Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 05:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования договорных отношений в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом, а также подготовка проекта изменений отдельных положений действующего железнодорожного законодательства в целях его совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:
характеристика отношений, в которых реализуется деятельность железнодорожного транспорта, с целью построения системы транспортных отношений и определения ее специфики;
систематизация источников транспортного железнодорожного права;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...............3

Глава I. Основы правового регулирования железнодорожных
грузоперевозок ……………………………………………………………………7
Система транспортных отношений.…………….……………………….....7
Источники правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом ………………………..……………………..15

Глава II. Договор железнодорожной перевозки грузов ……………………...28
2.1. Понятие, характер и стороны договора железнодорожной грузоперевозки …………………………………………………………….........28
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов
железнодорожным транспортом ..…………………………………………......36

Глава III. Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………….…………….………………….48
3.1. Доставка грузов………………………………………….…………………48
3.2. Выдача грузов на станции назначения……………..…………………….59
3.3. Ответственность за нарушение обязательств железнодорожной
перевозки грузов………………………………….…………………………….68

Заключение …………………………….……..………………………………...80

Библиография…..……………………………………………………………..…86

Файлы: 1 файл

ДипломБаукин.doc

— 468.50 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………...............3

 

Глава I. Основы правового регулирования железнодорожных

грузоперевозок ……………………………………………………………………7

    1. Система транспортных отношений.…………….……………………….....7
    2. Источники правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом ………………………..……………………..15

 

Глава II. Договор железнодорожной перевозки грузов ……………………...28

2.1. Понятие, характер и стороны договора железнодорожной  грузоперевозки …………………………………………………………….........28

2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов

железнодорожным транспортом ..…………………………………………......36

 

Глава III. Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом…………………………………….…………….………………….48

3.1. Доставка грузов………………………………………….…………………48

3.2. Выдача грузов на станции назначения……………..…………………….59

3.3. Ответственность за нарушение обязательств железнодорожной

перевозки грузов………………………………….…………………………….68

 

Заключение …………………………….……..………………………………...80

 

Библиография…..……………………………………………………………..…86

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Транспорт является одной из отраслей экономики. Процесс товарного обмена в современном обществе немыслим без транспорта. Для нашей страны этот постулат имеет особое значение. Географическая протяженность России обуславливает повышенную роль транспортной системы. По своему значению и, прежде всего, по объему перевозок железнодорожный транспорт занимает первое место среди других видов транспорта Российской Федерации. Такое положение обусловлено географическими и климатическими особенностями России.

Социально-экономическое значение железнодорожного транспорта обуславливает важность нормативно-правового обеспечения его деятельности.

Изменение модели правового регулирования  хозяйственной сферы в 90-х гг. прошлого века не нашли отражения в железнодорожном законодательстве Парламентские слушания в Государственной Думе РФ от 13 марта 2001 г. показали, что главной правовой проблемой продолжает оставаться углубление противоречий между тенденциями развития базового, в том числе гражданского, законодательства страны и основами правового регулирования железнодорожного транспорта, базирующегося на принципах командно-административной системы.

1 Данная оценка во многом справедлива и в настоящее время. Новые железнодорожные законы, принятые так называемым Пакетом в 2002-2003 гг. не меняют модель правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта.

Железнодорожное законодательство развивается  в настоящее время чрезвычайно динамично. Структурная реформа на железнодорожном транспорте ставит проблемы, которые никогда раньше не решались отечественной наукой транспортного права.

Современная наука транспортного  права отличается не только малочисленностью работ и отсутствием во многих исследованиях действительно актуальной проблематики. Авторы, за небольшим исключением, не рассматривают отражение начал гражданско-правового регулирования в современном железнодорожном законодательстве. Почти не критикуются конкретные формулировки железнодорожного Устава, то есть не уделяется внимание прикладным вопросам. Как результат, новый Устав железнодорожного транспорта 2003 г. воспроизводит большинство недочетов прежнего Транспортного устава железных дорог 1998 г.

Цель дипломного исследования состоит в комплексном анализе современных проблем правового регулирования договорных отношений в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом, а также подготовка проекта изменений отдельных положений действующего железнодорожного законодательства в целях его совершенствования.

Реализация поставленной цели предполагает структурирование ее как совокупности локальных целей, именуемых иначе исследовательскими задачами. В качестве таковых выступают следующие:

  1. характеристика отношений, в которых реализуется деятельность железнодорожного транспорта, с целью построения системы транспортных отношений и определения ее специфики;
  2. систематизация источников транспортного железнодорожного права;
  3. выявление и обоснование особенностей железнодорожного транспортного законодательства;
  4. определение характера договора перевозки грузов как основного института транспортного железнодорожного права;
  5. оценка эффективности и выработка путей совершенствования порядка заключения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом в современных социально-экономических условиях;
  6. установление особенностей оформления договора перевозки грузов железнодорожным транспортом с целью оптимизации в условиях предпринимательского оборота;
  7. систематизация правового регулирования исполнения обязательства железнодорожной грузоперевозки с целью совершенствования нормативной регламентации;
  8. определение проблем ответственности за нарушение обязательств железнодорожной грузоперевозки и обоснование путей их решения.

Методология исследования обусловлена  его целями и задачами. Теоретической и методологической основой работы послужили эвристические подходы, содержащиеся в научных трудах по гражданскому, коммерческому (предпринимательскому) и транспортному праву. Были использованы работы М.М. Агаркова, В.В. Витрянского, О.С. Иоффе, В.Ф. Попондопуло, В.Т. Смирнова,  Е.А. Суханова, М.А. Тарасова, Ю.К. Толстого, А.И. Хаснутдинова и других.

Исследование строится на критическом  анализе норм действующего железнодорожного законодательства и теоретического материала в области правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта. Для выявления и оценки проблем современного транспортного законодательства широко использовались методы сравнительного правоведения. Поскольку данная работа имеет, прежде всего, задачи теоретического поиска, то привлечение эмпирического материала служило иллюстративным целям.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом. Предмет исследования – правовое регулирование транспортных железнодорожных отношений в сфере железнодорожного транспорта.

Всю совокупность исследований, имеющих отношение к теме дипломной работы можно разделить на две группы.

К первой относятся исследования советского времени. В 1925 г. вышел в свет сборник  по проблемам железнодорожного законодательства2, где в статьях М.М. Агаркова, А.Н. Антошина, С.П. Геракова, А.Г. Гусакова, В.Л. Клячко, И.П. Либбы и других были намечены подходы к изучению транспортного железнодорожного права, его структуры. Авторы исходили из того, что основным институтом транспортного права является договор перевозки и регулирование транспортной деятельности имеет частно-правовой характер. Основной проблемой для советских правоведов было соотношение частноправовых и публичноправовых начал в регулировании деятельности железнодорожного транспорта, соотношение плана и договора. Итогом исследований стала разработка концепции, признающей наличие двух правовых форм отношения перевозки – плановой и договорной.

Вторую группу исследований составляют современные работы по проблемам транспортного права. Характер правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта в 90-х гг. ХХ века существенно изменился, произошел отказ от государственного планирования перевозок, был принят Гражданский кодекс РФ. Тем не менее, российские правоведы не уделяют проблемам транспортного железнодорожного права должного внимания. Комментарий к новому железнодорожному законодательству носит слишком общий характер,  не содержит глубокого анализа нормативных положений3. Зачастую сохраняется традиционный подход к рассмотрению проблем транспортного права, договор перевозки грузов анализируется с прежних позиций плановой экономики.4 Вместе с тем ряд современных авторов обращается к значимым проблемам транспортного права. Н.С. Ковалевская5 и В.В. Витрянский6 обосновывают договорную природу предварительной стадии перевозки грузов железнодорожным транспортом, что в большей степени отражает реалии нашего времени. Особо следует отметить обзорную работу В.В. Витрянского, как единственное в настоящее время солидное издание из числа посвященных договору перевозки грузов.

Структура работы. Работа состоит  из введения, трех глав (7 параграфов), заключения и библиографии.

 

Глава 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

 

1.1. Система транспортных отношений

Транспортная деятельность является одной из форм социальной активности. По содержанию транспортная деятельность представляет собой физическое перемещение каких-либо объектов. «Транспортировать» – значит перевезти (доставить) из одного места в другое7.

Субъектом транспортной деятельности выступает перевозчик. Объектом – вещи (груз, грузобагаж, багаж, ручная кладь) или люди (пассажиры). Перевозчик осуществляет транспортировку при помощи специальных приспособлений, которые именуются транспортными средствами. Традиционно под транспортными средствами понимаются не любые приспособления для перевозки, а только сложные самоходные механизмы. В зависимости от типа транспортных средств и сферы их применения выделяют железнодорожный, воздушный, внутренневодный, морской и автомобильный транспорт. Следовательно, в самом общем смысле под транспортной деятельностью понимается деятельность железнодорожного, воздушного, морского и иных перевозчиков по перемещению людей и вещей.

Осуществляя перевозку грузов, перевозчик вступает в отношения с грузоотправителем и грузополучателем. Грузоотправитель и грузополучатель – это функциональные обозначения одного лица, владельца груза. При перевозке больших объемов грузов, при осуществлении предпринимательской деятельности грузоотправитель и грузополучатель представлены разными лицами. Грузоотправитель инициирует перевозку в интересах грузополучателя. В рамках единого отношения перевозки можно выделить два этапа. На первом перевозчик вступает во взаимодействие с грузоотправителем по поводу организации доставки, на втором перевозчику противостоит грузополучатель при принятии груза в пункте назначения.

Транспорт является одной из отраслей экономики. Как отрасль хозяйства транспорт, в отличие от промышленности и сельского хозяйства, не создает каких-либо материальных объектов, а обеспечивает их перемещение в пространстве8. В этом смысле транспортировка аналогична торговой деятельности. Хотя купля-продажа оформляет смену собственника, правовую передачу товара, а перевозка связана с физическим перемещением объектов, можно выделить общие черты: торговая и транспортная деятельность устанавливает связь хозяйствующих субъектов. В данном случае не говорится о сущностных аналогиях, а подчеркивается лишь общность торговой и транспортной деятельности как обеспечивающих движение товара.

Перевозка грузов является следствием совершенствования и усложнения торгового оборота, даже простое  пространственное расширение рынка  инициирует увеличение грузоперевозок. Нетранспортные коммерческие отношения, в первую очередь купля-продажа, являются внешним условием заключения договоров на перевозку. В свою очередь, поставка как разновидность купли-продажи, как правило, инициирует вступление предпринимателя в отношения с транспортными организациями.

Являясь следствием торговых отношений, транспортная деятельность может способствовать и способствует возникновению иных социальных связей. Это отношения аренды, подряда, хранения, страхования. Такие взаимосвязи можно именовать в данном контексте обеспечивающими перевозку. Они, как и купля-продажа, относятся к числу имущественных отношений, имеющих товарно-денежный характер. Следовательно, перевозка как «физическое» перемещение людей и предметов обнаруживает тесную связь с другими имущественно-стоимостными отношениями. Транспортную деятельность, основным содержанием которой является перевозка, нельзя рассматривать изолированно, вне системы товарного обмена.

Обратимся непосредственно к железнодорожной  транспортной деятельности. Основным вопросом будет определение системы транспортных отношений. Зачастую можно столкнуться с выделением весьма широкого круга отношений, содержанием которых является транспортная деятельность.

Так, по мнению И.В. Спирина предметом транспортной деятельности является оказание услуг и выполнение работ по перевозке пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в коммерческих целях; выполнение различных иных функций с использованием транспортных средств; техническая эксплуатация и ремонт; некоммерческие перевозки, в том числе эксплуатация транспортных средств в личных целях9. Эта формулировка является простым перечислением типов отношений, возникающих по поводу транспортной деятельности. Такой подход представляется неверным, поскольку нивелирует значимость разных отношений. Разве можно ставить знак равенства между отношениями по перевозке и отношениями по ремонту транспортных средств или трудовыми отношениями на транспорте?

Признавая системность транспортных отношений,  необходимо выявить внутреннюю взаимосвязь. Только путем установления структуры транспортных отношений можно сделать вывод об однородности или неоднородности их типов. Кроме того,  такой подход позволит отграничить область транспортных отношений и позволит избежать произвольного расширения данной области. Поскольку основным в деятельности железнодорожного транспорта является перемещение товаров (людей), то очевидно признание отношений по перевозке базовым в системе транспортных отношений. Самым общим содержанием перевозки как социально-экономического взаимодействия можно считать работу перевозчика по перемещению объектов в интересах клиента.

Информация о работе Исполнение обязательства перевозки грузов железнодорожным транспортом