Анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством и комплексная оценка качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является приобретение практических навыков по комплексной оценке качества однородной продукции. Одновременно выполнение курсовой работы способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины “Квалиметрия и управление качеством”.
Задачами курсовой работы являются определение весомости показателей качества оцениваемой продукции, расчет средних взвешенных комплексных показателей и обоснованный выбор вариантов продукции наилучшего качества, а также анализ материалов и описание одного из вопросов, связанных с совершенствованием управления качеством продукции и услуг.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..5
1. Комплексная оценка качества однородной продукции………………………..6
2. Международные и национальные премии в области качества……...……….16
2.1 Международные премии в области качества 16
2.2 Национальны премии в области качества……………………………………17
2.3 Российские премии в области качества…………………………………...….22
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

Квалиметрия_КР_без 3и4 .doc.docx

— 139.46 Кб (Скачать)

В качестве эталонного значения  принимают наилучшее  значение показателя качества рассматриваемой продукции  или нормы и требования соответствующего стандарта. В курсовой работе за эталонные (базовые) показатели качества будут приняты наилучшие значения заданных параметров.

Формулу (6) используют для определения позитивных показателей качества, а формулу (7) – для негативных. Позитивными называют показатель, если его числовое значение увеличивается с улучшением качества,   а негативным – если уменьшается.

Для перехода к относительным показателям  используем соотношения (6) и (7). Показатели Q3 и Q4 не являются определяющими, поэтому их из рассмотрения исключаем. При этом показатели Q1, Q7 являются позитивными, а показатели Q2, Q5, Q6 - негативными. В качестве эталонных (базовых) значений показателей принимаем следующие: ; ; ; ; .

Относительные показатели для первого  варианта составят:

 

Относительные показатели для второго варианта составят:

 

Относительные показатели для третьего варианта составят:

 

Относительные показатели для четвертого варианта составят:

 

Относительные показатели для пятого варианта составят:

 

Относительные показатели для шестого варианта составят:

 

Относительные показатели для седьмого варианта составят:

 

Относительные показатели для восьмого варианта составят:

 

Результаты расчетов заносятся  в таблицу 3.

Для подсчета комплексных показателей качества -го варианта продукции используют различные виды средних  взвешенных комплексных оценок [2].

Средний взвешенный арифметический комплексный  показатель для каждого варианта определяется по следующей зависимости:

 

       ,                                                            (8)

 

где - относительные показатели качества по каждому варианту;

        - значения коэффициентов весомости по каждому показателю. При этом и .

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты расчетов заносятся  в таблицу 3.

Средний взвешенный геометрический комплексный показатель для каждого варианта рассчитывается по  формуле:

 

.                                                    (9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты  расчетов заносятся в таблицу 3.

Для определения среднего взвешенного гармонического комплексного показателя для каждого варианта продукции используется выражение:

 

.                                                      (10)

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты расчетов заносятся  в таблицу 3.

Средний взвешенный квадратический комплексный показатель для каждого варианта ( ) определяется по формуле:

.                                           (11)

 

;

 

 

 

 

 

 

 

Результаты  расчетов заносятся в таблицу 3.

Таблица 3 – Результаты расчета комплексных показателей качества

Вариант

изделия

Показатели качества

Относительные

Комплексные

Ккв

1

0,88

0,89

0,91

1

0,80

0,88

0,88

0,87

0,80

2

0,83

0,91

0,96

0,76

0,90

0,89

0,88

0,88

0,89

3

0,89

0,87

0,94

0,77

0,94

0,90

0,90

0,89

0,90

4

0,89

0,87

0,94

0,73

0,90

0,88

0,87

0,87

0,88

5

1

1

0,78

0,65

0,90

0,85

0,84

0,83

0,85

6

0,91

0,94

0,93

0,69

1

0,91

0,91

0,90

0,92

7

0,88

0,88

0,94

0,76

0,84

0,86

0,86

0,98

0,86

8

0,83

0,91

1

0,74

0,9

0,88

0,89

0,89

0,90


Анализ  данных таблицы 3 позволяет сделать  следующие выводы:

  1. Средние взвешенные комплексные показатели, определенные по формулам (8-11) имеют примерно одинаковые значения.
  2. По всем средневзвешенным комплексным показателям наилучшее качество имеет автомобиль марки Golt (Митсубиши) (вариант 6). Несколько ниже качество у автомобилей марки Stivo (Фиат) (вариант 3). Наиболее низким качеством обладает автомобиль марки Accent (Хундай) (вариант 5).
  3. Для приобретения можно рекомендовать автомобили марок Golt (Митсубиши) и Stivo (Фиат).  

2 Международные  и национальные премии в области  качества

 

2.1 Международные  премии в области качества

 

Одна  из современных тенденций в области  управления качеством — использование модели премий по качеству, которые в настоящее время разрабатываются и действуют па различных уровнях управления — международном (региональном), национальных (государственном, отраслевом, корпоративном).

В основе моделей премий в области качества лежат самооценка предприятия по установленным критериям в рамках отчета-конкурсанта, последующая экспертиза данного отчета конкурсной комиссией, выявление победителей конкурса и предоставление предприятиям-участникам обратных отчетов экспертов с отмеченными преимуществами и недостатками в деятельности предприятия.

К числу  международных премий по качеству относится Европейская премия по качеству (EQA), учрежденная в 1991 г. Европейским фондом управления качеством (EFQM), Комиссией ЕС и Европейской организацией по качеству (ЕОQ) и присуждаемая ежегодно с 1992 г. С 1994 г. ЕQА включает:

* Европейскую награду за качество (The European Quality Award), которой награждается наиболее успешный исполнитель ТQМ в Западной Европе; награда находится у победителя номинально в течение одного года;

♦ Европейские призы за качество (The European Quality Prizes), присуждаемые тем компаниям, которые продемонстрировали выдающееся мастерство в управлении качеством и его непрерывном улучшении.

Цель  Европейской премии по качеству состоит в стимулировании и мотивации деятельности европейских компаний к повышению качества товаров и услуг. Оценка участников конкурса на соискание этой премии проводится по 1000-балльной системе по 9 критериям, которые разделены на две группы: «Возможности» (500 баллов) и «Результаты» (500 баллов).

Другая  международная премия в области качества — Премия Содружества Независимых Государств. Конкурс на соискание Премии Содружества Независимых Государств (СНГ) за достижения в области качества продукции и услуг проводится в соответствии с Положением, утвержденным решением Совета глав правительств государств — участников СНГ от 25 ноября 2005 г.

Конкурс на соискание Премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг проводится раз в два года и состоит из двух этапов.

На первом этапе осуществляется оценка претендентов из числа участников конкурса национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации государств — участников СНГ по установленным критериям Премии и определение финалистов для участия во втором этапе конкурса.

На втором этапе Межгосударственный совет (МГС) формирует жюри конкурса во главе  с председателем МГС, включающее представителей МГС. Жюри рассматривает материалы финалистов конкурса и экспертные заключения, представленные национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации государств — участников СНГ, и готовит проект решения по составу лауреатов и дипломантов конкурса. Решение о присуждении Премии принимается на заседании Экономического совета СНГ по представлению жюри конкурса.

 

2.2 Национальны премии в области качества

 

Первой  среди национальных премий в области  качества была Премия Японии за качество имени Деминга (Deming Application Prize – DAP). Премия учреждена в 1951 г. в честь всемирно известного американского ученого У. Э. Деминга для увековечения его вклада в японскую индустрию и в поддержку развития управления качества в Японии.

В настоящее  время Японский комитет по присуждению  премий Деминга присуждает пять следующих премий:

1) премия Деминга для крупных компаний (Тhе Deming Application Prize), которые достигли значительных успехов за счет применения СWQС (Контроль качества в масштабе всей компании) с использованием статистических методов;

2) премия Деминга для малых предприятий (Тhе Deming Application Prize for Small Enterprise ), достигших значительных успехов также за счет применения СWQС с использованием статистических методов;

3) премия Деминга для подразделений (Тhе Deming Application Prize for Devision), отличившихся в применении статистических методов и СWQС;

4) персональная премия Деминга отдельным лицам или группам (Тhе Deming Prize for Individual Person), внесшим выдающийся вклад в изучение и/или распространение СWQС, используя статистические методы или изучение и/или распространение статистических методов для СWQС;

5) премия Деминга для зарубежных компаний (Тhе Deming Application Prize for Oversea Companies), внесших выдающийся вклад в развитие и применение СWQС.

Оценка  участников конкурса проводится но 100-балльной системе. Для получения премии Деминга требуется набрать не менее 70 баллов.

На основе критериев М.Болдриджа разработана и адаптирована к национальной практике менеджмента Японская премия качества ( Japan Quality Award ). С 1996 г. Японская премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя.

В 1987 году американский президент Рейган создал American Malcolm Baldrige National Quality Award (Национальная премия США по качеству имени М. Болдриджа), чтобы лучше обозначить конкурентные преимущества американской промышленности. Было решено присуждать премию М. Болдриджа организациям и компаниям в трех номинациях:

1) бизнес (производственным компаниям, сервисным  компаниям, компаниям малого бизнеса, иод которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек);

2) образование;

3) здравоохранение.

Цель  этой премии — оказание помощи американским предпринимателям в осознании роли качества в достижении конкурентоспособности  предприятий на мировом рынке  и овладении современными методами обеспечения качества. Оценка участников конкурса проводится но 1000-балльной системе по 24 показателям, сгруппированным по семи критериям:

1) руководство (10%) — оцениваются успехи высшего руководства (toр management) в создании культуры качества внутри компании;

2) информация и анализ (7%) — оцениваются успехи компании в сборе и анализе информации и то, как эта информация используется для улучшения качества и в планировании качества работы;

3) стратегия планирования качества (6%) — оцениваются успехи компании в интеграции требований потребителя для улучшения качества работы компании;

4) человеческие ресурсы (15%) — изучается вопрос о том, насколько успешно компания вовлекает своих служащих в работу по улучшению качества и как их знания и опыт используются компанией;

5) уверенностьв качестве товаров и услуг (14%) - обеспечиваемая соответствующим управлением качеством процесса, которое и должно создавать уверенность в качестве товаров и услуг; оцениваются деятельность компании в достижении хорошего качества всех операций технологического процесса и цель компании в постоянных улучшениях;

6) результаты качества (18%) - изучаются успехи компании в работе по качеству и его улучшению, оцениваемые соответствующими количественными показателямикачества и подтвержденные результатами измерений;

7) фокус на потребителя и удовлетворение его нужд и пожеланий (30%) - анализируется вопрос о том, насколько хорошо компания определяет требования потребителей своей  продукции и насколько хорошо эти требования удовлетворяются.

Приведенный в скобках процентный вес каждого  критерия соответствует тому максимальному  числу очков, которое могут дать эксперты, участвующие в рассмотрении претендентов на премию М. Болдриджа.

Информация о работе Анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством и комплексная оценка качества продукции