Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:25, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования договорных отношений в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом, а также подготовка проекта изменений отдельных положений действующего железнодорожного законодательства в целях его совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:
характеристика отношений, в которых реализуется деятельность железнодорожного транспорта, с целью построения системы транспортных отношений и определения ее специфики;
систематизация источников транспортного железнодорожного права;
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I. Основы правового регулирования железнодорожных
грузоперевозок ……………………………………………………………………7
Система транспортных отношений.…………….……………………….....7
Источники правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом ………………………..……………………..15
Глава II. Договор железнодорожной перевозки грузов ……………………...28
2.1. Понятие, характер и стороны договора железнодорожной грузоперевозки …………………………………………………………….........28
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом ..…………………………………………......36
Глава III. Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………….…………….………………….48
3.1. Доставка грузов………………………………………….…………………48
3.2. Выдача грузов на станции назначения……………..…………………….59
3.3. Ответственность за нарушение обязательств железнодорожной
перевозки грузов………………………………….…………………………….68
Заключение …………………………….……..………………………………...80
Библиография…..……………………………………………………………..…86
С нашей точки зрения представляется очевидным, что договор перевозки грузов может быть квалифицирован только как договор двухсторонний. Грузополучатель может считаться стороной договора, если он в установленной форме выразил свою волю при заключении договора. Волеизъявление получателя на поставку груза находится за рамками договора перевозки, совершается при заключении договора поставки. Заключение же договора перевозки требует выражения воли железнодорожного перевозчика (принятие груза к перевозке) и отправителя (предъявление груза). Указание отправителем в железнодорожной транспортной накладной определенного получателя никак нельзя считать волеизъявлением последнего на заключение договора перевозки.
Таким образом, исходя из логики отношения сторон перевозки и принимая во внимание принципиальные положения современного российского гражданского законодательства, следует признать договор перевозки грузов двухсторонним договором.
Признание договора железнодорожной перевозки грузов двухсторонним договором заставляет решать вопрос о правовом статусе грузополучателя. Учитывая нормы действующего законодательства и логику развития отношения по перевозке, следует признать договор перевозки грузов железнодорожным транспортом договором в пользу третьего лица. Такая точка зрения разделяется большинством советских и современных исследователей37. «Конструкция договора в пользу третьего лица оптимально подходит к определению правового положения грузополучателя в договоре перевозки груза».38 Согласно п. 1 ст. 430 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу.
Правила ст. 430 ГК РФ наиболее точно определяют отношения железнодорожных перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей при исполнении обязательства грузоперевозки. Железнодорожный перевозчик и отправитель не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без учета выражения получателем перевозчику намерения воспользоваться своим правом. После вступления в обязательство получателя, железнодорожный перевозчик вправе выдвигать против него возражения, которые мог бы выдвинуть против отправителя, например по оплате перевозки, возврату подвижного состава. До момента изъявления получателем намерения вступить в обязательство перевозки или в случае отказа получателя от своего права отправитель является единственным контрагентом железнодорожного перевозчика.
Следует еще раз подчеркнуть, что конструкция договора в пользу третьего лица относится к договорам-сделкам. На это указывает логическое толкование п. 1 ст. 430 ГК РФ, а также помещение данной статьи в гл. 27 ГК РФ, посвященную общим положениям о договорах-сделках. Договорное обязательство перевозки грузов железнодорожным транспортом может, при несовпадении отправителя и получателя в одном лице, стать трехсторонним, но это не свидетельствует о трехстороннем характере договора железнодорожной грузоперевозки.
Тем не менее, УЖДТ РФ, в отличие от ГК РФ, содержит положения, не отвечающие конструкции договора перевозки грузов железнодорожным транспортом как договора в пользу третьего лица. Основной проблемой является норма ст. 36 УЖДТ РФ, согласно которой грузополучатель обязан принять от перевозчика груз. Единственным основанием такой обязанности считается сам факт прибытия в адрес получателя груза.
Грузополучатель не должен нести обязанность принятия незаказанного им груза. Любое лицо, субъект имущественного оборота, не может помимо своей воли стать обязанной стороной в договорном обязательстве. Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а грузополучатель не вступает в обязательство перевозки до изъявления своего согласия (требование о выдаче груза, заявление о переадресовке), несмотря на заключенный в его пользу договор.
Норма о принятии незаказанного груза введена в интересах железнодорожных перевозчиков. Безосновательное перенесение риска с коммерческого юридического лица (перевозчика) на другое лицо противоречит основам предпринимательской деятельности, которая осуществляется субъектами на свой риск (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Нормы ст. 36 УЖДТ РФ имеют потенциальную
угрозу для субъектов предпринимательс
Приведенные аргументы доказывают необходимость исключения из УЖДТ РФ правил, которые обязывают получателя принимать груз. Нормы ст. 36 УЖДТ РФ должны отражать отношения перевозчиков и отправителей; при невозможности выдать груз управомоченному лицу железнодорожный перевозчик может обращать свои требования только к грузоотправителю.
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом
Договор перевозки занимает центральное
место в системе железнодорожно
Совершенствование железнодорожного транспортного законодательства невозможно без теоретического осмысления проблем транспортного права. Одной из таких проблем является заключение договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Железнодорожный перевозчик и грузоотправитель инициируют сложный и длительный процесс доставки грузов. Сложность железнодорожной перевозки определяет важность согласования условий договора перевозки и значимость процедуры заключения договора.
Гражданский кодекс РФ содержит самые общие правила заключения договора перевозки грузов в ст. 785 (Договор перевозки грузов), ст. 791 (Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза), ст. 794 (Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств), ст. 798 (Договоры об организации перевозок). Названия статей ГК РФ указывают на основные моменты заключения договора, разновидности договора и ответственность сторон договора.
Подробные правила заключения договора железнодорожной грузоперевозки находят отражение в специальном законе. Согласно ст. 11 УЖДТ РФ основным средством инициации отношений железнодорожной грузоперевозки является подача заявки отправителем. Заявка подается перевозчику, как правило, не менее чем за 10 дней до начала перевозки в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок в международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении. Перевозчик рассматривает поданную заявку и согласовывает ее с владельцами инфраструктур. Согласованная заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю не позднее чем за три дня до начала перевозки.
Каково юридическое значение принятой заявки?
В современной науке
Согласно точке зрения В.Б. Ляндерса, О.Н. Садикова принятие заявки имеет договорную природу, но порождает самостоятельное обязательство, в силу которого перевозчик должен подать определенные транспортные средства, а отправитель – предъявить груз к перевозке.39 Аналогичную позицию занимают Т.Е. Абова40 и Н.С. Ковалевская41. В.В. Витрянский отмечает, что «из факта подачи грузоотправителем и принятия перевозчиком заявки возникает типичное двухстороннее гражданско-правовое обязательство консенсуального характера: перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку, а грузоотправитель – использовать транспортные средства для перевозки груза, указанного в заявке, и в срок, установленный заявкой»42.
Мнение о договорном характере заявки представляется более обоснованным. При отсутствии обязательного государственного плана и предварительных взаимных соглашений, представление заявки является первоначальным действием перевозки. Подавая заявку, грузоотправитель не информирует перевозчика о наличии груза, не конкретизирует некие предварительные позиции, поскольку такие позиции до подачи заявки, естественно, не существуют. Грузоотправитель совершает действие, направленное на возникновение гражданско-правовых отношений. Действиям по представлению заявки легально придаются свойства оферты, тогда как принятию заявки – акцепта.
Разделяя мнение о договорном характере организационных, предварительных перевозке, действий, необходимо поставить вопрос о соотношении указанных действий и процедуры заключения договора перевозки конкретного груза.
Дробление единого по своему социально-экономическому содержанию правоотношения грузовой перевозки в современных условиях лишено прежней аргументации. В таком подходе проявляется инерция плановой системы. Именно поэтому «предпосылки договора» можно встретить при рассмотрении еще одного традиционно-планового договора строительного подряда43 или именно поэтому анализ правовых проблем организации грузоперевозок на железнодорожном транспорте плавно подводит к выводу о возвращении плана.44 Особенно нелогично выглядит обособление предварительно-организационной стадии в соединении с признанием ее договорного характера. Почему подача заявки оценивается как направленная только на предоставление вагонов?
Физическое или юридическое лицо, подавая заявку на перевозку груза, заинтересовано не только в подаче транспортных средств. Целью является доставка вещи в определенный пункт. Интерес железнодорожного перевозчика не сводится исключительно к принятию груза. Перевозчик, принимая заявку, предполагает доставить груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному лицу. Подача и принятие заявки инициируют не предварительные отношения, а отношения перевозки грузов. Логика развития отношения перевозки, социальный интерес субъектов данных отношений обуславливают признание заявки на перевозку грузов офертой в договоре перевозки. Принятие заявки железнодорожным перевозчиком является ничем иным, как акцептом договора перевозки. Если речь идет о гражданско-правовом регулировании социально-экономических отношений перевозки, о придании договорной формы этим отношениям, то необходимо исключить самостоятельный предварительный этап. Принятая заявка порождает обязанности «предъявить и предоставить», а также перевезти, выдать, оплатить и т.д.
Признание подачи/принятия заявки офертой/акцептом договора железнодорожной грузоперевозки не противоречит положениям Гражданского кодекса. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение, оферта должна содержать существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Акцептом является полный и безоговорочный ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (п. 1 ст. 438 ГК РФ). УЖДТ РФ не устанавливает специальных правил о форме договора железнодорожной грузоперевозки, транспортная железнодорожная накладная, в ее трактовке ГК РФ и УЖДТ РФ, не мешает пониманию принятой заявки в качестве основания возникновения правоотношения по перевозке грузов железнодорожным транспортом. Заявка направляется определенному железнодорожному перевозчику и выражает намерение грузовладельца заключить договор перевозки грузов, поскольку заявитель предполагает не просто предоставление транспортных средств, а предоставление для перевозки грузов в определенный пункт назначения. Железнодорожный перевозчик, проставляя на заявке отметку о принятии и направляя принятую заявку грузовладельцу, дает полный и безоговорочный положительный ответ на предложение о перевозке груза.
Содержит ли заявка существенные условия договора перевозки грузов? Согласно общему правилу, к числу существенных условий относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Содержание заявки, как и других перевозочных документов, не регламентируется специальным законом. Отсутствие в ГК РФ и УЖДТ РФ специальной статьи, которая бы отражала содержание транспортной накладной, является, на наш взгляд, нежелательным. Такое отсутствие весьма показательно для стиля правового регулирования железнодорожных перевозок в Российской Федерации. В качестве сравнения можно отметить, что в зарубежных континентальных правопорядках содержание транспортной накладной, основного перевозочного документа, как правило регламентируется Гражданским или Торговым кодексами. Ст. 11 УЖДТ РФ только в самой общей форме отражает состав сведений, помещаемых в заявке: «указание количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений». Такое положение соответствует информационно-плановой трактовке заявки, но оставляет открытым вопрос о содержании заявки. Тем не менее, даже краткое описание условий заявки позволяет трактовать ее шире, чем документ предварительного организационного этапа, указание в заявке железнодорожных станций назначения относится не к предоставлению транспортных средств/предъявлению груза, но к перевозке в целом. На основании Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 16 июня 2003 г. № 2145, содержание заявки становится более определенным. Условия, предполагаемые нами как существенные, полностью отражены в Правилах приема заявок и составляют основное содержание заявки.
Информация о работе Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом