Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:25, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования договорных отношений в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом, а также подготовка проекта изменений отдельных положений действующего железнодорожного законодательства в целях его совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:
характеристика отношений, в которых реализуется деятельность железнодорожного транспорта, с целью построения системы транспортных отношений и определения ее специфики;
систематизация источников транспортного железнодорожного права;
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I. Основы правового регулирования железнодорожных
грузоперевозок ……………………………………………………………………7
Система транспортных отношений.…………….……………………….....7
Источники правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом ………………………..……………………..15
Глава II. Договор железнодорожной перевозки грузов ……………………...28
2.1. Понятие, характер и стороны договора железнодорожной грузоперевозки …………………………………………………………….........28
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом ..…………………………………………......36
Глава III. Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………….…………….………………….48
3.1. Доставка грузов………………………………………….…………………48
3.2. Выдача грузов на станции назначения……………..…………………….59
3.3. Ответственность за нарушение обязательств железнодорожной
перевозки грузов………………………………….…………………………….68
Заключение …………………………….……..………………………………...80
Библиография…..……………………………………………………………..…86
К сожалению, в УЖДТ РФ отсутствуют положения об исполнении принятой заявки. Принимая во внимание традиционную детализацию правоотношений в транспортном железнодорожном законодательстве, необходимо дополнить УЖДТ РФ двумя специальными статьями (нумерация предлагаемых статей условна).
Статья 1. Предъявление грузов для перевозки.
Статья 2. Принятие груза к перевозке.
Дополнение УЖДТ РФ предлагаемыми статьями позволит систематизировать нормативные положения. Правила о заявке на перевозку грузов, договоре об организации перевозок и определение обязанностей грузоотправителя и перевозчика в процессе заявки перевозочного процесса становятся ядром системы норм, регулирующих организацию перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Иные нормативные положения УЖДТ РФ, связанные с регулированием особенностей предъявления и принятия грузов для перевозки, должны рассматриваться как вспомогательные по отношению к указанным правилам. Такой подход способствует не только четкости определения статусов грузоотправителя и получателя, но и упрощает использование УЖДТ РФ.
Особые условия доставки грузов могут быть определены при согласовании конкретной перевозки, то есть при принятии заявки на перевозку, при заключении долгосрочного договора о систематической перевозке грузов или при предъявлении грузов перевозчику. К числу особых условий, согласно УЖДТ РФ, относятся большая скорость перевозки, объявление ценности груза, установление сопровождения груза, особенности затаривания и упаковки, особый порядок оплаты перевозки.
Грузоотправители могут
Ст. 17 УЖДТ РФ устанавливает обязанность грузоотправителя, а также грузополучателя (!) обеспечить сопровождение груза. Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, утверждается Федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с МВД РФ. Ст. 17 УЖДТ РФ лишена правила о возможности грузоотправителя устанавливать сопровождение любых грузов; такое правило существовало ранее в ст. 24 ТУЖД РФ.
Целесообразно разделить положения ст. 17 УЖДТ РФ на три самостоятельные статьи: 1) охрана груза в пути следования; 2) сопровождение груза; 3) лицо, сопровождающее груз при перевозке. Обособление охраны от сопровождения объясняется, на наш взгляд, различием в содержании деятельности охранника и сопровождающего. Охрана и сопровождение направлены на обеспечение сохранности груза. Но если охрана – это квалифицированная защита от посягательств третьих лиц, то сопровождение – это поддержание нормального состояния груза и представление интересов грузовладельца. Статьи об охране и сопровождении грузов следует построить по модели ст. 16 УЖДТ РФ: во-первых, право грузоотправителя предъявлять грузы под охраной или в сопровождении и, во-вторых, обязанность такого предъявления для особых категорий грузов. При разработке правил об охране грузов следует избегать некорректных формулировок такого рода: «охрана обеспечивается грузоотправителем». Охрана грузов обеспечивается квалифицированным лицом, а отправитель может обращаться к услугам данного лица и оплачивать такие услуги.
УЖДТ РФ придает особое внимание затариванию и упаковке грузов. Тара и упаковка обеспечивают защиту вещи от внешнего влияния. По мысли разработчиков УЖДТ РФ, главным является детальная регламентация требований к таре и упаковке. Грузоотправители должны соблюдать все мыслимые требования к таре и упаковке. Предъявление грузов без тары в ст. 18 УЖДТ РФ не предусмотрено, хотя затаривание грузов, перевозимых навалом или насыпью, в большинстве случаев лишено смысла. Требования ст. 18 УЖДТ РФ к качеству перевозимой продукции вызывают недоумение. Более того, перевозчики получают право административного контроля за действиями грузоотправителя по обеспечению качества перевозимой продукции. Широкие полномочия перевозчика и предельная заорганизованность отправителя, предусмотренные ст. 18 УЖДТ РФ, получают объяснение при обращении к Правилам перевозок. Несоблюдение грузоотправителем требований к таре и упаковке и т.п. дает перевозчику право отказаться от перевозки.50 Такая возможность не предусмотрена в УЖДТ РФ, ст. 18 не содержит соответствующих отсылок к Правилам перевозок, тем не менее на практике такой порядок широко распространен.
По нашему мнению, необходимо принять иную редакцию ст. 18 УЖДТ РФ, лишенную рассмотренных недостатков:
«Статья 18. Тара и упаковка грузов.
исправной и неповрежденной таре и упаковке.
Если иное не предусмотрено Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, грузы, перевозимые наливом, насыпью или навалом, могут предъявляться к перевозке без тары и упаковки.
Наряду с предъявлением груза обязанностью грузоотправителя является оплата перевозки. Согласно п. 2, 3 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку грузов (провозная плата) транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами; работы и услуги перевозчика, не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Таким образом, ГК РФ устанавливает два принципиальных положения, которые определяют оплату перевозки. Во-первых, свобода сторон при определении цены ограничена, во-вторых, транспортные тарифы утверждаются в порядке, предусмотренном транспортными Уставами и Кодексами.
Буквальное толкование п. 2 ст. 790 ГК РФ позволяет сделать вывод, что на основании тарифов определяется только плата за перевозку, тогда как цена иных работ и услуг, выполняемых перевозчиком, тарифами не регулируется. Однако п. 3 ст. 790 ГК РФ допускает договорное определение цены работ и услуг перевозчика, не предусмотренных тарифами. Указание ГК РФ о соотношении тарифного регулирования и специального транспортного законодательства нуждается в дополнении. Применительно к железнодорожному транспорту это означает, на наш взгляд, что тарифы должны утверждаться не только в порядке, но и на условиях, установленных УЖДТ РФ.
В целом положения ГК РФ носят, скорее, общий характер. Конкретизация правил об оплате перевозки является прерогативой транспортных уставов и кодексов. УЖДТ РФ содержит две статьи, непосредственно касающиеся платы за перевозку грузов. Ст. 15 устанавливает зависимость провозной платы от расстояния перевозки. Ст. 30 определяет порядок взыскания провозной платы.
Следует отметить, что УЖДТ РФ не содержит прямого указания об определении провозной платы на основании тарифов. При ответе на вопрос о цене конкретной перевозки грузов можно руководствоваться только общим правилом п. 2 ст. 790 ГК РФ. Такую ситуацию нельзя считать приемлемой. Положения о порядке утверждения тарифов перенесены из УЖДТ РФ в Закон о железнодорожном транспорте. Определенная логика в этом есть, но результатом такого переноса стало противоречие УЖДТ РФ Гражданскому кодексу.
Наибольший интерес вызывает определенный в УЖДТ РФ порядок внесения провозной платы. Согласно ст. 30 УЖДТ РФ плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема груза для перевозки, если иное не предусмотрено УЖДТ РФ или соглашением сторон. Введенное в интересах перевозчика правило противоречит не только характеру договора перевозки грузов, но и здравому смыслу. Несмотря на то, что заключение договора железнодорожной грузоперевозки путем принятия заявки свидетельствует, скорее, о его консенсуальной природе, де-юре данный договор все же признается реальным (ст. 25 УЖДТ РФ). Поэтому обязанность по оплате перевозки не может быть возложена на грузоотправителя до момента приема груза к перевозке, то есть до момента заключения договора перевозки.
Обязанностью грузоотправителя при подготовке доставки является погрузка. Погрузка грузов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителем (ст. 21 УЖДТ РФ). Данную формулу в отношении погрузки в местах общего пользования нельзя считать корректной. «Обеспечить» означает предоставить достаточные средства, снабдить чем-либо, сделать возможным и выполнимым. Погрузочные механизмы и приспособления в местах общего пользования не принадлежат отправителю, поэтому он не в состоянии создать условия для осуществления погрузки. Следовательно, погрузка в местах общего пользования должна не обеспечиваться отправителем, но осуществляться за его счет.
Загруженные вагоны и контейнеры должны быть опломбированы лицом, производившим погрузку (ст. 28 УЖДТ РФ). УЖДТ РФ уделяет пломбированию излишнее внимание, перегружая ст. 28 техническими подробностями, что вряд ли оправдано, так как существуют специальные 40-страничные правила.51 Пломбирование имеет отношение к обеспечению сохранности груза, но не снимает с перевозчика обязанности по сохранной доставке. «Прибытие груза в пункт назначения в транспортном средстве за ненарушенной пломбой грузоотправителя при его несохранности может свидетельствовать лишь о вине грузоотправителя в недостаче мест груза, но не может служить основанием освобождения перевозчика от ответственности в случае повреждения или порчи груза».52
Обязанностями перевозчика при подготовке доставки являются предоставление транспортных средств и принятие груза к перевозке. В соответствии со ст. 791 ГК РФ и ст. 20 УЖДТ РФ перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, годные для перевозки определенного груза.
Правовое регулирование
«Статья 20. Предоставление вагонов и контейнеров для перевозки.
Существовавшая практика была закреплена
в постановлении Пленума
Информация о работе Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом