также порядок ее применения в деятельности судов.

Вопросам, рассмотрения Конституции РФ в качестве источника трудового права посвящены работы Н.Г. Александрова, Л.Ю. Бугрова, Д.Ю. Гладких,            Р.З. Лившиц, Г.Х. Шафиковой, М.С. Сагандыкова и ряда других ученых. Вышеуказанную сферу общественных отношений регулирует ряд нормативных правовых актов, таких как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Конвенция МОТ N 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.), ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и т.д. Кроме того, данные вопросы рассматриваются судебной практикой судов различного уровня.

 

Глава 1 Источники трудового права

§ 1 Понятие источника права

В науке не существует единого подхода в определении категории «источник права», тем не менее, на данный момент можно выделить ряд основных позиций по данному вопросу. Так, И.Я. Киселев определяет источники права как способы выра­жения государственной воли, на­правленной на регулирование отношений наем­ного труда, со­ставляющие форму трудового права или его источни­ки (нормативные акты по труду). О.В. Смирнов настаивает на том, что источники трудово­го права это результа­ты (продукты) пра­вотворческой деятельности компе­тентных органов государства в сфере регулирования тру­довых и иных об­щественных отно­шений, составляю­щих предмет этой отрасли права. С.А. Сыроватская говоря об источниках права, имеет в виду форму права, то есть акты соответствую­щих   компетент­ных   органов   с нормативным содержанием. И наконец А.С. Пашков полагает, что источник права это форма выражения воли законодате­ля, направленная на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с применением труда граждан (действующее законодательство).

Не смотря на многообразие точек зрения, на наш взгляд, следует согласиться с В.И. Смолярчуком, который говорит о том, что категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, его экономические, политические и социальные потребности. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов.[1] Как форма выражения трудового законодательства источник может содержать нормы не только трудового права, например ТК РФ, но может быть и комплексным, т.е. содержать нормы и других отраслей права. Например, в Конституции РФ, которая является юридической базой текущего законодательства, закреплены основные права и обязанности граждан в сфере труда.

Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном, или юридическом смысле слова.

Необходимо отметить, что со вторым понятием источника права чаще всего приходится сталкиваться не только в науке трудового права, но и на практике, в повседневной жизни, т.к. оно дает возможность познать трудовое право с позиций нормативного содержания и его принадлежности к конкретным субъектам – работниками, работодателями, трудовому коллективу.

Таким образом, под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Исходя из вышесказанного, источники трудового права, могут быть отождествлены с понятием нормативно-правовых актов, регулирующих рынок труда, отношения по организации и применению труда наемных работников. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение при опи­санной в них ситуации, т.е. они содержат нормы права.[2] Другими словами, источниками права являются законы, указы, по­становления и т. п.

Однако к источникам трудового права в силу особенностей их формирования относятся и акты локального нормотворчества самих работников, их представителей и работодателя (его представителей). В органи­зации таким источником является коллективный договор либо иные локальные акты, принятые в установленном порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от отраслевых тарифных до генеральных), прини­маемые на основе двустороннего или трехстороннего сотрудничества организациями работодателей и трудящихся в лице их представителей и с участием органов государственного управления при трехстороннем сотрудничестве.

На наш взгляд, стоит отметить и то, что источники трудового права, содержащие нормы трудового законодательства, необходимо отличать от правовых актов применения трудо­вого законодательства. Так, есть указы Президента РФ нормативные, а есть и не нормативные, а правоприме­нительные. Например, указы о персональном награждении, присвое­нии почётных званий — это правовые акты правоприменительного ха­рактера, а Указ Президента РФ от 27 декабря 2004 г. N 1614 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации»[3] — это нормативный акт трудового права.

Поскольку источник права является следствием правотворче­ской деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в пряной зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам.

Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее опреде­ление: источники трудового права – это совокупность результатов правотвор­ческой деятельности органов государства и местного самоуправления, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников, которые включает разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Такую совокупность обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая, однако, в одних случаях совокупность всех нормативных актов — источников трудового права, в других — только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.

Кроме того, под системой источников как це­лого комплекса понимается не только состав этого комплекса, но и последовательность расположения источников внутри данной системы их взаимосвязь и субординация (соподчиненность).

С одной стороны, система источников трудового права отражает объективные требования системы данной отрасли, с другой, она не лишена такого субъективного фактора, как целенаправленное усмотрение законодателя при создании данного конкретного нормативного акта или определенной группы актов. Вот почему эти две системы (отрасли и источников) не всегда совпадают. Например, ранее КЗоТ РФ имел не все институты трудового права, выделенные в самостоятельные главы. Так, нормы о материальной ответственности работника были помещены в главе о дисциплине труда, а о материальной ответственности работодателя — в главе об охране труда и не выделялись в самостоятельные главы. В нынешнем же ТК РФ нет главы об обеспечении занятости и трудоустройства. В то же время есть главы, содержащие только специальные нормы: о труде женщин, молодежи, льготы обучающимся без отрыва от работы, ко­торые не могут вне соответствующих общих норм составлять самостоятельный институт трудового права. Они относятся соответственно к институтам охраны труда, рабочего времени и времени отдыха, трудовому договору.

Таким образом, можно выделить следующие особенности системы источников трудового права:

1.      Она обусловлена федеративным устройством Российского государства как добровольного объединения на основе федеративного догoвора ее республик и других ее субъектов (краев, областей и т.д.), которые в пределах, указанных в Конституции РФ, самостоятельно осуществляют государственную власть и правотворческую деятельность на своей территории.

2.      В системе находятся не только нормативные акты по труду, но и нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров.

3.    В системе ныне находятся ратифицированные РФ международно-правовые акты по труду и некоторые нормативные акты трудового законодательства Союза ССР. Так, до принятия соответствую­щих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству Российской Федерации, а также международным соглашениям (договорам) с участием России.

4.    В системе есть много актов специализированного ведомства – Министерства труда и социального развития РФ, а также других спе­циализированных ведомств — Рострудинспекции, Госгортехнадзора и др.

5.    В создании нормативных актов трудового законодательства ак­тивно участвуют сами работники через свои трудовые коллективы, профсоюзы и другие представительные органы. Это отражает специфи­ку метода трудового права.

Информация о работе Конституции Российской Федерации как один из основных источников трудового права