Структура организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что правильно выстроенная структура и модель управления организации не только поможет ей успешно функционировать и развиваться, но и является важным конкурентным преимуществом в современных условиях рыночной экономики.
Поэтому цель данной курсовой работы – проанализировать способы выбора организационной структуры, изучить такое понятие как проектирование организации, рассмотреть сущность, признаки, виды, законы организации управления.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматривается понятие «Структура управления», его основные элементы и способы разработки;
- изучаются методы разработки организационных структур;
- исследуется типы разработки организационных структур управления

Оглавление

Введение……………………………………………………………...………3
1. Принципы формирования и выбор организационной структуры……...5
2. Проектирование организационных структур…………………………....8
2.1. Факторы, учитываемые при разработке структуры организации…..8
2.2. Методы и стадии разработки организационных структур……...…10
3. Типы организационных структур управления…………………………14
3.1. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры………...15
3.2. Проектное и матричное управление………………………………...25
3.3. Бюрократические системы………………………………………...…29
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………...…38

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

    До  внедрения специализации в бюрократические  организации каждый ремесленник учился всему, что касалось его деятельности, и выполнял весь объем работы от начала до конца. Ремесленное производство часто может быть плодотворным и иметь художественные достоинства, но в период промышленной революции оно стало тормозом механизации и развития масштабной экономики. По мере того как организации переходили от ремесленничества к разделению труда, жесткая иерархия бюрократии предусматривала все необходимое для преодоления ремесленных традиций, каждое новшество становилось частью действующих нормативов и процессов организации.

    Единые  нормы и правила. Бюрократия управляется с помощью единых фиксированных норм и правил, которые устанавливаются руководством организации независимо от того, является ли она коммерческой или некоммерческой. Эти нормы предусматривают права и обязанности работников и руководителей. Самые основные нормативы относятся к вопросу об определении прав, полномочий и ответственности. В бюрократической организации руководитель отвечает за деятельность всех подчиненных и имеет право отдавать им распоряжения, которым они должны беспрекословно подчиняться. Основная обязанность работника заключается не в том, чтобы делать то, что правильно или необходимо, а в том, чтобы точно следовать указаниям непосредственного руководителя. Установленные нормативы бюрократии гарантируют оплату труда работников до тех пор, пока они заняты на работе, а нередко и получение пенсии за выслугу лет. Фиксированные права и обязанности устанавливают определенные рамки процессов управления и в известной мере ограничивают возможное своеволие руководителя [14].

    Стандартизированность процедур, определяющих каждый вид работы. Единые нормы и процессы являются основой стандартизации действий, их последовательности и этапов. Они предварительно изучаются исполнителями, являются обязательными и предопределяют строгий порядок и подотчетность в организации.

    Профессиональная  карьера. Бюрократическая организация создает условия для профессионального роста работников, продвижения их на бол ее высокие уровни командной цепочки. Повышение в должности дает одновременно и власть, и полномочия, и более высокий статус в организации. Повышение достигается путем совершенствования навыков в какой-то области деятельности и способности выполнять предусмотренный объем работ. Профессиональная карьера основывается на своеобразном контракте между работником и организацией; работник посвящает свою деятельность организации в обмен на гарантированную работу, нередко пожизненную, стабильную или повышенную оплату труда, пенсию и возможность повышения по служебной лестнице.

    До  бюрократии фаворитизм и семейственность  разрушали эффективность организации. Бюрократия придерживается политики повышения сотрудников по службе на основе их квалификационного роста. Это позволяет организации нанимать, обучать и удерживать на работе высококвалифицированных специалистов. Стремление работника к повышению в должности и гарантированность профессиональной карьеры были важным элементом успеха бюрократической системы при условии сильной мотивации к долгосрочной лояльности организации. Однако возможности большей части работников не могут быть реализованы в бюрократической системе, поскольку основной показатель успеха - это продвижение по иерархической лестнице; по мере движения вверх пирамида власти сужается, и только некоторые сотрудники могут занять вышестоящие должности.

    Безличностные отношения. В бюрократической системе существуют взаимоотношения не человека с человеком, а роли с ролью. Организационная структура и должностные инструкции предписывают то, что ожидается от каждого индивидуума. Работник, исполняющий какие-то специфические обязанности, должен осуществлять их только рационально. Это, в сущности говоря, породило определенный автоматизм и безличностные отношения, противостоящие личным симпатиям, фаворитизму, проявлению чувств и эмоций [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В заключение отметим, что успех современных  организационных структур все в большей мере зависит от внешних, чрезвычайно быстро меняющихся условий их функционирования. К числу этих условий можно отнести интенсивную конкуренцию, приобретающую глобальный характер, быстрое технологическое развитие, ужесточение требований к интеллекту и потенциалу управленческих кадров, рост их автономии и ответственности. Экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с действовавшими ранее.

      При этом называются следующие  десять требований и характеристик  формирования эффективных структур управления:

    1) сокращение размеров подразделений  и укомплектование их более  квалифицированным персоналом;

    2) уменьшение числа уровней управления;

    3) групповая организация труда  как основа новой структуры  управления;

    4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;

    5) создание условий для гибкой  комплектации продукции;    

    6) минимизация запасов;

    7) быстрая реакция на изменения; 

    8)гибко  переналаживаемое оборудование;

    9) высокая производительность и низкие затраты;

    10) безупречное качество продукции  и ориентация на прочные связи  с потребителем.

    В настоящее время в стране действует  менеджмент переходного периода, появившийся вслед за изменением форм собственности. В связи с этим изменились фундаментальные парадигмы традиционного менеджмента, присущие условиям деятельности рыночной экономики, важнейшая отличительная особенность которой — перманентная и бескомпромиссная конкурентная борьба.

    С менеджментом переходного периода связаны стратегическое управление, стратегическое планирование, гибкие  организационные структуры (способные адаптироваться к быстро меняющейся рыночной конъюнктуре), маркетинговая служба и др.

    В целом менеджмент переходного периода  не вполне соответствует переменам, масштабной смене форм собственности. Прежние формы планирования уже невозможны, а новые еще не устоялись. Оргструктуры большей частью преобразуются без должного учета требований конкурентного рынка. Предстоит восстановление разорванных кооперационных связей. Больше требуется управленческого персонала с творческим образом мышления, нужны руководители, способные предупреждать и устранять конфликты между менеджерами и собственниками, сочетать успешный бизнес с умелым решением социальных задач организации.

    Заметим здесь, что в стране еще не завершены экономические реформы, не сформированы приемлемые механизмы конкурентной борьбы и благоприятный инвестиционный климат. 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

1. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие.-М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 128;

2. Волков О.И. Экономика предприятия: Учебник - М.: Инфра-М, 2005. – с. 672;

3. Виханский О.С. Менеджмент. 3-е изд. - М.: Гардарики, 2000. – с. 28-29, 528;

4. Гапоненко А.Л. Теория управления. Учебник – М.: Изд-во РАГС, 2005. – с. 214-215, 558;

5. Ефремов О.Ю. Теория организации. Серия «Университетский учебник». СПб, 2000. – с. 399-401;

6. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003. – с. 526;

7. Мескон М.Х. и др.  Основы менеджмента: Пер. с англ.  -  М.: Дело ЛТД, 1994. – с. 176;

8. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 2-е изд. – М.:ИНФРА-М, 1999. – с. 480;

9. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник для вузов – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – с. 256-257;

10. Мыльник В.В. Теория управления: Учебное пособие. Изд-во М.: Академический проспект, 2003. – с. 4-6, 372-375;

11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия - Минск ООО «Новое знание», 2003. – с. 686-687;

12. Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родионов В.Б. Организация производства и управление предприятием: Учебник – М.: ИНФРА – М.,2002. – с. 501, 528;

13. Турчинов А.И. Теория управления: Учебник/общ. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – с. 412-414, 488-490;

14. Уколов В.Ф. Теория управления: Учебник. М.: экономика, 2003. – с. 576-580;

15. Фатхутдинов  Р.А. Организация производства: Учебник – М.: ИНФРА – М., 2001. – с. 672-673;

16. «7 Нот менеджмента» М: ЗАО «Журнал Эксперт», 2000;

17. Теория организации: Учебное пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – с. 400, 495. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Структура организации