1. Природный и географический
факторы.
2. Фактор внутренних
и внешних воздействий на политико-хозяйственную
систему.
3. Внутренние факторы,
прежде всего, традиции государственного
строительства, факторы, связанные с особенностью
соотношения влияния различных групп
населения на процесс становления государственной
власти.
Формирование
системы управления муниципальным
хозяйством должно опираться как
на анализ общих характеристик экономического
цикла, так и на особенности прохождения
данного цикла в конкретной стране,
регионе страны.
70.Муниципальный
заказ как инструмент экономической
политики.
Одним из важных
инструментов повышения эффективности
расходования средств местных бюджетов
является муниципальный заказ, размещаемый
преимущественно на конкурсной основе
Проблема муниципального
заказа на современном этапе развития
экономики России приобретает особую
остроту и значимость. Органическим
структурным элементом национального
хозяйства является общественный сектор
экономики, основу которого образуют предприятия
государственной и муниципальной
собственности. Деятельность этих предприятий
играет важную роль в социально-экономической
жизни страны и городов, формирует
для населения качественную внешнюю
среду.
Необходимость
"муниципального заказа" в современных
условиях определяется рядом важных
факторов, среди которых следует,
прежде всего, особый субъектный состав
участников экономических отношений
по поводу муниципального заказа: органы
местного самоуправления (заказчик) и
предприятия разных форм собственности,
в том числе муниципальные (исполнители),
которые должны действовать в
интересах всего местного сообщества.
Кроме того, важно учитывать особый
характер средств, используемых для
оплаты муниципального заказа, - средства
налогоплательщиков данного территориального
образования, а также острую необходимость
экономного и целевого расходования
этих средств. Существенную роль играет
и политика местных властей по
созданию условий для свободного
доступа предпринимателей как общественного,
так и частного секторов к получению
муниципального заказа на конкурсной
основе.
В России до настоящего
времени не создан эффективный механизм
управления муниципальным заказом,
что во многом объясняется отсутствием
четкого представления о содержании
и функциях муниципального заказа,
недостаточным развитием конкурентных
отношений на рынке локальных
общественных благ, слабой законодательной
базой на федеральном уровне.
Основные положения
о муниципальном заказе:
Муниципальный
заказ является одним из основных
организационно-управленческих инструментов,
позволяющих эффективно распоряжаться
бюджетными средствами муниципального
образования.
Муниципальный
заказ - это размещаемое на конкурсной
основе предложение органа местного
самоуправления хозяйствующему субъекту
выполнить работу (предоставить услугу,
поставить товар) в соответствии
с законодательно закрепленными
за ним функциями и оплачиваемую
из средств местного бюджета. В более
широком понимании муниципальный
заказ следует рассматривать
как упорядоченную систему договорных
отношений между органами местного
самоуправления и хозяйствующими субъектами,
предназначенную для рационального
использования средств местного
бюджета.
Механизм муниципального
заказа представляет собой совокупность
нормативно-правовых актов, закрепляющих
реализацию политики муниципального заказа
на местном уровне. В нормативных
актах должны быть определены права
и обязанности субъектов муниципального
заказа (заказчик, координатор и
исполнитель), его основные этапы: этап
определения потребностей муниципального
образования, муниципальных нужд с
учетом всех приоритетов, формирование
сводного реестра предложений, осуществление
процедуры размещения муниципальных
заказов, заключение контракта и
контроль над его исполнением.
Договор муниципального
заказа обеспечивает экономическую
и правовую основу для взаимоотношений
между органами местного самоуправления
как заказчика и организациями,
выполняющими функции поставщика. Договор
должен увязывать интересы заказчика,
поставщика и потребителя товаров
и услуг.
Контроль над
исполнением муниципального заказа
занимает одно из важнейших мест в
системе муниципального заказа, так
как цель этой системы должна состоять
в своевременном выявлении обстоятельств,
ведущих к срыву выполнения муниципального
заказа, и устранения их. В нормативно-правовых
актах должны быть четко регламентированы
порядок взаимодействия и обязанности
каждого из участников контроля.
В современных
условиях крайне необходимо совершенствование
нормативно-правовой базы муниципального
заказа, главным образом, принятие Федерального
закона «Об основах муниципального
заказа в РФ».
Правовое регулирование
должно осуществляться как на федеральном
уровне, так и на уровне местного
самоуправления. Федеральным законом
должны устанавливаться общие принципы
функционирования муниципального заказа,
единообразные и однозначно трактуемые
способы его размещения. На уровне
муниципального образования должна
разраб атываться развернутая система
нормативно-правовых актов, регулирующая
все возможные правоотношения в области
муниципального заказа.
71. Организация
процесса стратегического планирования
развития территорий.
Планирование
и прогнозирование социально-экономического
развития муниципального образования
В Федеральном
законе от 1995 г. №115-ФЗ «О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Российской Федерации» содержатся
четкие положения о необходимости
проведения в регионах исследований
прогнозно-аналитического характера,
о формировании концепций и программ
развития территорий, налаживания систем
социально-экономического мониторинга.
В соответствии с этим и другими
законами местные органы власти несут
ответственность за разработку планов
развития муниципального образования,
составление проектов предплановых
документов.
Муниципальное
планирование связано с составлением
прогнозов, формированием и реализацией
перспективных концепций, программ
и планов развития муниципальных
образований.
К важнейшим
задачам планирования относят:
1) определение
общественных потребностей;
2) выявление
возможных для их удовлетворения
материальных, трудовых и финансовых
ресурсов;
3) обоснование
наиболее рациональных направлений
использования ресурсов;
4) обеспечение
сбалансированности развития между
сферами, отраслями, видами производства,
между экономическими районами
страны;
5) повышение
эффективности использования ресурсов.
Основные принципы
планирования:
– оптимальность
плановых решений;
– сбалансированность
и пропорциональность показателей
в ресурсах;
– выделение
приоритетов, ведущих звеньев;
– непрерывность;
– обоснование
резервного варианта плана, предназначенного
для самых неблагоприятных обстоятельств.
Различают планы
стратегические, перспективные, текущие,
оперативные.
Центральное место
занимает организация стратегического
планирования, разработка и реализация
собственной стратегии развития.
Для разработки
стратегий развития территорий используют
типовые подходы:
-формулируется
миссия территории,
-фиксируются
цели, задачи экономического развития;
-определяются
важнейшие сектора экономики;
-проводится SWOT-анализ;
-формулируется
Стратегический план;
-формулируются
принципы реализации стратегии;
Определяющими
признаками местной экономической
стратегии являются:
– субъект экономической
стратегии – местные органы власти;
– объект местной
экономической стратегии – смешанная
экономика с существенной долей
муниципальной собственности;
– привлечения
широкого круга заинтересованных хозяйственных
и политических структур.
Стратегический
план развития района (муниципального
образования) – документ, представляющий
собой договор общественного
согласия и инструмент диалога администрации
района, депутатов Земского собрания,
представителей общественности – по
проблемам устойчивого развития
региона, муниципального образования,
города.
Цель разработки
Стратегического плана – повышение
эффективности действий администрации
территории (района, муниципального образования),
направленных на обеспечение дальнейшего
устойчивого социально-экономического
развития территории.
Стратегический
план является долгосрочным (10–15 лет),
среднесрочным (3–4 года) и краткосрочным
(1–2 года).
Стратегия в
целом в процессе разработки проходят
следующие этапы:
1) подготовка
документов,
2) обсуждение
3) утверждение
4) реклама и
презентация
72. Формы
и методы регионального управления
развитием муниципальных образований.
Формы:
- планирование и прогнозирование развития территории
- организация межбюджетных отношений, финансовых потоков
- размещение гос. И мун. Заказов и закупок
- информационная, консультативная, правовая, технологическая поддержка органов МСУ в тех областях где их компетенции не достаточно
Методы:
- административные
- экономические
- политические
- правовые
73. Методы
оценки уровня социально-экономического
развития территорий.
Регион –
крупная территория с более или
менее однородными природными условиями
и характерной направленностью
развития производительных сил на основе
сочетания комплекса природных
ресурсов со сложившейся и перспективной
материально-технической базой, производственной
и социальной инфраструктурой.
На уровень
развития региона влияют следующая
группа факторов:
- факторы природной
среды;
- расположение
региона на территории страны;
- национальный
состав населения;
- соотношение
городского и сельского населения;
- размещение
промышленности;
- развитость
транспортных систем;
- соотношение
промышленности и сельского хозяйства.
Для оценки социально-экономического
развития региона используются общеэкономические
показатели, характеризующие обеспеченность
ресурсами. К таким индикаторам
относятся:
- объем производства;
- производительность
труда на душу населения;
- прибыль в расчете
на одного работающего;
- обеспеченность
объектами социальной сферы в расчете
на одного жителя региона.
Социальные индикаторы
развития региона:
- средняя продолжительность
жизни;
- уровень смертности;
- здоровье населения.
Общие экономические
показателями (характеризуют воспроизводственный
процесс):
- объем валовой
продукции;
- конечный продукт;
- чистая продукция;
- национальный доход
на душу населения.
Показатели оценки
уровня развития региона:
Э=р*J1*f*J2+m*J3 (интегральный
показатель уровня развития региона) формулы
Шилина, где:
р – производительность
труда,
f – фондоотдача,
m – материальные
затраты,
J1 – доля заработной
платы в себестоимости,
J2 – доля аммортизации
в себестоимости,
J3 – доля материальных
затрат в себестоимости.
Э=(НД)/Фо + Озп + Мо)
– интегральный показатель эффективности
испотлзования ресурсов, где:
НД – национальный
доход,
Фо – фондоотдача,
Озп – готовый объем
Зп,
Мо – материалоотдача.
Соотношение экспортного
товара к импортному: Э = (Е-У) / У * (Др
/ Д), где
Е – объем
экспорта,
У – объем
импорта,
Др – среднедушевое
потребление в регионе,
Д – среднедушевое
потребление в целом по сране.
Показатели эффективности
использования отдельных видов
ресурсов:
Оборачиваемость
материальных ресурсов: Об = V / M, где:
V – объем
произведенной продукции за год,
М – величина
материальных запасов.
Фондоемкость Ф
= (ОФ + ОС) / НД, где
ОФ – стоимость
основных фондов,
ОС – стоимость
оборотных средств,
НД – национальный
доход.
Призводительность
труда: Пр = НД / число занятых в производстве
74. Методы
оценки эффективности МУ.
Результаты МУ наглядно видны
в состоянии муниципального хозяйства
и благосостоянии населения в
социальной и духовной сфере, в общественной
безопасности. Существуют три уровня
критериев эффективности МУ: а) общая
социальная эффективность;б) эффективность
организации и функционирования МУ;в)
эффективность деятельности конкретных
органов и должностных лиц.
Показателями общей
социальной эффективности МУ конкретного МО являются
уровень и качество жизни населения. Под уровнем жизни населения
понимается уровень потребления материальных
благ . Доля населения, находящаяся за
«чертой бедности» является одним из важнейших
показателей, характеризующих уровень
жизни.
Качество жизни населения характеризуют условия и безопасность
труда, состояние среды обитания, наличие
и возможность использования свободного
времени, культурный уровень, физическое
развитие, физическая и имущественная
безопасность.