Коллективный договор как инструмент социально-правовой защиты работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 06:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение понятия и порядка заключения коллективных договоров. В свете данной цели можно сформулировать следующие задачи:
 ознакомится с историей развития законодательства о социальном партнерстве и коллективно-договорном регулировании в законодательстве Российской Федерации;
 определить понятие, основные принципы и формы социального парт-нерства в Российской Федерации;
 изучить основные акты социального партнерства;
 ознакомиться с международно-правовым регулированием социального партнерства;
 проанализировать развитие коллективно-договорных отношений в системе социального партнерства в России;

Оглавление

Введе-ние.……………………………………………………………………………3
1 Социальное партнерство в сфере труда ……………...…...................................6
1.1 История развития законодательства о социальном партнерстве и
коллективно-договорном регулировании в законодательстве Российской
Федера-ции…..……………………………………………………………………………..6
1.2 Понятие, основные принципы и формы социального партнерства
в Российской Федера-ции……………………………………..…..……………………...13
1.3 Основные акты социального партнерства. Международно-правовое
регулирование социального партнерст-ва………………………………………..…….23
1.4 Развитие коллективно-договорных отношений в системе
социального партнерства в Рос-сии……………………..………………………………32
2 Коллективный договор как инструмент социально-правовой
защиты работни-ка…………………….………………………………………………….38
2.1 Понятие и значение коллективного договора……………………………….38
2.2 Стороны и порядок заключения коллективного догово-ра………………....42
2.3 Содержание коллективного догово-ра……………………..………………...55
2.4 Ответственность сторон за невыполнение коллективного догово-ра…...…60
Заключение ………………………………………………………………………..62
Глоссарий ………………………………………………………………………....65
Список используемых источни-ков……….………………………………...……66
Список сокраще-ний………………………………………………………………72
Приложение А……………………………………………………………………..73
Приложение Б……………………………………………………………………..79
Приложение В………………………………………………………….………….80

Файлы: 1 файл

Коллективный договор (диплом).doc

— 760.00 Кб (Скачать)

     Принцип равноправия сторон обеспечивается, прежде всего, гарантиями независимости организаций трудящихся и работодателей друг от друга.

     Защиту  против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда гарантирует трудящимся -                                                             Конвенция МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров».13

     Равноправие сторон социального партнерства  также достигается особой ролью органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений.14

     Принцип уважения и учета интересов сторон заключается в том, чтобы стороны социального партнерства не следовали слепо своим интересам пренебрегая интересами другой стороны, так же основываясь на взаимном уважении друг другу.

     Принцип заинтересованности сторон в участии  в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воли соответствующих сторон.

     Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе говорит о том, что государство не может диктовать свою волю сторонам, а должно быть одной из равноправных сторон социального партнерства и содействовать его демократическому развитию. Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

     Соответствующие органы государственной власти, как  правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

     Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.

     Принцип соблюдения сторонами и их представителями  законов и иных нормативных правовых актов равнозначен общеправовому принципу законности и обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства.

     Принцип полномочности представителей сторон говорит о том, что соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц.15

     Содержание  принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства вести переговоры по каким-либо определенным вопросам. И уж тем более стороны не должны принуждать друг друга к обсуждению определенных вопросов, если одна из сторон не хочет этого делать.               

     Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств вытекает из свободы сторон в обсуждении вопросов труда и означает, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе диктовать решения, принимаемые в партнерском порядке. При этом стороны коллективного договора, соглашения не могут включать в данные акты условия, снижающие уровень прав и гарантий, установленный для работников трудовым законодательством.

     В силу принципа реальности обязательств сторонам следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение организации, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.

     Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения (устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.16

     Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений – один из способов, обеспечивающих развитие отношений социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников. Без осуществления постоянного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение.17

     Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективного  договора, говорит о том, что стороны  должны понимать, что если они нарушают договор, то их ждет юридическая ответственность, установленная законом. За нарушение трудового законодательства стороны социального партнерства могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

     Принципы  действуют на всех уровнях социального  партнерства, начиная уровнем Российской Федерации, и заканчивая уровнем  каждой конкретной организации. Принципы социального партнерства обязательны для всех и дают гарантию развития социального партнерства в Российской Федерации. Перечень принципов социального партнерства не исчерпывается принципами, закрепленными в ст. 24 ТК РФ. Принято выделять еще принцип примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства, означающий, что конфликтная ситуация, возникающая в ходе партнерского взаимодействия, должна разрешаться на основе общих принципов и процедур, сложившихся в отношениях социальных партнеров, – самими сторонами социального партнерства, их представителями.18

     Социальное  партнерство как система взаимоотношений между работниками и работодателями осуществляется в различных формах, основные из которых перечислены в ст. 27 ТК РФ. 19

     Формы социального партнерства – это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

     Социальное партнерство осуществляется в формах:

     – коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

     – взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

     – участия работников, их представителей в управлении организацией;

     – участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

     Кроме того, на практике социальное партнерство  осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и  их представителями.

     Формами выражения социального партнерства  и его результатом являются коллективные договоры и соглашения.

     Не  менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений.20 В частности, проведение взаимных консультаций возможно в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

     Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации.

     Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров в число форм социального партнерства объясняется новым порядком формирования органа досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров – комиссии по трудовым спорам. Последняя образуется из числа представителей работников и работодателя на паритетной основе, что позволяет рассматривать ее как особую форму сотрудничества между работниками и работодателем.21

     Формы социального партнерства не исчерпываются  перечнем, содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.

     Специальные правила взаимодействия работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений могут быть установлены исключительно федеральным законом в отношении: а) государственных служащих; б) работников военных и военизированных органов и организаций; в) работников органов внутренних дел; г) работников учреждений и органов безопасности; д) работников органов уголовно-исполнительной системы; е) работников таможенных органов; ж) работников дипломатических представительств РФ.

     В настоящее время федеральные  законы, устанавливающие соответствующие особенности, отсутствуют.

     Применительно к работникам иных категорий особые правила взаимодействия работников и работодателей установлены быть не могут.

     Сегодня в России существуют объективные предпосылки  развития системы социального партнерства, направленной на достижение оптимального баланса интересов работников и общества в целом.

     В России профсоюзы являются обязательным и активным субъектом регулирования социально-трудовых отношений. Более того, в последние годы происходит определенный сдвиг в сторону усиления влияния профсоюзов на регулирование социально-трудовых отношений.

     В заключении можно сделать вывод, что социальное партнерство для профсоюзов – важнейший метод осуществления их основной функции – защитной, а также повышения авторитета, укрепления своей роли и признания со стороны членов профсоюзов и общества в целом.22 Таким образом, быть членом профсоюза означает быть защищённым, чувствовать свою причастность к мощной, массовой общественной организации, имеющей собственную законодательную базу, богатую историю и опыт работы. Например, Правовая инспекция труда Федерации профсоюзов Камчатки оказала помощь в восстановлении члена профсоюза.

     Н.А. обратился в Вилючинский городской  суд, тогда еще Камчатской области 06 июня 2007 года к войсковой части 30838 с требованием о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении его на работе в прежней должности и взыскании с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула, свои требования мотивировал тем, что с 01 февраля 2006 года он работал в должности старшего матроса (химика) ТНТ-23 в войсковой части 30838, 30 марта 2007 года был незаконно уволен ответчиком по основаниям п.6 ст.81 ТК РФ. Указал, что 20 марта 2007 года находился на дежурстве на корабле ТНТ-23. В связи с болезненным состоянием в 16 часов 30 мин. обратился в поликлинику м-на Рыбачий, где на приеме врач подтвердил, что у него повышенная температура. Вернувшись на корабль, он не стал отпрашиваться у вахтенного помощника домой, а, приняв лекарство, прошел в каюту отдыхать, так как время заступления на вахту было в 24.00 час. В 21.00 час он был разбужен вахтенным механиком Б., который ему сказал, что на корабль прибыл командир войсковой части и хочет его видеть. Когда он прибыл по вызову, командиру показалось, что он находится в состоянии алкогольного опьянения, в связи с чем предложил ему пройти медицинское освидетельствование. Он согласился и пошел одеваться в каюту. По приказу командира дивизиона он покинул корабль и направился на станцию скорой медицинской помощи для установления, что трезв. В освидетельствовании ему отказали, так как необходимо было направление или произвести оплату. При возвращении, на корабль его не пропустил дежурный по КПП, в связи с чем он убыл домой и вернулся на корабль на следующий день, где узнал, что его обвиняют в нахождении в состоянии алкогольного опьянения и отсутствии на работе свыше 4 часов (прогул), хотя командир части сам снял его с дежурства, о чем сделал запись в вахтенном журнале. 23 апреля 2007 года ему был выдан больничный лист, согласно которому он должен приступить к работе 24 марта 2007 года. Кроме того, записи в трудовой книжке и приказе об увольнении не содержат четкого основания к увольнению. В связи с чем считает свое увольнение незаконным и обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Информация о работе Коллективный договор как инструмент социально-правовой защиты работника