Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:25, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования договорных отношений в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом, а также подготовка проекта изменений отдельных положений действующего железнодорожного законодательства в целях его совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:
характеристика отношений, в которых реализуется деятельность железнодорожного транспорта, с целью построения системы транспортных отношений и определения ее специфики;
систематизация источников транспортного железнодорожного права;
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I. Основы правового регулирования железнодорожных
грузоперевозок ……………………………………………………………………7
Система транспортных отношений.…………….……………………….....7
Источники правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом ………………………..……………………..15
Глава II. Договор железнодорожной перевозки грузов ……………………...28
2.1. Понятие, характер и стороны договора железнодорожной грузоперевозки …………………………………………………………….........28
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом ..…………………………………………......36
Глава III. Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………….…………….………………….48
3.1. Доставка грузов………………………………………….…………………48
3.2. Выдача грузов на станции назначения……………..…………………….59
3.3. Ответственность за нарушение обязательств железнодорожной
перевозки грузов………………………………….…………………………….68
Заключение …………………………….……..………………………………...80
Библиография…..……………………………………………………………..…86
Следует различать перевозку грузов и пассажиров. Это одноуровневые по системной значимости, но разнотипные отношения. При перевозке грузов связь устанавливается между перевозчиком и фактическим владельцем вещи (груза), предназначенной для перевозки. Владелец не сопровождает груз в процессе перевозки, его непосредственное участие в отношениях связано со сдачей и принятием груза, то есть начальным и конечным этапами перевозки.
Система отношений, связанных с перевозкой грузов, имеет сложное строение. Сложность определяется тем, что на стороне клиента железной дороги выступают, как правило, два самостоятельных субъекта. Исходя из функциональных особенностей, принято выделять грузоотправителя, поставщика, если перевозка непосредственно обусловлена отношениями поставки, и грузополучателя, или покупателя. Поскольку поставка является лишь внешним фактором перевозки, грузополучатель и грузоотправитель не имеют прямого взаимодействия в рамках перевозки, они не составляют единого клиента железной дороги, но в определенный момент получатель заменяет собой отправителя. Это положение представляется значимым для ряда принципиальных основ правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта. При придании отношениям по перевозке правовой формы, можно будет избежать некоторых неопределенностей в субъектном и содержательном элементах транспортного правоотношения.
Развитие отношения по перевозке грузов железнодорожным транспортом проходит три стадии, существование которых во многом обусловлено технологической сложностью перевозочного процесса. По основным операциям эти стадии можно условно обозначить как погрузку, доставку и выгрузку.
Погрузка является начальной стадией перевозки. Отметим, что погрузка в данном контексте понимается не как помещение вещи в транспортное средство, но представляет собой социальное отношение. Если до начала погрузки существуют лишь лица, заинтересованные в перевозке (потенциальные перевозчик и грузоотправитель), то на стадии погрузки эти лица приобретают статус перевозчика и грузоотправителя. Схематично развитие отношения погрузки следующее. Владелец вещи запрашивает определенные транспортные средства для перевозки в определенный пункт назначения. Перевозчик соглашается на предложенную перевозку. Грузоотправитель предъявляет вещи для перевозки, перевозчик принимает эти вещи. Вещи, принятые для перевозки, становятся грузом. Подчеркнем, что взаимодействие перевозчика и грузоотправителя при предоставлении транспортных средств и предъявлении вещей для перевозки является неотъемлемой частью отношения перевозки. Нет никаких оснований считать, как это делает подавляющее большинство исследователей, что указанное взаимодействие представляет самостоятельное отношение. Грузоотправитель предлагает, и перевозчик соглашается на конкретную перевозку, а не на какую-то организацию конкретной перевозки.
По своему характеру отношения железнодорожной грузоперевозки являются имущественными отношениями. Эти отношения развиваются между самостоятельными субъектами. Ни перевозчик, ни грузовладелец не наделены исключительными властными полномочиями. Стороны перевозки преследуют частные интересы. Перевозка как социально-экономическое отношение является формой свободной деятельности и не требует участия государства.
Отношения железнодорожной перевозки грузов относятся к числу предпринимательских. Имущественные отношения приобретают характер предпринимательских (коммерческих), если их участники являются предпринимателями (коммерсантами). «Российская доктрина в определении того, что является коммерческим правом, исходит не из объективного (реального) критерия выделения коммерческих отношений как предмета правового регулирования самостоятельной отрасли права, а из субъективного (личного) признака».10 Социальный субъект признается предпринимателем, если его деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров или оказания услуг, и данный субъект должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя в установленном законом порядке (п. 1 ст.2 ГК РФ).
Железнодорожный перевозчик – это коммерческое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, перевозчик наделен специальной правоспособностью, его интерес направлен на получение прибыли от оказания услуг по перевозке. Перевозчик осуществляет доставку неоднократно, таким образом, его деятельность отвечает критерию систематичности. По железным дорогам перевозятся большие объемы грузов, мелкие отправки грузов считаются исключением. Поэтому грузовладелец удовлетворяет не личные бытовые нужды, но реализует предпринимательский интерес.
Операция выгрузки завершает перемещение груза. На данном этапе отношения складываются между железной дорогой и грузополучателем. Кроме собственно выгрузки определяется качество доставки (сохранность груза) и производятся окончательные расчеты за перевозку.
Отношения по перевозке являются основной, но не единственной формой, в которой осуществляется деятельность железнодорожного транспорта. Железнодорожный перевозчик обеспечивают доставку грузов по железнодорожным путям общего пользования. Кроме таких магистральных линий для перемещения грузов предназначены железнодорожные подъездные пути. Они примыкают к железнодорожным путям общего пользования и используются для обслуживания тех грузоотправителей или грузополучателей, чьи предприятия или складские помещения удалены от магистральных линий. Железнодорожные подъездные пути могут не принадлежать перевозчикам и находиться в собственности иных юридических или физических лиц.
Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного подъездного пути и отношения между грузовладельцем и владельцем железнодорожного подъездного пути не являются составной частью отношений перевозки. Такие отношения необходимы для осуществления перевозки и без перевозки теряют смысл. Цель использования подъездных путей заключается в обеспечении организации доставки или приема груза по завершении перевозки. Зависимость и производность отношений по использованию железнодорожных подъездных путей от перевозки грузов позволяет рассматривать их как вспомогательные в общей системе железнодорожных транспортных отношений.
Определенной особенностью обладает перевозка в прямом смешанном сообщении. Принятый груз в процессе доставки передается железнодорожным перевозчиком организациям иных видов транспорта (перевалка груза). Передача грузов осуществляется в специальных пунктах, открытых для подобных операций. Такое взаимодействие железнодорожных перевозчиков с другими транспортными организациями находится в рамках отношений перевозки. Железнодорожный перевозчик перепоручает исполнение перевозки нежелезнодорожным предприятиям. Соперевозчики последовательно заменяют друг друга, но условия перевозки, определенные первоначальным перевозчиком и грузоотправителем при этом не трансформируются. В противном случае отправитель вынужден был бы непосредственно вмешиваться в процесс перевалки грузов, принимая исполнение одного перевозчика и вступая в отношение с другим. Тогда вместо одной перевозки грузов в прямом смешанном сообщении получаем ряд последовательных обособленных перевозок. Отношения между железнодорожными перевозчиками и иными транспортными организациями должны обеспечивать доставку груза в прямом смешанном сообщении и сводятся только к действиям перевалки грузов с одного вида транспорта на другой. Рассмотренные отношения являются производными от собственно перевозки и могут быть определены как вспомогательные транспортные отношения.
Отношения, связанные с использованием инфраструктуры, включают отношения перевозчиков с владельцами инфраструктур и владельцев инфраструктур между собой. Отношение между перевозчиком и владельцем инфраструктур не является частью перевозки, оно самостоятельно как по предмету, так и по субъектному составу. Если перевозчик и владелец инфраструктуры совпадают в одном лице, то отношение не возникает. Социальное взаимодействие существует не между функциями, но между обособленными друг от друга субъектами. Нельзя говорить об отношении ОАО РЖД как перевозчика и ОАО РЖД как владельца инфраструктуры.
Предмет отношения между перевозчиком и владельцем инфраструктуры – предоставление инфраструктуры для перевозок. Совершенно очевидно, что указанное вспомогательное отношение может существовать только на долгосрочной основе. Заключение разовых договоров о предоставлении инфраструктуры для каждой конкретной перевозки невероятно усложняет и замедляет доставку груза.
Вторая группа отношений, связанных с использованием инфраструктуры – это отношения владельцев инфраструктур. В настоящее время в России существуют так называемые частные железные дороги, которые не находятся в системе МПС/РЖД – «Золотое звено», «Якутские железные дороги». Количество независимых инфраструктур будет увеличиваться за счет приватизации, строительства новых железнодорожных линий, изменения статуса железнодорожных подъездных путей. Независимые инфраструктуры не являются подъездными путями, они относятся к числу инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования. Для обеспечения единства перевозочного процесса в Российской Федерации, организации бесперебойных перевозок в прямом железнодорожном сообщении отношения между владельцами инфраструктур должны строиться на долгосрочной основе.
Характер вспомогательных транспортных отношений аналогичен характеру отношений по перевозке грузов. Вспомогательные транспортные отношения – это имущественные отношения самостоятельных юридически равных субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Наряду со вспомогательными, железнодорожная перевозка способствует возникновению иных отношений в сфере железнодорожного транспорта. К ним можно отнести транспортную экспедицию, страхование на транспорте, хранение грузов, подряд и аренду на транспорте. Подавляющее большинство обязательственных отношений, указанных в части второй ГК РФ, находят применение на железнодорожном транспорте. Все они имеют специфику, обусловленную сферой применения, поэтому мы выделяем не куплю-продажу, а реализацию невостребованных грузов; не подряд на выполнение проектных работ, а проектирование объектов железнодорожного транспорта и так далее. Данные отношения обозначить как самостоятельные имущественные отношения на железнодорожном транспорте.
Система железнодорожных транспортных отношений строится вокруг ядра, образуемого отношениями по перевозке, и включает помимо перевозки вспомогательные транспортные отношения и самостоятельные имущественные отношения на железнодорожном транспорте.
Деятельность организаций
Таким образом, наряду с имущественно-стоимостными отношениями в сфере железнодорожного транспорта существуют административные отношения. В последнем случае субъектами взаимодействия являются государство с одной стороны и организации железнодорожного транспорта с другой. Содержанием административных отношений всегда является соблюдение организациями железнодорожного транспорта требований органов государственной власти.
В юридической науке понятие «источник права» имеет известную многозначность, принято разделять источник права и источник права в юридическом смысле. Под источником права понимается система существующих социально-экономических отношений, которая определяет специфику правового регулирования. Второе значение – внешняя форма выражения права, фиксация правовых норм специальными юридическими средствами. Именно в таком значении используется термин «источник права» в данном разделе работы.
Источники правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта представлены прежде всего нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовые обычаи, а так же международные правовые акты не имеют широкого распространения, что характерно для транспортного права России в целом. Традиционным исключением является морское транспортное право, которое в силу естественных причин испытывало влияние общемирового правопорядка.
Конституция Российской Федерации содержит ряд норм о статусе и деятельности железнодорожного транспорта. Эти конституционные нормы можно условно подразделить на две группы. К первой относятся положения, применяемые к предпринимательству в целом и, следовательно, к железнодорожным грузоперевозкам как к разновидности предпринимательской деятельности. Конституция РФ в частности закрепляет право на свободную предпринимательскую деятельность (ст. 34), право на частную собственность (ст. 35, 36), право на судебную защиту, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти (ст. 53). Конституция России устанавливает пределы компетенции и полномочия органов государственной власти, в том числе по вмешательству в деятельность частных лиц.
Вторая группа конституционных норм включает обеспечение единства экономического пространства России и определение государственно-регулятивных основ деятельности железнодорожного транспорта. Недопустимость ограничения свободного перемещения товаров декларируется ст. 8 Конституции РФ и устанавливается в качестве конституционного запрета ст. 74. Применительно к железнодорожному транспорту это гарантирует единство перевозочного процесса. Федеративное устройство России требует разведения полномочий органов государственной и муниципальной власти. Согласно п. и) ст. 71 федеральный транспорт, пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации.
Информация о работе Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом