Экономика любого
хозяйствующего субъекта в той или
иной мере строится на определении
и использовании его сильных
сторон. Выявление преимуществ позволяет
сконцентрировать максимум усилий и
ресурсов на такой деятельности, в
которой преимущества проявляются
в большей степени. Это дает возможность
оптимизировать издержки всевозможных
ресурсов таким образом, чтобы обеспечить
требуемые темпы развития видов
деятельности, в которых достигается
наибольшая отдача. Можно сказать, что
оптимизация издержек является важным
ресурсом, правильное использование
которого позволяет обеспечить стабильность
и повысить уровень экономической
эффективности развития.
Вид деятельности,
в котором используется преобладающая
доля ресурсов и создается наибольшая
часть дохода, определяет специализацию
хозяйствующего субъекта. Какие данные
можно использовать в качестве исходных
для определения специализации хозяйствующего
субъекта?
Различаются исходные
данные для определения специализации
регионов в разных странах. Отличительной
особенностью России в этом плане
является наличие значительного
числа регионов, или субъектов
федерации. Часть этих субъектов
по некоторым параметрам (размеры, численность
населения, объемы производства и потребления
продукции) превосходит отдельные
государства. Для такой большой
страны, как Россия, правильная оценка
специализации региона особенно
значима, поскольку величина экономии
издержек, требуемых для реализации
мероприятий региональной политики,
на уровне субъекта федерации может
составлять довольно большую сумму.
Если ограничиться
показателями, характеризующими непосредственно
специализацию региона, то в большинстве
источников упоминаются лишь два коэффициента:
коэффициент локализации и коэффициент
душевого производства.
Коэффициент локализации:
показывает, во
сколько раз концентрация данной
отрасли в данном регионе больше
или меньше, чем в целом по стране.
Расчеты коэффициента локализации
производятся по валовой товарной продукции,
основным промышленнымфондам
Кл=(ОР/ПР*100)/(ОС/ПС*100)
ОР – отрасль региона
ОС – отрасль страны
ПР- промыш пр-во региона
ПС – промыш пр-во страны
Коэффициент душевого
производства (КД):
При расчете
коэффициента можно использовать общую
численность населения (соответственно,
региона и страны), либо только численность
экономически активного населения
(занятого в производственной деятельности).
Если значение коэффициента локализации
для какого-либо субъекта окажется
больше единицы, то рассматриваемая
отрасль является отраслью специализации.
КД = (СР/ОС*100)/(НР/НС*100)
НР – население региона
НС- население страны
Следует отметить,
что обширная статистическая информация
для расчета указанных коэффициентов
содержится в статистических сборниках
«Регионы России. Социально-экономические
показатели».
Для расчета
коэффициентов данные из следующих
таблиц сборника «Регионы России»: «Объем
промышленной продукции», «Отраслевая
структура производства промышленной
продукции», «Стоимость фиксированного
набора потребительских товаров и услуг»,
«Численность населения».
78. Оценка
уровня развития региона на
основе расчетов ИРЧП
Индекс развития
человеческого потенциала - это экономический
индекс, применяемый ООН для характеристики
качества жизни в различных странах.
Уровень жизни и качество жизни
- это разные понятия, и их нельзя
смешивать. Уровень жизни характеризует
лишь уровень материального благополучия,
то есть степень удовлетворения людьми
материальных потребностей; средний
уровень жизни в стране - достаточно
хорошо отображает такой показатель,
как ВВП на душу населения. Качество
жизни включает в себя также «нематериальные»,
или лучше сказать - «неденежные»,
не выражаемые в деньгах и не определяемые
одними лишь деньгами, аспекты жизни людей:
их здоровье и продолжительность жизни,
возможности для отдыха и досуга, для культурного
развития и самореализации, доступ к знаниям.
Ясно, что объективно охарактеризовать
качество жизни граждан какой-либо страны
очень трудно - именно потому, что качество
жизни - чрезвычайно сложное и многогранное
понятие, и его никак невозможно выразить
в долларах или евро. Здесь необходимо
использовать какой-то интегральный показатель.
ИРЧП - интегральный
показатель, включающий в себя три
показателя: 1) уровень жизни, оценённый
через ВВП на душу населения (в
долларах США) при паритете покупательной
способности (ППС); 2) среднюю ожидаемую
продолжительность жизни при
рождении и 3) индекс образования (уровень
грамотности взрослого населения
и совокупная доля учащихся в населении).
Самый важный момент:
при расчёте ИРЧП берётся не номинальный
ВВП на душу населения, а именно ВВП,
рассчитанный по паритету покупательной
способности.
ИРЧП относится
к x-индексам, которые могут принимать
значения от нуля до единицы. Индекс развития
человеческого потенциала, в конечном
итоге, определяется как среднее
арифметическое от трёх предварительно
рассчитанных x-индексов - индекса продолжительности
жизни, индекса образования и
индекса ВВП на душу населения.
ИРЧП следует
рассматривать, как главный критерий
успешности социально-экономической
политики государства. Повышение качества
жизни есть стратегическая цель государства,
а рост ВВП - не более чем средство
для достижения этой стратегической
цели.
Если ИРЧП страны
превышает 0,8, то данная страна относится
ООН к странам с высоким
развитием, если ИРЧП от 0,5 до 0,8 - то это
страна со средним развитием, и при
ИРЧП ниже 0,5 - страна с низким развитием.
Россия в 1992 году
занимала 52-е место, но уже к 1995 году
вследствие экономических реформ Ельцина
- Гайдара - Чубайса откатилась на 114-е!
К 2004 году РФ сумела как-то приподняться
на 57-е место, но затем (в славные-то
годы путинского «процветания» и
высоченных цен на нефть!) она снова
начала опускаться. В 2005-м - 62-е место,
в 2007-м - 67-е.
79. Расчет
норм управляемости в структурах
управления
Организационная
структура управления определяет результативность
взаимодействия подразделений и
эффективность функционирования управляющей
системы в целом. Она должна строиться
с таким расчетом, чтобы обеспечивать
достижение целей организации с
наименьшими затратами трудовых,
материальных и финансовых ресурсов.
В крупных организациях
больше подразделений многочисленнее
и разнообразнее связи между
ними, а поэтому масштабнее и сложнее
управленческая структура.
Норма управляемости
- предельное число подчиненных, которыми
можно эффективно руководить. Ее средняя
величина составляет 7-10, в том числе
на высших «этажах» организации - 4-5, а
на нижних, при выполнении простых
работ, может достигать 20-30 и даже
значительно больше
Целесообразным
при этом использовать коэффициент
управляемости (Ку), представляющий собой
отношение нормы управляемости (Н) к масштабу
управляемости (М):
При Ку > 1 потенциал
субъекта управления используется с недостаточной
эффективностью.
При Ку < 1 субъект
управления перегружен, управляемость
снижена.
Оптимальным представляется
соотношение системы управления,
когда Ку - 1. При этом управляющая способность
субъекта управления соответствует сложности
объекта управления.
Нормы управляемости
организационных структур определяют
адаптивность органи-заций к внешней среде.
Факторы влияющие
на величину НУ:
- Характер деятельности
- Уровень знаний руководителя
- Новизна и сложность работ
- Стабильность управленческой структуры
- Состояние орг культуры и морального климата
- Физ и псих состояние участников УП
- Величина полномочий
80. Бюджетная система
и бюджетное устройство РФ
Бюджетная система - это совокупность бюджетов гос-ва, административно
– территориальных образований, самостоят-х
в бюджетном отношении госуд-х учреждений
и фондов, основанная на эконом-х отношениях,
государственном устройстве и правовых
нормах.
Организация взаимосвязей между звеньями
бюджетной системы осуществляется
с помощью:
бюджетного и налогового зак-ва
РФ;
бюджетного регулирования;
гос. и муниц. финансового контроля.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную
систему РФ как основанную на экон.отношениях
и государственном устройстве РФ, регулируемую
нормами права совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных
бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
В упорядоченной БС России можно
выделить следующие уровни:
-фед-й бюджет; -бюджеты суб-в
РФ; -бюджеты республик; -област-е, краевые
бюджеты; -бюджеты автон-х округов; -бюджеты
г. Москвы и Санкт – Петербурга; -местные
бюджеты.
Под федер. бюджетом принято понимать
основной фин-й план страны в целом, ежегодно
принимаемый высшим зак-м органом гос-ой
власти – Фед. Собранием. Через фед. бюджет
осуществляется перераспределение ВВП
и нац-го дохода в рамках всего гос-ва.
Фед-й бюджет рассм-ся как гл. объединительный
инструмент всей фин-ой сис-мы РФ. Но это
справедливое утверждение можно толковать
двояко.
Во – первых, гос-й бюджет несет
основную часть расходов, куда входят
и средства, выделяемые союзными республиками,
необходимые для их жизнед-ти.
Во – вторых, с позиций федерализма
фед. бюджет является объединяющим фактором,
поскольку его средства расходуются в
интересах всего населения гос-ва, а средства,
выделяемые для поддержки субъектов Федерации,
используются в целях выравнивания бюджетной
обеспеченности их бюджетов.
Следующим после фед-го бюджета звеном
БС РФ являются бюджеты суб-в Федерации
(рег-ые бюджеты), которые представляют
собой обособленную часть БС. Они (вне
зависимости от меры своей автономии)
составляют именно часть целого, пока
существует целостность гос-ва. Региональные
бюджеты являются символом и гарантом
регион-ой обособленности, независимости,
самос-ти и ответственности.
Совершенно обособленным понятием
в стр-ре бюджетного устр-ва России
является понятие консолидированного
бюджета, который предст-ет собой свод
бюджетов всех уровней БС РФ на соответствующей
территории (ст. 6 БК РФ).
Консолидированный бюджет РФ – это
фед-ый бюджет и консолидированные бюджеты
субъектов РФ. Консолидированный бюджет
суб-та Федерации составляют бюджет самого
субъекта и свод бюджетов находящихся
на его территории муниц-х образований.
Консолидированные бюджеты позволяют
получить полное представление обо всех
доходах и расходах региона или Федерации
в целом.
БК, который был принят в 1998 г.,
а также его последующие редакции, расширил
понятие БС, включив в нее бюджеты государственных
внебюджетных фондов. Подобное расширенное
толкование введено впервые. Можно сказать,
что существует «нетто – бюджет», в который
включены три уровня бюджетов, и «брутто
– бюджет», состоящий из «нетто – бюджета»
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов.
В 1995 г. был принят
закон РФ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ», который
ввел понятие – муниц-ое образование.
Бюдж-ое
устройство– это основанная
на правовых нормах орг-ия системы взаимосвязей
не только между звеньями бюдж-й сис-ы,
но и между участниками бюдж-го процесса,
включающей кроме принципов построения
бюдж-ой системы также принципы и методы
разграничения бюджетных полномочий,
требования и правила формирования и исполнения
самих бюджетов, межбюд-жетные отношения
и ответ-сть за нарушение бюджетного зак-ва
РФ.
Принципы:
Единство бюдж-ой
системы основано на единой денеж. системе,
единством правовой базы построения и
исполнения Б, гарантирующими единые правила
поведения участников бюдж-го процесса
и единый порядок применения санкций за
нарушения бюдж-го закон-ва РФ, ед-й порядок
финансир-я расходов Б всех уровней БС
РФ, ведения бухг-го учета сред-в федер-го
Б.
Принцип разграничения
дох-в и расх-в по уровням БС
Принцип самос-сти
бюджетов означает:
- право закон-ых
органов гос. власти и органов местного
самоупр на соот-ем уровне БС сам-но осуществлять
бюджетный процесс;
- наличие собственных
источников доходов бюджетов каждого
уровня;
- закон-ое закрепление
регулирующих доходов бюджетов,;
- право органов
гос-ой власти и органов местного самоупр-я
самостоятельно в соот-ии с законодат-ом
определять направления расходования
средств и источники финансирования дефицитов
соот-их Б;
- недопустимость
изъятия доходов, дополнительно получен-ных
при исполнении законов о Б, сумм превышения
доходов над расходом Б и сумм экономии
по расходам Б;
- недопустимость
компенсации за счет Б др. уровней потерь
в доходах и допол-х расходов, возникших
в ходе испол-я зако-нов о Б.
Самостоятельность
бюджетов предполагает, прежде всего,
право законодательных органов
власти самост-но осущ-ть бюджетный процесс.
Принцип полноты
учета бюджетных доходов и
расходов Б
Принцип сбалансированности
Б предполагает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета
и поступлений из источ-ников финансирования
его дефицита.
Принцип эффективности
и экономности использования
Б средств
Принцип общего
(совокупного) покрытия доходов означа-ет,
что бюджетные доходы и поступления не
могут увязаться с определенными расходами
бюджета, за исключением доходов целевых
бюджетных фондов.