Анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством и комплексная оценка качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является приобретение практических навыков по комплексной оценке качества однородной продукции. Одновременно выполнение курсовой работы способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины “Квалиметрия и управление качеством”.
Задачами курсовой работы являются определение весомости показателей качества оцениваемой продукции, расчет средних взвешенных комплексных показателей и обоснованный выбор вариантов продукции наилучшего качества, а также анализ материалов и описание одного из вопросов, связанных с совершенствованием управления качеством продукции и услуг.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..5
1. Комплексная оценка качества однородной продукции………………………..6
2. Международные и национальные премии в области качества……...……….16
2.1 Международные премии в области качества 16
2.2 Национальны премии в области качества……………………………………17
2.3 Российские премии в области качества…………………………………...….22
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

Квалиметрия_КР_без 3и4 .doc.docx

— 139.46 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

КУРГАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра “Стандартизация, сертификация и управление качеством”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по квалиметрии  и управлению качеством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент гр. ТЗ-516-С                                    Бороздин А.В.

 

Преподаватель – канд. техн. наук профессор   Орлов В.Н.                   

 

 

 

 

 

Курган – 2013

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

КУРГАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра “Стандартизация, сертификация и управление качеством”

 

 

 

 

Задание

на курсовое проектирование

 

по квалиметрии  и управлению качеством

 

 

 

 

 

Студент группы ТЗ-516-С

Ф.И.О. Бороздин А.В.

Специальность “Стандартизация и сертификация”

Руководитель курсового проектирования –

____Орлов В.Н.__________________________________

 

Сроки проектирования с _________  по _________

 

 

Тема курсовой работы – “Анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством и комплексная оценка качества продукции”

 

Вариант задания – 3

 

 

 

 

Аннотация

 

Курсовая  работа на тему: «Анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством и комплексная оценка качества продукции» разработана Бороздиным А.В.

Для заданных марок автомобилей была определена весомость показателей качества, рассчитаны средние взвешенные комплексные показатели и обоснованно выбран вариант продукции наилучшего качества.

Описаны международные и национальные премии в области качества.

Курсовая  работа содержит 3 таблицы, 11 формул.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..5

1. Комплексная оценка качества однородной продукции………………………..6

2. Международные и национальные премии в области качества……...……….16

2.1 Международные  премии в области качества                                                   16

2.2 Национальны  премии в области качества……………………………………17

2.3 Российские премии в области качества…………………………………...….22

Библиографический список……………………………………………………….25

 

Введение

 

Проблема  повышения качества выпускаемой  продукции в России в настоящее  время является наиболее острой. Особенно ярко это проявляется при переходе к рыночной экономике, в процессе которого качество выпускаемой продукции  не только не улучшается, но и, наоборот, ухудшается. В. такой ситуации, отечественная продукция может потерять свою конкурентоспособность и впоследствии будет вытеснена более качественной зарубежной продукцией. Зачастую, технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, гораздо ниже, чем в развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуг, пользующихся спросом у потребителя.

Высокий уровень качества российских товаров  может быть условием выхода страны на мировой рынок, присоединения к Европейскому Союзу и Всемирной торговой организации (Генеральному Соглашению по тарифам и торговле). И только при выполнении российскими производителями требований мирового рынка к качеству продукции позволит им стать равноправными партнерами в международном товарообороте.

Целью курсовой работы является приобретение практических навыков по комплексной оценке качества однородной продукции. Одновременно выполнение курсовой работы способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины “Квалиметрия и управление качеством”.

Задачами курсовой работы являются определение весомости показателей качества оцениваемой продукции, расчет средних взвешенных комплексных показателей и обоснованный выбор вариантов продукции наилучшего качества, а также анализ материалов и описание одного из вопросов, связанных с совершенствованием управления качеством продукции и услуг. 

1 Комплексная оценка качества однородной продукции

 

Исходные  данные для оценки качества легковых автомобилей приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Значения отдельных показателей  качества автомобилей, условия их эксплуатации и экспертные оценки качества изделий  в баллах

Автомобили с рабочим объемом  двигателя  1000-1500 см3,

используемые преимущественно в городе, иногда – за городом

Вари-

ант

из-

делия

Марка

Автомобиля

(Фирма

производитель)

Эксперт-

ная

оценка,

балл

Показатели качества

Q1

Q2

Q3

Q4

Q5

Q6

Q7

1

Metro

(Шевролет)

4

79

13,1

165

240

5,5

6,1

40

2

Saxo (Ситроен)

6

75

12,9

175

280

5,2

8,8

45

3

Stivo (Фиат)

9

80

13,4

172

305

5,3

7,9

47

4

New Fiesta (Форд)

3

80

13,5

166

284

5,3

8,4

45

5

Accent (Хундай)

10

90

11,7

180

320

6,4

9,4

45

6

Golt (Митсубиши)

8

82

12,5

170

240

5,4

8,8

50

7

March (Ниссан)

5

79

13,3

175

205

5,3

8,0

42

8

106.1.4 (Пежо)

7

75

12,9

175

215

5,0

8,2

45


 

Q1 – мощность, л.с; Q2 – разгон до 100 км/ч, c; Q3 – максимальная скорость, км/ч;    Q4 – объем багажника, л;     Q5 – средний расход топлива на шоссе, л/100 км;     Q6 – средний расход топлива в городском режиме, л/100 км; Q7 – объем топливного бака, л.

 

Оценка  качества производится в два этапа. На первом этапе методом медиан определяются коэффициенты весомости единичных  показателей качества продукции.

Методика  и пример определения подробно изложены в методических указаниях [2].

Весомость отдельных показателей качества продукции может быть определена при помощи смешанного (комбинированного)  метода. Суть смешанного метода заключается в использовании некоторой комбинации весомостей, полученных с использованием различных принципов:  стоимостного и экспертного, экспертного и вероятностного и т.д. Метод медиан относится к комбинированным методам выбора определяющих показателей качества, где используются экспериментальные данные и данные экспертного опроса.

При использовании  метода медиан необходима ранжированная  экспертная оценка нескольких вариантов одноименной продукции, которая отличается своим качеством. Для этого экспертам предлагается оценить по балльной шкале предложенные варианты. Эксперты могут выбрать как целые, так и дробные числа, причем, лучшее изделие получает наивысший балл. Как правило, этот балл равен 10. Затем для исследуемых видов продукции, экспериментально определяют физические значения показателей качества. При выполнении курсовой работы необходимо ознакомиться с результатами экспертного опроса и экспериментальными данными, приведенными в задании (таблица 1) и составить кодированную матрицу. По полученной матрице находят разницу медиан и подсчитывают коэффициенты весомости . На основании полученных коэффициентов весомости выбирают определяющие показатели.

Для построения кодированной матрицы (таблица 2), для  каждого показателя качества определяется среднее значение

 

,                                                                               (1)

 

где - число рассматриваемых вариантов.

 

 

 

 

 

 

 

Затем отдельные  показатели для всех вариантов кодируются знаком “+”, если значения показателей  выше среднего и знаком “-”, если значения показателей ниже среднего .

Для каждого  показателя качества составляется ранжированный  ряд баллов с кодом “+” и определяется медиана , а затем ранжированный ряд с кодом “-” с медианой

 

      ,                                                                              (2)

,                                                                               (3)

 

где и - число баллов с кодами “+” и “-” для -го показателя качества.

 

 

 

 

 

 

Определяют  разницу между значениями медиан на уровнях “+” и “-”

 

.                                                                    (4)

 

 

 

Коэффициенты  весомости для всех показателей  подсчитывают по формуле:

 

,                                                                            (5)

 

где - количество показателей качества.

 

 

 

Таблица 2 – Кодированная матрица  показателей качества

Вари-

ант

изде-лия

Экспертная

оценка

качества,

балл

Показатели качества

       

1

4

-

+

-

-

+

-

-

2

6

-

-

+

+

-

+

+

3

9

+

+

-

+

-

-

+

4

3

+

+

-

+

-

+

+

5

10

+

-

+

+

+

+

+

6

8

+

-

-

-

-

+

+

7

5

-

+

+

-

-

-

-

8

7

-

-

+

-

-

+

+

Расчетные данные

-

30

21

28

28

14

34

43

-

22

31

24

24

38

18

9

-

8

10

4

4

24

16

34

-

0,08

0,10

0,04

0,04

0,24

0,16

0,34


 

Согласно  методическим указаниям [7], если коэффициент весомости окажется меньше 0,05, то показатель может быть признан незначительным, не определяющим качество изделия. В этом случае данный показатель может быть исключен из рассмотрения, а весомость оставшихся показателей должна быть уточнена, путем пересчета, в соответствии с рекомендациями [2].

Следовательно, показатели (максимальная скорость, км/ч) и (объем багажника, л) не являются определяющими, т.к. их коэффициенты весомости меньше 0,05.

Определяющими показателями следует считать показатели (мощность, л.с), (разгон до 100 км/ч, c), (средний расход топлива на шоссе, л/100 км), (средний расход топлива в городском режиме, л/100 км), (объем топливного бака, л).

Уточненные  коэффициенты весомости для определяющих показателей качества примут значения

 

 

 

 

 

Сумма коэффициентов  весомости должна быть равна единице.

Анализ  полученных данных позволяет сделать  вывод, что из рассмотренных в примере семи показателей качества только пять являются определяющими, а именно: мощность, л.с , разгон до 100 км/ч, c ( ), средний расход топлива на шоссе, л/100 км ( ), средний расход топлива в городском режиме, л/100 км ( ) и объем топливного бака, л ( ). Наибольшую весомость имеет показатель .

На втором этапе рассчитываются средние взвешенные комплексные показатели. Для оценки качества продукции чаще используют средние взвешенные арифметические, геометрические, гармонические и квадратические комплексные показатели, которые и требуется определить в курсовой работе. После расчета средних взвешенных комплексных показателей должна быть произведена оценка качества автомобилей по каждому из показателей и сделаны соответствующие выводы. На данном этапе рекомендуется использовать методические указания [6].

Для подсчета обобщенных комплексных оценок (показателей) от абсолютных значений единичных показателей качества, имеющих разную размерность, предварительно переходят к безмерным показателям (относительным показателям качества, рангам, баллам).

Для перехода к относительным показателям  качества ( ) используют соотношение

,                                                                (6)

,                                                                 (7)

 

где  - фактическое значение -го показателя качества;

             - эталонное (базовое) значение -го показателя качества.

Информация о работе Анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством и комплексная оценка качества продукции