Конституции Российской Федерации как один из основных источников трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение Конституции РФ как одного из основных источников трудового права.
Основные задачи данной работы:
1) Рассмотреть сущность понятия «источник права»;
2) Охарактеризовать основные виды источников трудового права и привести примеры их дифференциации;
3) Рассмотреть Конституцию РФ как источник трудового права;
4) Отразить соотношение Конституции РФ с иными источниками трудового права, а также порядок ее применения в деятельности судов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Источники трудового права
§ 1 Понятие источника трудового права 5
§ 2 Виды источников трудового права
§ 3 Дифференциация источников трудового права 18
Глава 2 Конституция Российской Федерации - как источник
трудового права
§ 1 Понятие принципа права 27
§ 2 Конституция Российской Федерации как источник
трудового права РФ 42
§ 3 Соотношение Конституция РФ и норм международного
права
§ 4 Рассмотрение трудовых споров и конфликтов с
применением и ссылками на нормы Конституции
Российской Федерации
§ 5 Участие судов в реализации конституционных принципов
Заключение 77
Библиография 80

Файлы: 1 файл

Диплом на печать.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

Акты социального партнерства — Генеральные соглашения, отраслевые (тарифные) соглашения и другие — вступают в силу с мо­мента их подписания сторонами либо со дня, установленного в согла­шениях. Срок действия соглашений не может превышать трех лет. Локальные нормативные акты не имеют строго установленных временных границ своего действия. Однако для некоторых актов трудо­вое законодательство все же такие границы регламентирует. Так, в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта .1992 г. установлено, что коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре. Этот договор заключается на срок от одного года до трех лет. По истечении установленного срока коллективный договор дейст­вует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят и дополнят действующий. При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев.

По иным нормативным соглашениям действует общее правило: они вступают в силу с момента подписания сторонами, срок их действия определяется также сторонами либо они действуют до принятия нового нормативного соглашения. Локальные нормативные акты индивиду­ального характера (приказы руководителя организации) вступают в силу с момента их подписания либо со дня; указанного в этом акте, и действуют до их отмены либо до изменения или дополнения руководителем (собственником) организации. Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они ежат обязательному исполнению. Новые законы о труде и иные нормативные акты, являющиеся источниками трудового права, распространяются только на те действия и отношения, которые возникают вступления данных актов в силу. Они не имеют обратной силы. Исключение из этого правила допускается лишь в случае, если в законе другом нормативном акте есть прямое указание об обратной силе его действия. Важным правилом действия нормативных актов по времени является положение о том, что в случае коллизии одновидовых нормативных актов подлежит применению акт более поздний по времени вступления в силу. 49

Действие нормативных актов в пространстве. Правовое простран­ство для действия источников трудового права России тесно связано с понятием «территория». Имеется в виду территория государства - Российской Федерации; территория субъектов Федерации; территория конкретной организации. В соответствии с этим «свое» правовое прост­ранство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов Российской Федерации. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов Российской Феде­ рации действуют лишь на их территории (республики, края, области и т.п. При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон Российской Федерации. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относятся нор­мативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.

Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде
является то, что они распространяются в пределах конкретной организации.             

Но границы действия нормативного акта могут определяться и характером территории, ее природно-климатическими условиями в границах компетенции субъекта нормотворчества. Например, уста­новление районных коэффициентов к заработной плате и льгот в области условий труда для работников, работающих в районах Край­него Севера или приравненных к ним местностях, в пустынных,' высокогорных районах.

Особый характер условий, отличающийся от тех, что закрепляют­ся общими нормами трудового права, может быть отражен и в ло­кальных актах — актах отдельных учреждений и предприятий (кол­лективных договорах и других соглашениях).

Все это, как видно, специальные нормы, распространяющиеся не на всех работников, а лишь на определенные их группы.

В этом смысле понятие «действие нормативных актов в простран­стве» носит несколько условный характер — оно предполагает нали­чие специальных норм, обусловленных природно-климатическими условиями труда, различными и потому обязательно требующими в некоторых случаях особых гарантий и льгот, а также и самим процес­сом производства. Кроме того, сюда же следует включить и необхо­димость установления специальных норм для отдельных категорий работников.

Говоря о пространственном действии нормативных актов РФ о труде, следует иметь в виду, что они распространяются также на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом, ибо понятие «территория» Российской Федерации не исчерпывается только земельно-территориальными, морскими и воздушными границами, а определяется также и международно-правовыми актами. Далее необходимо отметить, что некоторые нормативные акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это,
например, предусмотрено международными соглашениями в области внешней трудовой миграции.

Сказанное приводит к выводу о необходимости разграничения всех норм трудового права на общее и специальное законодательство о труде.

Первое распространяется на всех работников независимо от условий, в которых они трудятся, второе обусловлено наличием осо­бых условий или субъектными особенностями работника, предпола­гающими необходимость наличия в трудовом законодательстве спе­циальных норм.

Дифференциация трудового законодательства по категориям работников объективно выражается либо в виде выделения особых глав в ТК РФ (например, глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, либо в виде общей главы 55. Особенности регулирования труда других категорий работников, либо, наконец, путем принятия особого нормативного акта (например, Указ Президента РФ «О должностных окладах в органах государственной власти» от 7 июля 1994 г., Постановление Правительства РФ «О повышении дол­жностных окладов работников отдельных организаций бюджетной сферы» от 24августа 1995г.).

Конкретное содержание дифференциации по категориям работников сводится к тому, что специальными нормами для них уста­навливаются: особый, по сравнению с общим, порядок приема на работу или увольнения; особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха; льготы и преимущества в оплате труда; повышенная дисциплинарная и материальная ответственность и ряд других, особенностей. Статья 319 ТК РФ говорит о том, что одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

Дифференциация норм трудового права по категориям работников предполагает однако, не только наделение, их до­полнительными правами, льготами и преимуществами. В ряде случаев такая дифференциация определяется необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей (например, для работников транспорта) и установить более высокую ответственность правонарушения в сфере труда. Например, статья 278 ТК РФ устанавливает дополнительные основания для расторжения трудового договора с руководителем организации.

Таким образом, факторы дифференциации могут быть как объек­тивного характера (природно-климатические условия, вредные, тя­желые и особо вредные условия труда), так и субъектного — предпо­лагающие введение специальных норм в силу физиологических осо­бенностей организма (для женщин, особенно беременных или имею­щих малолетних детей, несовершеннолетних, лиц с пониженной тру­доспособностью).

Дифференциация правового регулирования труда выражается, в частности, в том, что специальными актами:

конкретизируются общие нормы с учетом особенностей произ­водства (например, нормы об оплате и охране труда, о введении суммированного учета рабочего времени и др.);

устанавливаются льготы (повышается уровень гарантий) для лиц, работающих во вредных и тяжелых условиях труда; для некоторых категорий женщин, несовершеннолетних; для лиц с пониженной тру­доспособностью;

устанавливаются особые, более строгие меры дисциплинарной и материальной ответственности и упрощенные основания прекраще­ния трудового договора (в силу либо особых трудовых функций работника, либо серьезности последствий нарушения им трудовых обязанностей).

Становится очевидной необходимость установления широкой сферы действия трудового права, включения в нее трудовых отно­шений, возникающих не только у наемных работников с работо­дателем, но и у совладельцев. В этом случае появится еще одни фактор дифференциации трудового права — включение (невклю­чение) работника в отношения собственности организации. Соот­ветствующая дифференциация должна будет повлечь за собой и различие в правовом регулировании отношений с совладельцами и наемными работниками. Статья 37 Конституции РФ, закрепив право на отдых всех работающих граждан, провела, тем не менее, различие между указанными выше двумя группами работающих. Право на закрепленную федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск имеют, как сказано в этой статье, лишь рабо­тающие по трудовому договору.

Пока же в трудовом законодательстве нормы, отражающие как эти, так и иные различия в правовом положении наемных работни­ков и совладельцев, отсутствуют.

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Конституция Российской Федерации - как источник трудового права

§ 1 Понятие принципа права

Система права в целом, а в том числе и трудового основаны на определенных принципах, которые определяются политическими, экономическими и социальными закономерностями развития общества и государства. При этом важ­нейшие из принципов российского права отражены в Конституции Россий­ской Федерации. В связи с чем, на наш взгляд, необходимо рассмотреть само понятие принцип права, прежде чем затрагивать их содержание.

Понятие принципа права не является по существу новым для нашей правовой науки, оно относится к числу традиционных в советском правоведении, но в постсо­ветское время приобретает новое значение. Несмотря на достаточно большое значение, современная наука недостаточно внимания уделяет вопросам принципов права, рассматривая, зачастую их лишь в части классификации и систематизации.[15]

Общеизвестно, что именно принципы права направляют и синхронизи­руют весь механизм правового регулирования общественных отношений. Принципы права служат критерием законности и правомерности действий граждан и должностных лиц, государственных служащих, органов государ­ства и местного самоуправления политических, экономических и социальных устоев общества.[16]

В общетеоретической и специальной литературе, касающейся вопро­сов, связанных с принципами права, содержатся различные определения принципа права. Так, известный ученый в области теории права С.С. Алексеев рассматривает принципы права как выраженные в праве ис­ходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.[17]

Как полагает исследователь вопросов трудового права Н.Г. Александров, «принципы права представляют собой руководящие положения, опреде­ляющие общую направленность и наиболее существенные черты содержания правового регулирования общественных отношений».[18]

По мнению авторов учебника «Теория государства и права» В.И. Леушииа и В.Д. Перевалова, «принципы права - это руководящие идеи, харак­теризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе».[19]

Известный теоретик Е.А Лукашева определяет основные «принципы права как объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми строится система права, правовое регулирование в обществе».[20]

В приведенных выше дефинициях можно отметить как общие, так и особенные черты. Общим является указание на руководящий характер прин­ципов права, их определяющее воздействие на систему права и правового ре­гулирования. Различия выражаются в определении характера этого воздейст­вия и сущности самих принципов, их первоосновы

Слово «принцип» (от латинского «principum») означает буквально ос­нову, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления. Но во­прос о его объективной или субъективной природе решается в юридической науке по-разному.

По мнению одних ученых, принципы - это не результат субъективного усмотрения законодателя, а объективно присущие праву качества. Ученый-процессуалист В.М. Семенов указывает, что объективный характер принци­пов права выражается в том, что их становление и развитие обусловлено материальными условиями жизни общества и общественными отношениями.[21] Так, В.Н. Ронжин дает следующее определение: «принципы права - общие нормативно-руководящие положения, объективно обусловленные материальными условиями существования общества и закономерностями его развития, опреде­ляющими главные черты и направленность развития форм и содержания пра­ва».[22]

Представители другой точки зрения указывают на то, что правовые принципы нельзя смешивать с законами (закономерностями) развития обще­ственной жизни, базиса, поскольку эти законы существуют и действуют не­зависимо от воли и сознания людей и используются последними в процессе общественной практики. Принципы же являются продуктами общественного сознания, творчества народа.[23]

Информация о работе Конституции Российской Федерации как один из основных источников трудового права