Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 00:19, курсовая работа
Основная задача курсовой работы заключается в наиболее полном использовании приобретенных навыков штурманской работы, и в частности, всестороннего изучения условий плавания и промысла, выбора безопасного и экономического пути, выполнение предварительной прокладки, расчетах, включающими оценки навигационной безопасности и безопасности перехода и промысла, разработку графического плана конкретного перехода (Клайпеда - ЦВА) на предварительно подобранном комплекте электронных карт и руководств для плавания и промысла.
Введение ……………………………………………………………………………………………3
Расчетно-пояснительная часть…………………………………………….....................................5
1.Сведения о судне………………………………………………………………………………….5
2.Навигационное оснащение судна………………………………………………………………..6
3.Штурманская справка на переход……………………………………….....................................9
3.1. Нав.-гидрографические и гидрометеорологические особенности перехода…………..9
3.1.1. Балтийское море…………………………………………………....................................9
3.1.2. Плавание Балтийскими проливами…………………………………………………....15
3.1.3. Пролив Скагеррак……………………………………………………………………....19
3.1.4. Северное море…………………………………………………......................................24
3.1.5. Пролив Ла-Манш…………………………………………………………………….....30
3.1.6. Атлантический океан......................................................................................................33
4. Сведения о порте отхода (Клайпеда)…………………………………………………………..39
5. Сведения о районе промысла…………………………………………………………………...43
5.1.Объект промысла (ставрида)…………………………………….......................................43
6. Предварительная подготовка к рейсу…………………………………………………………..47
6.1.Предварительный выбор ……………………………………………………………….....48
6.2.Подбор карт, руководств и пособий………………………………...................................49
6.3. Задачи и методы поддержания морских навигационных карт и пособий на уровне современности……………………………………....................................................................57
6.4. Порядок получения и списания навигационных карт и пособий………………………61
6.5 Порядок получения корректурных документов на судне………………………………...62
6.6 Корректура навигационный карт, руководств и пособий на судне……………………65
6.4.Подготовка технических средств навигации……………………. ..................................72
6.5.Подъем карт…………………………………………………………………………….....73
7. Штурманская подготовка к переходу………………………………………………………….74
7.1.Планирование перехода, табличный план перехода……………………………………..75
7.2.Подготовка и плавание в особых условиях..……………………………………………...78
7.3.Обеспечение контроля за навигационной безопасностью……….....................................78
7.4.Штурманская работа на промысле……………………………….......................................79
7.5.Подготовка и контроль работы компасов и лага…………………………………………80
7.6.Счисление пути с оценкой точности……………………………........................................82
7.7.Точность измерения визуальных навигационных параметров…………………………..83
7.8.Расчет приливов …………………………………………………………………………....85
7.9.Расчет освещенности……………………………………………….....................................87
8. Навигационное обеспечение промысловой работы и маневрирования судна………………88
8.1.Расчет и по строение сетки промыслового планшета……………………………………89
8.2.Организация навигационного обеспечения при несении ходовой вахты на промысле.91
Заключение………………………………………………………………………………..……….92
Список использованной литературы……………………………………………………………..93
Графическая часть…………………………………………………………………………………
Порты и якорные места. Южный берег Балтийского моря от мыса. Розеве до острова Рюген отличается малой изрезанностью, поэтому бухт и заливов, в которых суда могли бы укрыться от ветров и волнения, здесь почти нет. У этого участка берега расположены порты Устка, Дарлово, Колобжег, Свиноуйсьце и Щецин. Западная часть южного берега Балтийского моря довольно сильно изрезана; здесь находятся обширные, хороню укрытые от ветров и волнения бухты Мекленбургская, Килер-Фёрде, Эккернфёрдер-Бухт и Фленобургер-Фёрде. В этом районе расположены порты Засниц, Штральзунд, Росток, Варнемюде, Висмар, Любек, Травемюнде, Киль и Фленсбург.
У северного берега южной части Балтийского моря расположено несколько портов и много гаваней. Наиболее важными являются порты Карлскруна, Истад и Треллеборг. Кроме того, в шхерах имеется много якорных и погрузочных мест. Погрузочные места представляют собой, как правило, одно или несколько якорных мест, где производится погрузка судов с воды; некоторые погрузочные места имеют небольшие причалы.
Ремонтные возможности и снабжение. Ремонт корпуса и судовых механизмов производится почти во всех крупных портах. В этих же портах возможно пополнить запасы топлива, воды и продовольствия.
Спасательная служба. В южной части Балтийского моря имеется сеть спасательных станций; в крупных портах есть спасательные суда. Местоположение спасательных станций и их оборудование приведено в навигационном описании.
Гидрометеорологический очерк Балтийского моря.
Климат описываемого района характеризуется большой влажностью и облачностью, значительным развитием туманов в холодный (ноябрь — март) период года, частыми осадками, довольно равномерно распределяющимися в течение года, преобладающими ветрами западных направлений и сравнительно небольшими колебаниями температуры воздуха в течение года. Господствующими являются юго-западные и западные ветры, нередко достигающие силу шторма. Весна холодная и затяжная. Осадки выпадают реже, чем зимой, и штормовая деятельность к концу сезона значительно ослабевает. Увеличивается повторяемость ясного неба, и уменьшается повторяемость туманов.
Лето умеренно теплое, жаркая погода бывает редко и продолжается недолго. Значительно реже, чем зимой и осенью, наблюдаются туманы. Уменьшается повторяемость пасмурного неба, но заметно увеличивается количество осадков, выпадающих о виде ливней. Климат описываемого района формируется под влиянием общей циркуляции атмосферы, обусловливающей перенос теплых и влажных воздушных масс с Атлантического океана. Кроме того, существенное влияние на климат оказывает Северо-Атлантическое течение, приносящее к берегам северо-западной части Европы большие массы теплой воды, часть которой через проливы Каттегат, Большой и Малый Бельты и Зунд поступает в Балтийское море.
Для описываемого района характерны шесть типов погоды: северо-восточный, юго-восточный, юго-западный, северо-западный, слабоветреный ясный и неустойчивый пасмурный.
Температура и влажность воздуха. Самыми холодными месяцами года являются январь и февраль, средняя месячная температура которых изменяется от —2° до 4°, причем в открытом море она выше, чем на побережье. Наименьшая температура в эти месяцы колеблется от —20° до —30°, а наибольшая от 10° до 15°.
Самые теплые месяцы года — июль и август. Средняя месячная температура их повсюду составляет 15°—17°. Наибольшая температура воздуха в эти месяцы колеблется от 30° до 36°, а наименьшая от 2° до 6°.
Годовая
амплитуда температуры в
Суточная амплитуда температуры воздуха растет от зимы к лету и составляет соответственно 3°—5° и 8°—10°. Относительная влажность воздуха довольно высока в течение всего года. Наибольшая 80—90% отмечается с октября по март, а наименьшая 70—80% с апреля по июнь.
Суточные
колебания относительной
Ветры. Режим ветра в описываемом районе определяется в основном характером атмосферной циркуляции. На побережье местные условия оказывают значительное влияние на скорость и направление ветра. Большую часть года повсеместно преобладают ветры от SW и W общая повторяемость которых составляет 35—50%. Лишь в апреле и мае повторяемость этих ветров уменьшается до 20—30%. Кроме того, в летние месяцы довольно часто наблюдаются ветры от NW с повторяемостью 15 — 25%. Средняя месячная скорость ветра на побережье в период с октября по апрель составляет 3—6 м/сек и с мая по сентябрь она уменьшается до 2—5 м/сек. В открытом море средняя месячная скорость ветра увеличивается соответственно до 8 м/сек и 4—6 м/сек.
Штили в описываемом районе наблюдаются редко, повторяемость их в течение года составляет 2—7. Среднее годовое число дней со штормом в большей части района составляет 16—28. Лишь в отдельных местах оно уменьшается до 4—7. Штормы отмечаются во все сезоны года, однако наиболее часты они в период с октября по апрель, когда среднее месячное число дней с штормом составляет 2—4, а в период с мая по сентябрь не превышает 1. В районах порта Карлсхамн и города Устка штормы бывают не ежегодно. Наибольшая скорость ветра при штормах нередко достигает 25 м/сек, в исключительных случаях 34—36 м/сек. Продолжительность штормов, как правило, не превышает одни сутки. Штормы продолжительностью до двух суток и более отмечаются с сентября—октября по март в среднем от 3 до 5 раз за этот период. Летом довольно часты шквалы, сопровождающиеся грозой. В теплое время, года наблюдаются бризы. Морской бриз возникает до полудня, после полудня он достигает скорости 3—6 м/сек и перед заходом солнца стихает. Береговой бриз слабее морского, но распространяется на расстояние до 8 миль, т. е. вдвое дальше, чем морской бриз.
Туманы. В открытом море повторяемость туманов колеблется от 3—6% в теплый период года и до 6—9% в холодный.
На побережье среднее годовое число дней с туманом составляет 25—50, местами 65. Туманы чаще всего наблюдаются с сентября-октября по март, когда среднее число дней с ними составляет 3-6 в месяц, а в отдельных местах 7—10 в месяц. Реже всего туманы отмечаются в июне — августе, в среднем не превышая одного раза в месяц. В апреле и мае среднее число дней с туманом колеблется от 2 до 5 в месяц.
Видимость 5 миль и более почти в течение всего года является преобладающей. Наибольшая повторяемость ее 60-85% отмечается, с апреля — мая по сентябрь, а с октября по март повторяемость ее, уменьшается до 30—50%. В теплый период года повторяемость видимости менее 1 мили повсеместно не превышает 1—5%.
Радиолокационная наблюдаемость. В течение всего года прибрежной полосе к востоку от порта Свиноуйсьце преобладает локационная наблюдаемость, повторяемость которой составляет 40—50%, а повторяемость повышенной радиолокационной наблюдаемости 20—30%. Весной улучшаются условия радиолокационной наблюдаемости, снижается повторяемость пониженной и возрастает повторяемость сверхдальней радиолокационной наблюдаемости. Летом наряду с преобладающей нормальной радиолокационной наблюдаемостью возрастает повышенная радиолокационная наблюдаемость
Облачность и осадки. Облачность велика в течение всего года. Наибольшее среднее месячное ее количество 7—8 баллов падает на период с ноября по февраль, в остальные месяцы оно около 6 баллов. Во всем районе в течение года преобладает пасмурная погода. Так, среднее годовое число пасмурных дней колеблется от 120 до 160, тогда как среднее годовое число ясных дней не превышает 30—60. Пасмурная погода на побережье наиболее часто наблюдается в период с октября по март. В это время среднее месячное число пасмурных дней колеблется от 12 до 20, а ясных не превышает 1-3. В остальное время года среднее месячное число пасмурных дней уменьшается до 5—11, а ясных возрастает до 3—8. Для летних месяцев характерна кучевая облачность, для осенних и зимних месяцев слоисто-кучевая и слоисто-дождевая.
В описываемом районе выпадает умеренное количество осадков. Средняя годовая сумма их повсюду колеблется от 560 до 800 мм. Максимум осадков в течение года приходится на июль и август: в эти месяцы среднее месячное количество осадков достигает 70—90 мм. Минимум осадков отмечается с февраля по мая, когда среднее месячное количество их не превышает 30—50мм. В остальные месяцы оно колеблется от 40 до 70 мм; лишь только в некоторых районах в отдельные месяцы количество осадков увеличивается до 75—90 мм. Максимальное количество осадков за сутки летом местами достигает 90 мм, в другие сезоны оно колеблется от 25 до 60 мм.
Для лета характерны, ливневые осадки. Обложные осадки имеют продолжительность чаще всего от 6 до 12 час, но иногда и несколько суток подряд с небольшими перерывами. Ливневые осадки имеют продолжительность не более 1—3 час.
Течения. Режим течений в описываемом районе обусловливается водообменом с Северным морем и стоком вод с суши, определяющими систему постоянных поверхностных течений, ветровой деятельностью, вызывающей дрейфовые течения, а также конфигурацией берегов и рельефом дна, оказывающими влияние на скорость и направление суммарных течений. Постоянное поверхностное течение образуется в северной части Балтийского моря от слияния двух течений, одно из которых выходит из Финского залива- а другое — из Ботнического залива. после соединения общий поток, прижимаясь к шведскому берегу, направляется на SW, огибая с двух сторон остров Готланд, а затем, поворачивая сначала на W, а потом опять на SW, идет в южную часть моря. Минуя остров Борнхольм, это течение идет через проливы в Северное море. Вдоль южного побережья моря к востоку от острова Рюген течение идет на Е, а затем, примерно у восточной границы описываемого района, оно делится на две ветви; одна из них проходит через Гданьский залив, поворачивает на N и направляется вдоль восточного берега моря, а другая поворачивает на NW и W, где сливается с общим потоком, идущим вдоль побережья Швеции в направлении на SW. К востоку от острова Борнхольм в течение всего года наблюдается круговорот воды против часовой стрелки. Постоянные течения очень слабы и подвержены значительным изменениям в зависимости от времени года и главным образом or господствующих ветров. Под действием ветров они могут изменить свою скорость и направление. Хотя постоянные течения на снос судов в открытом море существенного влияния не оказывают, однако у выступающих в море мысов, в проливах и узкостях, а также вблизи подводных опасностей, где скорость течений, как правило, увеличивается, пренебрегать учетом таких течений не рекомендуется. Скорость постоянных течений в среднем составляет 0,1—0,2 узла и лишь в отдельных случаях увеличивается до 0,7—0,9 узла. Дрейфовые течения, возникающие под действием ветра, оказывают наиболее существенное влияние на судоходство. В море дрейфовые течения в основном следуют по направлению ветра. При перемене направления ветра сравнительно быстро меняется и направление течения; вследствие этого режим дрейфовых течений характеризуется своей неустойчивостью, что необходимо иметь в виду при плавании. Наблюдаемые дрейфовые течения определяются зачастую не местными ветрами, а предшествующим ветром или более сильным ветром, дующим в соседних районах. Так, сильные ветры от NW или W над Северным морем нагоняют в Балтийское море значительные массы воды через проливы и вызывают 5 восточное течение в южной части моря; при ослаблении указанных ветров масса воды устремляется обратно. В проливах и закрытых бухтах дрейфовое течение, как правило, не согласуется с направлением ветра и может иметь даже обратное направление. Скорость дрейфового течения определяется силой вызвавшего его О ветра и может достигать 2—4 узлов и более. В Поморской бухте скорость прибрежных течений доходит до 3 узлов, а в проливе между островом Рюген и материком при сильных ветрах с севера достигает 4—5 узлов. Приливо-отливные течения в описываемом районе не имеют существенного значения для навигации. В открытом море скорость приливоотливных течений не превышает 0,1 узла. Волнение. Небольшие размеры моря, особенно заливов, а также сравнительно малые глубины препятствуют развитию сильного волнения. С марта по октябрь преобладает волнение силой 1-6 балла, повторяемость которого в это время достигает 60—80%; Довольно часто отмечается волнение IV—V баллов, повторяемость которого в течение года колеблется от 20 до 40%;
Волнение VI баллов и более бывает преимущественно в сентябре-феврале; когда повторяемость его достигает 10—15% с марта по август интенсивность такого волнения повсеместно ослабевает, и повторяемость его не превышает 3—8%. Приходит волнение преимущественно от SW и W (30 - 60 %), но в теплый период года, кроме того, отмечается волнение и от NW. Высота волн в открытой части района иногда достигает 7—8 м, а в заливах 4—5 м.
Температура,
соленость, плотность
воды. Наиболее высокая 15°—18° в году
средняя месячная температура воды на
поверхности наблюдается с июля по сентябрь,
причем у южного побережья (Поморская
бухта) она выше, чем в открытом море. В
октябре температура воды заметно понижается
и в ноябре — декабре не превышает 4°—8°.
Соленость в открытом море мало меняется
в течение года и составляет около 7%. У
побережий весной и летом вследствие таяния
льдов и притока вод с суши соленость поверхностного
слоя наименьшая в году и составляет 10-11
%.
3.1.2
Плавание Балтийскими
проливами.
Балтийские
проливы хорошо оборудованы береговыми
и плавучими маяками, светящими
знаками, огнями и плавучими
В проливах
установлены рекомендованные
Тем не менее, плавание Балтийскими проливами, особенно для больших судов, сопряжено с определёнными трудностями, так как в ряде мест рекомендованные пути проходят вблизи каменистых банок и имеют крутые повороты. В проливах, кроме постоянных течений, наблюдаются довольно сильные течения, зависящие от направления и скорости ветра. Фарватеры во многих местах пересекаются паромными переправами.
В Балтийских проливах имеются районы, сложные в навигационном отношении. В этих районах относительно часто: происходят аварии судов (посадка на грунт, столкновения); рекомендованные пути проходят вблизи опасностей; пространство для расхождения встречных судов ограниченно.
Перечисленные ниже районы, за исключением района мыса Скаген, находятся в южной части проливов и расположены на расстояниях, соответствующих одной (при следовании через пролив Зунд) или двух (при следовании через пролив Большой Бельт) вахт при скорости судов более 10 уз.