Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования договорных отношений в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом, а также подготовка проекта изменений отдельных положений действующего железнодорожного законодательства в целях его совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:
характеристика отношений, в которых реализуется деятельность железнодорожного транспорта, с целью построения системы транспортных отношений и определения ее специфики;
систематизация источников транспортного железнодорожного права;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...............3

Глава I. Основы правового регулирования железнодорожных
грузоперевозок ……………………………………………………………………7
Система транспортных отношений.…………….……………………….....7
Источники правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом ………………………..……………………..15

Глава II. Договор железнодорожной перевозки грузов ……………………...28
2.1. Понятие, характер и стороны договора железнодорожной грузоперевозки …………………………………………………………….........28
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом ..…………………………………………......36

Глава III. Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………….…………….………………….48
3.1. Доставка грузов………………………………………….…………………48
3.2. Выдача грузов на станции назначения……………..…………………….59
3.3. Ответственность за нарушение обязательств железнодорожной
перевозки грузов………………………………….…………………………….68

Заключение …………………………….……..………………………………...80

Библиография…..……………………………………………………………..…86

Файлы: 1 файл

ДипломБаукин.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

Невостребованным грузом должен распорядиться  грузоотправитель. В случае непринятия грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение десяти суток, о судьбе продовольственных и скоропортящихся грузов в течение суток перевозчик может возвратить грузы грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата может реализовать грузы (ст. 34 УЖДТ РФ). Указанное правило вызывает одно возражение. Целесообразен ли возврат груза на станцию отправления? Во-первых, исполнение обязательства перевозки не предполагает такого действия; во-вторых, отсутствие решения грузоотправителя позволяет считать его незаинтересованным в возврате груза. Обратная перевозка приведет к увеличению расходов на груз, но, скорее всего, абсолютная невостребованность груза не изменится.

Адресат груза, выразивший согласие принять  груз, обязан вывезти его со станции  назначения. Данная операция связана  с особой процедурой выкупа груза. Грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем (абз. 1 ст. 35 УЖДТ РФ). Более определенно было бы требование осуществить платеж в соответствии с транспортной накладной, поскольку накладная отражает все связанные с перевозкой платежи, а также внесение платы отправителем.

До выкупа перевозчик осуществляет хранение груза. Перевозчик может хранить грузы в вагонах и контейнерах либо в специальных складах временного хранения. УЖДТ РФ не содержит правила, позволяющего перевозчику передать груз на хранение третьему лицу.

УЖДТ РФ довольно жестко регулирует последствия невнесения грузополучателем платы. Согласно абз. 2 ст. 35 УЖДТ РФ в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей перевозчик вправе удерживать грузы с уведомлением об этом грузоотправителя, который в течение четырех суток после получения такого уведомления обязан распорядиться грузами; при досрочной доставке срок, отводимый грузоотправителю на распоряжение грузом, может исчисляться только после окончания срока доставки грузов. Модель удержания, принятая УЖДТ РФ, спорна. Перевозчик вправе удерживать груз с уведомлением об этом отправителя для того, чтобы получатель внес плату, или отправитель распорядился грузом. Буквальное прочтение абз. 3 ст. 35 УЖДТ РФ показывает, что для прекращения удержания требуются и оплата получателем, и распоряжение отправителя, то есть соединение противоположных действий. Перевозчик может реализовать груз, если в течение четырех суток после уведомления отправителя он не распорядится грузом или получатель не внесет плату.

УЖДТ РФ определяет временные границы  удержания. Перевозчик может реализовать  удерживаемый груз по истечении четырех  суток с момента уведомления грузоотправителя. На наш взгляд, ГК РФ использует не временной, а сущностный критерий для установления периода удержания. Реализация объекта удержания зависит не от длительности неисполнения, а от соотношения размера требований кредитора и стоимости удерживаемого имущества.

Порядок реализации удерживаемых грузов, принятый в УЖДТ РФ, также не соответствует  ГК РФ. До вступления в силу УЖДТ РФ железнодорожные перевозчики могли самостоятельно реализовывать грузы, являющиеся объектом удержания (ст.. 41, 51 ТУЖД РФ). УЖДТ РФ сохранил за перевозчиком право самостоятельной реализации только в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов, остальные грузы реализуются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (абз. 3 ст. 35 УЖДТ РФ).

ГК РФ определяет иной порядок реализации объекта удержания. Согласно ст. 360 ГК РФ требования кредитора, удерживающего  вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом. В свою очередь, реализация заложенной движимой вещи предполагает решение суда, если иное не предусмотрено соглашением залогодателя с залогодержателем (п. 2 ст. 349 ГК РФ). Поскольку удержание осуществляется без специального соглашения между кредитором и должником, реализация объекта удержания возможна исключительно на основании судебного решения.

М. И. Брагинский отмечал, что в ряде случаев взыскание на удерживаемую вещь обращается по специальным правилам, хранителю предоставляется право в силу п. 2 ст. 899 ГК РФ самостоятельно продать объект хранения, п. 6 ст. 720 ГК РФ допускает самостоятельную продажу подрядчиком результата подряда.55 По нашему мнению, автор допускает неточность, смешивая реализацию удерживаемой вещи и реализацию невостребованной вещи. Кстати, праву подрядчика на удержание посвящена ст. 712 ГК РФ, которая содержит отсылку к ст. 359, 360 ГК РФ и не упоминает ни о каком праве подрядчика на самостоятельную продажу объекта удержания. Характер нормы, содержащейся в ст. 360 ГК РФ, не дает оснований полагать, что существует какой-то специальный порядок реализации удерживаемого имущества.

При выдаче груза на станции назначения предполагается его проверка. Правила проверки установлены ст. 41 УЖДТ РФ. По просьбе грузополучателя перевозчик может принимать в соответствии с отдельным договором участие в проверке состояния грузов, их массы, количества мест в случаях своевременной доставки грузов без признаков недостачи, повреждения, порчи или хищения.

С позиций транспортного железнодорожного законодательства проверка груза, как  правило, является односторонним действием  перевозчика. Перевозчик самостоятельно оценивает результаты проверки. Согласно ст. 42 УЖДТ РФ, если на станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

Перевозчик проверяет доставленный груз, оценивает и фиксирует результаты проверки. Участие получателя в данном процессе не является обязательным. Иными словами, правильность исполнения обязательства перевозки определяет должник. Грузополучатель принимает груз автоматически, а вместе с грузом приобретает надежное доказательство надлежащего исполнения, заверенное перевозчиком. Если же сомневающийся грузополучатель желает провести «необязательную» проверку, он должен предложить перевозчику заключение специального договора о проверке, причем перевозчик вправе отказаться от такого договора. Своеобразие положений транспортного железнодорожного законодательства о проверке доставленного груза повлекло возникновение оригинальной формулы: «выдача грузов без участия железной дороги (перевозчика)», которая применяется в Правилах перевозок.

Регламентация УЖДТ РФ проверки грузов на станции назначения нуждается в корректировке. Без участия получателя (кредитора) проверка груза лишена смысла. Перевозчик также заинтересован в проведении проверки груза и не может быть отстранен от нее. Следовательно, проверка груза на станции назначения является отношением грузополучателя и перевозчика, основным содержанием которого следует считать контроль исполнения обязательства перевозки. Более правильна формулировка ст. 161 Кодекса торгового мореплавания РФ: «При фактической или предполагаемой утрате либо повреждении груза получатель и перевозчик обязаны предоставлять друг другу возможность проводить осмотр груза или проверку его состояния до выдачи груза получателю. Расходы на осмотр груза или проверку его состояния несет тот, кто потребовал осмотра или проверки. В случае, если в результате проведенных по требованию получателя осмотра груза или его состояния установлены утрата или повреждение груза, ответственность за которое несет перевозчик, расходы на осмотр груза или проверку его состояния возмещаются перевозчиком.» Указанное правило применительно к железнодорожной грузоперевозке должно быть дополнено правом грузополучателя требовать проверки вагонов и контейнеров, если перевозка осуществлялась в вагонах и контейнерах грузовладельца.

В случае, если при проверке обнаружена несохранность груза, перевозчик обязан выдать грузополучателю коммерческий акт. Нормы о коммерческом акте систематизированы в ст. 119 УЖДТ РФ. Перевозчик самостоятельно составляет коммерческий акт. Грузовладелец фактически лишен возможности зафиксировать обстоятельства, являющиеся основанием ответственности перевозчика. Коммерческому акту по-прежнему придаются черты документа внутреннего расследования, проводимого перевозчиком по поводу несохранности груза. На это указывают перечень оснований составления коммерческого акта, правила его составления, особенности использования экземпляров коммерческого акта.

Составленный в одностороннем  порядке коммерческий акт лишает в ряде случаев смысла претензионную  стадию рассмотрения срока о несохранности  груза. Предположим, что перевозчик зафиксировал в коммерческом акте незначительное повреждение груза, а грузополучатель в претензии заявляет о более существенной несохранности груза. Очевидно, в каком объеме, причем мотивированно, будет удовлетворена претензия. Претензионная стадия в данном случае фактически является не досудебным урегулированием разногласий, а формальным затягиванием времени.

Преодоление указанных недостатков  предполагает изменение правил ст. 119 УЖДТ РФ. Положения о коммерческом акте целесообразно изложить в следующем виде:

1. Коммерческий акт удостоверяет  результаты проверки наименования, массы, количества и состояния груза на станции назначения.

2. Коммерческий акт составляется  в день проведения проверки.

3. Коммерческий акт подписывается  перевозчиком и грузополучателем. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний коммерческий акт может быть признан судом действительным лишь в том случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им необоснованными.

Выгрузка завершается возвратом  транспортных средств грузополучателем, который должен очистить вагоны и контейнеры надлежащим образом. (абз 1 ст.44 УЖДТ РФ). Указанная статья предоставляет перевозчикам право не принимать от грузополучателей после выгрузки или слива вагоны и контейнеры до выполнения очистки. С грузополучателей в таких случаях взимается плата за пользование вагонами и контейнерами за все время их задержки. Кроме того, за неочистку перевозчик взыскивает с грузополучателя штраф в размере 45 МРОТ за вагон и 15 МРОТ за контейнер.

УЖДТ РФ предусматривает возможность  восстановления отношений по принятию груза. Согласно ст. 45 УЖДТ РФ груз считается  утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки или по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении. Однако данная статья предполагает, что в случае, если груз прибыл по истечении указанных сроков, грузополучатель может получить его при условии возврата перевозчику суммы, полученной в соответствии со ст. 96 УЖДТ РФ. УЖД СССР 1964 г. устанавливал обязанность грузополучателя принять груз, прибывший после объявления его утраченным. Отказ от такого подхода в действующем законодательстве несомненно соответствует правилам предпринимательского оборота.

 

3.3 Ответственность за нарушение обязательств

 железнодорожной перевозки  грузов

ГК РФ содержит принципиальные положения  об ответственности за нарушение обязательств по грузовой перевозке. Следует возразить против достаточно распространенного мнения, что нормы ГК РФ об ответственности по грузовым перевозкам носят наиболее общий характер и применяются только в качестве восполнения правил специального транспортного законодательства. Более корректно рассматривать нормы ГК РФ как принципиальные положения, начала об ответственности, а правила транспортных уставов и кодексов – как развитие данных начал применительно к тому или иному виду транспорта. Тем самым сохраняется единство гражданско-правового регулирования, ставится еще один барьер на пути попыток обосновать самостоятельность отрасли транспортного права и «особости» транспортно-правового регулирования.

Начала гражданского законодательства об ответственности за нарушение  обязательств по грузовой перевозке можно свести к следующим положениям: а) ограничение ответственности по обязательствам, связанным с перевозкой грузов; б) неприменение принципа вины к ответственности сторон перевозки грузов; в) недействительность соглашений об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика.

Правило об ограничении ответственности  опирается на п. 1 ст. 400 ГК РФ, согласно которому по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным видом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков. Полное возмещение убытков предполагает компенсацию реального ущерба и упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Ограниченная ответственность предполагает либо сокращение объема ответственности до размера реального ущерба56, либо заключается в установлении фиксированного предела ответственности безотносительно размера ущерба. В последнем случае объем ответственности может быть ограничен размером провозной платы или ценой груза.

Следует отметить, что принцип ограниченной ответственности применим не к отдельным имущественным санкциям или определенным нарушениям обязательства. Формулировка п. 1 ст. 400 ГК РФ указывает на применимость данного принципа к конкретному обязательству в целом. Как справедливо отмечает В. В. Витрянский, формулировка ГК РФ соотносит ограниченную ответственность с обязательством, а не с нарушением его отдельных условий.57 Следовательно, если существует прямое указание закона, то к обязательственному правоотношению определенного вида применяется принцип ограниченной ответственности вне зависимости от того, какого рода нарушение и какой именно стороной допущено. Принцип ограниченной ответственности должен применяться с учетом начал равенства участников гражданско-правовых отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Информация о работе Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом