Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория организации".
• стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат.
В практике фирма может одновременно
реализовывать несколько
Портфельный анализ
Портфель предприятия, или корпоративный портфель — это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному и тому же владельцу.
Портфельный анализ — это
инструмент, с помощью которого руководство
предприятия выявляет и оценивает
свою хозяйственную деятельность с
целью вложения средств в наиболее
прибыльные или перспективные ее
направления и сокращения/
Предназначение методов портфельного анализа заключается в том, чтобы помочь менеджерам понять бизнес, создать ясную картину формирования затрат и прибылей в диверсифицированной компании. Это, в свою очередь, требует тщательного анализа возможностей и угроз для каждого хозяйственного подразделения (бизнес-единицы).
Портфельный анализ предназначен для решения следующих проблем:
• согласование бизнес-стратегий или стратегий хозяйственных подразделений предприятия. Он призван обеспечить равновесие между хозяйственными подразделениями с быстрой отдачей и направлениями, подготавливающими будущее;
• распределение кадровых и финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями;
• анализ портфельного баланса;
• установление исполнительных задач;
• проведение реструктуризации предприятия (слияние, поглощение, ликвидация и другие действия по изменению управленческой структуры предприятия, расширению или сокращению бизнеса).
Главными достоинствами
портфельного анализа явл возможность
логического структурирования и наглядного
отражения стратегич. проблем предприятия,
относительная простота представления
результатов, акцент на качественные стороны
анализа.
6.Матрица «привлекательность
отрасли (рынка) - сильные стороны (конкурентоспособность)
СЕБ» GE/Mc Kinsey
«Дженерал электрик» и «Мак Кинси и Ко» в начале 70-х годов XX века («экран бизнеса» или «пузырьковая диаграмма»).
Позиционирование различных
СЕБ ведется в системе
Методика построения матрицы GE/Mc Kinsey рекомендует выполнить следующие действия:
1. Оценить степень
а) установить и отобрать ключевые факторы-критерии определения долговременной привлекательности отрасли: размер и прогнозируемый темп роста рынка; сезонные и циклические факторы; острота конкуренции; фактическая и прогнозируемая прибыльность отрасли; потребность в капитале; технологическая стабильность; формирующиеся в отрасли возможности и угрозы; социальные, политические, законодательные и экологические факторы.
б) присвоить вес каждому
фактору, который отражает его значимость
с точки зрения корпоративных
целей (более важному фактору
дается более высокий вес, и наоборот.
Сумма весов равняется единице)
в) определить рейтинг отрасли по каждому фактору (критерию) пункта а) по пятибалльной шкале (или десятибалльной) от 1 –5.
г) умножив вес (пункт б)
на рейтинг (пункт в), получить взвешенный
рейтинг привлекательности. Сумма
взвешенных рейтингов всех факторов
привлекательности
Рейтинги привлекательности рассчитывают для каждой отрасли, представленной в портфеле компании. Показатель привлекательности определяет ее положение на вертикальной шкале, которая разбивается на три равные части, характеризующие уровни привлекательности: высокая, средняя, низкая.
Таким образом, матрица GE/Mc Kinsey имеет размерность 3х3 и состоит из 9 ячеек (квадратов).
3. Все СЕБ корпоративного портфеля позиционируются, и их параметры вносятся в матрицу в виде кружков или «пузырьков». При этом координаты центров каждой окружности совпадают с вычисленными на этапе 1 и 2 интегральными оценками соответствующих СЕБ, площадь кругов пропорциональна размеру отрасли, а доли в круге отражают долю СЕБ на рынке (в отрасли). Построенная таким образом матрица характеризует текущее состояние корпоративного портфеля.
М-ца жизн цикла ADL – концепция жизн цикла СЕБ, в соотв с кот СЕБ находится на 1 из 4 стадий жиз ц: рождение, рост, зрелость и старение, + конкур позиция СЕБ:вед, сил,заметная,прочная,слаб.То, все СЕБ нах в 1 из 20 ячеек.М-ки расчета совпад с МкКинси, но в расчете конкур п-ции до 6 ф-ров, а жиз ц – до 10.
Матрица И. Ансоффа. Матрица Продукт-Рынок.
Разновидностью портфельных
Выделяют следующие основные стратегические рекомендации данной модели.
1. Стратегии совершенствования
деятельности. При выборе данной
стратегии предприятия
2. Товарная экспансия — стратегия разработки новых/совершенствования существующих товаров с целью увеличения продаж. Предприятие может осуществлять такую стратегию на уже известном рынке, отыскивая и заполняя рыночные ниши. Доход в этом случае обеспечивается за счет сохранения доли рынка в будущем. Такая стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации риска, поскольку предприятие действует на знакомом рынке.
Важными инструментами товарной экспансии являются товарная политика предприятия и сегментация рынка.
3. Стратегия развития рынка, или рыночная экспансия. Данная стратегия направлена на поиск новых рынков/новых сегментов рынка для уже освоенных товаров. Доход обеспечивается благодаря расширению рынка сбыта как в пределах географического региона, так и вне его. Такая стратегия связана со значительными затратами и более рискованна, чем обе предыдущие, но в перспективе более доходна. Однако выйти напрямую на новые географические рынки довольно трудно, так как они «чужие», заняты другими фирмами.
4. Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. При этом товары могут быть новыми для всех предприятий, работающих на целевом рынке, или только для данного предприятия. Такая стратегия обеспечивает прибыль, стабильность и устойчивость фирмы в отдаленном будущем. Она является наиболее рискованной и дорогостоящей.
По аналогии с другими матрицами портфельного анализа достоинствами матрицы Ансоффа являются простота и наглядность представления возможных стратегий, а недостатками — односторонняя ориентация на рост, учет
7. Сравнительный анализ организационных структур управления.
Организационная структура – упорядоченная совокупность взаимосвязанных подразделений, обособившихся в процессе разделения труда. Исторически первой была патриархальная оргструктура, которая применялась еще в ремесле6нной мастерской. Количественный рост организаций был связан с более глубоким разделением труда в сфере производства и появлением технологических цепочек, которые требовали выполнения работы по координации. Появилась
Линейная структура, которая представляет собой многоуровневую систему, где между элементами существует одноканальное взаимодействие. Персонал каждой из низших ступеней управления находится в непосредственном линейном подчинении к руководителю следующего, более высокого уровня. Каждый работник подчинен и подотчетен только одному руководителю. Такая структура использует руководителей – универсалов, выполняющих все функции по управлению: планирование, учет, контроль, руководство. В такой структуре в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия и единого распорядительства. Линейная структура наиболее характерна для небольших сельских муниципальных образований. Рост размеров и усложнение деятельности организации привели к тому, что их подразделения стали группироваться по функциональному признаку, т.е. по основным направлениям деятельности.
Преимущества и недостатки
Преимущества линейной структуры
объясняются простотой
В числе недостатков линейного построения организации обычно отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными.
Функциональная структура. Особенность – по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения. Вместо универсальных управляющих, которые должны разбираться в выполнении всех функций управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление деятельности. В результате повышается качество управления, но появляется множество функциональных связей. Такая структура может эффективно работать только в небольших организациях. Главная сила и слабость этой структуры – люди сосредоточены не на усилиях, а на результатах. В чистом виде такая структура проявляется в ВУЗ (факультеты и кафедры).
Стремление преодолеть недостатки линейного и функционального управления привели к созданию
Преимущества и недостатки
К преимуществам функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.
Опыт показывает, что функциональную
структуру целесообразно
Линейно - функциональных (штабных) структур. Такая структура включает несколько уровней, на каждом из которых есть линейные и функциональные руководители. Линейный руководитель координирует деятельность всех подразделений данного уровня, а функциональные подразделения оказывают методическую помощь, подготавливают информацию, решают разнообразные управленческий задачи для соответствующих линейных руководителей. Основу такой структуры составляет вертикаль: любая информация, идущая от руководства, доходит до низших уровней управления. В тоже время вертикаль создает проблемы для восходящей информации (она часто теряется при переходе с одного уровня на другой). Структура хорошо работает в условиях командной экономики. По данной схеме формируются организационные структуры средних и больших городов. Дальнейшее совершенствование линейно – функциональной структуры приводит Матричным организационным структурам. Эта структура впервые была использована в американском авиастроении. Эти структуры объединяют линейное и программно – целевое управление. В такой структуре вводится горизонтальные связи. Исполнитель имеет 2 или более руководителей, которым он подчинен. При таком управлении разрабатывается программа достижения цели, в качестве полновластного руководителя назначается руководитель программы (проекта) (в его руках находятся финансовые, материальные и человеческие ресурсы). Для разрешения проблемы двойного подчинения создается совет руководителей, куда входят руководители отделов и проектов.