Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования договорных отношений в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом, а также подготовка проекта изменений отдельных положений действующего железнодорожного законодательства в целях его совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:
характеристика отношений, в которых реализуется деятельность железнодорожного транспорта, с целью построения системы транспортных отношений и определения ее специфики;
систематизация источников транспортного железнодорожного права;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...............3

Глава I. Основы правового регулирования железнодорожных
грузоперевозок ……………………………………………………………………7
Система транспортных отношений.…………….……………………….....7
Источники правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом ………………………..……………………..15

Глава II. Договор железнодорожной перевозки грузов ……………………...28
2.1. Понятие, характер и стороны договора железнодорожной грузоперевозки …………………………………………………………….........28
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом ..…………………………………………......36

Глава III. Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………….…………….………………….48
3.1. Доставка грузов………………………………………….…………………48
3.2. Выдача грузов на станции назначения……………..…………………….59
3.3. Ответственность за нарушение обязательств железнодорожной
перевозки грузов………………………………….…………………………….68

Заключение …………………………….……..………………………………...80

Библиография…..……………………………………………………………..…86

Файлы: 1 файл

ДипломБаукин.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

Следовательно, заявка содержит существенные условия перевозки грузов и именно в таком качестве трактуется специальным законодательством. Наконец, полное наименование заявки в УЖДТ РФ – «заявка на перевозку грузов», то есть грузовладелец, подавая заявку, предполагает перевозку, а не только создание условий для нее.

УЖДТ РФ упоминает транспортную железнодорожную накладную в  четырнадцати статьях. Основной является ст. 25, где дается ее «исчерпывающая» трактовка: «При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза составленную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза». Остальные тринадцать статей УЖДТ РФ не упоминают ни о том, что накладная является именным документом, ни о том, что накладная сопровождает груз при перевозке. УЖДТ РФ  содержит только косвенные указания на это.

По прибытии грузов на железнодорожную  станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю (ст. 36 УЖДТ РФ). Можно сделать вывод, что накладная находилась у перевозчика (сопровождала груз)? При приеме груза к перевозке перевозчик обязан проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель (абз. 4 ст. 25 УЖДТ РФ). О том, что накладная прилагается к отправке, указаний нет. Содержание транспортной железнодорожной накладной в УЖДТ РФ прямо не определяется, за исключением необходимости указывать массу груза и количество грузовых мест (ст. 26). В ст. 2 УЖДТ РФ в перечне основных понятий транспортная железнодорожная накладная определяется как документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

Принятая заявка является единственным документом, который содержит условия  перевозки и находится в распоряжении и грузоотправителя и железнодорожного перевозчика. Содержание транспортной железнодорожной накладной должно соответствовать условиям принятой заявки, такой вывод следует из смысла ст. 18 УЖДТ РФ. Признание подачи/принятия заявки достижением соглашения о перевозке грузов влечет за собой вывод о консенсуальной природе договора железнодорожной грузоперевозки, если он заключается с использованием заявки на перевозку грузов.

Одновременно следует отметить, что применение особого порядка  заключения договора железнодорожной грузоперевозки негативно сказывается на оперативности предпринимательского оборота. Для такой оценки достаточно ознакомиться с содержанием ст. 11 УЖДТ РФ. Мнение о расширении прав грузоотправителей в связи с применением заявок на перевозку46 следует воспринимать весьма относительно. Иначе можно рекомендовать подобное расширение прав заказчика в отношениях подряда или поклажедателя в отношениях хранения путем введения особых заявок «в целях усиления договорно-правового регулирования».

Таким образом, договор перевозки  грузов железнодорожным транспортом может быть заключен посредством направления заявки на перевозку (оферты) грузоотправителем и принятием заявки (акцепта) железнодорожным перевозчиком. Доктринальное установление непосредственной связи заявки и договора перевозки грузов железнодорожным транспортом обеспечивает единую правовую форму отношению перевозки, упрощает трактовку правоотношения грузоотправителя и железнодорожного перевозчика, усиливает договорное регулирование процесса железнодорожной грузоперевозки. Данная позиция логична и соответствует общим правилам российского гражданского и транспортного законодательства, но такой подход требует внесения изменений в УЖДТ РФ.

Какие именно изменения специального железнодорожного законодательства можно предложить в качестве вывода?

Общеконцептуальные изменения. Заключение договора железнодорожной перевозки  грузов посредством заявки является не единственным, а одним из возможных способов. Попытки47 придать заявке всеобъемлющее значение могут привести к излишнему усложнению процесса заключения договора перевозки на железнодорожном транспорте. Представляется нецелесообразной подача заявки при перевозке на стандартных условиях. Такая перевозка, если она не требует особого рода подвижного состава, может совершаться на основании классического реального договора, который заключается посредством предъявления груза в сопровождении накладной.

Систематические перевозки грузов также могут осуществляться  без  предоставления заявок. Для этого договору об организации перевозок грузов железнодорожным транспортом (ст. 10 УЖДТ РФ) должно быть придано более широкое значение с превращением его в самостоятельный долгосрочный договор о систематических перевозках. Система, включающая упрощенный порядок заключения договора перевозки грузов, заключение договора посредством заявок и долгосрочный договор, является достаточно гибкой в условиях современного коммерческого оборота.

Указанное предполагает изменение  гл. 2 УЖДТ РФ. Начальные статьи главы должны быть отведены реальному по характеру договору перевозки грузов, в том числе «упрощенному» порядку его заключения. Далее следует регламентировать долгосрочный договор о систематических перевозках, заключение которого исключает подачу заявок на каждую конкретную перевозку.

Специальные изменения. Заявке на перевозку посвящена  ст. 11 УЖДТ РФ. Законодатель максимально перегрузил данную статью, тем не менее, она почти лишена договорно-правового содержания и, скорее, соответствует плановому Уставу железных дорог. Абз. 1 ст. 11 УЖДТ РФ следует заменить двумя самостоятельными статьями: общий порядок заключения договора железнодорожной перевозки грузов посредством подачи заявки и момент заключения договора, причем содержательно статьи должны совпадать с п. 2 ст. 432 ГК РФ и п. 2 ст. 433 ГК РФ соответственно. Если будет принято решение придать договору железнодорожной грузоперевозки, заключаемому посредством заявки, консенсуальный характер, то применять правило п. 2 ст. 433 ГК РФ не нужно. В отдельные статьи УЖДТ РФ должны быть выделены: порядок подачи заявки, порядок рассмотрения заявки, форма заявки, безотзывность заявки и принятой заявки. Положения о необходимости согласовывать представленную грузоотправителем заявку, как мы уже отмечали, являются излишними и нелогичными. То же самое касается согласования заявки с владельцем пути необщего пользования (абз. 3 ст. 11 УЖДТ РФ). Излишними являются некоторые фактические подробности, например, размер сборов за изменение заявки (абз. 17 ст. 11 УЖДТ РФ).

Основное изменение действующей  редакции ст. 11 УЖДТ РФ должно касаться содержания заявки. Предлагается следующая редакция соответствующей статьи  УЖДТ РФ:

«1. Заявка на перевозку грузов должна содержать: наименование грузоотправителя, наименование перевозчика, наименование железнодорожной станции назначения, наименование грузополучателя, вид (род) подвижного состава, наименование, вес, количество груза, особые свойства перевозки, особенности тары и упаковки груза.

2. Цена, срок, объявленная ценность, сопровождение груза и иные  специальные условия перевозки указываются в заявке при отклонении от стандартных условий, определяемых Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

3. Грузоотправитель обязан определить  в заявке дату начала перевозки».

При заключении договора железнодорожной  перевозки груза посредством  заявки на перевозку, содержание транспортной железнодорожной накладной должно соответствовать условиям принятой заявки». Наряду с системой заявок на железнодорожном транспорте существует и иная форма организации перевозок грузов. Впервые указанная форма введена ГК РФ. «Перевозчик и грузоотправитель при необходимости осуществления систематических перевозок могут заключить договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

Договор об организации перевозок  как самостоятельный механизм организации перевозок на железнодорожном транспорте наиболее сложен для теоретического осмысления и для практического воплощения. Грузовладелец и железнодорожный перевозчик достигают соглашения об осуществлении однотипных перевозок в течение длительного времени. Заявка на перевозку не применяется, поэтому в договоре об организации перевозок должны содержаться все условия, необходимые для перевозки каждой конкретной партии груза. К договору об организации перевозок должны применяться все правила специального железнодорожного законодательства, за исключением тех, которые противоречат природе данного договора.

Представляется перспективным  при разработке положений договора об организации перевозок железнодорожным транспортом  провести аналогию с правилами § 3 гл. 30 ГК РФ (Поставка товаров). Условно понимая грузоотправителя поставщиком, а железнодорожного перевозчика – покупателем, обнаруживаем сходство правоотношений систематической перевозки грузов и поставки: ст. 508 ГК РФ (Периоды поставки товаров), абз. 2, 3 ст. 509 ГК РФ (отгрузочная разнарядка), абз. 2 ст. 510 ГК РФ (выборка товаров покупателем), абз. 1, 3 ст. 511, ст. 512 ГК РФ (восполнение недопоставки товаров), ст. 513 ГК РФ (принятие товаров покупателем), ст. 514 ГК РФ (ответственное хранение товара, не принятого покупателем), ст. 515 ГК РФ (выборка товаров), ст. 517 ГК РФ (тара и упаковка).

Реальный по характеру договор  железнодорожной грузоперевозки не обязательно должен быть связан с договором о систематической перевозке грузов. Существуют стандартные, обычные перевозки, организация которых не требует особых усилий, сложной системы заявок на перевозку. Есть или будут перевозчики, которые заинтересованы в клиентах, а не избегают их любыми способами. Поэтому вполне возможно допустить заключение договора перевозки по предъявлению груза, классический реальный договор.

Анализ порядка заключения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом будет неполным без рассмотрения формы договора. Отечественная цивилистика, как правило, признает формой договора железнодорожной перевозки грузов транспортную железнодорожную накладную.

Накладная не может быть признана формой договора железнодорожной перевозки груза только на том основании, что она содержит сведения о конкретном грузе и конкретной перевозке. Согласно п. 1 ст. 432 и ст. 434 ГК РФ формой договора, если иное не установлено законом, признается форма достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям. Форма гражданско-правового договора – это форма сделки, то есть действий, направленных на возникновение (изменение или прекращение) гражданских прав и обязанностей.

Поскольку ГК РФ и УЖДТ РФ не устанавливают  особой формы договора железнодорожной перевозки груза, формой такого договора следует считать принятую заявку. Именно подача/принятие заявки является действием, направленным на возникновение гражданских прав и обязанностей по железнодорожной перевозке груза, тогда как накладная не отражает процесс достижения соглашения, а является следствием соглашения грузоотправителя и перевозчика.

Признание принятой заявки формой договора железнодорожной перевозки груза, по сути, придает ему консенсуальный характер. Договор железнодорожной грузоперевозки, заключаемый без подачи заявки, сохраняет реальную природу. Формой такого договора будет транспортная железнодорожная накладная и выдаваемый документ о принятии груза к перевозке, которому законодательно может быть придан товарораспорядительный характер.

В качестве промежуточного вывода отметим, что логика развития единого отношения перевозки грузов, нормы действующего законодательства, договорный характер заявки на перевозку грузов не позволяют считать отношения по предоставлению транспортных средств/предъявлению грузов самостоятельным, обособленным от доставки этапом перевозки. Принятием заявки грузоотправитель и перевозчик согласуют не только «предварительно-организационные» условия, но и перевозку в целом. Вместе с тем, на железнодорожном транспорте сохраняется реальный договор грузоперевозки. Выделенные разновидности договора соотносятся между собой как упрощенный и сложный порядок заключения. Реальный (упрощенный) договор грузоперевозки заключается, если предполагается перевозка на стандартных условиях с использованием обычных транспортных средств, если грузоотправитель и перевозчик связаны договором о систематической перевозке грузов, если перевозка осуществляется в транспортных средствах, не принадлежащих перевозчику. Сложный порядок заключения договора железнодорожной грузоперевозки посредством заявки должен применяться при предъявлении особого по своим свойствам груза, особых условиях доставки, а также в случаях, когда требуется специализированный подвижной состав. Основным критерием разграничения на практике разновидностей договора должна стать согласованная воля сторон. Наряду с этим было бы целесообразно разработать стандарты или стандартные условия железнодорожных перевозок грузов.

 

Глава III. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

3.1 Доставка грузов

Исполнение обязательства перевозки  грузов железнодорожным транспортом включает отношения по доставке и выдаче грузов. Отношения по доставке развиваются, как правило, между перевозчиком и грузоотправителем, тогда как в выдаче грузов перевозчику противостоит грузополучатель.

Исполнение доставки начинается с  погрузки. Если технически погрузка представляет собой только операцию помещения  вещи в транспортное средство, то юридически погрузка не может пониматься в отрыве от предоставления транспортных средств и предъявления груза.

Рассмотрение погрузки, то есть предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, в разделе об исполнении обязательства перевозки не противоречит традиционной точке зрения, которая предполагает особый характер договора перевозки. Как указывает В.В.Витрянский, «при наличии долгосрочного договора об организации перевозок грузов, в котором перевозчик и грузоотправитель урегулировали свои отношения на год или на более длительный период и предусмотрели объемы отправляемых грузов и количество подаваемых транспортных средств под погрузку, перевозка отдельной партии грузов, оформляемая договором на перевозку конкретного груза, выглядит, скорее, в качестве исполнения (в весьма незначительной части) обязательства, вытекающего из договора об организации перевозок»48. Это мнение тем более справедливо в отношении перевозок, осуществляемых на основании заявок, в которых перевозчик и грузоотправитель определяют все условия доставки.

Обязанностью грузоотправителя является предъявление груза. Такой вывод можно сделать на основании п.1 ст.794 ГК РФ. УЖДТ РФ не упоминает обязанность предъявить груз в соответствии с принятой заявкой. Нарушением условий принятой заявки, согласно ст.94 УЖДТ РФ, считается неиспользование транспортных средств. Однако освобождение грузоотправителя от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки, если он в результате уплотненной загрузки использует меньшее количество вагонов (ст. 116 УЖДТ РФ), позволяет считать обязанностью отправителя именно предъявление груза. Неясно, почему законодатель не зафиксировал в УЖДТ РФ правовые последствия принятия заявки так же грамотно, как сделал это в отношении долгосрочного договора об организации перевозок (ст. 10 УЖДТ РФ).

Принадлежность вагонов оказывает  влияние на исполнение перевозчиком обязанности по предоставлению транспортных средств. Наличие у грузоотправителя собственных вагонов для перевозки, естественно, снижает его потребность в вагонах перевозчика. Отправитель в таком случае может быть заинтересован только в технической операции подачи/уборки вагонов.

Информация о работе Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом