Конституции Российской Федерации как один из основных источников трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение Конституции РФ как одного из основных источников трудового права.
Основные задачи данной работы:
1) Рассмотреть сущность понятия «источник права»;
2) Охарактеризовать основные виды источников трудового права и привести примеры их дифференциации;
3) Рассмотреть Конституцию РФ как источник трудового права;
4) Отразить соотношение Конституции РФ с иными источниками трудового права, а также порядок ее применения в деятельности судов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Источники трудового права
§ 1 Понятие источника трудового права 5
§ 2 Виды источников трудового права
§ 3 Дифференциация источников трудового права 18
Глава 2 Конституция Российской Федерации - как источник
трудового права
§ 1 Понятие принципа права 27
§ 2 Конституция Российской Федерации как источник
трудового права РФ 42
§ 3 Соотношение Конституция РФ и норм международного
права
§ 4 Рассмотрение трудовых споров и конфликтов с
применением и ссылками на нормы Конституции
Российской Федерации
§ 5 Участие судов в реализации конституционных принципов
Заключение 77
Библиография 80

Файлы: 1 файл

Диплом на печать.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

6.    В системе отражается единство и дифференциация трудового за­конодательства. Единство отражено в единых для всех трудовых отно­шений принципах правового регулирования труда, в общих актах и нормах для всех работников на территории всей России, т.е. в общем трудовом законодательстве.

 

§ 2 Виды источников трудового права

Прежде, чем затрагивать национальное законодательство, на наш взгляд, необходимо отметить и роль законодательства международного. Так, большое значение для источников права имеют такие акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассам­блеей ООН 10 декабря 1948 г. Не меньшее значение для российского законодательства имеют и конвенции МОТ, акты, принятые этой международной организацией и ратифицированные правительствами отдельных стран, и в том числе России.

Определяя задачи МОТ, ее генеральный директор М. Ансенн не­однократно подчеркивал, что эта организация готова поделиться опытом и оказать помощь странам в успешном переходе к той моде­ли рынка, которая обеспечивает не только экономическое развитие, но и социальную справедливость. «...В нашем распоряжении нет механизма применения санкций. Но мы хотим, чтобы правительство помнило о своих обязательствах...».[4]

Все нормы МОТ сформулированы очень корректно. Например, в таком акте, как Конвенция об инспекции труда (1950 г.), в которой речь идет о необходимости осуществления контроля за соблюде­нием законодательства, «относящегося к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы», казалось бы, больше, чем в каком-либо другом, должен был проявиться характер императив­ности. И тем не менее, МОТ очень осторожно формулирует пос­ледствия нарушений (ст. 18), указывая на то, что «национальным законодательством предусматриваются и применяются соответст­вующие санкции за нарушения законодательных положений, при­менение которых подлежит контролю со стороны инспекторов труда, и за противодействие, оказанное инспекторам труда при осу­ществлении ими своих обязанностей».[5]

Редакция этой нормы очень симптоматична. Это не рекоменда­ция, ибо соблюдение правила обязательно, и не правовая норма с ее обязательным атрибутом — санкцией. Вместе с тем нельзя считать ее и договором, в котором стороны решили урегулировать ту или иную ситуацию определенным образом и установили санкции на случай невыполнения обязательств.

Учитывая особенности этих норм, национальное законодательст­во должно строиться в соответствии с ними, обеспечивать их соблю­дение и придавать их исполнению обязательный характер.

Очень важной в этом смысле представляется ст. 15 Конституции РФ, в которой сказано, что «общепринятые принципы и нормы меж­дународного права и международные договоры Российской Федера­ции являются составной частью ее правовой системы. Если междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные прави­ла, чем предусмотренные законом, то применяются правила между­народного договора». Не случайно и в зарубежных странах, например во Франции, где существует приоритет международного права перед внутригосударственным, некоторые ученые помещают международ­ные акты на вершине национальной пирамиды источников права.[6]

Переходя к национальному праву, необходимо сказать, что особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. закрепила основные трудовые права граждан как субъектов трудового права, а также ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Тем самым Конституция РФ предопределяет содержание Институтов Особенной части трудового права, направленных на обес­печение юридическими гарантиями этих основных конституционных трудовых прав. Конституция РФ обеспечивает единство общероссийского правового регулирования труда в первую очередь, указанными принципами этого регулирования, выраженными в конституционных трудовых правах, которые находят свою конкретизацию и юридические гарантии во всей системе российского трудового законодательства.

Так, в ней отмечается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15). Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется   право   на  отдых.   Работающему   по  трудовому  договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37).

Кроме того, Конституция РФ закрепляет равноправие перед законом и судом (ст. 19), право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов (ст. 30), право на равный доступ к государственной службе (ст. 32), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной зако­ном экономический деятельности (ст. 34), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43), гарантии свободного, творчества, преподавания (ст. 44). Однако, основные трудовые обязанности в Конституции РФ 1993 г. не нашли отражения, но они предусмотрены ст. 21 и 22 ТК РФ.

Особенности федеративного устройства, также закрепленные в Конституции, и тесно связаны с вопросом об объемах полномочий в сфере принятия тех или иных источников права.

Конституцией признается несимметричная федерация. Это озна­чает, что в состав Российской Федерации входят субъекты с различ­ным объемом полномочий. Это 12 республик, 35 краев и областей, семь автономных округов. При этом республики имеют свои консти­туции и законодательство; края, области, города федерального значе­ния, автономная область, автономные округа — свои уставы и зако­нодательство.

Отношения субъектов РФ и центра поставлены на правовую ос­нову. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: точно определено, что относится к исключительному ведению Российской Федерации, что к совместно­му ведению Федерации и ее субъектов и что — к исключительному ведению субъектов. Так, ст. 76 разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов Федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов. Конституция и федеральные законы, согласно ст. 4 Конституции РФ, имеют верховенство на всей территории России.

Кроме того, поскольку правотворческую деятельность по регулированию труда осуществляет не один, а несколько органов, то следует обратить внимание на то, как разграничивает Конституция РФ компетенцию органов федеральной власти и субъектов Федерации по принятию источников трудового права.

Например, Конституция относит к компетенции Федерации установление: Основ правового регулирования, минимального гарантированного уровня трудовых прав и их гарантий по рабочему времени, отпускам; охране труда, трудовому договору, минимальной оплаты труда, процедуры заключения трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений, порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, организации надзора и контроля за трудовым законодательством, охраной труда, определение особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников, порядка дисциплинарной и материальной ответственности по трудовому праву.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместных пол­номочий Федерации и ее субъектов последние обладают всей полно­той государственной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных органов госу­дарственной власти, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

Конституция закрепляет устройство федеральных органов власти и их полномочия. При этом центральными здесь являются отноше­ния между Президентом, Правительством РФ и Федеральным Собра­нием.

Со дня опубликования Конституции — 12 декабря 1993 г. — пре­кратилось действие Конституции РСФСР 1978 г. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.

Следующим  по  юридической  иерархии  источником  трудового права являются законы Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.[7] Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать Согласительную комиссию для преодоления воз­никших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 108 Конституции РФ предусмотрела особую процедуру принятия федерального конституционного закона. Такой закон, считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Таким образом, здесь не предусматривается возможность отклонения федерального конституционного закона Президентом РФ и повторного в связи с этим рассмотрения его в обеих палатах Федерального Собрания. Федеральные законы не могут противоречить Федеральным конституционным законам, ибо последние  имеют большую юридическую силу.

Поскольку Конституция РФ 1993 г. относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72), следует различать среди источников трудового права наряду с федеральными законами законы субъектов РФ. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние (т. е. республики, края, области, города федерального значения,   автономная область и автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование общественных отношений по труду, включая принятие законов. При этом законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует федеральный закон.

Среди законов субъектов РФ в сфере труда также следует различать конституционные и обычные (текущие) законы. Все они принимаются соответствующими органами государственной власти - законодательными собраниями   (Думами)  республик, областными, краевыми, городскими Думами и другими местными органами государственной власти, распространяя свое действие на соответствующие регионы.[8]

Таким образом, законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы:

1)   федеральные конституционные законы;

2)   федеральные законы;

3)   законы субъектов РФ (конституционные и текущие).

Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Трудовой кодекс (ТК) РФ. Будучи основным кодифицированным источником трудового права России, он регулирует, по существу, весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет данной отрасли права. Ныне действующий ТК РФ Он состоит из 14 разделов, 62 глав и 424 статей.

По счету это четвертый кодифицированный акт о труде в России.

Первый КЗоТ 1918 г. предусматривал лишь основные институты трудового права.

Второй КЗоТ 1922 г. действовал почти пятьдесят лет и предусматривал нормы всех институтов трудового права, кроме института занятости и трудоустройства. Он сыграл большую роль не только в правовом регулировании труда в России, но и в создании КЗоТ других рее-с бывшего СССР. Он оказал также большое прогрессивное влияние на создание правовых норм по многим вопросам международно-правового регулирования труда, конвенций и рекомендаций Междуна­родной организации труда (МОТ).

Третий КЗоТ был принят 9 декабря 1971 г. и введен в действие с 1 апреля 1972 г. За весь срок действия в него вносились изменения и дополнения. Кардинально он был изменен в связи с переходом к рыночным отношениям Законом РФ от 25 сентября 1992 г.1 Этот Закон дал новую редакцию всех статей главы XIV о трудовых спорах, изменил редакцию почти одной трети других его статей и исключил ст. 6, 8-14, 18 41, 69, 79,101,109,120,235'-235*, 256, т.е. исключил в соответствии с новыми российскими законами о труде 23 статьи КЗоТ. Поэтому новая редак­ция КЗоТ 1992 г. кардинально отличается от прежней.

Структура Трудового кодекса РФ, по сути, определяет структуру всего трудового права России, а его содержание построено таким образом, что находящиеся в нем нормы подчас не действуют прямо, а носят отсылочный характер. В силу этого определенное число конкретных вопросов использования труда в нашей стране решается в ряде случаев не на основании Кодекса, а путем применения других законодательных или подзаконных актов, являющихся также источниками трудового права Российской Федерации.

Информация о работе Конституции Российской Федерации как один из основных источников трудового права