– применение экономических
механизмов и регуляторов;
– федеральные
программы регионального развития;
– создание особых
экономических зон.
64.Особенности
управления социальной сферой
на региональном уровне
Значимость
социальной сферы трудно
переоценить, где бы
ни проводилась подобная политика в
этой области. В какой бы стране
не жили люди, чьим интересам служит
социальная политика. Сфера социальной
политики — часть политики государства,
которая своими действиями смягчает
негативные последствия индивидуального
и социального неравенства,
социально-экономических потрясений
в обществе. Государственное
регулирование социально-экономических
отношений, будучи
одной из предпосылок
экономического развития общества и
особой формой управления, выступает
в качестве важнейшей составляющей
экономической политики
государства.
К компетенции
местных органов власти, наиболее
тесно связанных с населением,
относится решение многих вопросов:
социальной защиты населения, жилья, здравоохранения,
образования, транспорта, коммунального
хозяйства, экологии. Для управления
социнфраструктурой города местным органам
самоуправления необходим достаточный
уровень доходных источников местных
бюджетов.
Местные бюджеты,
являясь низовым звеном бюджетной
системы РФ, составляют ее фундамент,
не укрепив который нельзя кардинально
улучшить состояние социнфраструктуры
города в соответствии с функциями, возлагаемыми
на местные органы самоуправления.
Выполнение
социальных функций, возложенных
на государство, осуществляется
через систему законодательных
и исполнительных органов
власти на уровне Федерации, субъектов
РФ, муниципальных образований.
Управление социальными
процессами и социальной сферой
всех уровнях власти является
сложной и комплексной системой.
Комплексная система социальной
политики – деятельность государства,
общества «по согласованию интересов
различных социальных групп и
социально-территориальных общностей
в сфере производства распределения
и потребления».
Основной закон
нашей страны — Конституция РФ,
в полной мере отразила в своих
статьях положения Всеобщей
Декларации прав человека. Российская
Федерация согласно Конституции
РФ является социальным государством.
Цель проводимых в стране реформ –
построение социально ориентированной
рыночной экономики. Социальная политика
переходного периода характеризуется
тем, что она формируется в
условиях исторической совмещенности
процессов полного обновления
государства и общества.
Пассивность, неорганизованность,
социальная бесструктурность служат
питательной средой для
перекосов социальной политики
в сторону бесконтрольных и безответных
действий властей.
Основными целями
социальной политики государства
на современном этапе социально-экономического
развития России являются:
1. создание каждому
дееспособному гражданину условий,
позволяющих ему трудом, предприимчивостью
поддерживать собственное благосостояние;
2. усиление адресной
социальной поддержки со
стороны государства, в первую
очередь, слабозащищенных групп населения;
3. осуществление
комплексных мер и специальных
программ в области оплаты
труда и пенсионного обеспечения,
политики занятости;
4. реформирование
социальной сферы на основе
разумного сочетания принципов
платности и бесплатности услуг
здравоохранения, образования, культуры;
5. формирование
новой жилищной политики, общефедерального
рынка жилья, стимулирование
всех видов экономически
эффективного жилищного строительства,
изменение порядка оплаты
населением жилья и
коммунальных услуг.
Финансирование
социальных мероприятий, кроме бюджетов
всех уровней, также являются
внебюджетные социальные фонды:
пенсионный, социального страхования,
фонд обязательного медицинского
страхования, которые независимы
от федеральных, региональных и местных
бюджетов.
Переход к
рынку изменил содержание хозяйственного
механизма в стране, организационные
структуры отдельных его
частей, в т.ч. модернизировал
финансовую систему. Превращение
экономики России из административно-командной
системы в рыночную, привело
на практике к децентрализации
и ослаблению роли государства,
проявлением чего стало реформирование
государственной системы финансирования.
Один за другим возникли и
выделились из бюджетной системы
внебюджетные фонды, часть из
которых затем опять была консолидирована
в бюджеты в виде целевых
фондов.
Внебюджетные
фонды - один из методов перераспределения
национального дохода государства
в пользу определенных социальных
групп населения.
Государство мобилизует
в фонды часть доходов населения
для финансирования своих мероприятий.
Средства, обобществленные
внебюджетными фондами, используются
для процесса воспроизводства. Внебюджетные
фонды решают две важные задачи:
обеспечение дополнительными средствами
приоритетных сфер экономики и
расширение социальных услуг населению.
Органы местного
самоуправления и органы власти субъектов
Федерации в пределах своих
полномочий могут использовать
финансовые ресурсы для
проведения социальных программ.
65.Региональные
производственные объединения в
АПК.
Обеспечение экономического
роста в агропромышленном комплексе
включает две основные задачи:
сохранение и наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве путем повышения плодородия земель, развития племенного животноводства, совершенствования системы семеноводства, внедрения ресурсосберегающих технологий;
улучшение экономических условий для развития производства и предпринимательства в аграрном секторе, формирование эффективного механизма государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.
Агропромышленный
комплекс включает четыре сферы.
Первая сфера
состоит из отраслей промышленности,
производящих и поставляющих сельскому
хозяйству средства производства (сельхозтехнику,
удобрения), а также отраслей, занятых
производственно-техническим обслуживанием
сельского хозяйства.
Вторая сфера
— это сельское хозяйство (растениеводство
и животноводство).
Третья сфера
включает отрасли, обеспечивающие доведение
сельхозпродукции до потребителя (заготовка,
переработка, хранение, транспортировка,
реализация).
Четвертая сфера
— инфраструктура. Это дорожно-траспортное
хозяйство, связь, материально-техническое
снабжение, система хранения, складское
и тарное хозяйство, отрасли нематериального
производства на селе (образование, здравоохранение).
Российское село
переживает системный кризис, основными
проявлениями которого являются:
Ухудшение демографической ситуации в сельской местности. Сокращение численности сельского населения наблюдается в 75 регионах РФ и обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционными потерями.
Сельская бедность и высокий уровень безработицы сельского населения.
Снижение качества жизни в сельской местности, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры, сужение доступа селян к основным социальным услугам — образованию и здравоохранению.
Положительные тенденции наблюдаются в жилищном строительстве; развитии инженерной инфраструктуры. Однако уровень благоустройства сельского жилья остается низким.
Разрушение эволюционно сложившейся системы сельского расселения. По данным Госкомстата России, в период между переписями населения 1989 - 2002 гг. обезлюдело около 17 тыс. сельских населенных пунктов. Это обусловило выбытие из сельскохозяйственного оборота около 40 млн га земель и утрату социально-экономического контроля за многими исторически освоенными территориями, их одичание и потерю для нужд общества.
Аграрные предприятия
вступают в интеграционные процессы,
стремясь снизить риск, связанный
с производством, его зависимостью
от природно-климатических условий,
стихийностью рынка сельскохозяйственной
продукции, необходимостью повышения
конкурентоспособности производства.
Перерабатывающие предприятия также
стремятся обеспечить себе стабильные
доходы, благодаря наличию надёжной
сырьевой базы или рынков сбыта продукции.
Наиболее широкое распространение
на практике получили интегрированные
агропромышленные формирования в форме
простого товарищества, акционерного
общества, ассоциации, союза, потребительского
кооператива, холдинговой компании
При осуществлении совместной
деятельности без образования юридического
лица участники агропромышленного
объединения заключают договор
об образовании простого товарищества.
Самой распространённой организационно-экономической
формой агропромышленной интеграции является
акционерное общество, где формирование
взаимосвязей сельскохозяйственных товаропроизводителей
с перерабатывающими предприятиями
осуществляется на договорной основе,
с сохранением каждым участником
всех прав и обязанностей юридического
лица.
Более сложным агропромышленным
формированием является холдинговая
компания. В ней интеграционный процесс
инициируют не сельскохозяйственные товаропроизводители,
а перерабатывающие предприятия. Создание
агропромышленных объединений холдингового
типа возможно и целесообразно, если
наряду с несостоятельными предприятиями
потенциальным участником объединения
является крепкая в финансовом отношении
организация.
Более предпочтительными
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
являются кооперативные формирования,
так как они наиболее полно
отражают их интересы. Являясь учредителями
или членами кооператива, они
получают право перерабатывать свою
продукцию на условиях, устанавливаемых
ими самими, исходя из имеющихся
возможностей, самостоятельно распоряжаются
полученным доходом, избегая дополнительного
налогообложения. Регулирование экономических
отношений внутри кооператива и
с другими организациями достигается
различными путями, в том числе
посредством договоров и соглашений
о взаимовыгодном сотрудничестве.
Новым направлением интеграции
является создание финансово-промышленных
групп. Однако этот процесс идёт очень
медленно.
Анализ различных вариантов
взаимодействия предприятий АПК
позволяет сделать вывод, что
ни одна форма не обладает абсолютным
преимуществом перед другими, поэтому
закономерно развитие интегрированных
структур в соответствии с региональными
особенностями.
В связи с этим могут
быть выделены пять основных направлений
нормализации экономических условий
создания и функционирования агропромышленных
объединений:
§ институциональные преобразования;
§ взаимная экономическая поддержка
участников интеграции;
§ организация партнёрских экономических
отношений;
§ возрождение и адаптация к
современным условиям системы внутрипроизводственного
расчёта;
§ организационная, экономическая
и правовая помощь государства и всех
заинтересованных негосударственных
структур.
66.Принципы организации
межбюджетных отношений в регионе
Межбюджетные отношения
в Российской Федерации выступают,
как совокупность отношений между
органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Федерации и
органами местного самоуправления по
поводу разграничения и закрепления
бюджетных полномочий, соблюдения прав,
обязанностей и ответственности
органов власти всех уровней бюджетной
системы в области составления,
утверждения и исполнения бюджета.
Межбюджетные отношения
органов местного самоуправления с
федеральными органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов
Федерации строятся на основе принципов:
- взаимной ответственности;
- применения для всех муниципальных образований единой методологии оценки их финансовых потребностей, учитывающей их индивидуальные особенности;
- выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;
- компенсации местным бюджетам уменьшения их доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти регионального и федерального уровня;
- повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;
- открытости и гласности.
В России используются два
основных метода межбюджетного регулирования:
нормативы отчислений от регулирующих
федеральных и региональных налогов
и перераспределение средств
между бюджетами различных уровней.
На муниципальном уровне
средствами бюджетного регулирования
являются:
- нормативные отчисления от регулирующих доходов;
- безвозмездные перечисления, в том числе дотации и субвенции;
- средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
- средства, поступающие по взаимным расчетам от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.