Структура организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что правильно выстроенная структура и модель управления организации не только поможет ей успешно функционировать и развиваться, но и является важным конкурентным преимуществом в современных условиях рыночной экономики.
Поэтому цель данной курсовой работы – проанализировать способы выбора организационной структуры, изучить такое понятие как проектирование организации, рассмотреть сущность, признаки, виды, законы организации управления.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматривается понятие «Структура управления», его основные элементы и способы разработки;
- изучаются методы разработки организационных структур;
- исследуется типы разработки организационных структур управления

Оглавление

Введение……………………………………………………………...………3
1. Принципы формирования и выбор организационной структуры……...5
2. Проектирование организационных структур…………………………....8
2.1. Факторы, учитываемые при разработке структуры организации…..8
2.2. Методы и стадии разработки организационных структур……...…10
3. Типы организационных структур управления…………………………14
3.1. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры………...15
3.2. Проектное и матричное управление………………………………...25
3.3. Бюрократические системы………………………………………...…29
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………...…38

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

ФИЛИАЛ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ  АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Кафедра «Государственного  и муниципального управления»

     
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

По дисциплине: Теория управления 

Тема: Структура организации 
 
 
 

              Выполнил  студент:

         группы № 15-1531/3-3

              Егорова М. А.

             

                    

                  Проверил:

                                                             Зав.каф.ГМУ, доцент

                                    В.И. Паршин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рязань 2011

Оглавление 

    Введение……………………………………………………………...………3

    1. Принципы формирования и выбор  организационной структуры……...5

    2. Проектирование организационных  структур…………………………....8

      2.1. Факторы, учитываемые при разработке структуры организации…..8

      2.2. Методы и стадии разработки организационных структур……...…10

    3. Типы организационных структур управления…………………………14

      3.1. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры………...15

      3.2. Проектное и матричное управление………………………………...25

      3.3. Бюрократические системы………………………………………...…29

    Заключение………………………………………………………………….36

    Список  использованной литературы…………………………………...…38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Структурные взаимосвязи в организациях находятся  в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для того чтобы эффективно достигались цели, необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, влияют на отношения и поведение работников. Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации.

    Структура организации — это фиксированные  взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических элементов и персонала. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию.

    Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т. е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т. е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т. е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

    Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что правильно выстроенная структура и модель управления организации не только поможет ей успешно функционировать и развиваться, но и является важным конкурентным преимуществом в современных условиях рыночной экономики.

    Поэтому цель данной курсовой работы – проанализировать способы выбора организационной структуры, изучить такое понятие как проектирование организации, рассмотреть сущность, признаки, виды, законы организации управления.

    Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

    - рассматривается понятие «Структура управления», его основные элементы и способы разработки;

    - изучаются методы разработки организационных структур;

    - исследуется типы разработки организационных структур управления;

    Теоретическую и методологическую базу составили  нормативно-правовые акты Российской Федерации, Министерства финансов РФ, учебники и учебные пособия, научные труды, публикации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Принципы формирования и выбор организационной структуры 

    Важнейшая проблема организации — выбор  рациональной организационной структуры (системы) управления. Успешное функционирование и развитие всякой системы управления в существенной мере зависит от научной аргументированности ее организационной структуры. Структура управления — это состав подразделений аппарата управления, формы их специализации и взаимосвязи, определяющие отношения их соподчиненности как по вертикали, так и по горизонтали.

    Вертикальные  связи - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

    Горизонтальные  связи - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов. Носят характер согласования и являются одноуровневыми [9].

    Основные  элементы организационной структуры — подразделение (звено) управления, ступень управления и, наконец, связь между органами и работниками управления, наделенными определенными полномочиями организационной структуры, ориентированное на достижение заданных функций. Связь обеспечивает взаимодействие элементов целей.

    Таким образом, организационная структура  отражает упорядоченную совокупность субординированных и прочно связанных  между собой элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Иначе говоря, организационную структуру управления можно определить как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой управление осуществляется путем выполнения соответствующих функций, ориентированных на достижение намеченных целей.

    При разработке структуры управления необходимо:

   - определить задачи организации  (в соответствии с миссией и  целями);

   - увязать эти задачи с системой  функций, полномочий и ответственности  по вертикали иерархии управления;

   - организационно оформить связи  по горизонтали управления, что  обеспечит координацию деятельности подразделений, решающих общие задачи по обеспечению рационального соотношения централизации и децентрализации;

   - адаптировать содержание потоков  информации и каналов к моделям информационного обеспечения соответствующих подразделений организации;

   - приспособить содержание потоков  информации и каналов их движения  к потребностям, связанным с принятием решений [4].

    В особом внимании нуждается решение  проблемы рационального соотношения централизации и децентрализации в иерархии управления. Суть решения в следующем:

   1) централизация должна осуществляться в вопросах общей политики при децентрализации в решении оперативных вопросов. На высшем уровне принимаются решения стратегического порядка, а полномочия по принятию всех прочих решений, равно как и ответственность за их качество, делегируются на низшие ступени управленческой иерархии;

   2) решения, определяющие планомерное развитие подсистемы, принимаются тем органом, который несет ответственность за ее эффективное функционирование;

   3) содержание и каналы информации должны соответствовать не традиционным взаимосвязям и субординации, а потребностям принятия эффективных решений.

    Организацию характеризуют определенная организационная культура и возможность, в необходимых пределах, осуществлять саморегулирование своей деятельности, считаю также необходимым отметить внутренние переменные организации, и ее отношения с внешним окружением. Состояние организации не является чем-то неизменным и застывшим. Изменения внутреннего содержания ее происходят под влиянием времени и в результате управленческих действий людей. В каждый определенный отрезок времени внутренний фактор организации есть нечто «данное», что менеджеры должны изменять в ходе достижения поставленных целей. К основным внутренним переменным относятся сами цели и задачи, структура, кадры, техника и технология и другие составляющие организации.

    Структура организации это внутренняя переменная, показывающая взаимодействие уровней управления и функциональных областей организации (подразделений, занятых маркетингом, производством, финансами, НИОКР и т.д.). В зависимости от конкретных условий и обстановки, материальных, финансовых и кадровых возможностей руководство организации перестраивает ее для более эффективного достижения целей и решения конкретных задач [7].

      Существует  множество типов структур управления и их модификаций, адаптированных к  конкретным условиям функционирования организаций,— сложных, многофункциональных и чрезвычайно гибких. Они мало чем напоминают структуры начала XX в., когда зарождался менеджмент, но в них довольно четко проглядывают «родовые» черты их «прародителей»: все они выросли из линейно-функциональных структур того периода. В принципе современные организационные структуры успешно функционируют до тех пор, пока остаются верными основополагающим идеям и правилам линейно-функционального управления [13]. 
 
 
 
 
 

    2. Проектирование организационных  структур 

    Термин "организационная структура" сразу же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения.

      Рассмотренные соотношения ограничены  двумя измерениями: вверх - вниз  и поперек, так как мы оперируем  с ограниченным допущением, согласно  которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности.

    При наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие организации  с учетом технических и социальных изменений, темпы которых все  больше и больше растут. Существующая обстановка требует, чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться. Другими словами, необходимо динамическое равновесие. Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру [15].  

    2.1. Факторы, учитываемые при разработке  структуры организации 

    Структура любой организации должна разрабатываться  с максимальным учетом требований, диктуемых рассмотренными выше обязательными  общими принципами, но не только. При разработке структуры организации (в данном случае производственной) рекомендуется принимать во внимание следующие факторы:

   - отраслевую принадлежность, особенности данной отрасли и подотрасли;

   - сложность обрабатываемых продуктов, так как она во многом определяет количество требуемых подразделений и их связи:

Информация о работе Структура организации