Шпаргалка по "Теории организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория организации".

Файлы: 1 файл

шпора по госам[1] (1).docx

— 391.82 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.Понятие и  административно-правовой статус  органов исполнительной власти.Система органов исполнительной власти.

 

Орган исполнительной власти - это организационно-правовой институт,

представляющий собой  структурно обособленную единицу государственной

администрации, посредством  которого реализуются управленческие функции

исполнительной власти и  совершаются юридически значимые действия от имени

государства.

Основная задача органов  исполнительной власти

- осуществление управленческих  полномочий в отношении иных  субъектов

административного права.

Административная правосубъектность (право- и дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента их образования.

     Основными чертами,  характеризующими административно-правовой  статус органов исполнительной  власти, являются:

-  наличие установленных  правовыми нормами задач, функций  и компетенции, содержание и  объем которых определяет место  органа в системе исполнительной  власти;

- организационная, функциональная  и юридическая обособленность;

- подчиненность по линейному  или функциональному принципу  в иерархическом порядке, подотчетность  и подконтрольность нижестоящих  органов вышестоящим, обязательность  исполнения распоряжений вышестоящих  органов, изданных в пределах  их компетенции и предмета  ведения;

- оперативная самостоятельность  в пределах компетенции;

- подзаконный характер  деятельности.

- подконтрольность законодательным  и судебным органам и поднадзорность  прокуратуре по вопросам законности  действий и решений;

- право издания правовых  актов определенного вида и  юридической силы;

- способ образования, реорганизации  и упразднения;

- финансирование из государственного  бюджета (федерального

или местного);

- оформление правового  статуса этого органа положением, утверждаемым вышестоящим органом,  или законом.

Ядро административно-правового  статуса органа исполнительной власти

составляет компетенция, выражающая меру власти, которой он наделен для

выполнения определенных задач. Компетенция - это строго определенный

нормативно-правовыми актами объем властных полномочий (прав) и  обязанностей

органа исполнительной власти в отношении установленного для  него предмета

ведения.

      Основными  чертами компетенции органа исполнительной  власти являются:

1.нормативное происхождение

2.императивность

3.неотчуждаемость: компетенция   не может быть передана, за  исключением предусмотренных законом  случаев делегирования полномочий.

Делегирование должно осуществляться только на основе закона

Обязанности органов исполнительной власти можно подразделить на общие  и

специальные. К общим относятся  обязанности действовать на основе принципов законности, соблюдения и  уважения прав и свобод человека и  гражданина, гуманизма, гласности.

Специальные обязанности  связаны со спецификой функций органов  исполнительной

власти и определяются соответствующими законами и положениями.

Орган исполнительной власти как субъект административного  права имеет свою

организационную структуру  и штаты. Штатным элементом структуры  органа является должность. Структура  состоит из руководства (руководителя и его

заместителей) и аппарата управления. Компетенция руководства  определяется

соответствующими правовыми  актами. Аппарат органа исполнительной власти

включает его структурные  подразделения (управления, департаменты, отделы и

т.д.) и их должностных лиц. Штаты органа определяются штатным

расписанием, которое утверждается его руководителем. Штатное расписание

- это правовой документ, в котором закреплено, кто, какие  функции осуществляет и

за что отвечает. Оно  определяет перечень структурных подразделений, их

наименование, должности, оклады.

     Администр. парвоспособность и дееспособность органов исполн. власти возник. одновр. с их образованием и опред. компетенции; прекращ-ся в связи с их упразднением.

Образование, структура, порядок  деят-сти и компетенция орг. исп. власти

определены и закреплены в соотв. законах, положениях и иных норм. актах.

     Адм.-правовой статус орг. исп. власти как статус коллект. субъекта

состоит из след. блоков:

     целевого (включает  нормы о целях, задачах, функциях, принципах деят-сти;

     организационно-структурного (предусматривает правовые предписания,

регламентирующие: порядок  образ-я, реорганизац. и ликвидации; структуру;

линейную и функциональную подчиненность);

     компетенционного  - совокупность властных полномочий и подведомственности

(компетенция в области  планирования, контроля и т.д.).

     Виды:

1. В соотв. с федеративным  гос. устр-вом различают:

а) федеральные органы исп. власти;

б) органы исп. власти субъектов  РФ.

2. В завис-сти от объема и хар-ра компетенции:

     органы общей  компетенции, кот. осущ-ют управление большинством отраслей

их сферы деят-сти;

     органы спец. компетенции – кот. осущ. отраслевое, межотраслевое

(функциональное) или смешанное  управление;

     органы отраслевой  компетенции – осущ. рук-во отдельными сферами или

отраслями управл-я.

     органы внутриотраслевой  компетенции – руководят в  рамках отраслей

порученными участками работ (напр., территор. органы федеральных министерств);

     органы межотраслевой  (функциональной компетенции) –  выполняют общие

специализированные функции  для всех или большинства отраслей и сфер упр-я;

     органы смешанной  компетенции, т.е. органы, имеющие  признаки как

отраслевой, так и межотраслевой  сферы деят-сти.

     3. В завис-стиот организац.-правовой формы.

признак, по кот. органы исп. власти подраздел-ся на: правительства, министерства, гос. комитеты, комитеты, службы, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т.д.

4. По порядку разрешения  подведомственных вопросов органы  исп. власти

подраздел-ся:

а) на единоначальные – органы, в кот. решающая власть по всем вопросам

их компетенции принадлежит  возглавляющему данный орган руководителю;

б) коллегиальные – организационно и юридич. объединен. группы лиц, кот.

принадлежит приоритет в  принятии решений по всем вопросам компетенции данных

органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Государственное регулирование экономики: сущность, цели и принципы.

ГРЭ - система мер Законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными гос. учреждениями по управлению экономикой страны и внешнеэкономической деятельностью. Регулированием экономики занимается не только государство. К общественным организациям, которые участвуют в регулировании экономики можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии.

Неправомерно считать, что  ГРЭ призвано подправлять недостатки и просчеты рынка, покрывать его  провалы. Дело состоит в том, что  рыночная система не в состоянии  самостоятельно разрешить сложнейшие экономические проблемы, трудности  и противоречия социально-экономического развития, защитить национальные интересы страны на мировой арене.

Объекты ГРЭ (чем управляют):

1. макро уровень национальной экономики – вопросы, касающиеся всей страны - денежное обращение, занятость населения, окружающая среда и экология, а также наднациональный уровень межгосударственных союзов (например, Европейский Союз).

2. мезо уровень - остальные вектора экономики (АПК, ВПК), крупные отрасли, регионы страны. На этом уровне ГРЭ является составной частью промышленной политики страны.

3. микро уровень - хозяйствующие субъекты (предприятия, фирма, продавцы, покупатели).

Субъекты ГРЭ (кто управляет)– наднациональные, национальные, федеральные, региональные, муниципальные органы управления законодательной, исполнительной и судебной власти + Центральный Банк.

Генеральной целью ГРЭ является обеспечение экономической и социальной стабильности в обществе, укрепление государственного строя, приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Для этого необходимо решить прежде всего следующие задачи:

  • стабилизировать экономическую и политическую ситуацию;
  • навести порядок в управлении экономикой;
  • усилить государственные позиции внутри страны;
  • создать научно-технические предпосылки укрепления позиций в мире;
  • сделать российскую экономику открытой.

Наряду с генеральной целью  можно обозначить целый ряд более  частных экономических целей:

1. Экономический рост (желательно обеспечить максимальное количество продукции более высокого качества за максимально короткий срок с меньшими затратами).

2. Полная занятость (обеспечение работой всех кто желает ее получить)

3. Минимизация негативных  последствий рыночных процессов.

4. Социальная защита.

5. Стабильный уровень  цен. (Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен)

6. Справедливое распределение  доходов.

7. Охрана окружающей  среды и природных ресурсов.

Принципы ГРЭ:

  • государственное регулирование всюду, где необходимо;
  • конкуренция везде, где возможно;
  • «не помешай рынку»;
  • соблюдай «правила игры»;
  • обеспечение экономической свободы и эффективности предпринимательской деятельности;
  • социальная ориентация ГРЭ;
  • учет политической ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.Экономическая конкуренция и монополистическая деятельность. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства.

Конкуренция — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли. Важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых  фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.

Совершенная (чистая) конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену (хлеб, мука).

В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции  продавцами используются различные  методы конкурентной борьбы:

1) ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства;

2) неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д.

Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Неценовая конкуренция —  главное оружие монополистической  конкуренции. Особое значение в ней  приобретает реклама..

Олигополия — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

Олигополия характеризует  экономическую ситуацию, при которой  на рынке остается малое количество производителей-продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

Характерная особенность  олигополистического рынка —  взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

В условиях олигополии неценовые  методы конкуренции — от рекламы  до экономического шпионажа — оказываются  эффективнее, поэтому используются чаще.

Чистая монополия — это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

Понятие чистой монополии  обычно является абстрактным.

Понятие «монополия» имеет  двоякий смысл: под монополией понимают во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, — положение  фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над  рынком, прежде всего над ценой.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"