Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования договорных отношений в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом, а также подготовка проекта изменений отдельных положений действующего железнодорожного законодательства в целях его совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:
характеристика отношений, в которых реализуется деятельность железнодорожного транспорта, с целью построения системы транспортных отношений и определения ее специфики;
систематизация источников транспортного железнодорожного права;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...............3

Глава I. Основы правового регулирования железнодорожных
грузоперевозок ……………………………………………………………………7
Система транспортных отношений.…………….……………………….....7
Источники правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом ………………………..……………………..15

Глава II. Договор железнодорожной перевозки грузов ……………………...28
2.1. Понятие, характер и стороны договора железнодорожной грузоперевозки …………………………………………………………….........28
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом ..…………………………………………......36

Глава III. Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………….…………….………………….48
3.1. Доставка грузов………………………………………….…………………48
3.2. Выдача грузов на станции назначения……………..…………………….59
3.3. Ответственность за нарушение обязательств железнодорожной
перевозки грузов………………………………….…………………………….68

Заключение …………………………….……..………………………………...80

Библиография…..……………………………………………………………..…86

Файлы: 1 файл

ДипломБаукин.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

Санкции, предусмотренные ст. 98 УЖДТ РФ, носят характер штрафной неустойки. В данном случае происходит отступление от принципа ограниченной ответственности и даже от принципа полного возмещения убытков. Нормативное закрепление штрафной неустойки вряд ли целесообразно при регулировании коммерческого оборота.60

В целом ст. 98 УЖДТ РФ, положения  которой даже жестче, чем аналогичные правила УЖД СССР 1964 г., отличается неопределенностью при установлении основании ответственности грузоотправителя. Отправитель отвечает не только в случае наступления негативных последствий для перевозчика, но и за саму возможность наступления таких последствий.

Превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера влечет наложение на отправителя штрафа в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы груза (ст. 102 УЖДТ РФ), то есть размер штрафа аналогичен повышенным санкциям ст. 98 УЖДТ РФ. Интересно отметить, что в УЖД СССР 1964 г. не предусматривалась ответственность за перегруз. Грузоотправитель был обязан выгрузить излишек при превышении норм загрузки (§ 28 Правил приема грузов, § 16 Правил перевозок грузов в универсальных контейнерах61). Наряду с надлежащим предъявлением груза к числу основных обязанностей грузоотправителя относится своевременное внесение платы за перевозку. Согласно абз. 6 ст. 30 УЖДТ РФ при несвоевременных расчетах перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа. Размер и порядок взимания процентов установлены ст. 395 ГК РФ, хотя УЖДТ РФ содержит неопределенную отсылку к гражданскому законодательству.

Мерой оперативного воздействия следует  считать задержку отправки до внесения платы за перевозку. Отсутствие такого правила в ст. 30 УЖДТ РФ вызвано ошибкой законодателя, связанной, как показано в нашей работе, с несоответствием положений ст. 30 УЖДТ РФ реальному характеру договора железнодорожной грузоперевозки.

Ответственность грузоотправителей за повреждение или утрату принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров (ст. 104 УЖДТ РФ) подобна ответственности перевозчиков за такое же нарушение (ст. 105 УЖДТ РФ). Отличие заключается в том, что отправители не обязаны предоставлять перевозчику транспортные средства на время ремонта.

Задержка контейнера отправителем влечет взыскание штрафа в размере  от 0,01 до 0,1 МРОТ за каждый час задержки. Аналогичной ответственности перевозчика перед отправителем не предусмотрено. Видимо, законодатель не представляет себе ситуаций, когда перевозчик может неправомерно задерживать принадлежащие отправителю контейнеры, либо считает, что перевозчик никак не способен на такие действия.

Ответственность за задержку вагонов, контейнеров грузоотправителем  установлена не только ст. 99, 100, 101 УЖДТ РФ. Ст. 47 УЖДТ РФ, помещенная за пределами главы об ответственности, предусматривает уплату грузоотправителем перевозчику штрафа в сумме 45 МРОТ за вагон и 15 МРОТ за контейнер в случае нарушения отправителем правил, которое привело к задержке вагонов таможенными и иными органами государственного контроля или повлекло невозможность перевалки груза. Такая ответственность характерна, скорее, для полицейского права. Обычное предпринимательское отношение, участниками которого являются перевозчик и грузоотправитель, предполагает не взыскание произвольно установленного штрафа, а взыскание ущерба потерпевшей стороной.

В целом положения УЖДТ РФ об ответственности  грузоотправителя нуждаются в корректировке. Необходимо четко разграничить самовольное использование и задержку вагонов и в этих целях изъять из текста УЖДТ РФ абз. 2 ст. 99; из абз. 1 ст. 100 УЖДТ РФ изъять отсылку к ст. 47 и 99, а вместо этого ясно определить условия задержки вагонов, влекущей ответственность. Наиболее целесообразно установить стандартное время погрузочно-разгрузочных и иных операций, сопроводив указанное установление оговоркой о возможности изменения по соглашению сторон. Специальной статьей в УЖДТ РФ следует освободить от ответственности за задержку вагонов, контейнеров, если в результате непреодолимой силы невозможно производить погрузочно-разгрузочные работы или осуществлять движение на железнодорожном подъездном пути. Ответственность за задержку вагонов в случаях, предусмотренных ст. 47 УЖДТ РФ, целесообразно установить в форме взыскания ущерба, а не в виде штрафа.

Грузополучатель несет ответственность  за несовершение окончательных расчетов с перевозчиком, за самовольное использование  транспортных средств, за задержку вагонов  или контейнеров, за неочистку вагонов и за их повреждение.

Ответственность получателя за неочистку  вагонов, контейнеров (ст. 103 УЖДТ РФ) аналогична ответственности перевозчика за такое же нарушение. Во всех иных случаях ответственность получателя, по УЖДТ РФ, совпадает с ответственностью грузоотправителя по условиям, форме и объему.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что  в условиях структурной реформы, разделения перевозочной и инфраструктурной деятельности УЖДТ РФ воспроизводит устаревший подход к правовому регулированию перевозок железнодорожным транспортом. Принципиальной особенностью УЖДТ РФ остается излишняя усложненность и формализация транспортного правоотношения. Нормы железнодорожного законодательства часто не соответствуют началам гражданского права. В настоящее время очевидна необходимость действий по совершенствованию железнодорожного законодательства на основе решения теоретических проблем.

Транспортная деятельность рассматривается  как деятельность перевозчиков по перемещению людей и грузов. Она является содержанием особой системы социальных отношений - отношений по перевозке людей и грузов. Перевозка грузов включает действия подачи транспортных средств перевозчиком и предъявления груза грузоотправителем.

Основным источником транспортного  железнодорожного права является Гражданский кодекс РФ. Нормы ГК РФ имеют силу постольку, поскольку их действие не ограничено специальным законом. Специальное железнодорожное законодательство регулирует особенности перевозок железнодорожным транспортом и должно соответствовать началам гражданского законодательства, правилам общей части гражданского, в том числе обязательственного, права. Это принципиальное положение необходимо отразить в особой статье специального железнодорожного законодательства.

Основным специальным источником транспортного железнодорожного права является Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖДТ РФ). Это девятый Устав в истории нашей страны, его структура традиционна, его содержание, скорее, соответствует принципам советского железнодорожного права. УЖДТ РФ свойственны недостатки формы и содержание. Для преодоления формальных недостатков предлагаем внести в УЖДТ РФ ряд изменений: отказаться от использования слова «устав» в названии УЖДТ РФ; дать наименование статьям УЖДТ РФ и применять деление статей на пункты; отказаться от чрезмерно объемных статей в пользу более кратких, содержащих одно-два правила; более строго подойти к группировке статей по главам; усовершенствовать терминологию и применять термины в тексте УЖДТ РФ в соответствии с их значением; отказаться от многочисленных многоэтажных формулировок, затрудняющих понимание, в пользу более лапидарных; согласовать отдельные нормы между собой для преодоления внутренней противоречивости УЖДТ РФ; использовать критерии четкости и определенности при формулировке императивных статей; не использовать специальные железнодорожные термины без особого пояснения.

Особенностью системы источников правового регулирования железнодорожных перевозок является относительно большое количество ведомственных актов, среди которых выделяются Правила перевозок. Следует изменить подход к формированию Правил перевозок. Те Правила, которые содержат лишь технические предписания можно назвать «Стандарты перевозок железнодорожным транспортом отдельных категорий грузов». УЖДТ РФ должен содержать отсылку к Стандартам перевозок. Правила перевозок, содержащие правовые предписания, надо очистить от противоречащих законам положений и укрупнить, исключив дублирование норм УЖДТ РФ. Нормы технического характера должны быть перемещены в Стандарты перевозок.

Договор перевозки является единственным основанием обязательств перевозки грузов и пассажиров. Не вызывает сомнений трактовка договора железнодорожной грузоперевозки как основного, взаимного и возмездного.

Заключение договора перевозки грузов обязательно для железнодорожного перевозчика. Согласно прямому указанию ГК РФ, договор перевозки транспортом общего пользования является публичным. УЖДТ РФ необходимо дополнить специальной статьей, которая бы повторяла правило ст. 426 ГК РФ применительно к договору железнодорожной грузоперевозки.

Квалификация договора железнодорожной  перевозки грузов как реального договора не очень хорошо соотносится с порядком его заключения. Согласование условий заявки на перевозку грузов, по сути, является согласованием условий договора перевозки. Момент заключения договора совпадает с моментом принятия заявки, а не с моментом принятия груза перевозчиком.

Представляется очевидным, исходя из логики отношения сторон перевозки и принимая во внимание принципиальные положения современного российского гражданского законодательства, следует признать договор перевозки грузов двухсторонним договором в пользу третьего лица.

Гражданский кодекс РФ содержит самые  общие правила заключения договора перевозки грузов. Подробные правила заключения договора железнодорожной грузоперевозки находят отражение в специальном законе. Согласно ст. 11 УЖДТ РФ основным средством инициации отношений железнодорожной грузоперевозки является подача заявки отправителем.

Подачу заявки нельзя оценивать как запрос на предоставление транспортных средств. Физическое или юридическое лицо, подавая заявку на перевозку груза, заинтересовано не только в подаче транспортных средств. Целью является доставка вещи в определенный пункт. Интерес железнодорожного перевозчика не сводится исключительно к принятию груза. Перевозчик, принимая заявку, предполагает доставить груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному лицу. Подача и принятие заявки инициируют не предварительные отношения, а отношения перевозки грузов. Логика развития отношения перевозки, социальный интерес субъектов данных отношений обуславливают признание заявки на перевозку грузов офертой в договоре перевозки. Принятие заявки железнодорожным перевозчиком является ничем иным, как акцептом договора перевозки.

Анализ положений ГК РФ, УЖДТ РФ, Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом позволяет утверждать, что заявка содержит все существенные условия перевозки грузов. Принятая заявка является единственным документом, который содержит условия перевозки и находится в распоряжении и грузоотправителя и железнодорожного перевозчика.

Подачу заявки следует считать  не единственным, а одним из возможных  способов заключение договора железнодорожной  перевозки грузов. Представляется нецелесообразной подача заявки при перевозке на стандартных условиях. Такая перевозка, если она не требует особого рода подвижного состава, может совершаться на основании классического реального договора, который заключается посредством предъявления груза в сопровождении накладной. Подача заявки нецелесообразна, если между перевозчиком и грузоотправителем заключен долгосрочный договор об организации перевозок. Существуют ситуации, когда заявка как организационно-предварительный этап перевозки, лишена смысла. В настоящее время железнодорожные транспортные средства, как правило, специализированные, могут принадлежать и принадлежат грузоотправителям. Это обуславливает заключение договора грузоперевозки по упрощенной схеме, без подачи заявки, путем предъявления груза в вагонах.

Согласно традиционному подходу  перевозка груза оформляется  железнодорожной транспортной накладной. Транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Формой договора перевозки груза железнодорожным транспортом, в силу основного порядка его заключения, следует считать принятую заявку на перевозку, что необходимо прямо закрепить в УЖДТ РФ.

Исполнение обязательства перевозки  грузов железнодорожным транспортом включают отношения по доставке и выдаче грузов. Доставка предполагает действия по погрузке и собственно доставке.

Исполнение доставки начинается с  погрузки. Если технически погрузка представляет собой только операцию помещения  вещи в транспортное средство, то юридически погрузка не может пониматься в отрыве от предоставления транспортных средств и предъявления груза. Эти условия определены в УЖДТ РФ недостаточно четко. В работе предлагаются изменение статей, регламентирующих скорость доставки, объявление ценности груза, сопровождение и охрану груза, затаривание и упаковку грузов, оплату перевозки, производство погрузочных работ. Особое внимание в настоящем исследовании уделяется пригодности транспортных средств для перевозки, предлагается новая редакция ст. 20 УЖДТ РФ (предоставление вагонов и контейнеров для перевозки), а также нормы о последствиях предоставления непригодных транспортных средств.

В процессе доставки возможно возникновение  особых отношений, связанных с изменением или прекращением обязательства перевозки. Анализ положений ст. 29 УЖДТ РФ показывает необходимость существенной корректировки. Специальные правила транспортного железнодорожного законодательства, сгруппированные в этой статье, должны определять основания и порядок административного ограничения или прекращения перевозки грузов в определенных направлениях или на определенные железнодорожные станции. Основания сводятся к непреодолимой силе, то есть к чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам, которые препятствуют приему грузов железнодорожными перевозчиками, доставке или выдаче грузов на железнодорожной станции назначения.

Информация о работе Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом