- «О конкуренции и организации монопольной деятельности». Федеральным органам исполнительной власти, органам гос власти субъектов РФ, органам МС запрещается принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов. Запрещается заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий фед органов исполнительной власти, органов гос власти субъектов РФ, органов МС между собой, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
- «О защите прав потребителей» Фед антимонопольный орган осуществляет гос контроль над соблюдением ЗРФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения З и иных нпа РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Федеральный антимонопольный орган вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей. В целях обеспечения безопасности Т (работ, У) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществляют контроль за качеством и безопасностью товаров. В целях защиты прав потребителей на территории МО ОМС вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей.
- «О товарных знаках,
знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров» - Товарный
знак и знак обслуживания - обозначения,
служащие для индивидуализации Товаров.
Сфера применения
Закона о конкуренции. Он распространяется на отношения,
влияющие на конкуренцию на товарных рынках.
Этот Закон регулирует два вида отношений:
отношения, возникающие в связи с монополистической
деятельностью и применением государственного
контроля состояния конкуренции на товарном
рынке (антимонопольная сфера в собственном
смысле), и отношения, складывающиеся в
связи с проявлением недобросовестной
конкуренции. Из сферы действия Закона
изъяты отношения, возникающие на рынке
финансовых услуг. Закон о конкуренции
предусматривает изъятие из сферы его
действия также отношений, связанных с
объектами исключительных прав (авторских,
изобретательских и др.). Такие права в
силу своей природы являются исключительными,
т.е. монопольными. Это изъятие имеет ограничение:
обладателю исключительных прав запрещено
умышленно их использовать в целях ограничения
конкуренции.
Закон о конкуренции распространяет
свое действие на всю территорию России.
Однако этим не ограничивается его
действие в пространстве. Закон может
применяться к действиям и
соглашениям, совершаемым или заключаемым
за рубежом, если их негативные последствия
могут проявиться на товарном рынке в
России, т.е. в Законе применена «доктрина
последствий». Действие Закона о конкуренции
распространяется на участников товарного
рынка — хозяйствующих субъектов (юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей).
Крут лиц, подпадающих
под действие Закона о конкуренции,
установлен широко с учетом нового
определения понятия хозяйствующих
субъектов, данного после внесения
и Закон и 1995 г. изменений. Действие
Закона распространяется на российские
и иностранные коммерческие организации
и их объединения, а также на некоммерческие
организации, занимающиеся предпринимательской
деятельностью. Применим Закон и к отношениям
с участием физических лиц.
В отличие от аналогичных
законов стран с развитой рыночной
экономикой российский Закон признает
субъектами монополистической деятельности
не только хозяйствующих субъектов,
но и органы исполнительной власти
и местного самоуправления. Следовательно,
действие Закона о конкуренции распространяется
и на отношения с участием этих
органов.
14. Маркетинг услуг
государственных и муниципальных организаций.
Государственный
и муниципальный маркетинг - определение, прогнозирование конечных
потребностей населения МО или субъекта
РФ с целью их удовлетворения.
Маркетинговый
подход в управлении гос. и мун. структурами
требует решения следующих задач:
- выделение отдельных регионов и организаций, которые в наибольшей степени нуждаются в государственной поддержке, а ускоренное развитие которых обеспечит решение назревших социально-экономических проблем;
- регулирование спроса и предложения на отдельные виды Т и У;
- обоснованное формирование гос заказов на военную технику, объекты строительства, с/х продукцию;
- определение паритетов на отдельные целевые программы государственного и муниципального уровня.
В компетенцию местных
органов управления входит обеспечение
бытового обслуживания населения. Государственные
и муниципальные организации оказывают
услуги:
- социальные (пенсии, пособия);
- образования;
- бытовые;
- связи;
- здравоохранения.
Процесс приватизации в этих
отраслях внес существенные изменения
и дополнения в функции муниципалитетов.
Многообразие форм собственности породило
и многообразие форм предоставления
бытовых услуг в соответствии
с особенностями и спецификой
различных регионов России. Т.о., региональные
органы гв, органы МСУ заинтересованы
в проведении комплексных маркетинговых
исследований в сфере обслуживания, а
также исследований рынков конкретных
видов сервиса. Подобные исследования
рынка будут способствовать получению
полной и достоверной информации о существующих
потребностях населения региона в услугах,
их дифференциации по отдельным группам
потребителей, а также о тенденциях их
изменения. Проведение региональных маркетинговых
исследований сферы обслуживания поможет
в решении проблем функционирования территориального
комплекса услуг, а также будет содействовать
постановке и достижению целей региональных
органов управления в отношении регулирования
сферы обслуживания. В настоящее время
некоторые виды сервиса в отдельных населенных
пунктах практически не предоставляются.
Наблюдается превышение спроса на отдельные
виды услуг над предложением. Комитету
потребительских товаров и услуг рекомендуется
провести исследование по выявлению спроса
и предложения на конкретные виды услуг,
с целью принятия мер по регулированию
ситуации. Комитетам по бытовому обслуживанию
населения при областной администрации,
а также подразделениям районных и городских
администраций, курирующих территориальную
сферу услуг, рекомендуется провести исследования
местного рынка бытовых услуг с целью
выявления видов обслуживания, жизненно
необходимых для населения (минимальных
потребностей в бытовых услугах), предоставление
которых недостаточно или, тем более, отсутствует
совсем. Рекомендуется также провести
исследование степени удовлетворения
минимальных потребностей населения в
бытовых услугах.
Предприятиям, специализирующимся
на предоставлении услуг населению,
в том числе и бытовых, рекомендуется
исследовать территориальный рынок
обслуживания с целью выявления
сегментов рынка. Рекомендуется
также выявить виды услуг, предоставление
которых недостаточно развито или
пришло в упадок. Тем самым предприятия
сервиса, используя возможность
получения прибыли на незанятом
сегменте рынка, одновременно улучшат
ситуацию на рынке обслуживания населения.
Цели маркетинга:
- определение потребностей,
- комплексное изучение предложения, существующего на рынке;
- определение наиболее выгодных с точки зрения получения прибыли каналов продвижения Т и У;
Инструмент, определяющий потребности
- сегментация рынка. Сегментация Рынка
- процесс разделения
множества потенциальных потребителей
на сегменты или группы потребителей с
близкими характеристиками, сходным поведением
на рынке.
Инструментарий маркетинга:
- методы маркетинговых исследований;
- методы маркетингового контроля;
- методы маркетингового планирования.
Функции
маркетинга:
- аналитическая функция: изучение рынка, потребителей, организационной структуры, структуры продукта, внутренней среды предприятия.
- производственная функция: производство новых Т, разработка новых технологий; материально-техническое снабжение; управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
- сбытовая функция: организация сервиса товародвижения; формирование спроса, стимулирование сбыта; проведение ценовой политики.
4) функция
управления и контроля: стратегическое
и оперативное планирование; информационное
обеспечение, организация системы коммуникаций,
организация контроля маркетинга (обратные
связи).
15. Сравнительный
анализ национальных систем управления
Сравнительный анализ американской
и японской систем управления.
Организационная
культура: США. Господствующий
в США принцип менеджмента может быть
охарактеризован как «каждый
за себя». Япония. Групповая ориентация
порождает у японца ощущение включенности
в деятельность той организации, куда
входит его группа. Понятие «корпоративный
дух» указывает преданность идеалам фирмы,
которая проявляется в виде многослойной
конструкции. Каждая компания имеет свой
фирменный стиль: рабочая одежда, девиз,
гимн, флаг. Установление неформальных
отношений с подчиненными и рядовыми работниками
– общие кафе, большие офисы без кабинетов,
совместное восхождение на гору Фудзияма.
Создание атмосферы свободы дискуссий,
поощрение энтузиастов и талантливых
людей, уважение и поощрение способностей
каждого, человеческое отношение к персоналу
и воспитание морали, что все члены большой
семьи. Традиции:
Принципиально важным моментом, определяющим
подход к практике управления, является
то, что традиционно американские управляющие
были ориентированы на некие индивидуальные
ценности и результаты. При этом вся управленческая
деятельность в американских компаниях
базируется на механизмах индивидуальной
ответственности. Идеальный американский
управляющий – лидер, сильная личность,
замыкающая на себя весь процесс управления
и способность заставить своих подчиненных
интенсивно работать и выполнять поставленные
перед ним конкретные цели. Японский управляющий
должен понимать характер своих подчиненных,
использовать их психологические особенности
для интенсификации труда, ориентировать
их деятельность в нужном направлении
с помощью неявных методов воздействия,
обеспечивающих добровольную ориентацию
на максимальную отдачу их производственного
и творческого потенциала. Менталитет.
США. «Будет день – будет пища» (живут
настоящим). Япония. «Забудь о сегодняшнем
дне, думай и заботься о завтрашнем.». Структура
управления: США. Высокопирамидальная.
Япония. Достаточно плоская. Отсутствуют
жесткие структуры управления, используются
проектные структуры управления. Процесс
принятия решений: США. Процесс планирования
и принятия решений в компаниях осуществляется,
как правило, отдельными индивидуумами,
которые и несут персональную ответственность
за их реализацию. Весь механизм принятия
решений и соответственно информационные
потоки ориентированы на отдельных лидеров,
заинтересованных в принятии и проведении
в жизнь таких решений, которые в максимальной
степени способствуют достижению целей.
При этом совершенно не обязательно, что
его коллеги будут поддерживать претворения
в жизнь принятого им решения, если оно
не соответствует целям и задачам, стоящим
перед их функциональной службой.
Преимущества - решение
принимается оперативно и окончательно.
Япония. «ритуал «ринги» - групповой
метод принятия решений. Ринги - это
письменный документ с предложениями
по тому или иному вопросу, подготовленный
менеджером одного из низовых подразделений
и направляемый по цепочке снизу
-вверх для получения одобрения
ответственных лиц на каждом уровне
управленческой иерархии. При такой
системе каждое решение подвергается
оценке и проверке всеми лицами,
которых оно может коснуться,
а в случае всеобщего одобрения,
это решение объединяет руководителей,
участвующих в его реализации,
т.к. они убеждены в его полезности
для компании в целом. Подготовка
каждого управленческого решения
требует при использовании подобной
процедуры, длительного времени. Однако
его реализация, как правило, проходит
значительно быстрее, чем в американской
компании.
В американской системе
управления одной из самых ценных
характеристик процесса принятия решений
является скорость его принятия, а
длительность обсуждения и выбора того
или иного варианта, приравнивается
к плохой работе и низкой квалификации
менеджера. Гарантии занятости и
мотивации. США. Методы: привлечение
временных работников в периоды
цикличного подъема; маневрирование трудовыми
ресурсами в рамках компании; переквалификация
работников и обучение их новым специальностям;
сокращение рабочей недели в период
ухудшения конъюнктуры; предложение
внеочередных отпусков и досрочного
выхода на пенсию. Япония. Особенностью
найма рабочих и служащих в
крупных корпорациях, является так
называемая «система пожизненного найма»,
согласно которой работник, принимаемый
на службу после окончания учебы,
работает в данной корпорации вплоть
до выхода на пенсию. Постоянный работник
крупной компании находится в
относительно привилегированном положении
по сравнению с другими категориями
работников. Он застрахован от безработицы.
Постоянному работнику крупной
компании гарантируется устойчивая
заработная плата. Зарплата складывается
из трех компонентов: базисная оплата
+ многочисленные надбавки + бонусы. Оплата
труда по старшинству теснейшим
образом связана с системой должностного
продвижения по старшинству. И хотя
должное способностям и уровню образования
людей отдается, определяющим критерием
является возраст и стаж. При переходе
в другую фирму стаж работы начинается
с нуля. Зарплата у всех работников
данной должности с одинаковым стажем
будет одной и той же, причем
она не является секретом. Зарплата
высшего руководства компании не
может превышать зарплату рабочего
более чем в 10 раз. Поскольку с
повышением эффективности производства
руководство фирмы повышает зарплату
всем работникам, в Японии принято
помогать друг другу. «З/п прямо пропорционально
зависит от достигнутого результата группы
и различия в ней для отдельной категории
работников в группе не превышает 10 %, чем
снимаются внутренние противоречия в
бригаде или в отделе». «Труд сейчас –
деньги потом» - национальный девиз.