Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя авто ЗИЛ - 4331

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

Положением предусматривается два вида ремонта автомобилей и его агрегатов: текущий ремонт (ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР), выполняемый на специали-зированных предприятиях.
Каждый вид технического обслуживания (ТО) включает строго установленный перечень (номенклатуру) работ (операций), которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на две составные части контрольную и исполнительскую.

Файлы: 1 файл

тех. обслуживание.docx

— 131.35 Кб (Скачать)

При заливке охлаждающей  жидкости в систему необходимо открыть  кран контроля уровня на расширительном бачке, пробку радиатора, сливные краны  радиатора и блока цилидров и  закрыть их после появления из них жидкости. В радиаторе уровень  охлаждающей жидкости должен достигать  нижнего торца его горловины.

После пуска двигателя  и его работы на режиме холостого  хода около минуты нужно проверить  уровень жидкости в радиаторе  и при необходимости долить ее.

Если необходимо слить  жидкость из системы охлаждения, нужно  снять пробку радиатора и открыть  сливные краны радиатора, блока  цилиндров и отопителя. При наличии  предпускового подогревателя открыть  краны котла, насосного агрегата. После полного слива жидкости у автомобиля на стоянке спускные краны следует оставить открытыми. Воду при сливе ее из системы охлаждения следует собрать и использовать вновь. При замерзании кранов в открытом положении закрывать их нужно  после заливки в систему жидкости в процессе прогрева двигателя, когда  из кранов потечет жидкость. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так  как это может привести к образованию  трещин в рубашке охлаждения блока  цилиндров.

Запрещается пуск и кратковременная  работа двигателя после слива  охлаждающей жидкости, так как  это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец  гильз цилиндров, выпаданию седел  клапанов, прогоранию прокладок головок  блоков и короблению головок блоков цилиндров.

Необходимо помнить, что  частая смена воды в системе охлаждения ускоряет процессы коррозии и образования  накипи.

В летнее время нужно следить  за чистотой сердцевины радиатора системы  охлаждения. При засорении сердцевины ее следует прочистить струей воды или сжатого воздуха, направленной на сердцевину со стороны вентилятора. Для удаления из системы охлаждения накипи, ржавчины, осадков нужно  промыть систему охлаждения.

Систему охлаждения необходимо промывать после обкатки нового автомобиля и два раза в год  при сезонных ТО.

При незначительном отложении  накипи систему охлаждения промывают  чистой водой.

Двигатель и радиатор. Сначала  нужно промыть двигатель, а затем  радиатор, направляя поток промывочной  воды обратно циркуляции охлаждающей  жидкости в двигателе. Промывать  двигатель нужно до тех пор, пока сливаемая вода станет совершенно чистой. Затем устанавливают трубопроводы, соединяющие двигатель с радиатором и расширительным бачком. После этого  нужно направить из шланга воду под  сильным напором в отверстие  патрубка термостата и прекратить подачу лишь после того, как из отверстий  сливных кранов потечет чистая вода без примесей. Перед установкой сливные  краны следует прочистить, промыть  и проверить их исправность.

Радиатор нужно промывать, пользуясь шлангом под сильным  напором воды, через его нижний патрубок, чтобы вода выливалась через  верхние патрубки. Для отвода воды на верхние патрубки радиатора нужно  надеть шланги.

Если вода жесткая, то перед  заливкой в систему охлаждения ее необходимо смягчить, т. е. удалить соли кальция и магния, используя следующие  способы: – кипячение воды в течение 30—40 мин в котлах различной конструкции. Часть солей оседает на стенках  котла, другая часть собирается в  шлакоотстойнике, установленном на пути движения горячей воды; – добавление в воду технического трилона, порошка  белого цвета; он легко растворяется в воде, не ядовит, не вызывает ее вспенивания  при нагреве и кипячении, не оказывает  вредного влияния на детали системы  охлаждения; – применение специальных  очистных установок для смягчения  воды с помошью натрийкатионитных  фильтров, выпускаемых промышленностью  различных размеров и пропускной способности.

Если отложения накипи в рубашке системы охлаждения двигателя и радиатора велики, необходимо применить химический способ удаления накипи для разрушения нерастворимых  солей специальными составами.

Перед заливкой первого раствора систему охлаждения промывают холодной водой в течение 5—10 мин, после  чего заполняют раствором, пускают  двигатель и прогревают его, пока температура раствора в системе  охлаждения не поднимется до 40 °С. Раствор  сливают через 5 мин, но если автомобиль постоянно находится на безгаражном  хранении и имеет более 30 тыс. км пробега после последней промывки системы охлаждения, раствор сливают  через 15 мин.

Для нейтрализации действия соляной кислоты следует заполнить  систему другим раствором — 20 г  кальцинированной или 40 г бельевой соды на 10 л воды, затем пустить  двигатель и прогреть раствор  до 60 °С, после чего слить раствор  и промыть систему водой.

Второй раствор следует  залить в систему охлаждения на 8—10 ч (на ночь), затем прогреть двигатель, слить раствор и промыть систему  проточной водой.

Для удаления накипи при  обнаружении в воде значительных количеств продуктов коррозии рекомендуется  систему охлаждения промыть следующим  образом. Подготовить раствор из расчета на 1 л воды 20 г технического трилона и залить его в систему  охлаждения. После одного дня работы автомобиля (не менее 6—7 ч) этот раствор  слить и залить свежий. Так менять раствор в течение 4—5 дней работы автомобиля. По окончании промывки в систему охлаждения залить раствор, содержащий в 1 л воды 2 г трилона.

При прогреве двигателя, а  также при движении с пониженной температурой охлаждающей жидкости следует закрывать жалюзи.

Термостат предназначен для  автоматического регулирования  температуры жидкости в системе  охлаждения двигателя и ускорения  прогрева после пуска.

Исправный термостат должен обеспечивать отключение радиатора  при температурах до нижнего предела  нагрева охлаждающей жидкости (жидкость циркулирует по малому кругу). Полное включение радиатора должно происходить  при достижении жидкостью в системе  охлаждения верхнего температурного предела (жидкость циркулирует по большому кругу).

Исправность термостата можно  проверить непосредственно на автомобиле. При исправном термостате во время  прогрева двигателя верхний резервуар  радиатора должен быть холодным. Для  более точной проверки термостата его  следует снять с двигателя  при повторных ТО-2, очистить от накипи и приступить к проверке исправности.

Насосы для поддержания  их в исправном состоянии требуют  своевременного обслуживания. ТО жидкостного  насоса заключается в своевременной  регулировке натяжения приводного ремня, смазке шариковых подшипников, замене деталей уплотнения крыльчатки насоса (если через контрольное отверстие наблюдается подтекание жидкости) Не допускается зажимать корпус в тисках. Для съема крыльчатки насос зажимается в тисках за ступицу шкива, для съема ступицы – за валик.

Запрещается производить  разборку и сборку насоса с применением  ударов молотка.

Смазывают подшипники насоса через пресс-масленку до тех пор, пока свежая смазка не появится из контрольного отверстия. Избыток смазки следует  удалить, так как она может  попасть на приводной ремень.

У жидкостного насоса двигателей ЗИЛ перед смазкой подшипников  необходимо предварительно отвернуть  пробку контрольного отверстия, а затем  завернуть ее.

В системе охлаждения дизеля ЗИЛ-645 установлена муфта для обеспечения  работы вентилятора в автоматическом режиме. Вентилятор крепится на корпусе  муфты с помощью шпилек и гаек. Под гайки установлены пластины для блокировки муфты в случае ее неисправности. Включение и выключение муфты осуществляются биметаллическим  терморегулятором в зависимости  от температуры воздуха, обдувающего  муфту.

 

 

Предпусковые подогреватели  двигателей. Предназначены для нагрева  жидкости в системе охлаждения и  масла в поддоне картера двигателя  перед пуском при отрицательных  температурах окружающего воздуха.

Наибольшее распространение  в нашей стране получили индивидуальные жидкостные подогреватели, являющиеся эффектным средством прогрева двигателей для облегчения их пуска в холодное время года.

 За счет тепла, выделяемого  при сгорании жидкого топлива,  нагревается теплоноситель (жидкость) в системе охлаждения двигателя.  Жидкость, постоянно циркулируя через теплообменник котла подогревателя, нагревается и переносит тепло к деталям двигателя. Одновременно горячие отработавшие газы из жаровой трубы котла направляются на поддон картера и нагревают в нем масло. Пользоваться подогревателями рекомендуется при температуре окружающей среды +5 °С и ниже.

 

 

Подогреватели  работающие на дизельном топливе, должны иметь  специальные приборы, обеспечивающие подачу топлива к форсунке и его  качественное распыливание.

К особенностям подогревателей, работающих на дизельном топливе, следует  отнести также применение на них  принудительного способа циркуляции теплоносителя (охлаждающей жидкости).

Характерная особенность  пускового подогревателя дизеля ЗИЛ-645 «Вебасто» заключается в  том, что он может работать автоматически, без участия водителя, используя  таймер.

К приборам управления пусковым подогревателем относятся таймер, терморегулятор, переключатель режима работы подогревателя, кнопка включения электроподогрева топлива, реле переключения режимов  работы и предохранители 16А и 6А.

Для включения подогревателя  “Вебасто” двигателя ЗИЛ-645 необходимо: – открыть кран топливного бачка  подогревателя. Установить рычаг переключения передач коробки передач в  нейтральное положение. Включить выключатель  массы; – нажать кнопку на таймере  “Нагрев включен” (загорится светодиод  желтого свечения), установить переключатель  режимов работы подогревателя на щитке приборов в положение 40 или 75 °С в зависимости от того, какую  температуру требуется поддерживать в системе охлаждения; – дальнейшее управление работой подогревателя  осуществляется автоматически электронным  блоком управления по сигналам от датчиков температуры котла, индикатора пламени с учетом положения переключателя режимов работы подогревателя.

Подогреватель выключается  повторным нажатием кнопки “нагрев  включен”. Когда подогреватель не используется, кран на топливном бачке  закрывается.

Если пуск дизеля не удался, через 10 с после включения подогревателя  светодиод желтого свечения гаснет и подогреватель выключается.

При необходимости использования  подогревателя в автоматическом режиме следует включить таймер –  нажать кнопку “индикация”, при этом на световом табло будут высвечены  четыре нуля. При нажатии кнопки “время” начинается мигание раздельных точек, свидетельствующих о пуске  генератора, т. е. о начале отсчета  времени. Кнопками “часы” и “минуты” выставить текущее время. При  нажатии кнопки “таймер включен” загорается светодиод красного свечения на передней панели, а при нажатии  кнопки “таймер” на табло высветится информация -5-55. При этом не должно быть мигания раздельных точек. Кнопками “часы” и “минуты” следует выставить  время, в которое должен включиться подогреватель. Нажатием кнопки “время”  вернуть на табло показание текущего времени.

Контакты реле, включающего  подогреватель, замкнутся в заданное время и останутся замкнутыми в течение 32, 64 или 128 мин в зависимости  от положения переключателя таймера  – 30-60-120.

После включения подогревателя  начинают работать электродвигатели жидкостного  насоса, вентилятора и топливного насоса. Примерно через 20 с автоматически  включаются электромагнитный клапан и  высоковольтный источник напряжения. При этом в камеру сгорания подогревателя  через форсунку вспрыскивается топливо  и воспламеняется искрой свечи зажигания. После установления устойчивого  горения индикатор пламени (фотоэлемент) отключает источник зажигания. Горение  продолжается до тех пор, пока температура  охлаждающей жидкости достигнет  предела срабатывания температурного датчика. После чего топливный клапан отключается, прекращаются подача топлива и его горение.

В течение примерно 150 с  жидкостный насос и электродвигатель вентилятора и топливного насоса будут работать. По истечении этого  времени вентилятор и топливный  насос отключаются, а жидкостный насос продолжает работать. При снижении температуры в системе охлаждения ниже заданного предела срабатывает  температурный датчик и снова  происходит автоматический розжиг подогревателя. В зависимости от положения переключателя  режимов работы подогревателя на щитке приборов управление работой  подогревателя осуществляется или  от датчика, пределы срабатывания которого 68-75 °С, или от датчика, пределы срабатывания которого 30-40 °С.

Работа подогревателей в  автоматическом режиме продолжается до его выключения, при этом гаснет светодиод желтого свечения, отключается  электромагнитный клапан и горение  в котле прекращается,

К пользованию подогревателем должны допускаться лица, хорошо знающие  его устройство и правила обращения  с ним при пуске двигателя. Неумение обращаться с подогревателем может привести к возникновению  пожара.

Присутствие водителя при  пуске двигателя обязательно. Он должен внимательно следить за горением топлива в котле до выключения подогревателя и при необходимости  применять огнетушитель.

Запрещается пуск двигателя  с применением подогревателя  в закрытых помещениях с плохой вентиляцией  во избежание отравления угарным  газом.

Необходимо постоянно  следить за чистотой пускового подогревателя, а также двигателя, так как  замасленность двигателя, особенно его картера, и подтекания топлива  из трубопроводов могут служить  причиной возникновения пожара.

Продолжительность работы подогревателя  без жидкости в полости котла  более 20 с не допускается.

Информация о работе Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя авто ЗИЛ - 4331