Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 06:28, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение понятия и порядка заключения коллективных договоров. В свете данной цели можно сформулировать следующие задачи:
ознакомится с историей развития законодательства о социальном партнерстве и коллективно-договорном регулировании в законодательстве Российской Федерации;
определить понятие, основные принципы и формы социального парт-нерства в Российской Федерации;
изучить основные акты социального партнерства;
ознакомиться с международно-правовым регулированием социального партнерства;
проанализировать развитие коллективно-договорных отношений в системе социального партнерства в России;
Введе-ние.……………………………………………………………………………3
1 Социальное партнерство в сфере труда ……………...…...................................6
1.1 История развития законодательства о социальном партнерстве и
коллективно-договорном регулировании в законодательстве Российской
Федера-ции…..……………………………………………………………………………..6
1.2 Понятие, основные принципы и формы социального партнерства
в Российской Федера-ции……………………………………..…..……………………...13
1.3 Основные акты социального партнерства. Международно-правовое
регулирование социального партнерст-ва………………………………………..…….23
1.4 Развитие коллективно-договорных отношений в системе
социального партнерства в Рос-сии……………………..………………………………32
2 Коллективный договор как инструмент социально-правовой
защиты работни-ка…………………….………………………………………………….38
2.1 Понятие и значение коллективного договора……………………………….38
2.2 Стороны и порядок заключения коллективного догово-ра………………....42
2.3 Содержание коллективного догово-ра……………………..………………...55
2.4 Ответственность сторон за невыполнение коллективного догово-ра…...…60
Заключение ………………………………………………………………………..62
Глоссарий ………………………………………………………………………....65
Список используемых источни-ков……….………………………………...……66
Список сокраще-ний………………………………………………………………72
Приложение А……………………………………………………………………..73
Приложение Б……………………………………………………………………..79
Приложение В………………………………………………………….………….80
31.03.2008 ОАО «СУБР» обратилось в суд с иском к объединенной первичной организации Независимого профсоюза горняков России ОАО «СУБР», трудовому коллективу шахты «Красная Шапочка» ОАО «СУБР» о признании незаконной забастовки, начавшейся 26.03.2008. Было указано, что органом, возглавляющим забастовку, является объединенная первичная организация Независимого профсоюза горняков России ОАО «СУБР», поскольку ее председателем проведены собрания трех смен шахты и подписаны требования работников. Заявитель признал, что имеется коллективный трудовой спор, то есть неурегулированные разногласия между работниками и администрацией по вопросам изменения условий труда, изменения коллективного договора. Однако забастовка объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ:
Представители объединенной первичной профсоюзной организации Независимого профсоюза горняков России ОАО «СУБР» и трудового коллектива шахты «Красная Шапочка» заявленные требования не признали, сославшись на то, что трудовой коллектив шахты не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку шахта не является обособленным структурным подразделением ОАО «СУБР», коллектив шахты не может являться стороной коллективного трудового спора и выдвигать работодателю требования в рамках такого спора. Кроме того, пояснили, что объединенная первичная организация Независимого профсоюза горняков России ОАО «СУБР» также не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку отсутствуют доказательства, что забастовка организовывалась на основании решения руководящего органа указанной профсоюзной организации. Действия работников шахты назвали акцией протеста, которая не являлась забастовкой, поскольку на момент начала акции между работодателем и работником отсутствовали неурегулированные разногласия. Представители сослались на ч. 3 ст. 413 ТК РФ, согласно которой забастовка может быть признана таковой только при наличии коллективного трудового спора, который в рассматриваемом случае отсутствовал.
Решением Свердловского областного суда от 24.04.2008 требования ОАО «СУБР» были удовлетворены частично: удовлетворены исковые требования к трудовому коллективу шахты о признании незаконной забастовки, проведенной в период с 26.03.2008 по 04.04.2008, но в то же время отказано в удовлетворении требований к объединенной первичной организации Независимого профсоюза горняков России ОАО «СУБР» о признании забастовки незаконной. В кассационной жалобе был поставлен вопрос об отмене решения суда.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ, рассмотрев материалы дела, удовлетворила исковые требования ОАО «СУБР». Из выводов, Сделанных судебной коллегией, обратим внимание на следующие моменты.
1.
Статьей 410 ТК РФ установлено,
что решение об объявлении
забастовки принимается
2. Забастовка согласно ч. 4 ст. 398 ТК РФ может иметь место при одновременном наличии двух признаков: временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей и наличие коллективного трудового спора. Из содержания ч. 1 ст. 398 ТК РФ следует, что коллективный трудовой спор характеризуется коллективным характером (хотя бы в одной из сторон выступает коллектив) и особым предметом разногласий (установление и изменение условий труда (включая заработную плату), заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений и др.). По материалам дела установлено:
- добыча полезных ископаемых на шахте осуществлялась в три смены. Требования, выдвинутые работниками 3-й смены к руководству акционерного общества, впоследствии неоднократно поддерживались, расширялись и утверждались работниками других смен, выдвигались представители в состав рабочей группы для урегулирования конфликтной ситуации;
- предметом разногласий и спора являются вопросы как заработной платы, так и организации рабочего процесса на шахте и содержания коллективного договора, разрешение которых входит в компетенцию акционерного общества и работников, поскольку эти вопросы не урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами.
В связи с этим было признано, что в рассматриваемой ситуации имел место коллективный трудовой спор, а действия работников представляли собой забастовку.
3. Участвующими в деле лицами не оспаривался вывод суда о том, что отказ работников шахты от исполнения трудовых обязанностей был объявлен без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ст. 413 ТК РФ, влекущих незаконность забастовки. В частности, до объявления забастовки не были проведены примирительные процедуры, предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ, в связи с этим работодатель был поставлен в условия, когда он фактически не мог сообщить работникам об отклонении или принятии выдвинутых ими требований.
Изложенные обстоятельства свидетельствовали о незаконности забастовки работников шахты «Красная Шапочка» ОАО «СУБР» и послужили основанием для удовлетворения исковых требований ОАО «СУБР».
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.
Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.46
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (ст. 39 ТК РФ).
Работодатель
обязан не позднее семи дней после
подписания коллективного договора
направить подписанный и
Соответствующий орган по труду после поступления на регистрацию коллективного договора обязан осуществить его уведомительную регистрацию и провести проверку соответствия его содержания требованиям законодательства.
При осуществлении уведомительной регистрации орган по труду муниципального образования выявляет условия, установленные коллективным договором, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.
Условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Условия коллективного договора, не противоречащие законодательству, имеют силу для его сторон с момента заключения коллективного договора вне зависимости от уведомительной регистрации данного коллективного договора (ст. 50 ТК РФ).
Регистрация носит уведомительный характер, т.е. не порождает правовых последствий для сторон. Коллективный договор, соглашение вступают в действие с момента, определенного сторонами, факт регистрации не влияет на их юридическую силу.
Уведомительная регистрация проводится для реализации двух значимых на практике задач: получения информации о количестве и содержании заключенных коллективных договоров и соглашений и выявления положений коллективно-договорных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством.
Информация необходима органам исполнительной власти для выявления тенденций коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, учета опыта договорного регулирования при принятии законов и иных нормативных правовых актов о труде и, наконец, для определения потребности в государственном вмешательстве в сферу труда: необходимости регулирования тех или иных общественных отношений и уточнения характера такого регулирования. Так в Камчатском крае был проведен сравнительный анализ итогов коллективно-договорной компании 2009 года и представлен в виде информационной записки к Постановлению Президиума Федерации профсоюзов Камчатки № 38-6 от 15.03.2010 (Приложение А).
Выявление условий коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством (в широком смысле слова), осуществляется органами по труду для оказания юридической помощи сторонам социального партнерства (такие положения могут быть включены в коллективно-договорные акты в силу неосведомленности сторон) и защиты трудовых прав работников.47
Выявив такие условия, орган по труду сообщает об этом представителям работодателей и работников, заключившим соответствующий коллективный договор, соглашение, для внесения необходимых изменений и в соответствующую государственную инспекцию труда для усиления контроля за соблюдением законодательства о труде.
Инспекция труда может выдать предписание об устранении нарушения трудовых прав работников.
Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения у данного работодателя. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
– формы, системы и размеры оплаты труда;
– выплата пособий, компенсаций;
– механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
– занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
– рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
– улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
– соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
– экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
– гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
– оздоровление и отдых работников и членов их семей;
– контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;
– отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
– другие вопросы, определенные сторонами.
Например, в коллективном договоре Института математического моделирования РАН установлено: «Проведение единовременного массового сокращения работников (более 5% от численности работников) является недопустимым. Все вопросы сокращения работников рассматриваются объединенной комиссией, состоящей из равного количества представителей работодателя и профсоюза».
Первый принцип: нельзя включать в коллективный договор условия, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством – можно только улучшать! Так, противоречащим законодательству и неприменимым является условие коллективного договора одного из организаций, финансируемых из федерального бюджета: «… в связи с возможными задержками финансирования организации из средств федерального бюджета днем выдачи зарплаты считать фактическое поступление средств на счет организации».
Информация о работе Коллективный договор как инструмент социально-правовой защиты работника