Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования и развития доверия населения к деятельности территориального орган

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования и развития доверия населения к деятельности территориального органа государственной власти - Администрации Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие доверия, сущность, содержание, формы и методы установления доверительных отношений между органами государственной власти и гражданами.
Определить правовые основы формирования процесса доверия
Рассмотреть исторические аспекты формирования доверительных отношений органов государственной власти и населения
Исследовать структуру и общую характеристику деятельности Администрации Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.

Оглавление

Введение3
Раздел 1 Теоретико-правовые основы процесса формирования доверия населения к деятельности исполнительных органов государственной власти6
1.1 Понятие доверия, сущность, содержание, формы и методы установления доверительных отношений между органами государственной власти и гражданами6
1.2 Правовые основы формирования процесса доверия17
1.3 Исторические аспекты формирования доверительных отношений органов государственной власти и населения25
Раздел 2. Анализ формирования и развития доверительных отношений населения к деятельности территориального органа государственной власти - Администрации Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга37
2.1 Структура и общая характеристика деятельности Администрации Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга37
2.2 Анализ деятельности структурных подразделений Администрации в сфере формирования и развития доверительных отношений с населением46
2.3 Основные проблемы формирования и развития доверительных отношений населения к деятельности территориального органа государственной власти55
Раздел 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования и развития доверия населения к деятельности территориального органа государственной власти - Администрации Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга69
3.1 Разработка проекта должностной инструкции пресс-секретаря Главы Администрации Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга69
3.2 Разработка плана мероприятий по совершенствованию процесса формирования и развития доверия населения к деятельности Администрации Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга80
Заключение83
Список использованной литературы87

Файлы: 1 файл

trudovoe.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 2

Корни доверия  политическим институтам в культурологических и институциональных макро - и  микротеориях

Культурологические  теорииИнституциональные теорииМакротеорииНациональная культураДеятельность правительстваМикротеорииИндивидуальная социализацияИндивидуальные оценки деятельности правительства

Выше представлены различия между двумя классами теорий, объясняющими детерминанты доверия  политическим институтам. Несмотря на все различия, была предпринята весьма удачная попытка создания интегрированной теории, соединяющей основополагающие моменты культурологических и институциональных трактовок, которая может рассматриваться как третья теоретическая традиция объяснения происхождения доверия. Попытку создания такой теории предприняли Уильям Мишлер (William Mishler) и Ричард Роуз (Richard Rose).

У. Мишлер и Р. Роуз подчеркивают общий элемент  в культурологической и институциональной  трактовках детерминант доверия  политическим институтам, который заключается в том, что доверие формируется за счет опыта, приобретенного индивидом. Различие между данными подходами заключается в том, на каком жизненном этапе человек приобретает опыт, который отразится на уровне доверия политическим институтам. Оба эти подхода, по мнению авторов, логично объединить в один, который они обозначили как "модель пожизненного обучения".

В рамках данного  исследования, для объяснения детерминант  доверия/недоверия российским политическим институтам, в частности исполнительным органам государственной власти, в настоящее время нельзя ограничиваться одним односторонним подходом: корни недоверия кроются как в культурных особенностях россиян (культурологический подход), так и обусловлены их негативной оценкой деятельности существующих институтов (институциональный подход). То есть, для объяснения природы политического доверия в России наиболее оптимальным является интегрированный подход.

Ниже представлен  ряд определений понятия «доверие».

«Доверие же - это отношение к действиям другого лица и к нему самому, которое основывается на убежденности в его правоте, верности, порядочности, честности».

«Доверие как  определенное нравственное отношение  не является простым результатом  реальной взаимозависимости людей. Оно носит упреждающий характер, что выражается, например, в сентенции: «Человеку надо доверять». Предшествуя фактическим отношениям людей, оно затем или закрепляется, углубляется этими отношениями, или, напротив, разрушается».

Г.Альмонд и  С.Верба рассматривают доверие как «тот источник жизни, в известном смысле, тот обобщенный ресурс, который поддерживает демократическую государственную систему в действии».

Роль политического  доверия как важного звена  политической культуры обозначил Д.М. Данкин. Он определил политическое доверие как доверие к политическим институтам, правительству, вообще власти. «Политическое доверие всегда касается вопроса власти, оно отражает отношение людей к устройству и деятельности государственных структур, становится характеристикой массовых настроений». Динамика уровня доверия характеризует уровень авторитета власти.

В.Ф. Халипов  и Е.В. Халипова дают следующее определение  доверия в политике: «Это социально-психологическое  чувство; одно из важнейших условий  успеха политических партий и властей; состояние приверженности к действиям тех или иных политических сил, конкретных лиц, деятелей, властных структур, присущее как отдельным людям, так и социальным группам. Доверие рождается в среде граждан и несет на себе их надежды на улучшение жизни, веру в осуществление интересов, удовлетворение потребностей, желаний и т.д.».

О значении доверия  в политической власти писал в  начале прошлого столетия российский ученый И.А. Ильин. "Доверие к власти, - говорил он - лежит в самой  основе правопорядка, а недоверие к ней есть начало ее ниспровержения" и заключал: "Нормальное правосознание утверждает, что государство по своей идее есть живая система всеобщего доверия.... Если эти аксиомы правосознания становятся основой государственной и правовой жизни, то они обеспечивают общественное и государственное процветание".

Отечественные социологи, как правило, не спрашивают у респондентов, доверяют ли они  власти в целом. Вопросы формулируются  иначе: доверяете ли вы тем или  иным институтам государственной власти? Доверяете ли вы конкретным политикам? Объяснение социологов такое: власть в целом - это абстракция. Она состоит из конкретных людей и институтов, а потому и доверие якобы может быть только к конкретным людям и институтам. Но такая позиция не совсем верна. Вот три короткие цитаты из выступлений Владимира Путина и Дмитрия Медведева:

.На встрече  с сотрудниками МВД 10 ноября 2007 г.: «… от того, как эффективно  вы работаете, насколько вам  доверяют граждане страны, зависит  их доверие к власти в целом».

.На заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 28 февраля 2008 г.: «В результате реализации национальных проектов… мы смогли вернуть доверие к власти».

.На церемонии  вступления Дмитрия Медведева  в должность Президента России 7 мая 2008 г.: «Убеждён, нравственность власти и её обязательность - это главный залог доверия людей».

Эти высказывания означают, что для отдельных (весьма влиятельных) политиков доверие  общества к власти все-таки является не абстрактной, а вполне конкретной и осязаемой категорией. Более того, именно отсутствие подобного доверия является одной из декларируемых мотиваций деятельности. Именно поэтому необходимо еще раз отметить, что важную роль при взаимоотношении власти и общества выполняет такая социально-правовая категория, как доверие.

Важным аспектом развития информационного общества является формирование стратегии доверия  между властью и гражданами. В  настоящее время в рамках развития информационного общества в России формулируются подходы и условия достижения состояния доверия.

Основные формы  и методы установления доверительных  отношений:

Наличие пресс-службы (пресс-секретаря) в исполнительных органах государственной власти;

Представительство в сети Интернет, доступ общественности к отчетам, материалам и документов исполнительных органов государственной власти;

Активная информационная деятельность, направленная на максимально  возможное распространение фактов, мнений, данных о деятельности исполнительных органов государственной власти;

Формирование  положительного имиджа государственного служащего в частности, и всего  исполнительного органа государственной  власти в целом;

Работа электронных  приемных и «горячих линий», «телефонов доверия»;

Организация «обратной  связи»;

Организация личных встреч чиновников с населением;

Рассылка пресс-релизов;

Организация пресс-конференций;

Мониторинг СМИ;

Контроль потоков  информации;

Технологии связей исполнительных органов государственной  власти с населением предполагают использование  различных средств коммуникации. К ним относятся: программа для кабельного телевидения, информационный стенд, листовка, бюллетень, «горячий телефон», неформальные встречи, ответы на вопросы, приемы, совещания, посещения рабочих мест и т.д.

«Пирамида» общественного  доверия, вершину которой составляют властные структуры, формируется только в том случае, если в основе их деятельности лежит строгое следование закону, учет общественного мнения и обеспечение реального соучастия населения в управлении.

 

.2 Правовые  основы формирования процесса доверия

 

Доверие становится социальным капиталом. Доверие также  включается в правовой порядок и  как дух законов, и как сам  закон. Отсюда возникают такие правовые феномены, как клятвы и присяги. Примеров много, вот один из них - Устав Санкт-Петербурга, принятый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г. В п. 2 ст. 39 "Вступление в должность гражданина Российской Федерации, наделенного полномочиями Губернатора Санкт-Петербурга " говорится: "При вступлении в должность Губернатор Санкт-Петербурга приносит присягу следующего содержания: (с изменениями на 3 июня 2010 года): "Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Санкт-Петербурга уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав Санкт-Петербурга и законы Санкт-Петербурга, всеми силами способствовать процветанию города и повышению благосостояния его жителей".

Клятва (присяга) губернатора является формой его  обращения к гражданам за доверием. Существует в Российской Федерации и правоприменительная практика, демонстрирующая значение доверия как правового феномена, как правовой нормы. Эта норма вошла в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Доверие как  феномен нравственной и гражданской  коммуникации прочно внедряется в правовую реальность. В ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в частности говорится:

«Полномочия высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочно в случае:

отрешения его  от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

отрешения его  от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой  доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом»

Устанавливаемые ч. 1 ст. 18 статьи Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской  службе» требования к служебному поведению гражданских служащих в основном повторяют положения Указа Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", принятого в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе. Всем лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, было предписано придерживаться принципов, утвержденных данным Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц. Действует Указ с момента подписания и до принятия федеральных законов о видах государственной службы, одним из видовых законов является комментируемый Закон 79-ФЗ.

Гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять  обязательства и требования к  служебному поведению, не нарушать запретов, которые установлены настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами. Необходимость соблюдения ограничений, выполнения обязательство и наличие запретов связаны со спецификой труда гражданских служащих - предоставлением государственных услуг и наличием властных полномочий. Требования к служебному поведению гражданских служащих появились сравнительно недавно и обусловлены снижением доверия населения к органам власти, ростом коррупции, снижением эффективности деятельности служащих.

Впервые в Указе  Президента РФ "Об утверждении общих  принципов служебного поведения  государственных служащих" дано определение понятию "конфликт интересов" - это ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Для соблюдения требований к служебному поведению  гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Повышение внимания к культурным, репутационным и морально-этическим аспектам гражданской службы характерно не только для нашей страны, но и для многих зарубежных стран, особенно США, Великобритании, Франции. В качестве примера можно привести принятие Морального кодекса членов американского общества государственного управления, в котором установлены базовые принципы служебного поведения.

Обязанность гражданского служащего, закрепленная подпункт 13 п. 1 Ст.18 статьи, также направлена на повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения служащими должностных (служебных) обязанностей, исключение злоупотреблений на государственной службе. Гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Понятие "конфликт интересов" рассматривается в п. 1 ст. 19 комментируемого Закона.

Открытость государственной  службы и ее доступность общественному  контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных  служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих закреплены в ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"

Право граждан  на оперативное получение через  средства массовой информации достоверных  сведений о деятельности государственных органов и организаций закреплено Законом РФ «О средствах массовой информации». Согласно этому документу государственные органы и организации, общественные объединения должны предоставлять сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакции, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Эта деятельность призвана укреплять доверие граждан к властным структурам, формировать их благоприятный образ.

Информация о работе Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования и развития доверия населения к деятельности территориального орган