Автомобильный транспорт в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:11, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время, в условиях рыночной экономики для упрочения положения АТП на рынке транспортных услуг необходимо наладить такую коммерческую деятельность, которая обеспечивала бы ему получение
достаточного размера дохода в течение продолжительного периода времени. Такое положение может быть достигнуто за счет развития коммерческой деятельности самого предприятия на основе передовых маркетинговых методов и менеджмента.

Оглавление

1.Введение…………………………………………….…...с.3
2.Роль автомобильного транспорта в России....................с.6
3.Основные обязанности и права административно- технического персонала на автосервисных предприятиях........................................................................с.14
4.Кадровый состав автосервиса………………....…...….. с.19
5.Экономико-правовая основа трудовых отношений в организациях автомобильного транспорта……............…с.23
6.Обязанности и ответственность ответственных и других за ремонт и оказание услуг перевозкам на автотранспорте..с.45
7.Инструкция по охране труда для работников автотранспортного предприятия………………….............с.57
8. Заключение........................................................................с.59
9. Список литературы....................……………………...…с.62

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа_Ашихтин.doc

— 710.50 Кб (Скачать)

Традиционно в правилах внутреннего трудового распорядка выделяются следующие разделы: общие положения; порядок приема и увольнения работников; обязанности работника и работодателя; рабочее время и время отдыха; ответственность за нарушение дисциплины труда.

Такова, например, структура  «правил» автоколонны № 1977 г. Томск (они были разработаны и утверждены в 2002 году). В отдельных случаях в содержании правил внутреннего трудового распорядка включаются и иные разделы. Например, в правилах ОАО «Сибавто» - это раздел 5. В нём сформулированы следующие запреты для работников ОАО: а) находиться на рабочем месте в нетрезвом состоянии, распивать спиртные напитки; б) нарушать правила техники безопасности, противопожарной безопасности; в) оставлять рабочее место, кроме использования перерыва для отдыха и питания. Думается, что выделение такого рода запретов, акцентирование внимания водителей именно на этих часто встречающихся нарушениях дисциплины труда вполне обосновано, поскольку это находится в прямой связи с эффективностью работы водителей, их безопасностью обслуживания пассажиров.


В некоторых автотранспортных организациях принимаются правила внутреннего трудового распорядка, которые скорее напоминают инструкцию для руководящего состава организации. Так, правила внутреннего трудового распорядка Енисейского автотранспортного предприятия вообще не имеют разделов. Они не распространяются на всех работников предприятия. В них содержится указание на то, что режим рабочего времени «отдельных работников регулируется приказами и распоряжениями руководства предприятия», что противоречит ст. 190 ТК РФ. За нарушение трудовой и технологической дисциплины водители «могут быть наказаны как морально, так и материально приказами по предприятию». Как известно, моральная ответственность за нарушение трудовой дисциплины ТК РФ не предусмотрена. Более того, в указанных правилах достаточно детально регламентируются еженедельные планерки у заместителя директора по коммерции и один раз в неделю у директора автотранспортного предприятия, на которой рассматриваются все случаи нарушения водителями дисциплины труда.

Подобный «разброс» в содержании правил внутреннего трудового распорядка объясняется достаточно просто. В настоящее время нет акта, определяющего структуру этого локального документа. Представляется целесообразным предложение о закреплении структуры правил внутреннего трудового распорядка в ТК РФ. Это целесообразно, поскольку закрепление структуры правил внутреннего трудового распорядка способствовало бы упорядочению правовой регламентации и установлению разумного единообразия в нормотворческом процессе на локальном уровне.

В ряде организаций правила  внутреннего трудового распорядка вообще не разрабатываются. Это в  основном организации «малого» бизнеса, оказывающие транспортные услуги населению.

Подобная практика свидетельствует  о том, что правила внутреннего  трудового распорядка, в том числе в организациях автомобильного транспорта всё ещё не являются обязательным нормативным правовым актом. Поэтому необходимо включить в содержание Трудового кодекса Российской Федерации норму, в соответствии с которой правила внутреннего трудового распорядка должны разрабатываться в организациях, в которых задействовано определённое количество наемных работников, например не менее 5 человек.

Во втором параграфе  третьей главы «Правовые нормативы  рабочего времени и времени отдыха работников автомобильного транспорта» рассматриваются нормативы рабочего времени и времени отдыха применительно к работникам автотранспортной организации.

В целях безопасности движения транспорта законодатель устанавливает  для работников автотранспорта ограничения в использовании рабочего времени. Статья 329 Трудового кодекса РФ регулирует рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Норма этой статьи запрещает водителям работу за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Она ограничивает право работодателя привлекать указанных работников к сверхурочной работе, связанной с движением транспорта. Так, нельзя привлечь водителя автобуса к выполнению его трудовой функции за пределами установленной ему продолжительности рабочей смены.


В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности  в соответствии с действующим  законодательством, правилами внутреннего  трудового распорядка, графиком сменности, условиями трудового договора.

Графики работы (сменности) на линии в соответствии с Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. № 200 «Об  утверждении правил организации  пассажирских перевозок на автомобильном  транспорте» разрабатываются для всех водителей ежемесячно на каждый день или смену с ежедневным и суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей за две недели до введение их в действие. В Трудовом кодексе РФ закреплен иной порядок ознакомления работников с графиком сменности. В соответствии с ч.4 ст. 103 ТК РФ графики сменности должны доводиться до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Однако на практике прежний порядок сохранялся до издания Минтрансом России приказа «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» от 20 августа 2004 г.

В графиках сменности  водителей устанавливается время  начала, окончания и продолжительности  ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемого им для межсменного и еженедельного отдыха. График сменности до принятия ТК РФ обычно утверждался руководителем автотранспортной организации. В настоящее время при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа трудового коллектива (ч.3 ст. 103 ТК РФ).


Рабочее время водителя автобуса в соответствии с приказом Минтранса России состоит из следующих  разделов: 1. время управления автобусом; 2. время специальных перерывов для отдыха от управления автобусом в пути и на конечных остановках; 3. подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на маршрут и после возвращения с маршрута в организацию; 4. время проведения медицинского осмотра водителя автобуса перед выездом на маршрут и после возвращения с маршрута; 5. время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров; 6. время простоя не по вине водителя автобуса; 7. время проведения работ по устранению возникших в течение работы на маршруте эксплуатационных неисправностей автобуса, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ на маршруте при отсутствии технической помощи; 8. время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ (простой, отказ от управления автобусом, если это угрожает жизни, здоровью водителя и др.).

Учет рабочего времени  водителей осуществляется на основе табеля, путевых листов и других первичных учетных документов. Рабочее  время водителей, работающих ежедневно  в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, учитывается ежедневно в путевых листах и табелях учета использования рабочего времени. Для учета путевых листов ведется журнал учета движения путевых листов. Они выписываются на одни сутки и в одном экземпляре. В них обязательно должны быть проставлены порядковые номера, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. Время простоя водителей автомобилей учитывается в форме заполнения листков о простое или особых отметок в путевом листе. Так, в автотранспортных организациях г. Томска учет рабочего времени ведут начальники автоколонн или мастера по участку. Водителям, выезжающим, на линию проставляется и выдается путевой лист с буквой «Л», а в нерабочие дни буквой «Р». Табель выхода на работу находится у инженера по труду.

Следует различать продолжительность  ежедневной работы (смены) и ежедневную продолжительность управления автомобилем. Продолжительность ежедневной работы включает все периоды, засчитываемые  согласно приказу Минтранса от 20 августа 2004 г. в рабочее время водителя. Время управления автомобилем всегда меньше полной продолжительности рабочего дня (смены).

Планирование установления перерыва для отдыха и питания  водителям является обязанностью работодателя, а не только его правом. Несмотря на то, что в подзаконных нормативных актах не содержится упоминания о необходимости конкретизации норм в локальных правовых актах автотранспортной организации, работодатель обязан учитывать нормы ТК РФ и нормы специального законодательства и устанавливать в локальном нормативном акте (коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка) перерыв для отдыха водителей. Часть 2 ст. 108 ТК РФ предусматривает, что время перерыва и его конкретная продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работодателем и работником. Изучение правил внутреннего трудового распорядка автотранспортных предприятий показывает, что в них вообще нет раздела, содержащего нормы, регулирующие время отдыха. В лучшем случае в разделе «Рабочее время и его использование» указывается, что перерывы в работе водителя «определяются графиком сменности, утвержденным администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом» (п. 11 Правил внутреннего трудового распорядка для работников Автоколонны №1977).

В диссертации предлагается внести в ч. 1 ст. 91 ТК РФ после фразы  «иными нормативными правовыми актами»  дополнение «а также соглашением  работодателя и работника» и сформулировать её следующим образом: «Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, а также соглашением работодателя и работника относятся к рабочему времени».

В третьем параграфе  третьей главы «Организация и  обеспечение охраны труда работников автомобильного транспорта» исследуется  система охраны труда в автотранспортных организациях.

Под охраной труда  в широком смысле следует понимать систему обеспечения жизни и  здоровья работника в процессе труда  всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими,


организационно-техническими и другими (ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. «Об Основах  охраны труда в Российской Федерации»).

В узком смысле - это  система правовых норм, предусматривающих  в законодательстве, коллективных, трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников, а также мер по оздоровлению и улучшению этих условий.

Труд работников автотранспортных организаций

регламентируется целым  рядом нормативных правовых актов. Автомобиль - источник повышенной опасности, поэтому, управляя им, водитель подвергается большим психологическим и физическим нагрузкам. Нарушение работодателем режима труда и отдыха водителя, небрежность в техническом обслуживании автомобиля могут привести к негативным последствиям.

При разработке инструкций по охране труда работников автотранспортной организации, прежде всего, выявляются опасные и вредные производственные факторы, которые могут влиять на труд работников. В них предусматриваются  действия работников и работодателя по устранению (или минимизации) влияния опасных и вредных факторов на работников при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Вопросы охраны труда  работников находят отражение и  в правилах внутреннего трудового  распорядка автотранспортных организаций, в частности в разделе, посвященном режиму труда и отдыха водителей. Работодатель обеспечивает своевременное и качественное обучение и инструктаж работников безопасным приемам и методам работы.


Межотраслевыми правилами предусматриваются несколько видов инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Департаментом автомобильного транспорта был утвержден перечень обязательных работ по охране труда на предприятиях автомобильного транспорта. В соответствии с ним работодатель планирует и проводит определённые виды работ по охране труда в установленные сроки. Работодатель перераспределяет эти работы между специалистами своего АТП, делегируя им соответствующие полномочия. Обязательными работами по охране туда в автотранспортных предприятиях являются:

Проведение вводного инструктажа по безопасности труда  со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии. Оформление итогов вводного инструктажа производится в специальном журнале регистрации вводного инструктажа. Вводный инструктаж, как правило, проводит старший инженер по охране труда или руководитель службы. В автотранспортном предприятии г. Лесосибирска разработана специальная инструкция по охране труда для лиц, впервые принимаемых на работу. В ней содержатся положения касающиеся передвижения по территории организации; факторы, которые могут воздействовать на производственную деятельность и привести к травме работника; средства защиты, которыми водитель обеспечивается при поступлении на работу, а также разъясняется, как необходимо оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в аварии. Инструкция содержит норму, в которой предусмотрена обязанность организации в целях охраны здоровья работников проводить медицинские осмотры: предварительные, периодические и обязательные.

Информация о работе Автомобильный транспорт в России