Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что правильно выстроенная структура и модель управления организации не только поможет ей успешно функционировать и развиваться, но и является важным конкурентным преимуществом в современных условиях рыночной экономики.
Поэтому цель данной курсовой работы – проанализировать способы выбора организационной структуры, изучить такое понятие как проектирование организации, рассмотреть сущность, признаки, виды, законы организации управления.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматривается понятие «Структура управления», его основные элементы и способы разработки;
- изучаются методы разработки организационных структур;
- исследуется типы разработки организационных структур управления
Введение……………………………………………………………...………3
1. Принципы формирования и выбор организационной структуры……...5
2. Проектирование организационных структур…………………………....8
2.1. Факторы, учитываемые при разработке структуры организации…..8
2.2. Методы и стадии разработки организационных структур……...…10
3. Типы организационных структур управления…………………………14
3.1. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры………...15
3.2. Проектное и матричное управление………………………………...25
3.3. Бюрократические системы………………………………………...…29
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………...…38
До
внедрения специализации в
Единые нормы и правила. Бюрократия управляется с помощью единых фиксированных норм и правил, которые устанавливаются руководством организации независимо от того, является ли она коммерческой или некоммерческой. Эти нормы предусматривают права и обязанности работников и руководителей. Самые основные нормативы относятся к вопросу об определении прав, полномочий и ответственности. В бюрократической организации руководитель отвечает за деятельность всех подчиненных и имеет право отдавать им распоряжения, которым они должны беспрекословно подчиняться. Основная обязанность работника заключается не в том, чтобы делать то, что правильно или необходимо, а в том, чтобы точно следовать указаниям непосредственного руководителя. Установленные нормативы бюрократии гарантируют оплату труда работников до тех пор, пока они заняты на работе, а нередко и получение пенсии за выслугу лет. Фиксированные права и обязанности устанавливают определенные рамки процессов управления и в известной мере ограничивают возможное своеволие руководителя [14].
Стандартизированность процедур, определяющих каждый вид работы. Единые нормы и процессы являются основой стандартизации действий, их последовательности и этапов. Они предварительно изучаются исполнителями, являются обязательными и предопределяют строгий порядок и подотчетность в организации.
Профессиональная карьера. Бюрократическая организация создает условия для профессионального роста работников, продвижения их на бол ее высокие уровни командной цепочки. Повышение в должности дает одновременно и власть, и полномочия, и более высокий статус в организации. Повышение достигается путем совершенствования навыков в какой-то области деятельности и способности выполнять предусмотренный объем работ. Профессиональная карьера основывается на своеобразном контракте между работником и организацией; работник посвящает свою деятельность организации в обмен на гарантированную работу, нередко пожизненную, стабильную или повышенную оплату труда, пенсию и возможность повышения по служебной лестнице.
До бюрократии фаворитизм и семейственность разрушали эффективность организации. Бюрократия придерживается политики повышения сотрудников по службе на основе их квалификационного роста. Это позволяет организации нанимать, обучать и удерживать на работе высококвалифицированных специалистов. Стремление работника к повышению в должности и гарантированность профессиональной карьеры были важным элементом успеха бюрократической системы при условии сильной мотивации к долгосрочной лояльности организации. Однако возможности большей части работников не могут быть реализованы в бюрократической системе, поскольку основной показатель успеха - это продвижение по иерархической лестнице; по мере движения вверх пирамида власти сужается, и только некоторые сотрудники могут занять вышестоящие должности.
Безличностные
отношения. В бюрократической системе
существуют взаимоотношения не человека
с человеком, а роли с ролью. Организационная
структура и должностные инструкции предписывают
то, что ожидается от каждого индивидуума.
Работник, исполняющий какие-то специфические
обязанности, должен осуществлять их только
рационально. Это, в сущности говоря, породило
определенный автоматизм и безличностные
отношения, противостоящие личным симпатиям,
фаворитизму, проявлению чувств и эмоций
[8].
Заключение
В заключение отметим, что успех современных организационных структур все в большей мере зависит от внешних, чрезвычайно быстро меняющихся условий их функционирования. К числу этих условий можно отнести интенсивную конкуренцию, приобретающую глобальный характер, быстрое технологическое развитие, ужесточение требований к интеллекту и потенциалу управленческих кадров, рост их автономии и ответственности. Экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с действовавшими ранее.
При этом называются следующие
десять требований и
1)
сокращение размеров
2)
уменьшение числа уровней
3) групповая организация труда как основа новой структуры управления;
4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;
5) создание условий для гибкой комплектации продукции;
6) минимизация запасов;
7) быстрая реакция на изменения;
8)гибко переналаживаемое оборудование;
9) высокая производительность и низкие затраты;
10)
безупречное качество
В настоящее время в стране действует менеджмент переходного периода, появившийся вслед за изменением форм собственности. В связи с этим изменились фундаментальные парадигмы традиционного менеджмента, присущие условиям деятельности рыночной экономики, важнейшая отличительная особенность которой — перманентная и бескомпромиссная конкурентная борьба.
С менеджментом переходного периода связаны стратегическое управление, стратегическое планирование, гибкие организационные структуры (способные адаптироваться к быстро меняющейся рыночной конъюнктуре), маркетинговая служба и др.
В целом менеджмент переходного периода не вполне соответствует переменам, масштабной смене форм собственности. Прежние формы планирования уже невозможны, а новые еще не устоялись. Оргструктуры большей частью преобразуются без должного учета требований конкурентного рынка. Предстоит восстановление разорванных кооперационных связей. Больше требуется управленческого персонала с творческим образом мышления, нужны руководители, способные предупреждать и устранять конфликты между менеджерами и собственниками, сочетать успешный бизнес с умелым решением социальных задач организации.
Заметим
здесь, что в стране еще не завершены экономические
реформы, не сформированы приемлемые механизмы
конкурентной борьбы и благоприятный
инвестиционный климат.
Список
использованной литературы
1. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие.-М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 128;
2. Волков О.И. Экономика предприятия: Учебник - М.: Инфра-М, 2005. – с. 672;
3. Виханский О.С. Менеджмент. 3-е изд. - М.: Гардарики, 2000. – с. 28-29, 528;
4. Гапоненко А.Л. Теория управления. Учебник – М.: Изд-во РАГС, 2005. – с. 214-215, 558;
5. Ефремов О.Ю. Теория организации. Серия «Университетский учебник». СПб, 2000. – с. 399-401;
6. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003. – с. 526;
7. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1994. – с. 176;
8. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 2-е изд. – М.:ИНФРА-М, 1999. – с. 480;
9. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник для вузов – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – с. 256-257;
10. Мыльник В.В. Теория управления: Учебное пособие. Изд-во М.: Академический проспект, 2003. – с. 4-6, 372-375;
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия - Минск ООО «Новое знание», 2003. – с. 686-687;
12. Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родионов В.Б. Организация производства и управление предприятием: Учебник – М.: ИНФРА – М.,2002. – с. 501, 528;
13. Турчинов А.И. Теория управления: Учебник/общ. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – с. 412-414, 488-490;
14. Уколов В.Ф. Теория управления: Учебник. М.: экономика, 2003. – с. 576-580;
15. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник – М.: ИНФРА – М., 2001. – с. 672-673;
16. «7 Нот менеджмента» М: ЗАО «Журнал Эксперт», 2000;
17. Теория
организации: Учебное пособие для вузов.
– М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – с. 400, 495.