Шпаргалка по "Теории организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория организации".

Файлы: 1 файл

шпора по госам[1] (1).docx

— 391.82 Кб (Скачать)

1.Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.

Организация (формальная организация) – социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей.

Требования к организации: Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы; Наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы; Наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель.

Организации могут  быть: в зависимости от функций, выполняемых в обществе: производящие, политические; интегративные; организации поддерживания образцов (традиций); правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие; бюджетные и не бюджетные; общественные и хозяйственные; формальные и неформальные; государственные, муниципальные, частные.

Кроме того, различают  организации по: отраслевой принадлежности: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и другие; самостоятельности принятия решений: головные/ материнские, дочерние и зависимые.

Статус правительственной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. Например, чиновники из аппарата Президента РФ не могут возглавлять коммерческие структуры; чиновники из аппарата Госкомимущества РФ не могут вкладывать свои средства в акции приватизируемых организаций. К неправительственным организациям относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.

Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств. Не бюджетные организации сами изыскивают источники финансирования.

Общественные  организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.

Формальные  организации — это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица. Неформальные организации — это незарегистрированные в государственном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам.

Организация имеет  свой жизненный цикл, который состоит из 6 этапов: 1)рождение 2)детство 3)юность 4)зрелость 5)старение 6)возрождение.

  1. Рождение, где главная цель организации - выживание, что требует от ее руководства веры в успех, готовности рисковать, неистовой работоспособности.
  2. Детство - стадия высокого риска, где происходит несоразмерный, по сравнению с изменением управленческого потенциала, рост организации. Главная цель организации на этой стадии - кратковременный успех и обеспечение бурного роста.
  3. Юность - Главная цель организации - обеспечение ускоренного роста, полный захват своей части рынка.
  4. Зрелость организации связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией.
  5. Старение характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких структурах управления. Главная задача организации в данный период - борьба за выживание и стабильность.
  6. Возрождение организации - приход новой команды менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуществлять программы внутренней перестройки, изменять структуры управления. В руководстве организации появляется лидер, способный "встряхнуть" всю структуру управления. Главная цель в этот период - оживление организации.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу  в эффективную целенаправленную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. Именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый феномен нашего века: врыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят  они от организации.

Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организации могла добиваться успеха в своей деятельности. Такое вертикальное разделение управленческого труда, образует уровни управления (технич., управленч., институц.). В любой орг. осуществляется и регулирование и управление. Управление осуществляет высшее руководство, а регулированием занят средний и частично низший уровень. 

2. Эволюция теории управления с позиции выделения различных школ и подходов.

До 19 в. не было целостной  науки по управлению организацией. В начале 19 в. Оуэн занимался проблемами достижения целей организации с помощью выделения человеческого фактора.1911 год - книга Фредерика Тейлора «научное управление» - дата рождения менеджмента. Тейлор предложил систему знаний о том, как организовать работу других. Сформулировал 4 принципа:

  1. разделение ответственности м/у менеджерами и рабочими за результаты работы;
  2. кооперация;
  3. научный подход для определения способов выполнения задач;
  4. научный подход к подбору персонала.

Школы управления и их вклад в развитие науки:

  1. школа научного управления (1885-1920) Создатели: Тейлор, Френк, Гилберт, Гантт. На основе научного анализа содержания работы и определения ее основных компонентов, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Важный вклад этой школы:
  • систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности, ключевой элемент в данном подходе - люди, которые производили больше, вознаграждались больше;
  • отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и их обучение;
  • обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения их задач;
  • отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.
  1. классическая или административная школа в управлении (1920-1950) Научное управление - управление производством. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Создатели: Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д Мун. Взгляд на организацию с точки зрения широкой перспективы, определение общих характеристик и З-номерностей организации. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, которые приведут организацию к успеху. Главный вклад Файоля - он рассмотрел управление, как универсальный процесс, состоящих из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
  1. Школа человеческих отношений (1930-1950) Поведенческие науки. Создатели: Мери Паркер, Фоллет и Элтон Мэйо. Элтон Мэйо выяснил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая ЗП не всегда ведут к улучшению производительности труда. На производительность также влияет сплоченность коллектива. Исследователи психологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Сосредоточение на методах налаживания межличностных отношений, которые всегда будут способствовать повышению эффективности как отдельного работника так и орг-ции в целом.
  2. количественный подход. (1950-по н. в.) исследование операций и модели. Любую задачу можно формализовать. Исследование операций - это применение методов в научных исследованиях к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывала модель ситуации. Модель - это форма представления реальности, которая может облегчить понимание реальности. После создания модели переменным задаются количественные значения. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и колич. значениями.
  3. процессный подход рассматривает управление, как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
  4. системный подход - организация как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Различаются открытые и закрытые системы: открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является само обеспечивающейся. Она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Все организации являются открытыми системами; закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
  5. ситуационный подход - пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями.

 маркетинговый подход связан с определением, прогнозированием, удовлетворением потребностей, через маркетинго-ориентируемую систему и структуру управления (дивизиональная, матричная, проектная).

 

 

3. Культура организации, социальная ответственность и этика менеджмента.

Организационная культура – система убеждений, норм поведения, установок, определяющих как должен вести себя человек в данной организации.

Этапы формирования организационной культуры:

  1. выработка миссии организации, определение стратегии, основных целей и ценностей;
  2. изучение сложившейся организационной культуры;
  3. разработка организационных мероприятий, направленных на формирование, закрепление, развитие желательных ценностей и образцов поведения;
  4. целенаправленное воздействие на организационную культуру, с целью изжить негативные ценности и развить установки, способствующие развитию в организации разработанной стратегии;
  5. оценка воздействия на организационную культуру.

Составляющие  организационной культуры:

  1. ценности, установки, приоритеты работников;
  2. система отношений, определяющая восприятия работниками организации;
  3. поведенческие нормы;
  4. действия и поведения работников в конкретных ситуациях;

Управление связано с  общественностью. В начале 20 века некоторые  руководители бизнесом выражали уверенность, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы  общественность оказывалась в выигрыше. Эндрю Карнеги вложил 350 млн $ в социальные программы и т.д. Карнеги рассматривал доктрину капиталистической благотворительности.

В 50-х годах появился первый труд на темы социальной ответственности - книга Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена» Социальная ответственность:

  • организация, как экономическая единица должна заботится только об эффективном использовании своих ресурсов. Организация, выполняющая функции производства продукции и услуг, обеспечивает одновременно работу для акционеров и максимальную прибыль для акционеров. (поддерживалось Милтоном Фридманом);
  • организация - это сложная часть среды, включающая множество составляющих от которых зависит существование самой организации. Организации несут ответственность перед обществом помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости и не нарушения З. Поэтому часть ресурсов должна быть направлена по социальным каналам, т.е. защита среды обитания, здравоохранение, безопасность гражданского права, защита интересов потребителей (Поддержка - Кит Девис).

6 способов  реализации компанией своей этической  и социальной ответственности:

  • компания формирует свой этический кодекс;
  • воспитывают в своих служащих приверженность к высоким моральным нормам;
  • проверяют честность работников;
  • вводят в свои структуры должности внешних руководителей, отвечающих за проблемы общества и окружающей среды;
  • занимается благотворительностью;
  • совершенствует технологии с целью уменьшения количества отходов и защиты окружающей среды.

2. Этические нормы  в отношении службы:

Каждый служащий должен:

  • честно и добросовестно нести службу;
  • соблюдать принципы иерархического подчинения, относясь со вниманием к указаниям вышестоящих  и требуя такого же внимания от нижестоящих не только по закону, но и по совести;
  • не выполнять явно незаконных и преступных указаний вышестоящих;
  • отказаться от действий, которые могут создать впечатление о наличии личных  материальных интересов;
  • в поведении, образе жизни, внешнем виде придерживаться принципа умеренности, добровольного отказа от всего, что может нанести ущерб достоинству органа власти, который он представляет не только во время службы, но и вне служебных обязанностей;
  • не использовать служебное положение для личных целей, для получения особых привилегий для себя и кого бы то ни было;
  • не принимать участия в действиях, не пропагандировать идеи, унижающие или порочащую любую группу или лицо по расовому, национальному, религиозному, политическому, половому и иным аналогичным признакам;
  • выражение своих  политических, религиозных и этнических симпатий должно быть полностью отделено от исполнения служебных обязанностей;
  • воздерживаться от разглашения конфиденциальной информации, доступ к которой он имеет в связи с выполнением своих служебных обязанностей;
  • информировать вышестоящих лиц об обстоятельствах, могущих препятствовать качественному выполнению им своих служебных обязанностей;
  • информировать общественность, отдельные группы населения или отдельные лица о деятельности органов власти в пределах своей компетенции;

повышать профессиональную квалификацию.

 

 

 

 

 

 

4. Функции маркетинга в организации. Инструментарий маркетинга.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"