Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:25, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования договорных отношений в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом, а также подготовка проекта изменений отдельных положений действующего железнодорожного законодательства в целях его совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:
характеристика отношений, в которых реализуется деятельность железнодорожного транспорта, с целью построения системы транспортных отношений и определения ее специфики;
систематизация источников транспортного железнодорожного права;
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I. Основы правового регулирования железнодорожных
грузоперевозок ……………………………………………………………………7
Система транспортных отношений.…………….……………………….....7
Источники правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом ………………………..……………………..15
Глава II. Договор железнодорожной перевозки грузов ……………………...28
2.1. Понятие, характер и стороны договора железнодорожной грузоперевозки …………………………………………………………….........28
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом ..…………………………………………......36
Глава III. Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………….…………….………………….48
3.1. Доставка грузов………………………………………….…………………48
3.2. Выдача грузов на станции назначения……………..…………………….59
3.3. Ответственность за нарушение обязательств железнодорожной
перевозки грузов………………………………….…………………………….68
Заключение …………………………….……..………………………………...80
Библиография…..……………………………………………………………..…86
Перевозка является предпринимательской деятельностью транспортных организаций. Совершенно справедливо мнение В. Ф. Попондопуло о несовместимости ограниченной ответственности и предпринимательской деятельности. Не отрицая прямо целесообразность установления ограниченной ответственности транспортных организаций, автор указывает, что «в условиях коммерческого расчета ограниченная ответственность неприемлема, так как она ведет к перекладыванию результатов собственной плохой работы на договорных контрагентов…, утраченная предпринимателем в результате действий других лиц прибыль должна быть ему возмещена…, в условиях рынка всякое нарушение возможности кредитора в полной мере компенсировать имущественные потери за счет правонарушителя может вести к крайне негативным последствиям в предпринимательской деятельности – банкротству кредитора.»58 В качестве примера сохранения традиционного подхода приведем ответственность грузоотправителя и перевозчика при невыполнении условий принятой заявки.
ГК РФ предусматривает основные нарушения обязательств перевозки грузов. Это неподача транспортных средств перевозчиком (ст. 794 ГК РФ), несохранность груза при перевозке (ст. 796 ГК РФ). УЖДТ РФ в соответствии с п. 1 ст. 793 ГК РФ существенно дополняет перечень нарушений, поэтому при рассмотрении норм об ответственности за нарушение обязательств железнодорожной грузоперевозки следует исходить из единства положений ГК РФ и УЖДТ РФ. Ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, а также владельцев инфраструктур и пассажиров посвящена глава VII УЖДТ РФ. Вместе с тем нормы об ответственности содержатся в ст. 10, 19, 27, 29, 30, 32, 33, 44, 47, 64 УЖДТ РФ.
Традиционная систематизация правил об ответственности за нарушение обязательств перевозки грузов предполагает выделение двух разделов. Это ответственность за неподачу транспортных средств или непредъявление груза (неиспользование транспортных средств) и ответственность за несохранность груза или просрочку доставки. В настоящей работе будет использована условная схема теоретического анализа, критерием построения которой выбран субъект ответственности. Следовательно, необходимо рассмотреть ответственность перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя.
Перевозчик несет имущественную ответственность за невыполнение принятой заявки, за несохранность груза, за просрочку доставки, за самовольное использование или задержку вагонов, за подачу неочищенных вагонов, за повреждение вагонов.
Невыполнение перевозчиком принятой заявки (ст. 94 УЖДТ РФ) выражается в неподаче под погрузку вагонов (контейнеров) в установленное время или подаче непригодных для перевозок вагонов (контейнеров). Невыполнение или ненадлежащее выполнение перевозчиком условий принятой заявки влечет взыскание штрафа. Ст. 94 УЖДТ РФ жестко фиксирует три способа исчисления штрафа: 0,1 МРОТ за каждую непогруженную тонну груза, если заявкой установлена перевозка в вагонах и тоннах; при перевозках в контейнерах – 0,5 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн, 1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, 2 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн; неподача рефрижераторных вагонов (транспортеров) влечет наложение на перевозчика штрафа в размере 0,2 МРОТ за каждую непогруженную тонну груза.
В целом положения УЖДТ РФ об ответственности перевозчика за невыполнение условий принятой заявки требуют доработки. Ст. 94 УЖДТ РФ излишне перегружена, соединение в одной статье правил об ответственности перевозчика и грузоотправителя вряд ли целесообразно. Так, действующая редакция ст. 94 УЖДТ РФ определяет ответственность и грузоотправителя, и перевозчика «за каждую непогруженную тонну груза», что для перевозчика, нарушение которого может выразиться только в форме неподачи вагонов и контейнеров, является нелогичным. УЖДТ РФ устанавливает два способа исчисления налагаемых на перевозчика штрафов: если перевозка установлена в вагонах и тонна, то за учетную единицу принимается тонна груза; если перевозка осуществляется в контейнерах, то учетной единицей является контейнер определенной грузоподъемности. Ст. 94 УЖДТ РФ устанавливает ответственность перевозчика за невыполнение принятой заявки. Такая формулировка, с нашей точки зрения, неприемлема. Заявку следует считать одной из форм организации железнодорожных перевозок грузов и, формулируя правило об ответственности перевозчика, необходимо говорить о неподаче вагонов.
Целесообразно еще одно дополнение
УЖДТ РФ. В настоящее время грузовладеле
«Ответственность перевозчика за неподачу под погрузку вагонов, контейнеров.
1. Перевозчик несет ответственность за неподачу под погрузку вагонов (контейнеров), подачу под погрузку непригодных для перевозки вагонов, контейнеров, а также за непринятие подготовленного в соответствии с заявкой груза.
2. Ответственность перевозчика устанавливается в виде штрафа (неустойки) в следующих размерах:
1) в отношении грузов, перевозка которых установлена (согласована) в вагонах – пяти минимальных размеров оплаты труда за каждый вагон;
2) в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, – 0,1 минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза;
3) в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах, – 0,5 минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, одного минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двукратного минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.
3. Соглашением сторон может быть предусмотрено право грузоотправителя на возмещение причиненного неподачей вагонов, контейнеров реального ущерба в части, не покрытой неустойкой».
Право грузоотправителя на возмещение ущерба опирается на принцип компенсационного характера гражданско-правовой ответственности. Зачастую убытки грузоотправителя, являющегося одновременно поставщиком, могут быть несоизмеримо выше, чем возмещение при несостоявшейся перевозке. Ограничение взыскания реальным ущербом диктуется общим правилом ограничения ответственности за нарушение обязательств перевозки.
Учитывая заинтересованность грузоотправителя в исполнении перевозки в натуре, на фоне ограниченной ответственности перевозчика и принимая во внимание традиционную обособленность доктрины и практики отечественного транспортного права от гражданского права, будет целесообразным дополнить гл. VII УЖДТ РФ правилами об исполнении перевозки в натуре. Дополнения должны включать:
а) формулу, согласно которой уплата неустойки и возмещение ущерба перевозчиком не освобождает его от подачи вагонов, контейнеров; данная формула согласуется с положениями п. 1, 2 ст. 396 ГК РФ;
б) установление оснований, освобождающих перевозчика от подачи вагонов, контейнеров в натуре по правилу п. 3 ст. 396 ГК РФ;
в) закрепление права
Ответственности перевозчика за несохранность груза посвящены ст. 796 ГК РФ и ст. 95, 96, 118 УЖДТ РФ. Несохранность груза может выразиться в его утрате, недостаче, повреждении или порче. Утратой считается невозможность выдачи перевозчиком всего груза, недостачей – части груза. Порча – это ухудшение качества груза или утрата грузом полезных свойств, как правило, вследствие химического изменения. Причиной повреждения является внешнее механическое воздействие. Разграничение порчи и повреждения имеет экономическое обоснование. Порча указывает на конечное состояние груза, тогда как повреждение связано с возможностью исправления груза.59 Тем не менее юридические последствия порчи и повреждения груза одинаковы; ГК РФ и УЖДТ РФ употребляют понятия «порча» и «повреждение» как тождественные.
Размер ответственности
Задержка подачи вагонов, контейнеров под погрузку или выгрузку по вине перевозчика влечет взыскание штрафа 0,2 МРОТ за каждый час простоя вагона и от 0,01 до 0,1 МРОТ за каждый час простоя контейнера (ст. 100, 101 УЖДТ РФ). Самовольное использование перевозчиком не принадлежащих ему вагонов, контейнеров наказывается штрафом в десятикратном размере санкций, установленных ст. 100, 101 УЖДТ РФ (ст. 99 УЖДТ РФ). Отметим, что признание вины как условия ответственности перевозчика за задержку вагонов противоречит правилу п. 3 ст. 401 ГК РФ (ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности). Хотя в п. 3 ст. 401 ГК РФ оговорена возможность исключения, ее установление в ст. 100, 101 УЖДТ РФ не продиктовано какими-либо особыми соображениями.
Повреждение или утрата перевозчиком принадлежащих иным лицам вагонов, контейнеров является основанием особой ответственности перевозчика. Согласно ст. 105 УЖДТ РФ в этом случае перевозчик обязан отремонтировать подвижной состав или возместить владельцу стоимость ремонта (фактическую стоимость) вагонов, контейнеров. Перевозчик возмещает владельцам и убытки, которые были вызваны утратой или повреждением транспортных средств. Наконец, перевозчик передает владельцам аналогичные вагоны, контейнеры во временное бесплатное пользование в качестве замены поврежденных (утраченных). Последнюю обязанность перевозчик исполняет по требованию потерпевшего. В случае невозвращения утраченных вагонов, контейнеров по истечении трех месяцев перевозчик должен передать предоставленные во временное бесплатное пользование транспортные средства в собственность потерпевшим (абз. 2 ст. 105 УЖДТ РФ).
Положения ст. 105 УЖДТ РФ не лишены недостатков. Так, обязанность отремонтировать или возместить стоимость не определены никакими условиями. Было бы правильнее обязанность по возмещению стоимости поврежденных вагонов поставить в зависимость от возможности их ремонта. Законодатель в ст. 105 УЖДТ РФ отошел от принципа ограниченной ответственности. Такой подход представляется неоправданным и может повлечь практические затруднения.
Последним из рассматриваемых в данной работе нарушений перевозчиком является подача им под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров (абз. 2 ст. 103 УЖДТ РФ). Отметим высокий размер штрафа – 45 МРОТ за вагон и 15 МРОТ за контейнер. Подача неочищенных вагонов соотносится с подачей непригодных для перевозки вагонов. Размер санкций в первом случае выше в 5–30 раз. Неподача (подача непригодного для перевозки) полувагона грузоподъемностью 70 тонн влечет наложение штрафа в 7 МРОТ, неочистка аналогичного вагона – 45 МРОТ. Для контейнера массой до 5 тонн суммы штрафа составляют 0,5 МРОТ и 15 МРОТ соответственно. Такое существенное превышение штрафов за неочистку вагонов над штрафами за неподачу вагонов произошло в последнее время, с введением в действие ТУЖД РФ.
Грузоотправитель несет
Согласно ст. 94 УЖДТ РФ основаниями
для возникновения ответственно
1) неиспользование поданных вагонов, контейнеров;
2) неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон;
3) отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов;
4) отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами.
Такую формулировку следует считать неприемлемой. Обязанностями грузоотправителя являются использование поданных в соответствии с принятой заявкой вагонов, контейнеров и предъявление к перевозке подготовленного в соответствии с принятой заявкой груза. Предъявление груза является основной обязанностью отправителя, тогда как использование вагонов – вторичной, обусловленной предъявлением. Иными словами, надлежащее использование вагонов возможно как следствие надлежащего предъявления груза. В соответствии с правилами УЖДТ РФ предъявление груза отправителем может иметь три формы: предоставление груза в распоряжение перевозчика, погрузка груза в предоставленные перевозчиком транспортные средства, предъявление груза в вагонах, принадлежащих отправителю. Неподача перевозчиком транспортных средств независимо от причин может рассматриваться не как основание ответственности грузоотправителя, поскольку подача вагонов не является его обязанностью, а только как основание освобождения от ответственности (снижение размера ответственности) перевозчика.
Последнее (четвертое) из названных в ст. 94 УЖДТ РФ оснований ответственности грузоотправителя стоит, видимо, понимать как не вполне обдуманную реакцию законодателя на возможность перевозок в вагонах, не принадлежащих перевозчику. Трудно комментировать отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов у грузоотправителя как основание его ответственности за невыполнение принятой заявки.
Ответственность грузоотправителя за искажения в транспортной железнодорожной накладной установлена ст. 98 УЖДТ РФ. Условием наступления ответственности являются такие искажения наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах или об их свойствах, которые снижают стоимость перевозок или могут способствовать возникновению обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Ответственность также наступает за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов. Штраф, установленный ст. 98 УЖДТ РФ равен пятикратной плате за перевозку.
Информация о работе Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом