Автомобильный транспорт в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:11, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время, в условиях рыночной экономики для упрочения положения АТП на рынке транспортных услуг необходимо наладить такую коммерческую деятельность, которая обеспечивала бы ему получение
достаточного размера дохода в течение продолжительного периода времени. Такое положение может быть достигнуто за счет развития коммерческой деятельности самого предприятия на основе передовых маркетинговых методов и менеджмента.

Оглавление

1.Введение…………………………………………….…...с.3
2.Роль автомобильного транспорта в России....................с.6
3.Основные обязанности и права административно- технического персонала на автосервисных предприятиях........................................................................с.14
4.Кадровый состав автосервиса………………....…...….. с.19
5.Экономико-правовая основа трудовых отношений в организациях автомобильного транспорта……............…с.23
6.Обязанности и ответственность ответственных и других за ремонт и оказание услуг перевозкам на автотранспорте..с.45
7.Инструкция по охране труда для работников автотранспортного предприятия………………….............с.57
8. Заключение........................................................................с.59
9. Список литературы....................……………………...…с.62

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа_Ашихтин.doc

— 710.50 Кб (Скачать)

Стажировка проводится в целях  формирования и закрепления на практике определённых профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, предусматривает  изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых профессиональных обязанностей.

Под стажировкой следует понимать - установленный в законодательстве или оговоренный в трудовом договоре работника с работодателем ограниченный период времени для оценки деловых качеств работника. Она осуществляется в срок, в течение которого поступающий на работу в автотранспортную организацию водитель приобретает или подтверждает определенный опыт вождения указанным типом автомобиля, т.е. знания, умения, навыки по своей специальности и по выполнению предложенной ему трудовой функции - вождению, например, автобуса по определённому маршруту.

Отличительной особенностью трудовых договоров автотранспортных организации  от иных трудовых договоров является то, что работодатель заключает их с водителями, которые имеют определенную классность для вождения автобуса, что и отражается в таком условии трудового договора как род работы. То есть в таких трудовых договорах имеет место более обстоятельная детализация трудовой функции.

Во втором параграфе второй главы  исследуется Изменение трудового  договора с водителями автобусов. Как  известно, изменение трудового договора, обычно, означает для работника перевод  его на другую работу. Перевод на другую работу - это изменение существенных условий трудового договора. Существенными условиями являются все непосредственно оговоренные в письменном тексте необходимые условия трудового договора, без которых стороны не смогли бы прийти к соглашению о его заключении, а также производные, предусмотренные законодательством о труде.


Из всех известных видов постоянных переводов в автотранспортных организациях применяется, как правило, два: перевод  в той же организации; перевод  в другую организацию в той  же местности. Перевод в той же организации обычно вызывается необходимостью замены уволенного водителя. При этом работник направляется на повторную стажировку с учетом особенностей того транспортного средства, на которое его переводят, и в связи с необходимостью освоения нового маршрута. Стажировка, как правило, проводится один день для того, чтобы водитель автобуса запомнил новый маршрут движения, на обслуживание которого его переводят. С работником перезаключается трудовой договор с учетом нового транспортного средства. Такова, например, практика автотранспортных организаций г. Томска и г. Лесосибирска. Работодатель при переводе водителя автобуса на маршрут, на котором он ранее стажировался, но не обслуживал его более 6 месяцев, обязывает его в течение не менее двух часов изучить маршрут.

Временный перевод в другую автотранспортную организацию проводится обычно в  случае, если возникает производственная необходимость. К производственной необходимости следует отнести  такие обстоятельства, которые содержатся в ст. 74 ТК РФ в качестве оснований временного перевода работника, как-то: замена временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы; выполнение временных (до двух месяцев) работ.

В соответствии с ч.2 ст. 72 ТК РФ водитель автобуса может быть переведен на другую работу на основании медицинского заключения. В этом случае трудовой договор с ним должен быть перезаключен, поскольку, как правило, изменяется его трудовая функция. Водителя, не прошедшего медицинскую комиссию, нельзя перевести на другой автобус. Статья 82 Трудового кодекса РФ закрепляет правило, в соответствии с которым при переводе работника, нуждающегося по медицинскому заключению в предоставлении другой работы, на другую постоянную ниже оплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется в течение одного месяца средний заработок по прежнему месту работы. При отказе работника от такого перевода либо отсутствие в организации соответствующей работы, трудовой договор с водителем автобуса прекращается на основании п. 8 ст. 77 ТК РФ.

Перевод водителя автобуса для предотвращения простоя (в связи с неисправностью его автобуса, отсутствием работы специальности) на ремонт и техническое  обслуживание автобусов может иметь  место только с письменного согласия водителя (ч.3 ст. 74 ТК РФ), поскольку в данном случае речь идет о переводе на другую работу, требующую от водителя иной профессии, квалификации.

В соответствии с ч. 1 ст. 74 ТК РФ временный  перевод работника на другую работу в связи с производственной необходимостью возможен лишь в пределах той организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе и при отсутствии противопоказаний работнику по состоянию здоровья, а также соответствия новой работы его квалификации.


В автотранспортных организациях профком, как правило, самоустраняется от выполнения своей защитной функции  и в случае конфликта оставляет  работника один на один с работодателем. Поэтому в диссертации предложено ч.1 ст.74 ТК РФ дополнить следующей нормой: «Во всех случаях перевода по производственной необходимости работодатель обязан уведомить выборный профсоюзный орган в письменной форме о переводе работника на другую работу, о сроке перевода и предоставить обоснование законности такого перевода. Выборный профсоюзный орган обязан оспорить незаконный перевод работника в порядке, предусмотренном ст. 370, СТ.391 ТКРФ».

Женщины в автотранспортные организации  могут приниматься водителями на любой вид транспорта, в том  числе и автобус. Предоставление беременной женщине - водителю автобуса другой работы в автотранспортных организациях крайне затруднительно. Она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя (ч.2 ст. 254 ТК РФ). Как правило, не каждый водитель знает о данной норме, что дает работодателю право увольнять женщин - водителей автобусов на том основании, что в автотранспортном предприятии нет возможности перевести ее для выполнения более легкой работы. В АТП г. Читы женщине - водителю в состоянии беременности обычно предлагается перейти на неполный рабочий день с сохранением ее прежнего среднего заработка.

В интересах усиления защиты трудовых прав и интересов беременной женщины  ч. 1 ст. 254 ТК РФ необходимо сформулировать следующим образом: «Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу с учётом их профессии (специальности), исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением заработка по прежней работе. В тех же случаях, когда такой работы в организации нет, за беременной женщиной сохраняется средний заработок за всё время освобождения её от работы за счет средств работодателя».

Перемещение водителя с грузового  автомобиля на автобус считается  переводом на другую работу. Речь идет об изменении рода работы, трудовой функции водителя. Работа на грузовом автомобиле связана с перевозкой груза, а не пассажиров. Однако, на автотранспортном предприятии г. Читы такого рода переводы именуются в приказах не переводом, а перемещением и производятся без письменного согласия водителя, что является нарушением ч.1 ст. 72 ТК РФ. Не считается переводом на другую работу и не требует согласия водителя автобуса, перемещение его в той же организации на другой автобус той же марки, в другое структурное подразделение автотранспортной организации в той же местности, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и иных существенных условий трудового договора (ч. 3 ст. 72 ТК РФ). Отказ водителя от перемещения в АТП рассматривается как нарушение дисциплины труда.

В третьем параграфе второй главы  «Особенности расторжения трудового  договора с водителем автобуса автотранспортной организации» исследованы особенности расторжения трудового договора с водителями автобусов.


Особенности оснований применения к водителям автобусов п.5 ст. 81 ТК РФ состоят в нарушении ими  без уважительной причины графика  движения по маршруту, опозданий и преждевременного схода с маршрута, особенно в вечернее время. Все эти нарушения технологической дисциплины труда сводятся в основном к несоблюдению локального нормативного правового акта - маршрут следования автобуса. Такие маршруты разрабатываются работодателем с учетом рекомендаций местных органов власти и ГИБДД.

Основанием, дающим право  работодателю расторгнуть трудовой договор с водителем автобуса, является также его появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения (п.п. «б» п.6 ст.81 ТК РФ). Ежедневно водитель перед выходом на маршрут проходит медицинский осмотр. Если медицинский работник АТП обнаруживает явно выраженные признаки (неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук и другие), которые дают право ему утверждать, что работник находится в состоянии опьянения, то по его рекомендации работодатель направляет водителя на освидетельствование в соответствующие медицинские органы, предварительно, отстранив от выполнения работы.

Нетрезвое состояние  работника может быть подтверждено только медицинским заключением. Другие средства доказывания нахождения водителя в нетрезвом состоянии не должны иметь места, поскольку водитель проходит обязательное медицинское освидетельствование как перед выходом на линию, так и после завершения работы (предрейсовое и послерейсовое). По итогам освидетельствования составляется акт, в котором и указываются результаты обследования водителя.

Недостаточная теоретическая, практическая, личностная подготовка водителей автобусов обычно выявляется в результате совершения ими дорожно-транспортных правонарушений. Однако виновное совершение дорожно-транспортных происшествий, независимо от того есть ли основания для уголовной и административной ответственности, рассматривается работодателем как дисциплинарный проступок со всеми вытекающими для водителя последствиями.


Из анализа практики мировых  судей Томской области по применению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 2004 - 2005 года следует, что из рассмотренных 50204 дел дела о правонарушениях в области дорожного движения рассмотрены в отношении 8000 человек, из них подвергнуты административному наказанию 7800 человек: к штрафу 5000 человек, лишению специального права на управление транспортным средством 1200 человек.

Из изученных 500 дел  о правонарушениях в области  дорожного движения мировыми судьями  судебных участков судебных районов  г. Томска привлечено к административному взысканию виде штрафа 250 человек, а 250 - лишены права на управление транспортным средством за управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, из которых 15 человек - работники АТП г. Томска. Несмотря на то, что водитель, лишенный прав на управление транспортным средством по решению суда, мог продолжать работать в АТП, перейдя на другую работу на этом же предприятии, все 15 водителей предпочли уволиться по собственному желанию.

В третьей главе «Внутренний  трудовой распорядок организации автомобильного транспорта» рассмотрены понятие  внутреннего трудового распорядка, режим рабочего времени и времени  отдыха, охраны труда, способы обеспечения  соблюдения внутреннего трудового распорядка, применяемые в автотранспортной организации.

В первом параграфе «Понятие и особенности внутреннего трудового  распорядка автомобильной организации, занимающейся перевозкой пассажиров»  исследуются особенности внутреннего  трудового распорядка автотранспортной организации в рыночных условиях хозяйствования.

К основным локальным  нормативно-правовым актам, опосредующим внутренний трудовой распорядок организации  автомобильного транспорта относятся: устав, правила внутреннего трудового  распорядка, коллективный договор, положения об отделах и технических службах, должностные инструкции, положения об оплате труда, документы техпроцесса.

Их изучение позволяет  ставить вопрос о наличии системы  локальных нормативно-правовых актов, опосредующих внутренний трудовой распорядок организации автомобильного транспорта. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных, соподчинённых нормативно-правовых актов, каждый из которых имеет своё место и назначение в определении трудового поведения работников АТП.

В условиях рыночного  хозяйствования изменились и обязанности  участников совместного, наемного, подчиненного работодателю труда. Наряду с обязанностью добросовестного выполнения производственных, технологических требований, работник сегодня должен соблюдать интересы хозяина средств производства, заботиться о сохранении его деловой репутации как работодателя.

Стоит отметить, что формирование «внутренней жизни» в организации  не обходится без учёта так  называемого техпроцесса хозяйствующего субъекта. Избранный работодателем технологический процесс для своей организации опосредованно влияет на содержание её внутреннего трудового распорядка. Его воздействие заключается в том, что отношения работников и работодателя предопределяются спецификой технологии производства.


Анализ нормативно-правовых актов  автотранспортных организаций позволяет  сделать вывод о том, что разработка правил трудового поведения позволяет  обеспечить укрепление дисциплины труда, правильную организацию работы, полное и рациональное использование рабочего времени, всего парка автомобилей и оборудования, повышение производительности труда,

доброкачественный ремонт автомобилей, выпускаемых на линию.

Информация о работе Автомобильный транспорт в России