Конституции Российской Федерации как один из основных источников трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение Конституции РФ как одного из основных источников трудового права.
Основные задачи данной работы:
1) Рассмотреть сущность понятия «источник права»;
2) Охарактеризовать основные виды источников трудового права и привести примеры их дифференциации;
3) Рассмотреть Конституцию РФ как источник трудового права;
4) Отразить соотношение Конституции РФ с иными источниками трудового права, а также порядок ее применения в деятельности судов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Источники трудового права
§ 1 Понятие источника трудового права 5
§ 2 Виды источников трудового права
§ 3 Дифференциация источников трудового права 18
Глава 2 Конституция Российской Федерации - как источник
трудового права
§ 1 Понятие принципа права 27
§ 2 Конституция Российской Федерации как источник
трудового права РФ 42
§ 3 Соотношение Конституция РФ и норм международного
права
§ 4 Рассмотрение трудовых споров и конфликтов с
применением и ссылками на нормы Конституции
Российской Федерации
§ 5 Участие судов в реализации конституционных принципов
Заключение 77
Библиография 80

Файлы: 1 файл

Диплом на печать.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов. Особенно это относится к коллективным договорам, которые становятся своеобразными кодексами в рамках конкретных организаций. Коллективный договор - одна из форм локального правотворчества, осуществляемая в целях установления автономной системы условий труда в организациях и повышения её эффективности.

Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов. Осо­бенно это относится к коллективным договорам, которые становятся своеобразными кодексами в рамках конкретных организаций. Коллективный договор — одна из форм локального правотворчества, осу­ществляемая в целях установления автономной системы условий труда в организациях и повышения ее эффективности.

В условиях перехода к рыночной экономике значение локальных актов возрастает. Господствовавшие ранее ад­министративные методы управления экономикой уходят в прошлое, предприятиям предоставляется больший объем прав и ответствен­ности, чем раньше, и локальные нормы в большей мере могут отразить особенности правового регулирования трудовых и социальных отношений на отдельных предприятиях.

Акты высших судебных органов — Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Эти акты не могут рассматриваться в качестве источников трудового права, хотя в ряде случаев и Конституционному Суду и Верховному Суду приходится соответственно решать либо воп­рос о конституционности того или иного, нормативного акта о труде, либо об ориентировании судебной практики на единообразное понимание и разрешение трудовых споров.

Особыми полномочиями наделен Конституционный Суд РФ. Он может принимать решения о признании неконституционными как отдельных положений законодательства, так и законов в целом.

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по трудовым делам не являются источником трудового права. Но они имеют большое зна­чение для единообразного применения норм трудового законодатель­ства, поскольку разъясняют, как надо применять конкретные нормы. При этом они могут разъяснением восполнить и имеющиеся пробелы в трудовом законодательстве.

Однако указанные суды в таких случаях не уполномочены «творить» право. Они лишь толкуют нормативные акты с точки зрения их конституционности и дают руководящие указания судам о приме­ нении действующего законодательства о труде. Если же Конституционный Суд или Верховный Суд придут к выводу о несовершенстве законодательства, они в порядке законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) могут обратиться в Государственную Думу с предложением о его изменении или дополнении.

Важное значение в современных условиях приобретает непосредственное применение судами положений (статей) Конституции РФ, которое до последнего времени практиковалось крайне редко. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской грации при осуществлении правосудия» предусмотрело, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию,  в части: а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности че­ловека и гражданина, и другие положения; б) когда суд придет к вывод что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) когда закон либо иной норм­ативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

 

§ 3 Дифференциация источников трудового права

Вопрос дифференциации источников трудового права является достаточно дискуссионным, в связи с чем, в данном разделе приводятся лишь наиболее распространенные из оснований их разделения.

В зависимости от наимено­вания источника выделяют:

1)     Традиционные» источники трудового права «Трудовой Кодекс (ТК)», Указ Президента РФ «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан» от 10 марта 1994 г;

2)     Нетрадиционные источники трудового права. Иногда отдельные нормативные положения, отно­сящиеся к источникам трудового права, содержатся в нормативных актах других отраслей права. Так, в Гражданском кодексе РФ (ст. 23, 25—27, 30, 50, и др.) имеются нормы, регламентирующие отдельные стороны правового положения (статуса) работников, предпринимате­лей, а также работодателей.

В зависимости от содержания источников:

1)     Специальные. Дифференциация (различие) источников трудового права отражается специальным законода­тельством для некоторых категорий работников; т.е. специальными нормативными актами трудового права и специальными нормами в общих актах. Например, специальным актом является Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях»:

а) нормы-льготы, предоставляющие дополнительные гарантии тру­довых прав. Таких норм большинство среди специальных норм;

б) нормы-приспособления, приспосабливающие общие нормы к данным условиям труда. Например, отраслевая дифференциация, т.е. по отраслям народного хозяйства содержит в основном нормы-приспо­собления;

в) нормы-изъятия. Их мало. Такие нормы ограничивают права по сравнению с общими нормами для некоторых работников (временных, сезонных, государственных служащих);

2)     Общие. Акты, содержащие общие предписания, касающиеся всех работников, не зависимо от их категории и вида.

Специальное законодательство дает всем равную возможность осу­ществлять свои конституционные трудовые права, обеспечивает их осуществление особенностями правового регулирования труда (диф­ференциацией) отдельных категорий работников, нуждающихся в до­полнительной защите их от производственных вредностей.

По степени важности и субординации источники делятся на:

1)     Зако­ны:

а) Федеральные конституционные законы;

б) Федеральные законы;

в) Законы субъектов РФ;

2)     Подзаконные акты трудового законодательства:

а) Указы Президента РФ;

б) Постановления Правительства РФ;

в) Акты министерств и ведомств;

г) Локальные нормативные акты.

Законы о труде могут быть:

1)     Кодифицированными, например ТК РФ Кодифицированный закон (ТК) — это цельный, внутри согласованный акт, содержащий нормы разных институтов трудового права;

2)     Текущими по отдельным институтам трудового права, например Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и согла­шениях»[13]. Текущие российские законы о труде появились в основном лишь с 1990 г. До этого их было мало, а нормативные акты трудового за­конодательства в России были союзными. Однако Россия имела свой КЗоТ.

Источники трудового права по системе данной отрасли бывают:

1)  Источники, относящиеся как к общей, так и к Особенной части трудового права, - это Конституция РФ и ТК РФ.

2)  Источники, относя­щиеся лишь к определенным институтам. Например, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. в ред. от 20 апреля 1996 г. относится к институту обеспечения занятости и трудоустройства и к институту трудового договор;

3)  Источники, относящиеся к нескольким институтам. Например, Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. Он относится к институтам трудового договора, оплаты труда, рабочего времени и другим.

Источники трудового права по органам, их принявшим:

1)  Принятые высшим органом законодательной власти РФ (законы, постановления);

2)  Принятые Президентом РФ (указы, распоря­жения) и высшими органами исполнительной власти РФ (постановления и распоряжения Правительства РФ);

3)  Изданные центральными Органами государственного управления (например, Министерством труда и социального развития РФ и другими министерствами и ведом­ствами);

4)  Принятые органами государственной власти и управления республик РФ и других субъектов РФ;

5)  Принятые органами местного самоуправления.

По форме акта:

1)  Законы;

2)  Указы и распоряжения Президента РФ;

3)  Постановления и распоряжения Правительства РФ;

4)  Правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения и другие формы.

По сфере действия источники трудового права делятся на:

1)  Общефедеральные (например, ТК РФ);

2)  Республиканские в составе РФ, и других субъектов РФ (областные, краевые);

3)  Отраслевые (ведомственные межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда);

4)  Муниципальные (местные);

5)  Локальные (в пределах данного производства).

25 марта 1994 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных консти­туционных законов, федеральных законов, актов палат Федерально­го Собрания Российской Федерации». 25 мая он был принят Государ­ственной Думой, а 1 июня одобрен Советом Федерации. 14 июня, как этого требует Конституция, он был подписан Президентом РФ.

Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия, то есть их временных границ. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

Нормы   и  положения   Конституции  РФ,   регламентирующие социально-трудовые отношения, вступают в силу, как и другие статьи этого основного источника российского права, со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем, принятия Конституции Российской Федерации. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Отдельные нормативные положения Конституции РФ, как и она сама в целом, действуют до принятия в установленном порядке новой Конституции либо до принятия конституционного федерального зако­на, вносящего изменения и дополнения в эти положения.

Федеральные законы о труде вступают в силу, как правило, с той даты, которая определена органом, принявшим закон. Так, например, ТК РФ принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и вступил в силу с 1 февраля 2002 г.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Феде­рального Собрания»1, если в федеральном законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в «Собрании законодательства Российской Федерации», кроме того, федеральные законы публикуются в «Российской газете». Опубликования в ука­занных изданиях являются официальными. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидению и радио. Акты Президента Российской Федерации в со­ответствии с Указом от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»[14], если они имеют нор­мативный характер, вступают в силу на всей территории России однов­ременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента РФ уста­новлено, что акты Правительства Российской Федерации уступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.

Особый порядок вступления в силу установлен для; нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г, вышеназванные акты, затрагивающие права, свободы и законные интере­сы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответству­ющих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение со­держащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Информация о работе Конституции Российской Федерации как один из основных источников трудового права