Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 00:19, курсовая работа
Основная задача курсовой работы заключается в наиболее полном использовании приобретенных навыков штурманской работы, и в частности, всестороннего изучения условий плавания и промысла, выбора безопасного и экономического пути, выполнение предварительной прокладки, расчетах, включающими оценки навигационной безопасности и безопасности перехода и промысла, разработку графического плана конкретного перехода (Клайпеда - ЦВА) на предварительно подобранном комплекте электронных карт и руководств для плавания и промысла.
Введение ……………………………………………………………………………………………3
Расчетно-пояснительная часть…………………………………………….....................................5
1.Сведения о судне………………………………………………………………………………….5
2.Навигационное оснащение судна………………………………………………………………..6
3.Штурманская справка на переход……………………………………….....................................9
3.1. Нав.-гидрографические и гидрометеорологические особенности перехода…………..9
3.1.1. Балтийское море…………………………………………………....................................9
3.1.2. Плавание Балтийскими проливами…………………………………………………....15
3.1.3. Пролив Скагеррак……………………………………………………………………....19
3.1.4. Северное море…………………………………………………......................................24
3.1.5. Пролив Ла-Манш…………………………………………………………………….....30
3.1.6. Атлантический океан......................................................................................................33
4. Сведения о порте отхода (Клайпеда)…………………………………………………………..39
5. Сведения о районе промысла…………………………………………………………………...43
5.1.Объект промысла (ставрида)…………………………………….......................................43
6. Предварительная подготовка к рейсу…………………………………………………………..47
6.1.Предварительный выбор ……………………………………………………………….....48
6.2.Подбор карт, руководств и пособий………………………………...................................49
6.3. Задачи и методы поддержания морских навигационных карт и пособий на уровне современности……………………………………....................................................................57
6.4. Порядок получения и списания навигационных карт и пособий………………………61
6.5 Порядок получения корректурных документов на судне………………………………...62
6.6 Корректура навигационный карт, руководств и пособий на судне……………………65
6.4.Подготовка технических средств навигации……………………. ..................................72
6.5.Подъем карт…………………………………………………………………………….....73
7. Штурманская подготовка к переходу………………………………………………………….74
7.1.Планирование перехода, табличный план перехода……………………………………..75
7.2.Подготовка и плавание в особых условиях..……………………………………………...78
7.3.Обеспечение контроля за навигационной безопасностью……….....................................78
7.4.Штурманская работа на промысле……………………………….......................................79
7.5.Подготовка и контроль работы компасов и лага…………………………………………80
7.6.Счисление пути с оценкой точности……………………………........................................82
7.7.Точность измерения визуальных навигационных параметров…………………………..83
7.8.Расчет приливов …………………………………………………………………………....85
7.9.Расчет освещенности……………………………………………….....................................87
8. Навигационное обеспечение промысловой работы и маневрирования судна………………88
8.1.Расчет и по строение сетки промыслового планшета……………………………………89
8.2.Организация навигационного обеспечения при несении ходовой вахты на промысле.91
Заключение………………………………………………………………………………..……….92
Список использованной литературы……………………………………………………………..93
Графическая часть…………………………………………………………………………………
ЦВА и в частности ИЭЗ Мавритании является одним из традиционных и важнейших районов рыбного промысла. Основу сырьевой базы здесь составляют массовые пелагические виды рыб (сардинеллы – круглая Sardinella aurita Valenciennes, 1847 и плоская Sardinella maderensis (Lowe, 1839), ставриды – европейская Trachurus trachurus Linnaeus, 1758, западноафриканская Trachurus trecae Cadenat, 1949, восточная скумбрия Scomber japonicus Houtuyn, 1780 и сардина Sardina pilchardus Walbaum, 1792).
Высокая продуктивность района обеспечивается его нахождением в зоне пассатных ветров, явлением апвеллинга и наличием квазистационарных круговоротов вод. Эти факторы способствуют обогащению вод биогенами, что в сочетании с длительным вегетативным периодом создает благоприятные условия для высокой продуктивности планктонного сообщества. На основе этого формируется высокий уровень продуктивности пелагических рыб.
Особенности распределения, сроки и масштабы миграций основных промысловых рыб, прежде всего западноафриканской ставриды, и, как следствие, развитие промысла в ИЭЗ Мавритании и сопредельных водах (ИЭЗ Марокко) определяются изменчивостью условий среды – интенсивностью пассатных ветров, апвеллинга, уровнем термического фона, динамикой положения Сенегало-Мавританского фронта (СМФ), граничными значениями которого принято считать температуру поверхности океана 22 и 24°С.
В последнее
десятилетие промысловая
тельно изменилась по сравнению с предыдущими периодами и стала намного напряженней и сложнее.
В ИЭЗ Мавритании наиболее стабильный пелагический траловый промысел ба-
зируется на мигрирующих видах рыб, обитающих в водах Мавритании только в определенные сезоны года. С точки зрения возможностей пелагического тралового лова, промысловый район ИЭЗ Мавритании функционирует круглогодично, с некоторым снижением уловов на усилие в переходные периоды – весной (февраль-март) и осенью (сентябрь-октябрь). Это обуславливается общей схемой движения СМФ и сезонными миграциями скоплений рыб.
Весной, в апреле – мае, СМФ из ИЭЗ Сенегала смещается в ИЭЗ Мавритании. С
увеличением ТПО на границе Мавритании и Сенегала до 20-21°С начинается выход косяков западноафриканской ставриды из северной части ИЭЗ Сенегала в воды Мавритании. С перемещением фронта в ИЭЗ Мавритании и устойчивым повышением ТПО на юге района до 22°С (северная граница СМФ) связано начало массовой весенней миграции скоплений западноафриканской ставриды.
В августе–начале сентября СМФ выходит за пределы ИЭЗ Мавритании. Основ-
ные скопления западноафриканской ставриды устремляются на север, в южную часть ИЭЗ Марокко. Поэтому в ИЭЗ Мавритании начинается период неустойчивой промысловой обстановки. ТПО, как правило, повсеместно выше 24°С.
С началом
сезонного похолодания и
(южная
граница СМФ – 24°С), что наблюдается
в ноябре-декабре, связано
Основой промысла в ИЭЗ Мавритании в этот период служат сардина, европей-
ская
ставрида, часть популяции
В апреле-мае начинается обратное движение СМФ на север и, таким образом,
годовой цикл замыкается.
Стабильная промысловая ситуация наблюдается при нормальном, на уровне
среднеклиматических величин, ходе гидрометеорологических процессов. Однако общая схема перемещений СМФ ежегодно имеет свои особенности. В аномально холодные или теплые зимние или летние сезоны отмечаются значительные изменения промысловой обстановки, выражающиеся в особенностях распределения основных промысловых видов, сроках и характере сезонных миграций, изменении видового состава уловов, доли в уловах того или иного вида и т.п.
Исключительно важной и особенно характерной тенденцией с середины 90-х гг. стало постепенное уменьшение доли ставриды в уловах в ИЭЗ Мавритании и, соответственно, ее увеличение в ИЭЗ Марокко.
Общее уменьшение доли ставрид в уловах не дает представления, какой вид
ставрид
(европейская или
Основной промысловый потенциал ставрид ИЭЗ Мавритании составляют став-
рида западноафриканская и европейская. Периоды облова западноафриканской ставриды приходятся на май-август и декабрь-январь, а европейской – на январь-апрель. Кроме этого, в отдельные периоды часть вылова ставрид приходится на африканского каранкса – Decapterus rhonchus, но его доля в уловах весьма незначительна. И этот вид никогда не играл существенной роли в общем вылове ставрид в ИЭЗ Мавритании.
Как указывалось ранее, среди ставрид в ИЭЗ Мавритании доминирует западно-
африканская ставрида, скопления которой, совершая сезонные миграции, длительное время находится в ИЭЗ Мавритании (до 7-8 месяцев). При благоприятных условиях она держится плотными косяками, задерживаясь длительное время на локальных участках, где успешно облавливается промысловыми судами. Европейская ставрида менее доступна промыслу, т.к. по сравнению с западноафриканской, она образует небольшие и очень подвижные косяки. Нерест ее проходит над океаническими глубинами, а на шельф она выходит эпизодически после нереста и поэтому не создает в ИЭЗ Мавритании таких скоплений, как западноафриканская ставрида, хотя встречается в этих водах круглогодично.
Установлено, что стабильная промысловая обстановка в мае-августе создается за счет уловов ставриды и, прежде, всего западноафриканской. Крайне негативный для промысла факт то, что в последнее десятилетие весенняя миграция ее скоплений из ИЭЗ Сенегала стала не массовой, как ранее. Доля ставриды в уловах в мае уменьшилась с 55-60% в середине 80-х годов до 37-40% в 2001-2002 гг, т.е. уменьшилась примерно на 18-20%. Уменьшение ее доли в июне составило 15%. Таким образом, в воды Мавритании весной мигрирует гораздо меньшая масса ставриды, чем это было в предыдущие годы. Здесь, учитывая периоды наиболее массового облова, можно говорить именно о западноафриканской ставриде. Поэтому, даже при самых благоприятных гидрологических условиях, которые наблюдались в середине 80-х годов и сопровождались чрезвычайно массовыми сезонными миграциями, в последние годы улучшения обстановки на промысле этой ставриды не происходило.
Оценка запаса данной (сенегало-мавританской) популяции западноафриканской
ставриды, выполненная сотрудниками АтлантНИРО, показывает его стабильный уровень в последние годы. Для промысловой обстановки в ИЭЗ Мавритании в последние годы стало характерным то, что спады стали более глубокими, а периоды хорошей обстановки – скоротечнее.
В июле, скопления западноафриканской ставриды, стараясь быстро пройти аномально теплые, не соответствующие оптимуму обитания воды, завершает миграцию из района Мавритании в южную часть ИЭЗ Марокко, и к августу ее доля в уловах в мавританских водах падает до исключительно низких пределов – 10-20% .
В сентябре-октябре в настоящее время наблюдаются особенно глубокие спады промысловой обстановки, обусловленные исключительно массовым отходом скоплений этой ставриды в ИЭЗ Марокко, где именно в этот период и отмечено улучшение обстановки на ее промысле.
В ИЭЗ Мавритании ноябре-декабре и даже в январе не отмечается ожидаемого
стабильного
улучшения промысловой
Скопления ставриды, мигрируя в ИЭЗ Марокко, стали достигать гораздо более
северных широт (летом) и располагаться на значительно более обширной акватории, чем это было в прежние годы. Обратная же нерестовая миграция западноафриканской ставриды на юг, в ИЭЗ Мавритании стала слабовыраженной и более длительной.
и лишь отчасти – западноафриканскую. Учитывая характер формирования этих скоплений и то, что в последние годы в ИЭЗ Мавритании постоянно увеличивается промысловый пресс (2001- 2002 гг. – количество судов достигло 60-80 единиц) вполне объяснима крайне неустойчивая промысловая обстановка на облове ставрид.
6. Предварительная подготовка к рейсу.
Всякое плавание судна содержит в себе злементы риска, где под риском понимают вероятность неблагоприятного исхода запланированного действия. До начала каждого рейса капитан и его помощники должны ясно представлять, насколько рискованно предполагаемое плавание. Только тщательное планирование может позволить заранее предусмотреть и помочь избежать нежелательных событий. Если возможны альтернативы, то эти риски оценивают при планировании и находят компромиссное решение, так как уровень риска часто противостоит коммерческой целесообразности.
Сбор информации и оценка на ее основе предстоящего плавання являются наиболее важной частью планирования перехода, так как на зтом зтапе должна быть собрана вся относящаяся к рейсу информация и положена надежная основа для планирования. Торопливость в стремлении начать планирование рейса как можно быстрее, без достаточной на то информации, не должна поощряться. Время, затраченное на сбор информации и оценку предстоящего плавання, позже окупится сторицею.
Решения капитана для обеспечения безопасного плавання будут основываться на оценке доступной информации, которая может быть собрана из следующих источников:
1. Каталога карт и книг (Саtalogue оf Аdmiralty Сharts and Риblications NР
131- (год издания));
2. Навигационных карт (Сharts);
3. "Океанских путей мира" (Осеаn Раssage Fог the World);
4. Маршрутных или лоцманских карт (Routing Charts,Pilot Charts);
5. Лоций (Рilot Books,Sailing Directions);
6. Справочника по маякам (Аdmiralty List of Lights and Fog Signals);
7. Таблиц приливов (Тіdе Таbles);
8. Атласов приливних течений (Tidal Stream Aliases);
9. Извещений мореплавателям (Notices tо Магіners);
10.Информации об установленных путях (Ship’s Routing);
11.Информации о радиосигналах (Radio Signal Information);
12.Информации о климатических условиях (Climatic Information);
13.Карт-схем ограничений по грузовой марке (Load-Lіnе Сharts);
14.Таблиц расстояний (Distance Tables);
15.Злектронных систем навигационной информации (Еlectroniс Navigation
Sistem Handbooks);
16.Радионавигационных предупреждений и местных сообщений (Radio
and Logal Warnings);
17.Осадки
судна (Draught and Stability of Ship);
6.1. Предварительный выбор пути на морских участках.
При изучении района плавання в открытом море необходимо уяснить общую характеристику района; его протяженность, удаленность от берегов, размер дна и глубины, наличие отличительных глубин; обратить внимание на преобладающие ветры, зоны прохождения циклонов, расположение зон наиболее сильного волнения, районов возможного обледенения, туманов, течений и т.п.; заметить расположение РНС и проанализировать ожидаемую точность определения места судна при их использовании, а также надежность обеспечения безопасности плавання, систему передачи прогнозов, предупреждений, организации проводки судов по рекомендациям прогностических служб.
При изучении районов по стесненным условиям плавання и подходов к порту дополнительно обратить внимание на наличие банок, отмелей и их близость к фарватерам и рекомендованным курсам, на подробность промера. Здесь важно отметить степень опреснения воды и ее влияние на допустимую осадку и ско- рость судна при подходе к наиболее мелководным участкам. Особое внимание при изучении районов со стесненными условиями плавания и подходов к портам уделяют местным правилам, расположению опасных, запретных и ограниченных для плавания районов, порядку прохождения территориальных вод, системам регулирования движения, применяемой в портах в портах сигнализации, порядку вызова лоцманов и официальных властей и др.