Анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством и комплексная оценка качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является приобретение практических навыков по комплексной оценке качества однородной продукции. Одновременно выполнение курсовой работы способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины “Квалиметрия и управление качеством”.
Задачами курсовой работы являются определение весомости показателей качества оцениваемой продукции, расчет средних взвешенных комплексных показателей и обоснованный выбор вариантов продукции наилучшего качества, а также анализ материалов и описание одного из вопросов, связанных с совершенствованием управления качеством продукции и услуг.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..5
1. Комплексная оценка качества однородной продукции………………………..6
2. Международные и национальные премии в области качества……...……….16
2.1 Международные премии в области качества 16
2.2 Национальны премии в области качества……………………………………17
2.3 Российские премии в области качества…………………………………...….22
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

Квалиметрия_КР_без 3и4 .doc.docx

— 139.46 Кб (Скачать)

В ряде стран также учреждены национальные премии в области качества. Эти премии в подавляющем большинстве базируются на моделях Европейской премии по качеству, премий Э. Деминга и М. Болдриджа. Среди них — Французская премия по качеству (учреждена в 1992 г.), Бельгийская премия но качеству (учреждена в 1990 г.), Голландская премия по качеству (учреждена в 1992 г.), Премия по качеству Великобритании (учреждена в 1994 г.), Норвежская премия по качеству (учреждена в 1992 г.), Финская премия по качеству (учреждена в 1991 г.), Премия по качеству Словацкой Республики (учреждена в 1994 г.) и др.

Барбадосская  национальная награда за качество Великобритании для промышленности (государственная). Предложена Барбадосским национальным институтом стандартов с 1970-х гг. С 1976 г. присуждается за управление качеством, с 1990 г.— за качество продукции. Цель учреждения: продемонстрировать промышленному сектору важность качества и признать компании, достигшие выдающихся успехов в области качества. Критерии оценки: проверочная анкета, используется для получения информации о состоянии качества на предприятии.

Бразильская национальная награда за качество (государственная). Основана в 1992 году. Награда была создана для признания компаний, достигших значительных успехов в применении концепций Всеобщего Управления Качеством. Критерии оценки аналогичны критериям награды М. Болдриджа, однако имеют дополнительные требования, характерные для Бразилии.

Колумбийская  национальная награда за качество (государственная). Основана в 1976 году. Критерии оценки: основные критерии награды заимствованы из первой части ISO 9004 («Управление качеством и элементы системы качества») и из второй части ISO 9004 («Основные указания по услугам»): удовлетворение запросов клиента (150 очков); людские ресурсы (150 очков); улучшение качества и страховка (140 очков);  лидерство (100 очков); увеличение доходов (100 очков); информация о качестве (90 очков); стратегия качества (60 очков); отношения с поставщиками (60 очков); физическая обстановка и условия (60 очков); воздействия (60 очков).

Награда «Знак Q» Гонконга (государственная). Основана Гонконгским Советом по «Знаку Q» в 1991 году. Награда была создана для признания предприятий, которые достигли выдающихся результатов по применению ТQМ или длительное время пропагандируют процесс управления качеством. Критерии оценки: стратегическое планирование качества (200 очков); гарантия качества продуктов и услуг (200 очков); удовлетворение потребителей (350 очков); информация и анализ (150 очков); результаты качества (100 очков).

В процессе оценки используется схема «Знака Q»  Гонконга, критериям которой должны удовлетворять продукция и система  менеджмента качества предприятия. В основе награды — национальная премия за качество М. Болдриджа.

Национальная  награда за качество Раджива Ганди ( государственная). Учреждена бюро стандартов Индии в 1991 году. Целью награды является осознание требований к превосходству в качестве и распространение информации об успешных стратегиях качества и выгодах, получаемых от применения этих стратегий.

Имеются отдельные награды для малых  и больших производственных предприятий, включающие следующие отрасли: металлургическую, электрическую и электронную, химическую, пищевую и фармакологическую, текстильную и инженерную.

Малазийские награды за превосходство в промышленности (государственная). Интегрированы в Награды за превосходство в промышленности в 1990 г. Целью награды является признание роли предприятий в достижении превосходства в соответствующих областях. Вручаются Правительством частным компаниям в четырех номинациях: превосходство продукции, превосходство экспорта, работа гостиниц и награды за управление качеством.

Высшая  премия Ирландской ассоциации по качеству (государственная). Награда была создана  в 1982 году для признания компаний, достигших значительных успехов в управлении качеством. Основана на моделях премий М. Болдриджа и 3. Деминга, Датской и Шведской национальных премий и Европейской премии по качеству. В 2001 году в Китае тоже была собственная "Национальная премия в области качества" по подобию American Malcolm Baldrige National Quality Award. Китайская национальная премия в области качества направлена  на выявление наиболее выдающихся предприятий, которые добились прекрасных показателей по всей стране, и эта премия является лучшим признанием достижений предприятия.

 

2.3 Российские премии в области качества

 

В Российской Федерации проводятся конкурсы на соискание  премий в области качества на различных  уровнях управления: национальном;  региональном; отраслевом (в различных сферах и отраслях экономики).

Конкурсы  в области качества организованы в целях пропаганды достижений отечественной экономики, повышения конкурентоспособности высококачественных российских товаров и поддержки лучших товаропроизводителей; они являются общепризнанным ииструментом в конкурентной борьбе благодаря своей доступности, открытости, высокопрофессиональной комплексной оценке деятельности участников, основанной на передовом международном опыте.

Конкурс на соискание премий Правительства  Российской Федерации в области  качества направлен на оценку организации  в целом: ее деятельности по качеству и результатов, достигнутых организацией в области качества.

Модель  Премии Правительства РФ в области  качества гармонизирована с моделью  совершенства ЕFQМ, лежащей в основе Европейской премии по качеству. Оценка участников конкурса на соискание российской премии ведется по 1000-баллыюй системе, включающей девять основных критериев деятельности предприятия, которые подразделены на две группы: «Возможности» и «Результаты». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2006 г. № 279 премии присуждаются по трем категориям организаций-конкурсантов:

♦ с численностью работающих не более 250 человек,

♦ с численностью работающих от 250 до 1000 человек

♦ с численностью работающих свыше 1000.

Порядок проведения конкурса на соискание премий, а также критерии их присуждения  устанавливаются Советом по присуждению  премий Правительства РФ в области качества для каждой категории конкурсантов и излагаются в руководстве для организаций — участников конкурса, утверждаемом Советом.

Лауреаты  получают призы и дипломы, подписанные  Председателем Правительства РФ и удостоверенные печатью Правительства РФ, а также право использовать символику премии в своих рекламных материалах.

Кроме лауреатов  по итогам конкурса определяются организации, которые за успехи в области качества награждаются дипломами Совета. Но даже не участвуя в конкурсе, любая организация, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применять критерии премии для самооценки.

К национальным конкурсам в области качества относится также Программа «Российское качество» — первая общенациональная программа, выявляющая отечественную продукцию и услуги высшего качества. Программа осуществляется с целью доведения до потребителя информации об отечественной продукции и услугах, сравнимых по качеству с современным мировым уровнем. Программа «Российское качество» базируется на всесторонней, документально подтвержденной экспертной оценке качества продукции и условий ее производства, даваемой в соответствии со специальными программами, разработанными высококвалифицированными, авторитетными и опытными специалистами.

Другим  конкурсом в области качества под эгидой Всероссийской организацией качества является конкурс «Российский лидер качества», ежегодно проводимый с 2003 г в целях поощрения руководителей предприятий и организаций, добившихся наибольших успехов в производстве продукции и оказании услуг высокого качества.

Одним из широко известных российских конкурсов  в области качества является Всероссийский  конкурс «100 лучших товаров России». Программа «100 лучших товаров России» образована в 1998 г. Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии (ныне — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), Межрегиональной общественной организацией «Академия проблем качества» и редакцией журнала «Стандарты и качество».

В конкурсе предусмотрены традиционные номинации: «Продовольственные товары», «Промышленные товары для населения», «Продукция производственно-технического назначения», «Изделия народных и художественных промыслов», «Услуги».

В основу методологии оценивания товаров  при подведении итогов конкурса положена модель Европейской премии по качеству оценки качества деятельности товаропроизводителей (50% — возможности, 50% — результаты).

К числу  отраслевых премий в области качества относится премия в области качества Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации. Сам конкурс направлен на стимулирование развития здоровой конкуренции среди телекоммуникационных компаний, повышение уровня оказываемых услуг, разработку эффективной методики управления качеством.

В 2008 году утверждено Положение о премии Правительства  Санкт-Петербурга по качеству. Премия учреждена в целях поощрения  организаций за достижение высокого качества продукции или услуг, обеспечение  их безопасности, внедрение высокоэффективных методов управления качеством, а также в целях широкой пропаганды достижений организаций в Санкт-Петербурге в области качества и их дальнейшего участия в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества.

 

Библиографический список

 

  1.  Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 212 с.
  2. Выбор определяющих показателей качества продукции методом медиан: Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по квалиметрии и управлению качеством для студентов направления (специальности 200000 (200503) – Курган, Изд-во КГУ, 2008. – 19 с.
  3. Герасимов Б.И., Злобина Н.В., Спиридонов С.П. Управление качеством. – М.: КНОРУС, 2007. – 272 с.
  4. Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством. – М.: КНОРУС, 2007. – 232 с.
  5. Ефимов В.В. Улучшение качества продукции, процессов, ресурсов. – М.: КНОРУС, 2007. – 240 с.
  6. Комплексная оценка качества однородной продукции по относительным показателям: Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по квалиметрии и управлению качеством для студентов направления (специальности 200000 (200503) – Курган, Изд-во КГУ, 2008. – 21 с.

7 Квалиметрия и управление качеством: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 200503 «Стандартизация и сертификация» - Курган, Изд-во КГУ, 2008. – 28 с.

 


Информация о работе Анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством и комплексная оценка качества продукции