Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 10:19, контрольная работа
В современных условиях производственные системы превращаются в многофакторные социально-экономические системы, в которых осуществляются производственная, маркетинговая, воспитательная, информационная и другие виды деятельности коллектива. Все эти виды деятельности протекают в рамках любой социально-экономической системы, поэтому успех функционирования предприятия в значительной мере зависит от правильности построения всех видов деятельности, выделение из большого числа схожих функций и закрепление их за определенными звеньями. Таким образом, каждая социально-экономическая система должна иметь свою организационную структуру управления, которая будет представлять собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач, что будет соответствовать ее успешному функционированию.
Введение 3
I Основы методики построения организационных структур
управления 4
1.1 Условия применения дивизиональной структуры 4
1.2 Дивизиональная структура управления 5
II Виды дивизиональных структур управления: продуктовая,
потребительская и региональная 10
Заключение 14
Список литературы 15
Содержание
Введение
3
I Основы методики построения организационных структур
управления 4
1.1 Условия применения дивизиональной структуры 4
Заключение
14
Список
литературы 15
Введение
В современных условиях производственные системы превращаются в многофакторные социально-экономические системы, в которых осуществляются производственная, маркетинговая, воспитательная, информационная и другие виды деятельности коллектива. Все эти виды деятельности протекают в рамках любой социально-экономической системы, поэтому успех функционирования предприятия в значительной мере зависит от правильности построения всех видов деятельности, выделение из большого числа схожих функций и закрепление их за определенными звеньями. Таким образом, каждая социально-экономическая система должна иметь свою организационную структуру управления, которая будет представлять собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач, что будет соответствовать ее успешному функционированию.
В настоящее время существуют такие типы организационных структур управления как иерархические и адаптивные. К иерархическим структурам относят: функциональную и дивизионную структуру, а к адаптивным или органическим – проектную и матричную. Каждая из этих организационных структур управления имеют свои достоинства и недостатки, которые необходимо учитывать при их выборе.
Каждый тип организационной структуры управления имеет свою область применения, где она действует наиболее эффективно. Как правило, подразделения таких компаний тесно связаны между собой и вносят значительный вклад в производство конечной продукции. Соответственно, предоставление им дивизиональной автономии может подорвать слаженность производственного процесса. В организациях, применяющих функциональную структуру управления, процесс труда является относительно простым либо может быть разделен на ряд простых операций, поддающихся стандартизации.
I Основы методики построения организационных структур управления
1.1
Условия применения
дивизиональной структуры
Простота и однообразие операционной деятельности позволяют использовать функциональную структуру многим фирмам из сферы услуг, в частности, страховым и телефонным компаниям, гостиницам. Такую структуру применяют пожарные команды, спасательные службы, авиационные компании. Деятельность персонала подобных организаций жестко регламентируется инструкциями.
Тем
не менее, функциональные структуры, четко
работающие в стабильных ситуациях,
оказываются слишком
Переход
к дивизиональной форме целесообразен
тогда, когда появляется рыночное разнообразие
и компания способна получить дополнительные
преимущества за счет дифференциации
своих продуктов под требования различных
рынков.1 Основным условием применения
дивизиональной структуры управления
является широкая номенклатура ключевой
продукции, значительная дифференциация
рынков по клиентам и регионам, большие
размеры производства. Дивизиональная
структура также применяется компаниями,
которые становятся слишком большими,
чтобы быть втиснутыми в три – четыре
функциональных департамента.
Для компаний, переходящих к дивизиональным структурам управления ключевым фактором конкурентоспособности становится удовлетворение специфических требований целевых рынков, а не качество выполнения функциональных задач.
В таких компаниях должна отсутствовать тесная зависимость между рыночно ориентированными подразделениями, а также отсутствовать ограничения по неделимому производственному оборудованию.
Положительный эффект от перехода к дивизиональной структуре управления наступает только в том случае, если выгоды от дифференциации превышают издержки от дублирования функций.
Дивизиональная
структура управления – это совокупность
самостоятельных подразделений, входящих
в организацию, пространственно
отделенных друг от друга, имеющих собственную
сферу деятельности, самостоятельно решающих
текущие производственные и хозяйственные
вопросы.
Рисунок
1. Схема дивизиональной структуры
управления.
При
территориальном подходе к
При
продуктовом подходе к
Рыночный подход к формированию организационной структуры состоит в том, что каждое подразделение выпускает продукцию или оказывает услуги, ориентируясь на определенную группу покупателей, в совокупности образующих рынок. Наконец, инновационный подход предполагает создание в рамках организации специальных центров, занимающихся разработкой, освоением и развертыванием производства новых видов продуктов и услуг. Получается, что, пока одни подразделения выпускают пользующуюся в настоящий момент спросом продукцию, другие уже готовят ей замену. Это сообщает организации дополнительную конкурентоспособность и устойчивость.
Таким образом, область применения дивизиональной структуры управления:
- многопрофильные предприятия;
- предприятия, расположенные в различных регионах;
- предприятия, осуществляющие сложные инновационные процессы;
- подразделения,
образующие дивизиональную структуру,
объединены между собой, а также с общим
центром производственными, финансовыми
и административными связями.
Производственные связи могут быть как технологическими, так и продуктовыми. Технологические основываются на том, что каждое подразделение выполняет лишь отдельные операции в цепочке изготовления конечного изделия. Их деятельность не воплощается в законченном продукте, имеющем самостоятельное значение. Продуктовые связи предполагают, что имеет место обмен законченными изделиями, которые предназначены для использования не только внутри организации, но и на стороне.
В рамках административных связей руководство организации доводит до подразделений обязательные для исполнения решения, направленные на достижение конкретных результатов, задает цели и основные стандарты их деятельности, контролирует их выполнение.
Финансовые
связи реализуются либо через
формирование внутри организации и
последующее перераспределение
между ее подразделениями
Специфические задачи менеджмента при дивизиональной структуре управления:
- обоснование критериев, выделение проектов и продуктовых групп;
- тщательный подбор руководителей подразделений;
- обеспечение единой инновационной политики во всех продуктовых группах;
- предотвращение внутри фирменной концепции между продуктовыми группами;
- предотвращение автономного сепаратистского развития продуктовых групп;
- приоритет
линейных руководителей над специалистами.
Крупные современные организации, имеющие дивизиональную структуру, существуют, как правило, в форме акционерных обществ и их объединений.
Однако
порой, и дивизиональные структуры
оказываются недостаточно гибкими
в условиях чрезвычайно сложного
и динамичного окружения, с которым
сталкиваются высоко технологичные
компании. Изменение условий
Преимущества | Недостатки |
Четкое разграничение ответственности; | Высокая
потребность в руководящих |
Высокая гибкость и адаптивность системы; | Сложная координация; |
Высокая самостоятельность структурных единиц; | Повышенные затраты за счет дублирования функций; |
Разгрузка высшего менеджера; | Сложность осуществления единой политики; |
Простота коммуникационных сетей; | Разобщенность персонала; |
Кадровая автономия, высокая мотивация. | Слабый синергетический эффект. |
Таким образом, очевидно, что не существует наилучшей структуры для всех компаний. Более того, на протяжении жизни одной компании может потребоваться несколько раз сменить форму организационной структуры, приведя ее в соответствие с новыми целями и условиями функционирования организации. Можно утверждать, что для каждой компании на каждой стадии ее развития существует эффективная структура, при которой цели функционирования компании достигаются оптимальным способом.
В настоящее время выделяют три признака эффективной организационной структуры управления:
- структура соответствует стратегии организации;
- структура соответствует среде функционирования организации;
- отсутствие
противоречий организационной структуры.
Для того чтобы привести организационную структуру в соответствие со стратегией развития организации, необходимо, в первую очередь, четко определить основные виды деятельности и ключевые звенья в цепочке, которые имеют кардинальное значение для успешной реализации стратегии.
Любая
организационная структура