Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования договорных отношений в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом, а также подготовка проекта изменений отдельных положений действующего железнодорожного законодательства в целях его совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:
характеристика отношений, в которых реализуется деятельность железнодорожного транспорта, с целью построения системы транспортных отношений и определения ее специфики;
систематизация источников транспортного железнодорожного права;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...............3

Глава I. Основы правового регулирования железнодорожных
грузоперевозок ……………………………………………………………………7
Система транспортных отношений.…………….……………………….....7
Источники правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом ………………………..……………………..15

Глава II. Договор железнодорожной перевозки грузов ……………………...28
2.1. Понятие, характер и стороны договора железнодорожной грузоперевозки …………………………………………………………….........28
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом ..…………………………………………......36

Глава III. Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………….…………….………………….48
3.1. Доставка грузов………………………………………….…………………48
3.2. Выдача грузов на станции назначения……………..…………………….59
3.3. Ответственность за нарушение обязательств железнодорожной
перевозки грузов………………………………….…………………………….68

Заключение …………………………….……..………………………………...80

Библиография…..……………………………………………………………..…86

Файлы: 1 файл

ДипломБаукин.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

Вторая группа включает Правила  перевозок, которые содержат не столько  технические, сколько правовые нормы. Они используются для регулирования отношений перевозки грузов. Это Правила приема заявок на перевозку железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС РФ от 16.06.2003 г. № 2127; Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 2828; Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденные Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 2929; Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 2730 и ряд других.

Система Правил перевозок на железнодорожном  транспорте во многом является отражением традиционного подхода к регулированию железнодорожных грузоперевозок. В советское время Правила перевозок имели значение не меньшее, чем Уставы железных дорог, которые, кстати, являлись подзаконными нормативными актами. Правила перевозок были направлены на детальную и всеобъемлющую регламентацию железнодорожных грузоперевозок и оказания вспомогательных транспортных услуг. В настоящее время Правила перевозок утратили свое повышенное значение, но МПС РФ стремилось сохранить их без радикальных изменений в системе железнодорожного транспортного законодательства.

По нашему мнению, следует изменить подход к формированию Правил перевозок. Те Правила, которые отнесены нами к первой группе, необходимо освободить от юридических установлений, оставив в них лишь технические предписания. Эту группу Правил перевозок можно назвать «Стандарты перевозок железнодорожным транспортом отдельных категорий грузов». УЖДТ РФ должен содержать отсылку к Стандартам перевозок. Правила перевозок, включенные во вторую группу, надо очистить от противоречащих законам положений и укрупнить, исключив дублирование норм УЖДТ РФ. Представляется целесообразным издание Правил принятия грузов для перевозки, Правил перевозки грузов и Правил выдачи грузов на станции назначения. Такая система ведомственных актов соответствует стадиям перевозочного процесса. Нормы технического характера должны быть перемещены в Стандарты перевозок.

Наличие значительного массива специальных правил перевозок ставит проблему соотношения законов, прежде всего ГК РФ и УЖДТ РФ и ведомственных нормативных актов. Соответствует ли существующий порядок ведомственного нормотворчества основным началам гражданского (предпринимательского) законодательства?

Согласно п. 7 ст. 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. «Само принятие ведомственных актов обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня, одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества.»31 Указанный принцип ставит преграду на пути ведомств, стремящихся защитить интересы входящих в их систему организаций за счет ущемления интересов граждан.32 ГК РФ содержит еще одно положение, где в самой общей форме устанавливается соотношение гражданского законодательства и ведомственных актов применительно к перевозке: «Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами» (п. 2 ст. 784). Кроме этого, сопоставляя текст п. 2 ст. 791 ГК РФ и п. 1 ст. 793 ГК РФ, можно сделать вывод, что ответственность за нарушение обязательств по перевозке ведомственными актами не регламентируется.

Ст. 3 УЖДТ РФ, ст. 3, 14 ФЗ О железнодорожном  транспорте лишь обозначают сферу действий Правил перевозок и не определяют пределы ведомственного нормотворчества. Установлено, что Правила перевозок разрабатываются на основании УЖДТ РФ, но около половины статей главы II УЖДТ РФ (перевозка грузов) содержат отсылку к Правилам перевозок. Нетрудно заметить, что Правила перевозок касаются всех существенных моментов заключения и исполнения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Положения ст. 8 УЖДТ РФ подтверждают, что Правила перевозок предназначены для детальной регламентации всей грузоперевозочной деятельности. Если что-либо не предусмотрено Правилами перевозок, то перевозчик и грузовладелец должны заключать особый (специальный) договор перевозки грузов.

К сожалению, несовершенство системы  создания железнодорожного законодательства зачастую считается нормой. В некоторых изданиях можно встретить описание принципа «снизу вверх», лежащего в основе формирования современного транспортного права; согласно такому принципу содержание закона определяется традициями отраслевого управления33. По нашему мнению, границы ведомственного нормотворчества, закрепленные в УЖДТ РФ и ФЗ О железнодорожном транспорте, неоправданно широки. Велика вероятность того, что Правилам перевозок будет придано не вспомогательное, а главное значение. В связи с этим еще раз подчеркнем необходимость изъятия из Правил перевозок основных положений, регламентирующих перевозку грузов, и закрепления их в УЖДТ РФ.

 

Глава II. ДОГОВОР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

 

2.1 Понятие, характер и стороны договора железнодорожной грузоперевозок.

Традиционно в цивилистике термин «договор» признается многозначным. Договор понимается как документ, фиксирующий особые отношения сторон; юридический факт, являющийся основанием возникновения обязательства; договорное обязательственное правоотношение.

В качестве краткого отступления хотелось бы остановиться на трактовке термина  «договор». Несмотря на традиционную многозначность такое понимание гражданско-правового договора не лишено недостатков. Смешение сделки и обязательства влечет за собой сложности при рассмотрении конкретных договорных правоотношений. Очевидно, что вербальные конструкции приобретают различный смысл в зависимости от значения используемого термина. Содержание договора-сделки – это его условия, тогда как содержание договорного обязательственного правоотношения –  это деятельность сторон.

Для договора железнодорожной перевозки  грузов такая особенность имеет большое значение. «Договор-сделка» и «договорное обязательство» обладают и другими содержательными отличиями, которые, кстати, не замечаются отдельными авторами при рассмотрении конкретных правоотношений.

В контексте данной главы договор  трактуется как юридический факт, соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Считая договор перевозки грузов железнодорожным транспортом сделкой, необходимо рассмотреть его особенности, определяющие развитие правоотношения перевозки грузов. Содержание и исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом (договорное правоотношение), а также гражданско-правовая ответственность за нарушение данных обязательств являются предметом анализа следующей главы. Такое деление обусловлено структурой работы, стремлением наиболее полно отразить юридическую форму отношений сторон перевозки.

Легальное определение договора перевозки  грузов дано в Гражданском кодексе РФ. В соответствие с п.1 ст.785 РФ под договором перевозки грузов следует понимать соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его правомочному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Специальное железнодорожное транспортное законодательство определяет договор перевозки аналогично ГК РФ. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза (абз. 2 ст. 25 УЖДТ РФ). Обязанность соблюдать условия перевозки кажется излишним дополнением. Договорное обязательство всегда должно исполняться в соответствии с условиями договора.

Договор перевозки является единственным основанием обязательств перевозки грузов и пассажиров (п.1 ст. 784 ГК РФ). ГК РФ не устанавливает изъятие из этого правила для железнодорожного транспорта. Договор перевозки грузов устанавливает размер провозной платы (п.1 ст. 790 ГК РФ), порядок оплаты не предусмотренных тарифами работ и услуг (п.2 ст. 790 ГК РФ), порядок подачи транспортных средств, погрузки и выгрузки груза (ст. 791 ГК РФ), основания и уровень ответственности сторон перевозки (ст. 793, 794 ГК РФ). Следовательно, ГК РФ придает особое значение договору перевозки грузов, содержание которого охватывает весь процесс перемещения грузов. Вместе  с тем, ГК РФ предусматривает возможность более полной разработки института договора перевозки в соответствующих транспортных уставах и кодексах (п.2 ст.784, ст. 790, 793 ГК РФ).

УЖДТ РФ не содержит подробной разработки договорных принципов перевозки грузов. Определение договора перевозки груза дается попутно, среди правил оформления перевозочных документов (ст. 25). Наряду с «попутным» определением понятия в ст.25, УЖДТ РФ упоминает договор перевозки груза в ст. 2 при раскрытии понятий «перевозчик», «грузоотправитель» и «перевозочный документ». Ст. 2 УЖДТ РФ включает 30 основных понятий, но термин «договор перевозки груза» в ней отсутствует, законодатель смог избежать самого слова «договор» даже при формулировке терминов «груз» и «грузополучатель». Кроме ст. 2, 25 термин «договор перевозки груза» в УЖДТ РФ не употребляется. Для сравнения следует отметить, что в 10 статьях главы IV УЖДТ РФ (Железнодорожные пути необщего пользования) специальные договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов упоминаются 40 раз; в 5 статьях главы III УЖДТ РФ (Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа) договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры упоминается 15 раз.

Косвенное упоминание договора перевозки  грузов можно встретить в ст. 13 (перевозка отправительскими маршрутами), ст. 30 (определение момента внесения провозной платы), ст. 34 (сообщение грузополучателю о прибытии груза), ст. 35 (реализация перевозчиком невостребованных грузов). Очевидно, что указанные обстоятельства не являются существенными сторонами процесса железнодорожной перевозки груза.

В ряде случаев трудно понять идет ли речь о договоре перевозки грузов или предполагается какое-то особое (дополнительное) соглашение сторон перевозки. Ст. 8 УЖДТ РФ предусматривает, что при нестандартных условиях перевозки «в соответствующих договорах могут устанавливаться особые условия перевозок», причем «порядок заключения таких договоров устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом».

УЖДТ РФ употребляет термин «договор» применительно к отдельным, зачастую незначительным, этапам перевозки. Можно встретить договор об охране грузов (ст. 17), договор о подготовке вагонов (ст. 20), договор о предоставлении средств пакетирования и крепления (ст. 24), договор о взвешивании (ст. 26), договор о предоставлении запорно-пломбировочных устройств и закруток (ст. 28). В то же время УЖДТ РФ не содержит однозначной информации о форме договора перевозки грузов, его существенных условиях, порядке его заключения.

В целом, в качестве предварительного вывода, можно отметить, что институт договора перевозки грузов в современном железнодорожном транспортном законодательстве России недостаточно оформлен. Отсутствие четкости положений о договорном регулировании перевозок грузов железнодорожным транспортом усложняет рассмотрение характера договора перевозки грузов. Традиционно данный договор квалифицируют как основной, взаимный, возмездный, обязательный, реальный и договор в пользу третьего лица.

Не вызывает сомнений трактовка договора железнодорожной грузоперевозки как основного, взаимного и возмездного. Соглашение о перемещении груза непосредственно порождает права и обязанности сторон, это не предварительный договор и тем более не соглашение о намерениях, в которых стороны принимают на себя обязанность или только фиксируют желание вступить в будущем в договорные отношения. Конструкция предварительного договора известна современному российскому железнодорожному законодательству. Перевозчики и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок (ст. 10 УЖДТ РФ). Содержание долгосрочного договора, по УЖДТ РФ, выходит за рамки соглашения о предоставлении транспортных средств и предъявлении грузов.34 Однако, подробный анализ железнодорожного транспортного долгосрочного договора логичнее произвести при рассмотрении порядка заключения договора грузоперевозки.

Безусловная обязанность отправителя  оплатить перевозку (ст. 790 ГК РФ, ст. 30 УЖДТ РФ) подтверждает возмездность договора. Соглашение о перевозке порождает права и обязанности как у перевозчика, так и у отправителя (ст. 785 ГК РФ, ст. 25 УЖДТ РФ), что свидетельствует о взаимном характере договора.

Заключение договора перевозки  грузов обязательно для железнодорожного перевозчика. Согласно прямому указанию ГК РФ, договор перевозки транспортом общего пользования является публичным (п. 2 ст. 789). Положение о публичном характере договора железнодорожной грузоперевозки отсутствует в УЖДТ РФ.

Признание договора железнодорожной перевозки публичным позволяет применять к нему правила ст. 426 ГК РФ. Железнодорожный перевозчик не вправе отказаться от заключения договора перевозки грузов при наличии возможности предоставить эту услугу, а грузоотправитель может требовать заключения договора по суду (п. 4 ст. 445 ГК РФ). Железнодорожный перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора грузоперевозки. Цена, а также иные условия договора железнодорожной перевозки грузов устанавливаются одинаковыми для всех клиентов. Отсутствие указанных правил в УЖДТ РФ должно трактоваться как недостаток железнодорожного законодательства. Поэтому УЖДТ РФ необходимо дополнить специальной статьей, которая бы конкретизировала правило ст. 426 ГК РФ применительно к договору железнодорожной грузоперевозки, а также содержала перечень транспортных железнодорожных договоров, которые признаются публичными.

Договор перевозки грузов традиционно  считается реальным договором. По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Тем не менее в УЖДТ РФ существуют правила, которые не согласуются с реальным характером договора перевозки грузов. Самым оригинальным из них является установление ст. 30 УЖДТ РФ, согласно которому плата за перевозку грузов вносятся грузоотправителем до момента приема грузов к перевозке. Если договор реальный, считается заключенным с момента передачи (вверения) груза перевозчику, то как можно говорить о возникновении договорной обязанности до заключения договора.

Традиционно дискуссионной остается квалификация договора перевозки груза  как договора в пользу третьего лица. Отечественные цивилисты уделяли  этому вопросу повышенное внимание, а иногда высказывалось мнение, что  лишь изучение этой проблемы достаточно для определения правовой характеристики рассматриваемого договора.35 В отношении железнодорожной грузоперевозки участвуют перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель. Термины «грузоотправитель» и «грузополучатель» имеют функциональное происхождение и отражают основные действия  на начальном и конечном этапах перевозки. Распространены ситуации, когда в железнодорожной грузоперевозке заинтересована коммерческая организация, выполняющая поставку в отношении своего контрагента. Следовательно, грузоотправитель и грузополучатель не совпадают в одном лице, и в отношениях перевозки участвуют три самостоятельных субъекта. Грузополучатель обладает особым правовым статусом; с одной стороны, он не заключает договор перевозки грузов, с другой – обладает определенным статусом. «Данное обстоятельство, – отмечает В.В. Витрянский, – в свое время породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя в правоотношениях по перевозке грузов».36 Вопрос о субъектном составе договора перевозки можно разделить на две части. Является ли данный договор двухсторонним или многосторонним? Каков правовой статус грузополучателя при заключении договора перевозки? Исследователи правовой природы договора грузоперевозки трактовали его и как двухсторонний, и как многосторонний. Приверженцы теории многостороннего характера считали, что грузополучатель является стороной договора.

Информация о работе Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом