Автомобильный транспорт в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:11, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время, в условиях рыночной экономики для упрочения положения АТП на рынке транспортных услуг необходимо наладить такую коммерческую деятельность, которая обеспечивала бы ему получение
достаточного размера дохода в течение продолжительного периода времени. Такое положение может быть достигнуто за счет развития коммерческой деятельности самого предприятия на основе передовых маркетинговых методов и менеджмента.

Оглавление

1.Введение…………………………………………….…...с.3
2.Роль автомобильного транспорта в России....................с.6
3.Основные обязанности и права административно- технического персонала на автосервисных предприятиях........................................................................с.14
4.Кадровый состав автосервиса………………....…...….. с.19
5.Экономико-правовая основа трудовых отношений в организациях автомобильного транспорта……............…с.23
6.Обязанности и ответственность ответственных и других за ремонт и оказание услуг перевозкам на автотранспорте..с.45
7.Инструкция по охране труда для работников автотранспортного предприятия………………….............с.57
8. Заключение........................................................................с.59
9. Список литературы....................……………………...…с.62

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа_Ашихтин.doc

— 710.50 Кб (Скачать)

Особое внимание было обращено на производительность труда - важнейший показатель эффективности  автотранспорта. Понятие «производительность труда водителя» не следует отождествлять с «производительностью автомобиля». Хотя на первый взгляд они тесно связаны между собой, однако имеют различное экономическое содержание и, как правило, не равны по своему числовому выражению. Из самого определения «производительность труда» вытекает, что она должна рассчитываться на одного человека, в частности на одного водителя. По мере увеличения продолжительности работы автомобилей число водителей приходящихся на один автомобиль возрастает. Производительность труда на пассажирских перевозках характеризуется количеством пассажиров (так называемый «пассажиро-километр или перевезенный пассажир[1]»).


Развитие отрасли в  условиях экономических реформ создало  противоречие между характером реальных взаимоотношений субъектов автотранспортного рынка и правовой основой этих взаимоотношений. Определённый вклад в решение этогопротиворечия внесло внедрение в деятельность АТП хозрасчёта. Важным условием эффективности хозрасчёта было объявление стимулирования высокопроизводительного труда, то есть органическая увязка в коллективном договоре, локальных нормативно-правовых актах личных и коллективных интересов с результатами работы автотранспортной организации, а также воспитание бережного отношения к ресурсам (автомобилю). Таким образом, было предоставлено право работодателю умело воздействовать путем разработки соответствующих положений о премировании, вознаграждения по итогам года, установления основных и дополнительных показателей оплаты труда на материальные интересы участников производительного процесса. Так, начиная с 90-х годов, правовое регулирование условий и оплаты труда стало постепенно передаваться на уровень автотранспортных организаций.

В 1992 году Указом Президиума Верховного Совете РСФСР были внесены  изменения в КЗоТ РСФСР, обусловленные рыночными условиями хозяйствования. Они нашли своё дальнейшее развитие в Трудовом кодексе РФ, принятом Государственной Думой 21 декабря 2002 года.

В этом законе впервые  появилась глава, содержащая нормы, определяющие некоторые особенности регулирования труда работников транспорта: приёма 7а работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (ст. 328); рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан сдвижением транспортных средств (ст. 329); дисциплины труда работников транспортных организаций (ст. 330).

В соответствии с требованиями Закона РФ «О Коллективных договорах  и соглашениях», в 1993 году было разработано  и принято соглашение между ЦК профсоюзов работников автомобильного транспорта и Министерством труда и социального развития РФ». Это отраслевое соглашение закрепляло, во-первых, установление уровня оплаты труда, с учётом сложности и напряженности работы; во-вторых, сохранение численности работающих на предприятиях ОПТ; в-третьих, необходимость определения механизмов защиты социально-экономических интересов работников, а также повышения роли общественных организаций управления транспортными организациями. Данное соглашение было выполнено.


Министерством труда  и социального развития Российской Федерации 25 июня 1999 г. было принято Постановление «Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей». Оно распространяется на водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих АТП независимо от организационно-правовых форм. В соответствии с этим Положением Министерство транспорта Российской Федерации 20 августа 2004 года своим приказом утвердило «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», которое закрепило специфику режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях общего пользования, междугородной и международной перевозок.

Постановлением Правительства  РФ от 12 ноября 2004 года разработано «Положение о Правительственной комиссии по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации». Основными задачами комиссии являются: определение направлений развития транспортной системы на основе комплексного учета политических, социальных и территориальных факторов социально-экономического развития страны; развитие пассажирского транспорта и удовлетворение спроса населения на транспортные услуги, соответствующие темпам роста благосостояния российских граждан; создание благоприятных условий для развития предпринимательства и повышения инвестиционной

привлекательности транспортной отрасли; модернизация транспортной системы, создание условий для внедрения  новой техники и современных  технологий; проведение структурных  реформ в области транспорта, включая вопросы реструктуризации субъектов естественных монополий; обеспечения взаимодействия транспортных организаций с организациями других отраслей экономики. Все это,безусловно, скажется на правовом регулировании труда в автотранспортных организациях, в частности его оплате, производительном использовании рабочего времени, дисциплине труда, в том числе таком ее виде как технологическая дисциплина.

Во втором параграфе  первой главы «Правовое регулирование  труда на автомобильном транспорте - вид дифференциации норм трудового права» исследуются особенности субъектного состава трудовых отношений автотранспортной организации.

Дифференциация - это  разграничение правовых норм на основе юридически значимых критериев с  целью конкретизации общих положений трудового законодательства применительно к отдельным категориям работников. Дифференциация в плане проведённого исследования предполагает установление норм специального назначения, имеющих ограниченную сферу действия - трудовые отношения работников автомобильного транспорта. Такие нормы приспосабливают общие правила к данной категории работников, особенностям их труда.


Можно различать на три  вида дифференциации норм трудового  права: Отраслевую, учитывающую характер и особенности производства. 2. Субъектную, основывающуюся на половозрастных, квалификационных и иных особенностях работников, а также на особенностях работодателя как субъекта трудового права. 3. Территориальную, определяемую месторасположением организации, где применяется совместный труд. В ходе диссертационного исследования установлены особенности субъектного состава трудовых отношений в автотранспортных организациях, которые сказываются на правовом регулировании труда в автотранспортных организациях. Именно они, прежде всего, лежат в основе правового регулирования труда водителей. Однако, дифференциация правового регулирования труда водителей автотранспорта основывается не только на специфике правового положения АТП и работников, но и зависит от особенностей конкретных условий их работы и иных характеристик работающих (мужчин, женщин и т.д.).

Работник, как сторона  трудового правоотношения в организациях автомобильного транспорта характеризуется  особыми свойствами и играет достаточно активную роль в генезисе самого правоотношения.

Каждая норма, регулирующая трудовые отношения в автотранспортных организациях должна применяться с учетом конкретных ситуаций, сложившихся производственных обстоятельств. Правовое регулирование труда водителей основывается на общих принципах, которые отражают специфику труда этой категории работников независимо от ведомственной принадлежности автомобильного транспорта. Организация труда в автотранспортных предприятиях, в значительной степени отличается от организации труда работников других профессий, поскольку она связана с особенностью выполнения трудовой функции на самодвижущихся агрегатах, отнесенных законодательством к источникам повышенной опасности.

Трудовая функция определяет характер и содержание трудовой деятельности работника и является основным условием трудового договора. Она может состоять в выполнении работ, относящихся к двум или нескольким смежным профессиям или специальностям, если об этом будет достигнута договоренность работодателя с работником при поступлении на работу или в процессе действия трудового договора. Так, водитель может одновременно выполнять и работу кондуктора.

Если в большинстве  случаев для поручения работы по определенной профессии или специальности  достаточно практического опыта, то для некоторых категорий работников требуется наличие профессиональной подготовки, удостоверенной специальным документом. К числу таких категорий работников относятся и водители автотранспорта.

Законодатель, учитывая особую ответственность труда водителей, работающих на самодвижущихся агрегатах - источниках повышенной опасности, устанавливает специальные правила присвоения квалификации водителю, необходимые для приема его на работу. Одним из таких требований является, например, наличие у него квалификации водителя-профессионала.

Следовательно, дифференциация правового регулирования работников автомобильных предприятий исходит из того, что работник как субъект трудового правоотношения обязуется выполнять работу, связанную с управлением автомобильным транспортом; устанавливается непосредственная связь выполнения им трудовой функции с источником повышенной опасности; работник - водитель должен иметь соответствующую профессиональную подготовку, которая по действующему законодательству подтверждается документами, дающими ему право на управление соответствующим транспортным средством.


В литературе по трудовому праву  особенности автотранспортного  предприятия (организации) как субъекта трудового права изучены не достаточно. В экономическом смысле организация  представляет собой сознательно  координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. При этом под терминами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.

Определение автотранспортной организации предусматривает необходимость  формального координирования взаимодействия работников. Структура определяет, каким образом должна быть распределены задачи. Какой должна быть субординация, каковы формальные координирующий механизмы и модели взаимодействия. Для автотранспортной организации характерны комплексность, формализация и определённое соотношение централизации и децентрализации. Комплексность предполагает степень

дифференциации трудовых функций в рамках организации. Она  включает уровень специализации  или разделения труда. Под формализацией  понимают заранее разработанные  и установленные правила и  процедуры, определяющие поведение  работника АТП. Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в автотранспортной организации.

В трудоправовом смысле под автотранспортной организацией следует понимать юридическое  лицо любой формы собственности, использующие договорный, подчинённый собственнику (его представителю) труд наёмных работников.

Автотранспортная организация  выполняет ряд функций. Во-первых, социальную, которая, выражается в обеспечении  работников не только рабочими местами, достаточной оплатой труда, но и безопасными условиями работы. Во-вторых, функцию хозяйственную или производственную. Она, как правило, направлена на улучшение рационального использования труда водителей, обеспечение дисциплины труда. В-третьих, воспитательную функцию, заключающуюся в формировании добросовестного отношения работников автотранспортных предприятий к труду.

Эксплуатация автомобильного транспорта связана с большим числом трудовых функций, выполняемых персоналом АТП, поэтому на основании общеэкономического принципа разделения и специализации труда, возникает объективная необходимость закрепления конкретных функций за определенными исполнителями. Исполнение различных функций в рамках организации подчинено целям ее создания, что требует координированного управления действиями персонала. Однако специфика правового регулирования АТП в основном связана с предоставлением и обеспечением водителям автотранспорта необходимых условий для качественного выполнения ими своей трудовой функции. Под организацией АТП как субъекта трудового права можно понимать сложное по составу и организационной структуре, целям и задачам производственное образование, отличающееся от иных организаций специальным технологическим транспортным процессом, предопределяющим особенности найма, организации охраны и оплаты труда.


Автотранспортная организация  возглавляется руководителем. В  соответствии с ее уставом вся  полнота власти по управлению трудом принадлежит работодателю, его представителю (например, директору). Это диктуется  характером реализации основного технологического процесса - обслуживания, перевозки пассажиров. Сложность такого технологического процесса относительная автономность соответствующих его частей побуждают работодателя делегировать (передавать) часть своих полномочий, руководителям структурных единиц — бригадирам, начальникам автоколонн и т.п.. Он осуществляет делегирование своих полномочий в форме издания соответствующего нормативного приказа, принятия локального нормативного акта, в которых определяются права, обязанности, сфера ведения конкретного представителя работодателя, что является также своеобразной формой дифференциации норм трудового права.


Во второй главе «Трудовой договор  с работниками организации автомобильного транспорта, занимающейся перевозкой пассажиров» формулируется понятие, содержание, заключение, изменение и расторжение трудового договора с водителями автотранспортной организации. В первом параграфе второй главы «Особенности заключения трудового договора в автотранспортных организациях» рассматривается порядок заключение трудового договора с водителями автотранспортной организации. При приеме на работу водителя на любой вид транспорта требуется, чтобы он предъявил автотранспортному предприятию специальный документ - водительское удостоверение (права), которое подтверждает наличие у него определенной категории на вождение того или иного вида транспорта и обладание теоретическими знаниями и практическими навыками управления автомобилем. На основании ст. 328 ТК РФ работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в установленном законом порядке. Одним из обязательных оснований для принятия на работу является предварительный медицинский осмотр. Обычно при приеме на работу водителя, работодатель определяет ему и срок стажировки.

Информация о работе Автомобильный транспорт в России