Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:25, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования договорных отношений в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом, а также подготовка проекта изменений отдельных положений действующего железнодорожного законодательства в целях его совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:
характеристика отношений, в которых реализуется деятельность железнодорожного транспорта, с целью построения системы транспортных отношений и определения ее специфики;
систематизация источников транспортного железнодорожного права;
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I. Основы правового регулирования железнодорожных
грузоперевозок ……………………………………………………………………7
Система транспортных отношений.…………….……………………….....7
Источники правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом ………………………..……………………..15
Глава II. Договор железнодорожной перевозки грузов ……………………...28
2.1. Понятие, характер и стороны договора железнодорожной грузоперевозки …………………………………………………………….........28
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом ..…………………………………………......36
Глава III. Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………….…………….………………….48
3.1. Доставка грузов………………………………………….…………………48
3.2. Выдача грузов на станции назначения……………..…………………….59
3.3. Ответственность за нарушение обязательств железнодорожной
перевозки грузов………………………………….…………………………….68
Заключение …………………………….……..………………………………...80
Библиография…..……………………………………………………………..…86
Использование отправителем непригодных вагонов, поданных перевозчиком, повлекшее несохранность груза, само по себе не является основанием для уменьшения размера ответственности перевозчика. Неправомерным будет считаться такое недобросовестное использование, когда грузоотправитель не отказывается от погрузки в вагон, явная непригодность которого для перевозки конкретного груза может быть установлена во время обычного осмотра.
Высказанные соображения подтверждают необходимость исключения из текста ст. 20 УЖДТ РФ положений о разграничении технической исправности и коммерческой пригодности подаваемых под погрузку вагонов.
Выводом к рассмотрению последствий предоставления непригодных для перевозки вагонов мы предлагаем изменение положений ст. 20 УЖДТ РФ об отказе грузоотправителя от поданных транспортных средств. Впрочем, учитывая важность указанных положений, они могут быть оформлены самостоятельной статьей УЖДТ РФ.
«Последствия предоставления непригодных для перевозки вагонов и контейнеров.
Принятие груза к перевозке завершает погрузку. Функции грузоотправителя прекращаются и, с этой точки зрения, прекращается обязательство между грузоотправителем и перевозчиком. Перевозчику предстоит техническая операция по перемещению груза в пункт назначения, завершение которой должно привести к трансформации обязательства перевозки в правоотношение между перевозчиком и грузополучателем.
Однако в процессе доставки возможно возникновение особых отношений, связанных с изменением или прекращением обязательства перевозки. Указанные изменение или прекращение возникают в результате действия непреодолимой силы или по инициативе грузовладельца.
Изменение или прекращение обязательства перевозки в результате действия непреодолимой силы именуется в УЖДТ РФ несколько неудачно: «временное прекращение или ограничение погрузки и перевозки грузов». Несовершенна и сама система правового регулирования, что явилось следствием попытки улучшить транспортное железнодорожное законодательство.
Постановление Пленума ВАС РФ от 12 ноября 1998 г. № 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» разъяснялось, что прекращение или ограничение погрузки является правомерным только при соблюдении особого порядка принятия таких решений.54 УЖДТ РФ не дает возможности четко определить такой порядок. Более того, ст. 29 УЖДТ РФ содержит упоминания об ограничении и прекращении погрузки и перевозки по инициативе перевозчика (абз. 2, 5) и даже по инициативе владельца инфраструктуры, не раскрывая при этом основания и порядок указанных действий.
В целом ст. 29 УЖДТ РФ нуждается в существенной корректировке. Прежде всего, следует отказаться от традиционного подхода, по которому перевозчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, наделяется административными полномочиями в отношениях с грузовладельцем. В рамках рассматриваемой проблемы следует разделять административные действия по ограничению или прекращению перевозки и отношения перевозчиков и грузовладельцев вследствие административных запретов.
Изменение условий договора перевозки грузов возможно не только вследствие обстоятельств, препятствующих исполнению. Грузоотправителю (грузополучателю) принадлежит право изменять грузополучателя или станцию назначения. Такое изменение именуется переадресовкой.
Согласно ст. 31 УЖДТ РФ переадресовка производится по заявлению в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Понимать данное правило можно только как допущение устной формы заявления на переадресовку. Законодательное закрепление возможности устного изменения строго формального договора нельзя признать приемлемым.
Правила УЖДТ РФ имеют ряд существенных недостатков. Остановимся на наиболее важных. Установление единого сложного порядка изменения грузополучателя и станции назначения. Предоставление права на переадресовку одновременно отправителю и получателю. Отсутствие в УЖДТ РФ требования о предъявлении грузовой квитанции или иного документа, который легитимирует лицо на заявление о переадресовке.
Отмеченные недостатки позволяют предложить иную редакцию ст. 31 УЖДТ РФ: «Статья 31. Переадресовка груза
1. Переадресовкой груза признается изменение согласованной договором перевозки грузов станции назначения, возврат груза на станцию отправления также является переадресовкой. Право потребовать переадресовку груза принадлежит держателю квитанции о приеме груза (дубликата транспортной железнодорожной накладной).
2. Перевозчик обязан осуществить переадресовку груза. Перевозчик вправе отказать в переадресовке груза при отсутствии технической возможности, а также в случае, когда переадресовка груза препятствует перевозчику выполнить соглашение, заключенное с другим лицом. Повторная переадресовка груза не допускается.
3. Лицо, потребовавшее осуществить переадресовку груза, обязано оплатить вызванную этим обстоятельством дополнительную перевозку.
4. Изменение грузополучателя без изменения станции назначения не является переадресовкой груза. Перевозчик обязан выдать груз новому лицу по требованию держателя квитанции о приеме груза (дубликата транспортной железнодорожной накладной). Изменение грузополучателя без его согласия не допускается с момента, когда грузополучатель выразил явное намерение принять груз.
3.2 Выдача грузов на станции назначения
Выдача грузов на станции назначения завершает обязательство железнодорожной грузоперевозки. На этом этапе перевозчику противостоит не грузоотправитель, а грузополучатель, и основным содержанием правоотношения становится принятие груза. Грузоотправитель остается участником обязательства перевозки только в случае отсутствия получателя на станции назначения (отказа получателя от своих прав по договору). Перевозка при отсутствии получателя не может быть завершена, за исключением ситуации невостребованного груза, и требуется новое соглашение сторон договора об изменении условий доставки.
Отношение по выдаче грузов включает действия перевозчика и грузополучателя по уведомлению о прибытии груза, выкупу груза, выдаче груза.
Сам факт уведомления не превращает лицо, уведомленное о прибытии груза в его адрес, в грузополучателя. Согласно конструкции договора перевозки грузов как договора в пользу третьего лица, адресат уведомления становится грузополучателем после выражения намерения принять груз. Возможность такого волеизъявления определяется: временем уведомления; наименованием и состоянием груза; возможностью принять груз на основании уведомления.
Каким образом УЖДТ РФ решает проблему уведомления лица, в адрес которого прибыл груз?
По правилам ст. 33 УЖДТ РФ грузы
считаются доставленными в срок
Таким образом, истечение срока доставки грузов УЖДТ РФ связывает не с прибытием груза на железнодорожную станцию назначения, но с обеспечением перевозчиком возможности принятия груза. Перевозчик обеспечивает принятие груза, перемещая прибывшие вагоны и контейнеры в места общего пользования или на железнодорожные выставочные пути. Правила УЖДТ РФ согласуются с положением ГК РФ о договоре перевозки грузов, где обязанностью перевозчика называется доставка и выдача груза (п. 1 ст. 785 ГК РФ).
Правило абз. 5, 6 ст. 33 УЖДТ РФ не исключает возможности досрочной доставки груза. Согласно ст. 315 ГК РФ досрочное исполнение обязательств, связанных с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается только в случаях, когда возможность исполнить обязательство до срока предусмотрена законом, иными правовыми актами или условиями обязательства либо вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства. УЖДТ РФ прямо не предусматривает досрочного исполнения перевозки, формулировку абз. 5, 6 ст. 33 нельзя считать установлением права перевозчика на досрочную доставку, тем более, что абз. 1 ст. 33 устанавливает без каких-либо изъятий обязанность перевозчика доставлять грузы в установленные сроки.
Положение абз. 1 ст. 34 УЖДТ РФ, согласно которому порядок и способ уведомления устанавливается по соглашению сторон, вызывает некоторое недоумение. Законодатель «улучшил» традиционное правило об установлении порядка и способа уведомления решением начальника железнодорожной станции назначения (ст. 58 УЖД СССР 1964 г., ст. 40 ТУЖД РФ). Однако сделанное изменение представляется неудачным. Какое соглашение имеется в виду? Исходя из расположения нормы в УЖДТ РФ следует сделать вывод, что это соглашение перевозчика и получателя. Но право перевозчика и отправителя определять действия третьего лица, в пользу которого заключен договор, нельзя считать справедливым. Наконец, почему порядок и способ уведомления устанавливаются только по соглашению сторон? Практичнее было бы установить в УЖДТ РФ общий порядок уведомления о прибытии груза.
Грузополучатель, не уведомленный о прибытии грузов, освобождается от платы за пользование вагонами и контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии (абз. 2 ст. 34 УЖДТ РФ). Уведомление о прибытии грузов направлено на непосредственное вступление грузополучателя в отношение перевозки грузов.
Условием возникновения
Высказанные соображения позволяют сделать вывод, что с принятием УЖДТ РФ правило, обязывающее грузополучателя принимать прибывшие грузы, принципиально не изменилось. Железнодорожное законодательство по-прежнему противоречит началам гражданского права. Для решения данной проблемы необходимо, на наш взгляд, отказаться от действующей редакции ст. 36 УЖДТ РФ, заменив ее следующей формулой: «Грузоотправитель, выразивший намерение принять прибывший в его адрес груз, обязан внести перевозчику плату за перевозку в соответствие с транспортной железнодорожной накладной и вывезти принятый груз со станции назначения».
Отказ грузополучателя от принятия прибывшего груза инициирует в рамках перевозки особые отношения между перевозчиком и отправителем, основным содержанием которых является определение судьбы невостребованного груза. Согласно абз. 6 ст. 34 УЖДТ РФ в случае, если на железнодорожной станции назначения отсутствует грузополучатель, указанный в транспортной железнодорожной накладной, перевозчик запрашивает грузоотправителя о дальнейшей судьбе грузов. В случае непринятия грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение десяти суток, о судьбе продовольственных и скоропортящихся грузов в течение четырех суток перевозчик может возвратить грузы грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата может реализовать грузы.
Груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки или по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении (ст. 45 УЖДТ РФ). Если перевозчику предоставлено 30 дней разбираться по поводу недоставленного груза, то логичным будет дать получателю равный срок на востребование груза. Лишь признавая любого грузовладельца априори недобросовестным, можно увидеть в нашем предложении не реализацию принципа юридического равенства участников гражданско-правовых отношений, а только усложнение перевозочного процесса. Неверно полагать, что каждый грузовладелец ждет «законодательного послабления» с целью досадить перевозчику. Грузополучатель, напротив, заинтересован в своевременном принятии грузов и может использовать отсрочку лишь как исключение, тем более, что задержка увеличивает размер выкупных платежей за счет платы за хранение груза. Если же 30 дней является излишне продолжительным сроком для востребования груза, то данный срок может быть сокращен при условии аналогичного сокращения срока, по истечении которого груз считается утраченным.
В силу всего сказанного, предлагаемая редакция правила абз. 6 ст. 34 УЖДТ РФ в завершенном виде выглядит так: «Если при надлежащем уведомлении лицо, в адрес которого прибыл груз, не примет в течение 30 дней данный груз либо прямо откажется от принятия данного груза, перевозчик запрашивает грузоотправителя о дальнейшей судьбе груза».
Информация о работе Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом