Европейский менеджмент.
Европейцы занимают промежуточную
позицию между этими двумя
управленческими культурами. С одной
стороны, они имеют школы бизнеса
и центры повышения квалификации
по управлению, как американцы, с
другой - управление как вид деятельности
до сих пор в перечне карьерных
предпочтений находится не на очень
высоком месте и, например, в Англии
не входит даже в первую десятку. Европейские
менеджеры переживают ныне времена
строгих требований, сдвигов и
угроз. Это влияет на все стороны
жизни организаций, вызывая реакции,
меняющиеся от радости и надежды
к неуверенности и отчаянию.
За последние двадцать лет в структуре
и деятельности как частных, так
и государственных компаний произошли
значительные изменения. Возможно, наиболее
существенное из них - рост международной
конкуренции, ведущей к тому, что
выживают только наиболее эффективные
фирмы. В Европе менеджеры обязаны
справляться с уникальными проблемами.
16. Основы конституционного
строя Российской Федерации.
1 глава КРФ 12.12.93. Конституционный
строй - порядок, при котором соблюдаются
права и свободы человека и гражданина,
а государство действует в соответствии
с конституцией. Конституционный строй,
не сводится к факту существования конституции,
а реален только при 2х условиях: 1) конституция
соблюдается; 2) она демократическая. Согласно
КРФ основы конституционного строя РФ
составляют:- демократизм; - федерализм;
- правовая государственность; - республиканская
форма правления. КРФ 12.12.1993г.
- Гуманистические основы конституционного строя:
- Приоритетный статус человека: Ст. 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Гуманизм – главный принцип всего конституционного строя. Не человек создан для государства, а государство для человека. Власть служит обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Признание означает закрепление в КРФ и законах прав и свобод, предусмотренных нпа международного права, а также прав и свобод, вытекающих из естественного права; Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми. Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения.
- Суверенитет народа. Ст. 3 Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ - единый и неделимый субъект – источник права. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право граждан избирать и быть избранными в органы ГВ и МС служит примером и гарантией суверенитета народа.
- Основные характеристики Российского государства:
2.1. Демократизм.
Демократичным называется государство,
устройство и деятельность
которого соответствует воле народа,
общепризнанным правам и свободам человека
и гражданина.
2.2. Фед-зм. Ст. КРФ: РФ состоит из рес-к,
краев, обл-й, городов фед. Зн-я, авт. области,
авт. округов – равноправных с-тов РФ.
(83субъекта)
2.3. Прав. Г-во. Ст15 КРФ имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется
на всей территории Российской Федерации.
2.4. Социал.
Г-во Ст. 7 РФ - социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
Охрана труда и здоровья; гарантированный
МОТ; гос поддержка семьи, установление
гос пенсий, пособий.
2.5. Светское г-во
Ст14 РФ – светское государство. Никакая
религия не может быть установлена в качестве
обязательной.
2.6. Респуб. форма правления РФ провозглашена республикой, что означает
выборность главы государства.
- Основы орг-ции госвласти и МСУ:
3.1. Суверенитет РФ Суверенитет РФ - следствие суверенитета
народа, закрепляется в следующих 3х положениях:
1) Суверенитет РФ распространяется на
всю территорию; 2) КРФ и ФЗ имеют верховенство
на всей территории РФ; 3) РФ обеспечивает
целостность и неприкосновенность всей
территории.
3.2. Разделение властей Важной особенностью российской Конституции
является то, что Президент не входит ни
в одну из трех властей. Он глава государства
и обязан обеспечивать согласованное
функционирование органов государственной
власти.
3.3. Органы госвласти: През-т РФ, ФС (СФ и ГД), Прав-во, Суды.
3.4. МСУ: МСУ – одна из форм осуществления
народом своей власти, КРФ признает и гарантирует
его.
- Экономические и политические основы конституционного строя
4.1.Принципы рыночной
экономики. В КРФ нет термина «рыночная
экономика», но ее нормы подтверждают,
что государство охраняет основные принципы
рыночной экономики. Конституционные
гарантии, определяющие принципы рыночной
экономики, состоят в следующем: Единство
экономического пространства; Свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых
средств; Поддержка конкуренции.
4.2. Защита прав собственности.
- Признаются: частная собственность, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
- Все формы собственности защищаются равным образом.
4.3. Идеологическое и
политическое многообразие. Ст. 13 В
Российской Федерации признается идеологическое
многообразие. Никакая идеология не может
устанавливаться в качестве государственной
или обязательной.
4.4. Земля и др. природные
ресурсы: население любой тер-рии вправе
получать часть дохода от использования
ресурсов, кто бы не осуществлял их добычу
и использование – гос-во, мун.органы,
отд. Лица или их объединения.
4.5. Обществ. Объединения:
пол. Партии и разного рода
общ.организации (профсоюзы, молодежные,
женские орг-ции и др.) – это проявление
самодеятельности народа, его участие
в общественной жизни. Запрещаются общ.
Объед-ния, цели и действия кот-ых насильств.изменение
основ констит.строя, нарушение целостности
РФ, подрыв безопасности гос-ва, создание
вооруженных формирований, разжигание
соц., расовой, нац. И религ. Розни.
17. Система органов государственной
власти субъектов РФ.
Согласно КРФ в совместное ведение
РФ и субъектов РФ входит установление общих
принципов организации системы гос
власти в субъектах РФ, а сама система каждого субъекта
формируется субъектами самостоятельно
в соответствии с конституцией и федеральными
законами. При отсутствии необходимых
законов, функционирование органов гос
власти субъектов РФ регулируется указами
ПРФ и законодательством субъектов. Деятельность
органов гос власти субъектов РФ осуществляется
в соответствии со следующими принципами:
- гос и тер. целостность;
- распространение суверенитета РФ на всю тер-рию;
- верховенство КРФ и ФЗ на всей территории России;
- единство системы гос власти;
- разграничение предметов ведения и полномочий м/у органами гос.власти России и субъектов;
- самостоятельное осуществление органами гв субъектов принадлежащих им полномочий;
- разделение властей.
Органы гос власти субъектов
РФ функционируют в соответствии с Законом
«Об общих принципах организации законодательных
и исполнительных органов гос власти субъектов
РФ»
Исполнительный (Правительство
субъекта во главе с губернатором)
Областная администрация, состоит
из департаментов, комитетов, отделов.
- Могут издавать правовые акты;
- Разрабатывает программы политические, экономические,
- Осуществляет меры по занятости населения, правопорядка, собственности.
- Защита прав и свобод;
- Составляет проект бюджета;
- Обеспечивает исполнение бюджета;
- Управляет собственностью субъекта РФ;
Заключает договоры с исполнительными
органами федеральной власти о разграничении
предметов ведения.
Законодательный
(Законодательное собрание Нижегородской
обл)
Постоянно действующий высший и
единственный
(ОЗС, Гос. совет, Гос. собрание, Верховный
совет).
Работает в сессионном порядке
Наименование органа, его структура
устанавливаются конституцией (уставом)
субъекта с учетом исторических, национальных
и иных традиций субъекта РФ. Число
депутатов устанавливается самостоятельно.
- Срок полномочий депутатов одного созыва макс – 5 лет
- направляет высшему должностному лицу планы законопроектов;
- формирует исп., назначая на должность отд должн. лиц,
- вправе выразить недоверие лицам, назначенным им самим и освободить их от должности;
- Вправе изменить, обжаловать в судебном порядке изданные исполнительным органом акты;
- Могут присутствовать на заседаниях исполнительного органа;
- Принимает конституцию (2/3 голосов);
- Принимает законы большинством голосов;
-Назначает референдум.
Суды
Областные, городские и районные
суды и арбитраж
1)федеральные суды
(верховные суды республик, суды городов
федерального значения);
2)конституционные
суды (проверяют конституционность
нпа, дают заключения о действиях главы
субъекта, споры о компетенции, защита
конституционных прав);
3)мировые судьи
(суды общей юрисдикции)
Фед. органы исп. Власти
Министерства и ведомства
образуют в регионах свои подразделения.
Выполняют как федеральные
так и региональные функции.
Создаются по согласованию с
администрацией субъектов
Высшее должностное
лицо
Президенты,
Главы правительств
Выбирается населением референдумом
не более чем на 5 лет, не может
избираться более чем на 2 срока
подряд.
Повторные выборы не позднее
6 месяцев
- Изменяет, обжалует законодательные акты в судебном порядке;
- Представляет субъект РФ;
- Обнародует законы;
- Формирует исполнительный орган;
Участвует в заседаниях законодательного
органа с правом совещательного голоса.
18. Понятие и система
местного самоуправления в РФ.
Понятие «местное самоуправление»
отражает комплексное и многообразное
явление.
Местное самоуправление можно
рассматривать в качестве:
- основы конституционного строя;
- формы самостоятельного решения населением вопросов местного значения;
- формы народовластия.
Ст.1
ФЗ «Об общих принципах организации
МС в РФ»: МСУ в РФ — форма осуществления народом
своей власти, обеспечивающая в рамках
закона самостоятельное
и под свою ответственность решение
населением непосредственно и (или) через
органы местного самоуправления вопросов
местного значения, исходя из интересов
населения с учетом его исторических и
иных местных традиций.
Система МСУ – это совок-ть
организ-прав. Форм его реализации.
Фед. З-д-во исходит из признания
многообразия орг. Форм МСУ, кот. Вкл. 2
группы: референдум, выборы, другие формы
прямого волеизъявления, через выборные
и другие органы МС. В своей совокупности
эти организационные формы образуют единую систему местного
самоуправления, состоящую из
различных форм:
- формы непосредственной демократии:
- Местный референдум, который по своей юридической силе выше юридической силы актов органов МСУ. Референдум необходим в 2х случаях: при изменении границ территории и при определении структуры органов МСУ. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении органами гв, государственными должностными лицами или органами МСУ.
- Муниципальные выборы. Выборы депутатов, членов иных выборных органов, выборных должностных лиц МСУ – осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан. Выборами формируются как представительные органы, так и органы, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции.
- Собрание (сход) граждан. Созывается для решения вопросов местного значения.
- Народная правотворческая инициатива. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы МСУ, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию.
- Обращения граждан в органы МСУ. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы МСУ и к должностным лицам МСУ. Соответствующие органы и должностные лица обязаны дать ответ в течение 1 месяца.
- Территориальное общественное самоуправление ТОС - самоорганизация граждан по месту их жительства, на части территории МО, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов. Так население объединяется на основе совместной работы по выполнению определенных задач. Органы МС, в соответствии с уставом МО, содействуют органам ТОС в осуществлении их полномочий. Органы ТОС не имеют муниципальной собственности, не формируют и не исполняют собственный бюджет, не имеют в своем составе муниципальных служащих.
- Новые формы: голосование по отзыву деп-та, члена выборного органа и выборного должностного лица МСУ, голосования по ?? изменения границ МО, публич.слушания, конференции гр-н (собрания делегатов), опрос гр-н (рекоменд.хар-р), оставляя перечень открытым.