Организация и управление пассажирским транспортом. Роль органов местного самоуправления в регулировании городского пассажирского транс

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Реформирование системы городского пассажирского транспорта, предпринятое в первые годы рыночных реформ в России, было практически сведено к передаче городского транспорта в ведение местных администраций, не имеющих ни финансовых, ни административных возможностей не только развивать, но и поддерживать состояние городского пассажирского транспорта на приемлемом уровне.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Результаты работы городского пассажирского автотранспортного комплекса Российской Федерации……………………………………….5
Характеристика основных проблем городского пассажирского транспортного комплекса Российской Федерации……………………...7
Цели реформирования системы пассажирского транспорта…………..10
Управление городским пассажирским транспортным комплексом…..12
Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры города Магадана…………………………………………………………..18
Повышение эффективности эксплуатационной деятельности предприятий городского пассажирского транспорта…………………..26
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 183.02 Кб (Скачать)

- разработка  новых схем финансирования развития  городского пассажирского транспорта  и механизмов оптимизации финансово-хозяйственной  деятельности пассажирских транспортных  предприятий;

- создание  оптимальных условий, содействующих  привлечению частных инвестиций  в сферу пассажирских перевозок;

- модернизация  подвижного состава городского  пассажирского транспорта преимущественно  за счет внебюджетных источников  финансирования;

- совершенствование  системы социальной защиты населения,  в частности, путем упорядочения  существующей системы льгот, а  также усиления адресной направленности  выделяемых на эти цели средств;

- внедрение современных технологий в управление и организацию пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом.

Работа  городского пассажирского транспортного  комплекса должна основываться на соблюдении следующих принципов:

- осуществление  деятельности предприятий ГПТ  на основе развития предпринимательства  и конкуренции как муниципальных,  так и независимых предприятий  и предпринимателей при условии  равенства различных форм собственности;

- обеспечение  безопасности в сфере деятельности  предприятий городского пассажирского  транспорта на основе применения  системы единых норм и стандартов.

 

  1. Управление городским пассажирским транспортным комплексом.

Основы  существующей структуры органов  местного самоуправления городским  пассажирским транспортом разрабатывались  еще во все времена плановой экономики  и с тех пор практически  не совершенствовались. Переход от административно-командной к рыночной экономике требуется как от государственных, так и от муниципальных органов местного самоуправления обеспечить соблюдение таких принципов функционирования городского пассажирского транспорта, которые позволили бы создать в данном секторе городской экономики условия цивилизованной конкурентной борьбы при одновременном сведении к минимуму регулирующей функции государства, связанной в основном с защитой интересов потребителей услуг городского пассажирского транспорта. Выполнение данного требования позволит хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в этом секторе городской экономики, повысить как объем, так и качество предоставляемых услуг.

В настоящее  время большая часть вопросов, связанных с управлением городским  пассажирским транспортом, осуществляется на уровне города силами структурных  подразделений местных администраций, в то время как возможности  координации деятельности городского пассажирского транспорта на федеральном  уровне практически утеряны. По большому счету, взаимодействие Министерства транспорта Российской Федерации с подавляющим большинством муниципальных образований связанно лишь с методическим обеспечением деятельности ГПТ, эпизодическим и отнюдь не полноценным.

Какова  же должна быть структура органов  местного самоуправления городским  пассажирским транспортным комплексом? Представляется целесообразным обеспечить формирование трехуровневой системы, включающей в себя федеральный орган  управления в лице соответствующих  структурных подразделений исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальные  органы управления ГПТ.

К сфере  ведения федерального органа управления городским пассажирским транспортом  должны быть отнесены:

1) разработка и реализация государственной  политики в области городских  пассажирских перевозок;

2) подготовка проектов федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов по вопросам, связанным  с деятельностью городского пассажирского  транспорта;

3) ведение статистической отчетности  и статистического анализа деятельности  предприятий ГПТ;

4) разработка единой системы  требований к организации и осуществлению городских пассажирских перевозок, включая:

- порядок лицензирования деятельности  по выполнению пассажирских перевозок;

- порядок сертификации транспортных  средств, эксплуатационных материалов  и оборудования, применяемых при  выполнении городских пассажирских  перевозок, а также сертификации  транспортных услуг;

- нормы профессиональной пригодности  лиц, занятых городским пассажирскими перевозками;

- правила и нормы безопасности  движения, охраны окружающей среды,  охраны труда и пожарной безопасности  при выполнении городских пассажирских  перевозок;

- правила технической эксплуатации  транспортных средств;

- порядок контроля технического  состояния транспортных средств,  находящихся в эксплуатации;

5) разработка и осуществление  федеральных проектов развития  деятельности городского пассажирского  транспорта;

6) организация единой статистической  отчетности по деятельности городского  пассажирского транспорта;

7) издание в установленном порядке  нормативных актов по вопросам  функционирования пассажирского  транспорта;

8) финансовое обеспечение научных  исследований проблем городского пассажирского транспорта на федеральном уровне;

9) организация и совершенствование  системы подготовки и переподготовки  кадров городского пассажирского  транспорта на федеральном уровне.

К сфере ведения региональных органов  управления городским пассажирским транспортом должны быть отнесены:

  1. организация  пассажирских перевозок на пригородных и международных маршрутах ГПТ;
  2. содействие привлечению инвестиций в городской пассажирский транспортный комплекс на региональном уровне;
  3. организация и проведение внутрирегиональных семинаров по вопросам организации управления пассажирским перевозкам;
  4. Обеспечение финансирования перевозок пассажиров, льготы которым предоставлены на региональном уровне;
  5. Доведение изменений в федеральный отраслевой нормативной и правовой базе до уровня муниципальных органов управления городским пассажирским транспортом;
  6. Оказание помощи муниципалитетам в приобретении подвижного состава и запасных частей; организация взаимодействия пассажирских перевозчиков и муниципальных органов управления ГПТ с заводами-изготовителями.

Оперативное управление городским  пассажирским транспортом должно осуществляться муниципальными органами местного самоуправления, к сфере ведения которых должны относиться:

  1. организация и координация формирования и развития целостной системы управления городским пассажирским транспортом;
  2. контроль за выполнением предприятиями городского пассажирского транспорта требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по вопросам деятельности предприятий ГПТ;
  3. осуществление контроля за соблюдением предприятиями ГПТ требований по безопасности городских пассажирских перевозок;
  4. ведение учета анализа деятельности предприятий ГПТ на месном уровне;
  5. контроль за выполнением распоряжений муниципальных органов управления, касающихся сферы деятельности городского пассажирского транспорта;
  6. разработка мероприятий по улучшению транспортного обслуживания населения;
  7. разработка и осуществление тарифной политики, определение размеров и форм оплаты пассажирами проезда на городских маршрутах ГПТ;
  8. контроль за оперативной обстановкой на маршрутах города и осуществлением пассажирских перевозок;
  9. контроль за исполнением пассажирскими перевозчиками принятых договорных обязательств по организации транспортного обслуживания городского населения;
  10. изучение и прогнозирование потребностей в транспортных услугах населения на основе систематического изучения пассажиропотоков;
  11. паспортизация муниципальных маршрутов городского пассажирского транспорта;
  12. разработка и уточнение схемы маршрутов городского пассажирского транспорта;
  13. регулирование времени и графика движения городского пассажирского транспорта с учетом потребностей населения в пассажирских перевозках;
  14. контроль за состоянием проезжей части улично-дорожной сети, на которой организованно движение городского пассажирского транспорта;
  15. обустройство городских маршрутов необходимых линейными  сооружениями, системами контроля и управления.

Одним из результатов реформирования системы городского пассажирского  транспорта должно стать повышение  роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности  хозяйствующих субъектов различных  форм собственности, обеспечивающих  предоставление гражданам услуг  по пассажирским перевозкам и имеющих  правовые и финансовые возможности  не только для осуществления текущей  эксплуатационной деятельности, но и  для модернизации собственного парка  транспортных средств.

Реформирование органов управления пассажирским транспортом на муниципальном  уровне должно заключаться в четком и рациональном разделении функций  между ними и пассажирскими перевозчиками, которое позволит закрепить за органом  управления транспортом роль единого  заказчика на пассажирское транспортное обслуживание населения, предоставив  предприятиям ГПТ и частным перевозчикам подрядные функции по обеспечению  транспортного обслуживания городского населения.

В целях повышения качества работы муниципального органа управления ГПТ в роли единого заказчика целесообразно предусмотреть закрепление за ним функций по осуществлению централизированной  диспетчеризации городских пассажирских перевозок. Это предоставит муниципальному органу управления ГПТ возможность контроля за соблюдением пассажирских перевозчиков установленного графика движения по маршруту, а также позволит в режиме реального времени регулярно определять общее количество транспортных средств, работающих на маршрутах ГПТ.

В качестве возможной меры следует  рассмотреть необходимость закрепления  за муниципальным органом управления ГПТ функции по централизированному  сбору доходов от пассажирских перевозок  путем создания единой службы реализации проездных документов, находящейся в его непосредственном подчинении. Это позволит пассажирским перевозчикам сосредоточить ответственность главным образом на качественном предоставлении транспортных услуг, передав обязанности материального и финансового обеспечения городских пассажирских перевозок на уровень муниципального органа управления ГПТ.

Таким образом, данная модель взаимодействия муниципального органа управления ГПТ  и хозяйствующих субъектов, функционирующих  на рынке городских пассажирских перевозок, предоставит возможность  соблюсти организационное единство решения задач управления, контроля и регулирования городских пассажирских перевозок вместо разрозненного  осуществления этих функций отдельными транспортными предприятиями. Это  позволит обеспечить как более высокое  качество транспортного обслуживания городского населения, так и получение  дополнительного экономического эффекта  от данного сектора городской  экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры города Магадана.

В современных  условиях хозяйствования возникает  необходимость в разработке теоретического и практического инструментария при решении проблем, возникающих  перед региональной транспортной системой, освоения новых приемов и методов  управления, которые давно стали  нормой для западных фирм. Резкое возрастание  уровня развития внешней среды вызывает необходимость формирования эффективных  подходов к управлению таким образом, чтобы способность к изменениям стала одной из важнейших ключевых характеристик, определяющих возможности  организации к выживанию в  долгосрочной перспективе. Функционирование и развитие транспортных предприятий  в условиях Северо-востока требуют  разработки и реализации необходимых  изменений внутренних механизмов функционирования и развития, что приобретает, на наш  взгляд, особую актуальность и значимость.

 Высокий  уровень социальной значимости  транспортной системы Магаданского  региона, присущая ей высокая  степень взаимосвязи между различными элементами, входящими в ее состав, жизнеобеспечивающий и дотационный характер услуг городского пассажирского транспорта, а также сложная тарифная политика определяют необходимость управления и регулирования системы городского пассажирского транспорта.

  Магадан является крупным центром политической, экономической и культурной жизни Северо-востока России. Поэтому развитие городской транспортной инфраструктуры занимает ключевые позиции в транспортной системе области. На территории региона отсутствуют такие современные виды транспорта, как трамваи, троллейбусы, метро. Единственным средством передвижения для населения города и области является автотранспорт. На сегодняшний день в областном центре действуют городские и междугородние пассажирские автотранспортные маршруты общего пользования по трем основным направлениям:

1) пригородное  и междугородное автобусное сообщение;

2) городское  автобусное сообщение по перевозке  школьников;

3) внутригородское  автобусное сообщение.

 До  недавнего времени на региональном  рынке транспортных услуг действовал  единственный хозяйствующий субъект  - Магаданское производственное  объединение пассажирского автотранспорта (ЗАО `МАГПОПАТ`), признанное в  2004 году банкротом. Ликвидация  ЗАО привела к возникновению  кризисной ситуации в транспортной  отрасли региона (в 2003 году  количественный показатель невыполненных  рейсов возрос на 354%).

Информация о работе Организация и управление пассажирским транспортом. Роль органов местного самоуправления в регулировании городского пассажирского транс