Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что правильно выстроенная структура и модель управления организации не только поможет ей успешно функционировать и развиваться, но и является важным конкурентным преимуществом в современных условиях рыночной экономики.
Поэтому цель данной курсовой работы – проанализировать способы выбора организационной структуры, изучить такое понятие как проектирование организации, рассмотреть сущность, признаки, виды, законы организации управления.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматривается понятие «Структура управления», его основные элементы и способы разработки;
- изучаются методы разработки организационных структур;
- исследуется типы разработки организационных структур управления
Введение……………………………………………………………...………3
1. Принципы формирования и выбор организационной структуры……...5
2. Проектирование организационных структур…………………………....8
2.1. Факторы, учитываемые при разработке структуры организации…..8
2.2. Методы и стадии разработки организационных структур……...…10
3. Типы организационных структур управления…………………………14
3.1. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры………...15
3.2. Проектное и матричное управление………………………………...25
3.3. Бюрократические системы………………………………………...…29
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………...…38
Функциональная структура не подходит для организаций с широкой номенклатурой продукции, действующих в среде с быстро меняющимися потребительскими и технологическими потребностями, а также для организаций, осуществляющих деятельность в международном масштабе, одновременно на нескольких рынках в странах с различным законодательством. Логика этой формы - централизованно координируемая специализация. В ней трудно проследить вклад каждого элемента ресурсов в конечный результат и общую прибыльность организации. В действительности современная тенденция к дезинтеграции (т. е. покупка, а не производство комплектующих частей и т. д.) отражает понимание многими фирмами того, что необходимая координация затрат и используемых ресурсов отражается на результатах деятельности [10]. Функциональная организация может давать сбои из-за неправильной модификации, поскольку логика этой организации заключается в централизованном контроле, который нелегко адаптируется к продуктовой диверсификации.
В
чистом виде функциональная структура
практически не применяется. Она используется
в органическом сочетании с линейной
структурой (рис. 2), построенной на основе
вертикальной иерархии управления и базирующейся
на строгой подчиненности низшего звена
управления высшему. При таком построении
выполнение узкоспециализированных функций
переплетается с системой подчиненности
и ответственности за непосредственное
выполнение задач по проектированию, производству
продукции и ее поставке потребителям
(рис. 3).
Децентрализация управления в рамках линейно-функциональной структуры приводит к тому, что разделение прав и ответственности дробится между разными органами, руководящими техническими разработками, закупкой сырья и материалов, производством, сбытом и т. д. Наиболее типичен такой процесс для предприятий, где устойчиво выпускается огромное количество однородных продуктов и экономия на масштабе производства значительна. Одним из условий децентрализации структуры может служить ситуация, когда рынок представляет собой единое целое и отличается высокой степенью концентрации потребления.
Вместе с тем развитие диверсификации производства, резкое усложнение внутренних и внешних связей, динамизм внедрения технических новшеств, жесткая борьба за рынки сбыта продукции приводят к серьезным трудностям и во многих случаях совершенно исключают использование функциональных форм управления. С ростом размеров корпораций, расширением номенклатуры выпускаемых продуктов и рынков их сбыта функциональные структуры управления в силу разобщенности прав и ответственности по отдельным функциям теряют способность реагировать на происходящие изменения. В процессе управления возникают конфликты при выборе приоритетов, принятие решений задерживается, линии коммуникаций удлиняются, затрудняется осуществление контрольных функций.
Построение организации по линейно-функциональному принципу (с группировкой по видам управления) показано на рис. 4. К этому типу относятся структуры, которые сформированы либо по продуктовому, либо по территориальному признаку. Подобные структуры чаще используют крупные диверсифицированные корпорации, выпускающие широкую номенклатуру продукции для различных рынков. Наиболее типичная для них — продуктовая структура управления, при которой центральной штаб-квартире организации подчиняются специализированные по видам продукции отделения с самостоятельной хозяйственной деятельностью. При дивизиональной структуре отделения могут быть специализированы и по рынкам сбыта [12].
Отход от использования строго функциональных схем управления корпорациями в пользу дивизиональной структуры организации деятельности по отделениям достаточно отчетливо прослеживается с развитием диверсификации производства. Однако на практике проявляется определенная сдержанность в отношении децентрализации и устанавливаются ее допустимые пределы. Вызвано это тем, что стали отчетливо видны негативные стороны излишней свободы отделений и предприятий в выборе сфер производственной деятельности и принятии ответственных управленческих решений. Во многих случаях руководство корпораций теряет возможность контролировать производственно-хозяйственную деятельность отделений, возникают сложные информационные проблемы. Поэтому высшие руководители многих корпораций, не упраздняя отделения, получившие достаточную самостоятельность, вносят существенные поправки в их организационную структуру, подчиняя их своей власти в значительно большей степени.
Дивизиональная форма может рассматриваться как соединение организационных звеньев, обслуживающих определенный рынок и управляемых централизованно. Ее логика заключается в сочетании автономности подразделений с центрально контролируемым процессом распределения ресурсов и оценки результатов. Хотя дивизиональные фирмы могут легко внедряться в смежные отрасли, существует опасность их чрезмерного расширения. Так, многие подобные фирмы, расширявшие свою деятельность на новых рынках, не смогли в должной степени оценить ее результаты и принять инвестиционные решения. Дивизиональные фирмы также подвержены опасности модификаций, которые нарушают избранную логику функционирования организации [7].
Известно,
что предприятия, переходящие на
продуктовый тип структурного построения,
первоначально были функционально организованы.
С расширением организаций руководители
производственных, сбытовых и других подразделений,
а также технические специалисты сталкивались
с проблемами роста масштаба деятельности.
Функции руководителя все более усложнялись,
а диапазон управления ограничивал его
возможности увеличения числа подчиненных.
Структурная реорганизация на основе
продукта стала рассматриваться как выход
из создавшегося положения. Такой подход
допускает делегирование высшим управленческим
звеном обширных полномочий по руководству
производственной, сбытовой, вспомогательной
и инженерной деятельностью, связанной
с изготовлением конкретного продукта
или ассортимента продуктов (рис. 4).
Продукт или номенклатура продуктов является важным признаком структурного деления, поскольку в этом случае создаются условия для использования специализированных средств производства, облегчается координация, допускается максимально широкое использование индивидуальных способностей и специальных знаний персонала. Структуризация по продукту становится объективно оправданной, если для предприятия важно координировать различные виды деятельности, связанные с производством какого-либо продукта. За счет такой структуризации достигается большая согласованность действий и улучшается обслуживание клиентуры. Если первоосновой сбытовой деятельности и технического обеспечения выступает промышленное производство, то кооперация этих двух функций с производственной деятельностью приобретает ключевое значение [12].
При структуризации по продукту ответственность за получение прибыли возлагается в основном на руководителей подразделений. Там, где руководители охватывают влиянием производственную, сбытовую, инженерную и вспомогательную деятельность, а также контролируют связанные с этим затраты, резко возрастают реальные возможности достижения заранее намеченных целей. Руководители подразделений делят ответственность за получение прибыли с другими аналогично организованными группами, что предоставляет высшему руководителю возможность оценивать вклад каждого в общую прибыль предприятия.
Деление
по территориальному принципу является
довольно распространенным методом структуризации
предприятий, рассредоточенных на обширной
территории. Все виды деятельности предприятия
на данной территории группируются и подчиняются
его высшему руководителю (рис. 5). Территориальная
структуризация особенно привлекательна
для крупных диверсифицированных фирм.
Они прибегают к данной форме в том случае,
когда аналогичные деловые операции проводятся
в различных географических регионах.
Территориальная структуризация целесообразна
в тех случаях, когда ее цель заключается
не только в поощрении участия локальных
звеньев в процессе принятия решений,
но и в экономии средств, достигаемой за
счет локализации коммерческих операций
предприятия. Ее выбор связан со снижением
уровня издержек. Выбор района для размещения
предприятий может быть сделан исходя
из стремления, снизить транспортные расходы.
Правильное расположение складских помещений
уменьшит затраты времени на доставку,
что является немаловажным фактором, способным
повлиять на получение заказов. Региональные
отделения рассматриваются в качестве
наилучшего места приобретения опыта
для начинающих руководителей. Причем
на той ступени организационной структуры
это будет максимально полезно для них
при минимальном риске для компании.
С
точки зрения местных факторов использование
территориальной
Одна
из заметных тенденций организационной
перестройки предприятий в переходной
экономике состоит в существенном повышении
самостоятельности отдельных звеньев
структур управления и создании на этой
основе дочерних фирм. Вокруг крупных
предприятий формируется сеть небольших
мобильных фирм, способных быстро перестраиваться
применительно к изменяющемуся спросу.
Благодаря этому происходит приближение
предприятий — производителей продукции
к потребительскому сектору, ускоряется
процесс реализации продукции. Из производственной
и организационной структуры многих крупных
предприятий выделяются подразделения,
имеющие полный производственный цикл.
С одной стороны, создаются самостоятельные
хозяйствующие субъекты, ориентированные
на определенных потребителей, а с другой
— сохраняется целостность производственно-
Не менее значимой тенденцией становится формирование независимых коммерческих организаций, которые используют имущество базового предприятия на основе арендных отношений. С помощью периодической корректировки договоров аренды обеспечивается определенная координация деятельности вновь создаваемых организаций. Сохранение права собственности за базовым предприятием дает возможность сохранять и развивать производственную систему в целом.
Ниже приводится сравнительная оценка достоинств и недостатков линейно-функциональной и дивизиональной организационных структур, позволяющая с учетом особенностей конкретных условий определять возможности использования той или иной формы организационного построения (табл. 1).
Таблица
1. Сравнительная характеристика организационных
структур управления
Линейно-функциональные |
Дивизиональные |
Обеспечивают выполнение специализированных задач, контролируемых с помощью планов и бюджетов | Децентрализованные операции подразделений с централизованной оценкой результатов и инвестиций |
Наиболее эффективны в стабильной среде | Наиболее эффективны в изменяющейся среде |
Содействует эффективному производству стандартизированных товаров и услуг | Пригодны для условий взаимосвязанной диверсификации по продуктам или регионам |
Обеспечивают экономию на управленческих расходах | Ориентированы на оперативное принятие решений |
Предусматривает
специализацию функций и |
Создают организационные условия для междисциплинарного подхода |
Ориентированы на ценовую конкуренцию | Успешно функционируют при неценовой конкуренции |
Рассчитаны на использование действующих технологий и сложившегося рынка | Ориентированы на освоение новых рынков и новых технологий |
Производственная специализация, превышающая возможности централизованного планирования | Вмешательство высшего звена организации для усиления координации подразделений и повышения эффективности их деятельности |
Быстрое
решение проблем, находящихся в
компетенции одной |
Быстрое решение сложных межфункциональных проблем |
Вертикальная интеграция, нередко превышающая возможности полной загрузки специализированных подразделений | Диверсификация
внутри корпорации или приобретение
внешних организационных |