Структура организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является выяснение степени зависимости эффективности работы предприятия от оптимальности выстроенной структуры.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
1. Определение понятия организационной структуры.
2. Описание типов и разновидностей организационных структур и, соответственно, их недостатков и достоинства
3. Рассмотрение организационной структуры управления на примере ООО СК «СтройКурск»

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организационной структуры управления предприятием
1.1 Организационная структура, сущность, понятие и принципы
1.2 Типы и виды организационных структур
1.3 Сравнительные характеристики структур управления
Глава 2. Организационная структура управления на примере ООО Строительная компания «СтройКурск»
2.1 Организационная характеристика ООО СК «СтройКурск»
2.2 Персонал и управление ООО СК «СтройКурск»
2.3 Организационная структура управления ООО СК «СтройКурск». Обязанности и ответственность персонала организации
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

реферат Структура организации.docx

— 49.27 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты  организационной структуры управления предприятием

1.1 Организационная структура, сущность, понятие и принципы

1.2 Типы и виды организационных  структур

1.3 Сравнительные характеристики  структур управления

Глава 2. Организационная структура  управления на примере ООО Строительная компания «СтройКурск»

2.1 Организационная характеристика ООО СК «СтройКурск»

2.2 Персонал и управление ООО  СК «СтройКурск»

2.3 Организационная структура управления  ООО СК «СтройКурск». Обязанности и ответственность персонала организации

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

Если рассматривать организацию  как некую систему, то наряду с  такими ее свойствами, как открытость, реальность, сложность, целостность, полиструктурность, изменчивость, иерархичность можно выделить то, что организация -- это еще и «живущая» система. Организация имеет свои входы и выходы. Внутри нее происходит трансформация входов в выходы. Организация имеет свои границы, она живет в окружающей ее среде, которая влияет на нее. Любая организация проявляет некоторые свойства живого организма, такие как изменчивость, адаптируемость, целостность, открытость, развиваемость, выживаемость и т.д. Следовательно, организация, как и живая система, является живущей системой. Менеджмент придает организации свойства живущей системы, развивает ее. Управление фирмами реализуется в рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статистику (его организационную структуру) и динамику (протекающие процессы принятия решений).

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как структуру можно  сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы  все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Целью данной работы является выяснение  степени зависимости эффективности работы предприятия от оптимальности выстроенной структуры.

В связи с поставленной целью  выделяются следующие задачи:

1. Определение понятия организационной  структуры.

2. Описание типов и разновидностей  организационных структур и, соответственно, их недостатков и достоинств.

3. Рассмотрение организационной  структуры управления на примере  ООО СК «СтройКурск»

 

Глава 1. Теоретические аспекты  организационной структуры управления предприятием

1.1 Организационная структура, сущность, понятие и принципы

Организация - пространственно - временная  структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения  максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Под организационной структурой понимается состав и взаимосвязи между различными подразделениями фирмы, которые  определяются исходя из единых целевых ориентиров и функциональных задач и базируются на сочетании специализации и кооперации. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Фундаментальными принципами построения организационных структур являются принципы рациональной децентрализации, задач и полномочий и принцип  эффективности горизонтальных связей, устанавливаемых между организационными подразделениями.

Укрупненная типология организационных  структур предполагает выделение трех их типов, соответствующих определенному  принципу структурирования. Используя  принцип структуризации по направлениям продуктового (товарного) ассортимента может быть выстроена структура, отражающая процесс специализации  производственных подразделений. В  такой структуре представлены самостоятельные  хозяйственные подразделения, ориентированные  на производство и сбыт конкретных видов продукции. При этом осуществляется передача управленческих функций и  полномочий руководителем подразделений, прерогативой которых является агрегирование  производственных процессов и процессов, связанных с реализацией произведенной  продукции конечным потребителем. Функциональные подразделения относительно автономны, но поддерживают тесные контакты с  соответствующими центральными службами, что обеспечивает координацию их деятельности и подержание взаимосвязи  с единой политикой фирмы.

Данный тип организационной  структуры характерен для крупных  диверсифицированных компаний, реализующих  отдельные виды продукции на различных  рынках. К ее преимуществам следует  отнести возможность концентрации усилий на конкретных направлениях производственной деятельности и соответствующей  централизации управленческих действий. В качестве недостатка отметим отсутствие механизмов использования знаний и  опыта специалистов, владеющих управленческими  навыками применительно к условиям отдельных рынков, регионов, стран, а; также трудности в координации  деятельности подразделений по вопросам планирования инвестиций на уровне регионов и стран.

Принцип структуризации по региональным направлениям позволяет распределить управленческие функции и ответственность  между подразделениями, ориентированными на различные территориальные составляющие внутреннего и внешнего рынка.

Региональные подразделения по содержанию и характеру деятельности могут выступать в качестве производственных подразделений и быть центрами прибыли, а могут организовываться в форме  дочерних компаний и быть центрами прибыли и центрами ответственности. И в том и в другом случае такие подразделения осуществляют координацию деятельности сбытовых и производственных подразделений  в пределах подведомственного региона (или другого территориального образования). Возглавляющий региональное подразделение  вице-президент (управляющий, распорядитель) подчиняется непосредственно руководителям  высшего уровня и действует в  непосредственном контакте с центральными службами.

Региональная структура управления используется компаниями, выпускающими продукцию ограниченной номенклатуры, но ориентированными на широкие рынки  сбыта. В числе ее недостатков -- трудности в передаче информации в различные подразделения и координации деятельности по продуктовым линиям. Эти трудности усугубляются возможностью дублирования линейной и функциональной ответственности.

Региональный принцип управления часто реализуется в сочетании  с управлением по продукту, образуя  смешанную структуру управления. Принцип сочетания отраслевого  и регионального аспектов широко распространен в управленческой практике. Он отражает общие закономерности в развитии современного производства, которое требует применения принципов  и методов комплексного подхода, позволяющего формировать многогранные и достаточно гибкие производственные структуры.

Интеграция отраслевого и регионального  аспектов может осуществляться в  различных формах и пропорциях. Однако доминирующая роль в большинстве  случаев отводится отраслевому  принципу. Региональный носит вспомогательный  или дополняющий характер.

Применение единичных принципов  организационного построения и методов  управления не гарантирует однозначной  определенности структур смешанного типа. Каждая организация создает собственную, специфическую структуру, учитывая:

- масштаб производства;

- структуру и емкость занимаемого  рынка;

- особенности потребительского  контингента;

- особенности и широту ассортимента  выпускаемой продукции;

- тенденции и перспективы развития  конкуренции.

1.2 Типы и виды организационных  структур

Очевидным является то, что каждая организация представляет собой  достаточно сложную технико-экономическую  и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать  эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация - внешняя  среда», «подразделение - подразделение» или «группа-группа», «индивид-организация».

Согласно существующей теории и  практике, взаимодействие на уровне «организация - внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или  органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Взаимодействие на уровне «подразделение- подразделение» реализуется с помощью комбинаций различных типов департменизации и выступает в рамках организационных структур: традиционной, дивизиональной или отделенческой, матричной. И, наконец, на уровне «индивид-организация» взаимодействие в зависимости от того, какая сторона играет лидирующую роль, может придать организации «индивидуалитский» или «корпоративный» характер. (рис. 1 приложение)

С позиций системного подхода каждая организация рассматривается как  сложная социально-экономическая  система (подсистема), обладающая рядом  специфических черт и находящаяся  в иерархической связи с другими  системами. Типологизация организаций может осуществляться по различным признакам, в частности на основе анализа характера ее взаимодействия с внешней средой.

Как известно, в теории менеджмента  обобщаются и предлагаются к использованию  два похода -- механистический и органический. Применения термина «механистический» обусловлено стремлением подчеркнуть близость управленческой деятельности к деятельности машины или механизма, предназначенного для производственных организаций.

Базовые принципы механистического и  органического подходов обусловливают  появление двух типов организаций. Механистический тип организаций  характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, жесткой иерархией управления и  четко определенной ответственностью. Организация с такими характеристиками может эффективно функционировать, когда - существуют условия для использования методов рутинизации в связи с незначительной степенью неопределенности факторов, определяющих конкретные процессы; с повторяемостью событий; с наличием устойчивых внутренних и внешних контактов;

- наблюдается достаточно устойчивое  внешнее окружение, не обладающее  высоким динамизмом и усложненной  структурой.

Механистический тип организации  идентифицируется следующими характеристиками:

- консервативная, негибкая структура;

- четко определенные, стандартизированные  и устойчивые задачи;

- сопротивление изменениям;

- иерархическая система контроля;

- командный тип коммуникаций, идущих  сверху вниз;

- особое содержание коммуникаций, рассматриваемых преимущественно  распоряжения, инструкции и принятые  руководством решения.

Органический тип организации  формируется на основе подхода, характеризующегося незначительным или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией решений, участием сотрудников в  их разработке и принятии, гибкостью  структуры управления, широко определяемой ответственностью, а также небольшим  количеством уровней управленческой иерархии. Этот подход отличается следующими признаками:

- гибкой структурой управления;

- динамичными, способными к модификации  задачами;

- мобильностью управленческих  действий и процедур и их  готовностью к изменениям;

- использованием в процессе  управления метода научной интуиции  и накопленного опыта;

- многонаправленностью коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.);

- развитием функций контроля  и самоконтроля;

- расширением информационных составляющих  системы управления.

Органический тип организации  эффективен, когда используется нерутинная технология (при высокой неопределенности в базовых условиях выполнения работы) и наличествует усложненное внешнее окружение, способное трансформироваться в достаточно короткие временные периоды, что характерно, в частности, для быстро развивающихся рынков с интенсивными инновационными процессами.

Органический тип организации  соответствует задачам предпринимательства, активно развивающегося в нашей  стране и за рубежом. Он способствует активизации творческих начал и  инициативности, свойственной предпринимательской  деятельности, а также создает  условия для реализации маркетинговой  концепции управления в рамках системы  «маркетинг-менеджмент».

Выделяют 4 принципа деления структуры  предприятия:

1) функциональный (исходя из функций образуют финансовое подразделение, производственные подразделения, отдел маркетинга и т. п.);

2) географически-территориальное  деление (если части фирмы в  разных городах, местах);

3) товарное деление (разные отделы  для производства данных товаров);

4) потребительское деление.

Если в основе оргструктуры фирмы лежат 2-й, или 3-й, или 4-й принципы, то такие оргструктуры называют дивизиональными.

Информация о работе Структура организации