Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования договорных отношений в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом, а также подготовка проекта изменений отдельных положений действующего железнодорожного законодательства в целях его совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:
характеристика отношений, в которых реализуется деятельность железнодорожного транспорта, с целью построения системы транспортных отношений и определения ее специфики;
систематизация источников транспортного железнодорожного права;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...............3

Глава I. Основы правового регулирования железнодорожных
грузоперевозок ……………………………………………………………………7
Система транспортных отношений.…………….……………………….....7
Источники правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом ………………………..……………………..15

Глава II. Договор железнодорожной перевозки грузов ……………………...28
2.1. Понятие, характер и стороны договора железнодорожной грузоперевозки …………………………………………………………….........28
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом ..…………………………………………......36

Глава III. Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………….…………….………………….48
3.1. Доставка грузов………………………………………….…………………48
3.2. Выдача грузов на станции назначения……………..…………………….59
3.3. Ответственность за нарушение обязательств железнодорожной
перевозки грузов………………………………….…………………………….68

Заключение …………………………….……..………………………………...80

Библиография…..……………………………………………………………..…86

Файлы: 1 файл

ДипломБаукин.doc

— 468.50 Кб (Скачать)

К сожалению, в УЖДТ РФ отсутствуют  положения об исполнении принятой заявки. Принимая во внимание традиционную детализацию правоотношений в транспортном железнодорожном законодательстве, необходимо дополнить УЖДТ РФ двумя специальными статьями (нумерация предлагаемых статей условна).

Статья 1. Предъявление грузов для перевозки.

  1. Грузоотправитель обязан предъявлять грузы для перевозки в соответствии с условиями принятой заявки или договором об организации перевозок, если такой договор предусматривает организацию конкретных перевозок без подачи заявки.
  2. При предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель обязан предоставить перевозчику на каждую отправку груза транспортную железнодорожную накладную, составленную в соответствии с требованиями Правил перевозок. Содержание транспортной железнодорожной накладной должно соответствовать условиям принятой заявки. Грузоотправитель также обязан предоставить перевозчику документы, требуемые таможенными, карантинными и иными административными правилами, а также Правилами перевозок.

Статья 2. Принятие груза к перевозке.

  1. Перевозчик обязан принять к перевозке груз, предъявленный для перевозки в соответствии с условиями принятой заявки или договором об организации перевозок, если такой договор предусматривает организацию конкретных перевозок без подачи заявки. Принятие груза к перевозке подтверждается выдачей перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза или дубликата транспортной железнодорожной накладной.
  2. Перевозчик обязан своевременно предоставить грузоотправителю определенные вагоны (контейнеры), если по соглашению сторон перевозка осуществляется в вагонах (контейнерах), принадлежащих перевозчику.
  3. Перевозчик вправе отказаться от исполнения перевозки, если грузоотправитель предъявил груз с нарушением условий принятой заявки или условий договора об организации перевозок, если такой договор предусматривает организацию конкретных перевозок без подачи заявки.
  4. Перевозчик обязан приостановить исполнение перевозки, если груз предъявлен с нарушениями требований безопасности движения.

Дополнение УЖДТ РФ предлагаемыми  статьями позволит систематизировать нормативные положения. Правила о заявке на перевозку грузов, договоре об организации перевозок и определение обязанностей грузоотправителя и перевозчика в процессе заявки перевозочного процесса становятся ядром системы норм, регулирующих организацию перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Иные нормативные положения  УЖДТ РФ, связанные с регулированием особенностей предъявления и принятия грузов для перевозки, должны рассматриваться  как вспомогательные по отношению к указанным правилам. Такой подход способствует не только четкости определения статусов грузоотправителя и получателя, но и упрощает использование УЖДТ РФ.

Особые условия доставки грузов могут быть определены при согласовании конкретной перевозки, то есть при принятии заявки на перевозку, при заключении долгосрочного договора о систематической перевозке грузов или при предъявлении грузов перевозчику. К числу особых условий, согласно УЖДТ РФ,  относятся большая скорость перевозки, объявление ценности груза, установление сопровождения груза, особенности затаривания и упаковки, особый порядок оплаты перевозки.

Грузоотправители могут предъявлять  грузы для перевозок с объявлением их ценности (ст. 16 УЖДТ РФ). При предъявлении к перевозке грузов с объявленной ценностью грузоотправитель вместе с транспортной железнодорожной накладной представляет перевозчику опись перевозимого груза.49 Согласно ст. 16 УЖДТ РФ, Правилами перевозок установлен перечень грузов, перевозка которых с объявленной ценностью является обязательной: драгоценные металлы и камни, драгоценные изделия, предметы искусства, видео- и аудиоаппаратура, электронно-вычислительная техника, множительная техника, опытные образцы, а также грузы для личных (бытовых) нужд, перевозимые без сопровождения.

Ст. 17 УЖДТ РФ устанавливает обязанность  грузоотправителя, а также грузополучателя (!) обеспечить сопровождение груза. Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, утверждается Федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта  по согласованию с МВД РФ. Ст. 17 УЖДТ РФ лишена правила о возможности грузоотправителя устанавливать сопровождение любых грузов; такое правило существовало ранее в ст. 24 ТУЖД РФ.

Целесообразно разделить положения  ст. 17 УЖДТ РФ на три самостоятельные статьи: 1) охрана груза в пути следования; 2) сопровождение груза; 3) лицо, сопровождающее груз при перевозке. Обособление охраны от сопровождения объясняется, на наш взгляд, различием в содержании деятельности охранника и сопровождающего. Охрана и сопровождение направлены на обеспечение сохранности груза. Но если охрана – это квалифицированная защита от посягательств третьих лиц, то сопровождение – это поддержание нормального состояния груза и представление интересов грузовладельца. Статьи об охране и сопровождении грузов следует построить по модели ст. 16 УЖДТ РФ: во-первых, право грузоотправителя предъявлять грузы под охраной или в сопровождении и, во-вторых, обязанность такого предъявления для особых категорий грузов. При разработке правил об охране грузов следует избегать некорректных формулировок такого рода: «охрана обеспечивается грузоотправителем». Охрана грузов обеспечивается квалифицированным лицом, а отправитель может обращаться к услугам данного лица и оплачивать такие услуги.

УЖДТ РФ придает особое внимание затариванию и упаковке грузов. Тара и упаковка обеспечивают защиту вещи от внешнего влияния. По мысли разработчиков УЖДТ РФ, главным является детальная регламентация требований к таре и упаковке. Грузоотправители должны соблюдать все мыслимые требования к таре и упаковке. Предъявление грузов без тары в ст. 18 УЖДТ РФ не предусмотрено, хотя затаривание грузов, перевозимых навалом или насыпью, в большинстве случаев лишено смысла. Требования ст. 18 УЖДТ РФ к качеству перевозимой продукции вызывают недоумение. Более того, перевозчики получают право административного контроля за действиями грузоотправителя по обеспечению качества перевозимой продукции. Широкие полномочия перевозчика и предельная заорганизованность отправителя, предусмотренные ст. 18 УЖДТ РФ, получают объяснение при обращении к Правилам перевозок. Несоблюдение грузоотправителем требований к таре и упаковке и т.п. дает перевозчику право отказаться от перевозки.50 Такая возможность не предусмотрена в УЖДТ РФ, ст. 18 не содержит соответствующих отсылок к Правилам перевозок, тем не менее на практике такой порядок широко распространен.

По нашему мнению, необходимо принять  иную редакцию ст. 18 УЖДТ РФ, лишенную рассмотренных недостатков:

«Статья 18. Тара и упаковка грузов.

  1. Грузоотправитель  обязан   предъявлять   для   перевозки  грузы  в

исправной и неповрежденной таре и  упаковке.

Если иное не предусмотрено Правилами  перевозок грузов железнодорожным транспортом, грузы, перевозимые наливом, насыпью или навалом, могут предъявляться к перевозке без тары и упаковки.

  1. Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом могут предусматриваться специальные требования к таре и упаковке предъявляемых к перевозке грузов, если такие требования необходимы для обеспечения безопасности движения».

Наряду с предъявлением груза  обязанностью грузоотправителя является оплата перевозки. Согласно п. 2, 3 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку грузов (провозная плата) транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами; работы и услуги перевозчика, не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Таким образом, ГК РФ устанавливает два принципиальных положения, которые определяют оплату перевозки. Во-первых, свобода сторон при определении цены ограничена, во-вторых, транспортные тарифы утверждаются в порядке, предусмотренном транспортными Уставами и Кодексами.

Буквальное толкование п. 2 ст. 790 ГК РФ позволяет сделать вывод, что  на основании тарифов определяется только плата за перевозку, тогда  как цена иных работ и услуг, выполняемых  перевозчиком, тарифами не регулируется. Однако п. 3 ст. 790 ГК РФ допускает договорное определение цены работ и услуг перевозчика, не предусмотренных тарифами. Указание ГК РФ о соотношении тарифного регулирования и специального транспортного законодательства нуждается в дополнении. Применительно к железнодорожному транспорту это означает, на наш взгляд, что тарифы должны утверждаться не только в порядке, но и на условиях, установленных УЖДТ РФ.

В целом положения ГК РФ носят, скорее, общий характер. Конкретизация правил об оплате перевозки является прерогативой транспортных уставов и кодексов. УЖДТ РФ содержит две статьи, непосредственно касающиеся платы за перевозку грузов. Ст. 15 устанавливает зависимость провозной платы от расстояния перевозки. Ст. 30 определяет порядок взыскания провозной платы.

Следует отметить, что УЖДТ РФ не содержит прямого указания об определении провозной платы на основании тарифов. При ответе на вопрос о цене конкретной перевозки грузов можно руководствоваться только общим правилом п. 2 ст. 790 ГК РФ. Такую ситуацию нельзя считать приемлемой. Положения о порядке утверждения тарифов перенесены из УЖДТ РФ в Закон о железнодорожном транспорте. Определенная логика в этом есть, но результатом такого переноса стало противоречие УЖДТ РФ Гражданскому кодексу.

Наибольший интерес вызывает определенный в УЖДТ РФ порядок внесения провозной платы. Согласно ст. 30 УЖДТ РФ плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема груза для перевозки, если иное не предусмотрено УЖДТ РФ или соглашением сторон. Введенное в интересах перевозчика правило противоречит не только характеру договора перевозки грузов, но и здравому смыслу. Несмотря на то, что заключение договора железнодорожной грузоперевозки путем принятия заявки свидетельствует, скорее, о его консенсуальной природе, де-юре данный договор все же признается реальным (ст. 25 УЖДТ РФ). Поэтому обязанность по оплате перевозки не может быть возложена на грузоотправителя до момента приема груза к перевозке, то есть до момента заключения договора перевозки.

Обязанностью грузоотправителя при подготовке доставки является погрузка. Погрузка грузов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителем (ст. 21 УЖДТ РФ). Данную формулу в отношении погрузки в местах общего пользования нельзя считать корректной. «Обеспечить» означает предоставить достаточные средства, снабдить чем-либо, сделать возможным и выполнимым. Погрузочные механизмы и приспособления в местах общего пользования не принадлежат отправителю, поэтому он не в состоянии создать условия для осуществления погрузки. Следовательно, погрузка в местах общего пользования должна не обеспечиваться отправителем, но осуществляться за его счет.

Загруженные вагоны и контейнеры должны быть опломбированы лицом, производившим  погрузку (ст. 28 УЖДТ РФ). УЖДТ РФ уделяет пломбированию излишнее внимание, перегружая ст. 28 техническими подробностями, что вряд ли оправдано, так как существуют специальные 40-страничные правила.51 Пломбирование имеет отношение к обеспечению сохранности груза, но не снимает с перевозчика обязанности по сохранной доставке. «Прибытие груза в пункт назначения в транспортном средстве за ненарушенной пломбой грузоотправителя при его несохранности может свидетельствовать лишь о вине грузоотправителя в недостаче мест груза, но не может служить основанием освобождения перевозчика от ответственности в случае повреждения или порчи груза».52

Обязанностями перевозчика при  подготовке доставки являются предоставление транспортных средств и принятие груза к перевозке. В соответствии со ст. 791 ГК РФ и ст. 20 УЖДТ РФ перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, годные для перевозки определенного груза.

Правовое регулирование предоставления перевозчиком собственных вагонов грузоотправителю для перевозки должно основываться на положениях п. 1 ст. 791 ГК РФ и специальной статьи УЖДТ РФ «Принятие груза к перевозке», правила которой сформулированы нами выше. Ст. 20 УЖДТ РФ необходимо изложить следующим образом:

«Статья 20. Предоставление вагонов  и контейнеров для перевозки.

  1. В случае, когда по соглашению сторон перевозка осуществляется в вагонах и контейнерах перевозчика, он обязан предоставить грузоотправителю вагоны и контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки конкретного груза.
  2. Условия предоставления вагонов и контейнеров, в том числе место и время, определяются принятой заявкой или иным соглашением сторон».

Существовавшая практика была закреплена в постановлении Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 1998 г. № 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации»53. Иными словами, при погрузке грузоотправителем в неисправный вагон груз перевозится на риске перевозчика, а возможная несохранность груза вследствие его погрузки в коммерчески непригодный вагон является риском грузоотправителя, если погрузка осуществлена им. Остается надеяться, что на практике легко разделяются техническая исправность и коммерческая пригодность, например, в случае проржавевшего дна грузового отсека, которое вывалится при погрузке.

Информация о работе Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом