61. Основные теории размещения
производительных сил в регионе.
Теория сельскохозяйственного
местоположения
Й. Тюнена: решил что цена каждого продукта
в любой точке пространства отличается
от его цены в городе на величину транспортных
затрат, которые принимаются прямо пропорциональными
весу груза и дальности перевозки. Методом
сопоставления транспортных затрат на
перевозку продукции от места производства
до рынка выявляются зоны, наиболее благоприятные
(с точки зрения минимизации транспортных
затрат) для размещения в их пределах тех
или иных видов сельскохозяйственного
производства. Возникает система концентрических
кругов разного диаметра вокруг центрального
города, разделяющих зоны размещения различных
видов сельскохозяйственной деятельности.
Земельная рента равна величине экономии
на транспортных издержках в хозяйствах,
расположенных относительно ближе к центру. Рациональный
штандорт промышленного предприятия В.
Лаунхардта, который разработал метод
весового треугольника. Пусть требуется
найти пункт размещения нового металлургического
завода. Известны пункт добычи железной
руды — точка A пункт добычи угля — точка
В и пункт потребления металла — точка
С. Транспортный тариф равен t (на 1 т/км).
Расходы руды на выплавку 1т металла составляют:
а; расход угля — b. Известны также расстояния
между пунктами (стороны локационного треугольника): АС
= S1; ВС = S2; АВ = S3. Возможным
пунктом размещения металлургического
завода может быть в принципе каждая из
трех точек размещения источников руды,
угля и потребителя металла.
Наилучшим пунктом размещения завода
из рассмотренных трех будет тот,
в котором транспортные затраты
минимальны. Однако искомый пункт
размещения может не совпадать ни
с одной из вершин локационного треугольника,
а находиться внутри него в некоторой
точке М. Расстояние от внутренней точки
М до вершин треугольника составляют:
AM = r1 ВМ = r2
СМ = r3. Тогда транспортные издержки
при размещении металлургического завода
в точке М будут равны Т = (ar1+ br2
+r3) t. Выполнение требования Т → min дает точку оптимального
местоположения предприятия. Теория
промышленного штандорта А. Вебера,
который создал классификацию факторов
размещения по их влиянию, степени общности
и проявлениям. В результате отсеивания
элементов оставлось 3 фактора: издержки
на сырые материалы, издержки на рабочую
силу и транспортные издержки. Но разницу в ценах на используемые
материалы можно выразить в различиях
транспортных издержек, исключив из самостоятельного
анализа. Все остальные условия – составляют
«объединенную агломерационную силу».
Дальнейший анализ ведется последовательно
по 3м факторам. Транспортная ориентация.
Величина транспортных издержек зависит
от веса перевозимых грузов и расстояния
перевозки. Под влиянием транспортных
издержек промышленное предприятие будет
притягиваться к тому пункту, в котором
с учетом местоположения потребительского
центра и источников сырья транспортные
издержки минимальны. Этот пункт есть
транспортный штандорт.
Рабочая ориентация. Учитывая различия в издержках на рабочую
силу, определяется рабочий пункт, с наименьшими
рабочими издержками. Рабочий пункт будет
притягивать производство к себе, в результате
чего производство либо останется в транспортном
пункте, либо переместится в рабочий пункт.
Такое перемещение может произойти тогда,
когда экономия на рабочих издержках в
данном пункте перекрывает перерасход
в транспортных затратах из-за перемещения
производства. Для определения промышленного штандорта
с учетом совместного влияния факторов
транспортных издержек и рабочей силы
А. Вебер прибегает к построениям так называемых
изодапан. (Кругов) Если данный рабочий
пункт лежит внутри своей критической
изодапаны, то перемещение производства
из транспортного пункта в рабочий пункт
выгодно, а если вне ее, то перемещение
невыгодно.
Теория центральных
мест выдвинул В. Кристаллер, Теоретические выводы он обосновал
эмпирическими данными. Центральные места - экономические центры,
которые обслуживают товарами и услугами
не только себя, но и население своей округи
(зоны сбыта), оформляться в правильные
шестиугольники (пчелиные соты), а вся
заселенная территория покрывается шестиугольниками
без просветов (кристаллеровская решетка).
Благодаря этому минимизируется среднее
расстояние для сбыта продукции или поездок
в центры для покупок и обслуживания. Одни
товары должны производиться в каждом
населенном пункте (продукты первой необходимости),
другие — реже (обычная одежда, основные
бытовые услуга), третьи — только в крупных
городах (предметы роскоши, театры, музеи).
Региональные
рынки и пространственная теория
цены. В каждом полностью автономном
регионе будут устанавливаться свое рыночное
равновесие спроса и предложения и свои
цены рыночного равновесия, в каждом регионе
описанная выше модель будет «работать»
автономно. Ситуация принципиально усложняется,
если региональные рынки связываются
друг с другом. Раньше – было сложно, теперь
задачи решаются с помощью ЭВМ. Теории
региональной специализации и межрегиональной
торговли. Межрегиональное разделение
труда и международная торговля — процессы,
происходящие в рамках различных частей
одной национальной зоны свободной торговли,
одной таможенной территории, одной валютной
системы, одного национального рынка труда
и капитала. В межрегиональной торговле,
как правило, отсутствуют административные,
таможенные, политические, языковые, в
той или иной степени сохраняющиеся в
международных экономических отношениях,
несмотря на превалирующую тенденцию
либерализации и глобализации.
62. Формы
организации территориально-производственных
комплексов
Для современной
структуры региональных хозяйств характерной
чертой является наличие отраслевых
и межотраслевых комплексов. Причем
все в большей степени идет
процесс укрепления производственных
связей, интеграции разных ступеней производства.
Сложились такие межотраслевые
комплексы, как топливно-энергетический,
металлургический, машиностроительный,
химико-лесной, строительный, агропромышленный,
инфраструктурный. Все эти комплексы
имеют, в свою очередь, сложную и дифференцированную
структуру.
В условиях становления
и развития рыночных отношений все
большее значение приобретает инфраструктура
– совокупность материальных средств
для обеспечения производственных
и социально-бытовых потребностей.
Она подразделяется на производственную
и социальную. Производственная инфраструктура
включает транспорт, связь, складское
и тарное хозяйство, материально-техническое
снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы,
водопровод, коммуникации и сети, газо-
и нефтепроводы, ирригационные системы
и т.д.; социальная – пассажирский транспорт,
коммунально-бытовое хозяйство городов
и населенных пунктов.
Инфраструктура
как производственная, так и социальная
играет важнейшую роль в комплексности
народного хозяйства и в освоении
новых территорий.
Структура
и особенности функционирования
региональных топливно-энергетических
комплексов
Топливно-энергетический
комплекс (ТЭК) охватывает все процессы
добычи и переработки топлива (топливная
промышленность), производство электроэнергии
(электроэнергетика), ее транспортировку
и распределение. От развития ТЭК
в значительной мере зависит вся
деятельность национального хозяйства.
Топливная промышленность
объединяет предприятия по добыче и
переработке топлива; в ее состав
входят нефтяная, газовая, угольная, сланцевая
отрасли. Наибольшее значение имеют
три отрасли: нефтяная, газовая, угольная.
Структура
и особенности функционирования
региональных машиностроительных комплексов
Машиностроительный
комплекс – совокупность отраслей
промышленности, производящих разнообразные
машины. Данный межотраслевой комплекс
включает в себя машиностроение и
металлообработку. В его состав входит
более 70 подотраслей и производств. Структура
машиностроительного комплекса следующая:
приборостроение, химическое машиностроение,
электротехническое машиностроение, энергетическое
машиностроение, станкостроение и инструментальная
промышленность, строительно-дорожное
машиностроение, тракторное и сельскохозяйственное
машиностроение, автомобилестроение.
В зависимости
от особенностей производства условно
выделяют несколько подотраслей машиностроения:
1. Тяжелое, 2. Общее, 3. Среднее.
Структура
и особенности функционирования
региональных металлургических комплексов
Металлургический
комплекс – совокупность отраслей,
производящих разнообразные металлы.
Он состоит из черной и цветной
металлургии.
На размещение
предприятий цветной металлургии
влияют сырьевой, топливно-энергетический
и потребительский фактор.
Структура
и особенности функционирования
региональных агропромышленных комплексов
В агропромышленный
комплекс входят отрасли, участвующие
в производстве, переработке сельскохозяйственной
продукции и доведении ее до потребителя.
В составе агропромышленного
комплекса выделяют три основных
звена, каждое из которых выполняет
определенную функцию.
Первое звено
обеспечивает АПК техникой, удобрениями.
Второе звено
– сельское хозяйство, состоящее
из двух взаимосвязанных отраслей:
земледелия (растениеводства) и животноводства.
Третье звено
составляют перерабатывающие отрасли,
на долю которых приходится почти 2/5
объема продукции, выпускаемой АПК.
За исключением небольшой части,
представленной первичной переработкой
сельскохозяйственного сырья для
легкой промышленности, данные отрасли
относятся к пищевой промышленности.
Структура
и особенности функционирования
региональных химико-лесных комплексов
Химико-лесной комплекс
включает две крупные и сложные
по составу отрасли – химическую
и лесную промышленность.
Химическая промышленность
связана с производством сырья
и материалов. Потребителями продукции
химической промышленности являются машиностроение,
текстильная промышленность, транспорт,
сельское хозяйство и строительство.
Лесная промышленность
включает заготовку леса, механическую
и химическую переработку древесины.
63. Управление
развитием и функционированием
региона
Г. Камерон выделил
три течения, сторонники которых
по-разному относились к идее государственного
регулирования регионального развития.
1. «Неинтервенционалисты»
в принципе отрицали необходимость воздействия
государства на региональный рост.
2. «Адаптеры»
ратовали за смягчение воздействия
стихийных рыночных сил и незначительное
корректирование развития территорий
путем ускорения естественных
процессов благодаря стимулированию
миграций рабочей силы и инвестиций.
3. «Радикальные
преобразователи» выступали за
проведение интенсивного регулирования.
В системе государственного
регулирования регионального развития
целесообразно выделять специализированную
регионально ориентированную деятельность,
называемую региональной политикой.
«Региональная
политика государства – сфера
деятельности по управлению экономическим,
социальным и политическим развитием
страны в пространственном, региональном
аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями
между государством и районами, а
также районов между собой». К
вышеуказанному добавим «юридически
закрепленное» определение из действующего
Указа Президента РФ № 803 от 03 июня
1996 г. «Об основных положениях региональной
политики в РФ»: «Под региональной политикой
в Российской Федерации понимается
система целей и задач органов
государственной власти по управлению
политическим, экономическим и социальным
развитием регионов страны, а также
механизм их реализации».
Специализированную
часть общерегиональной политики и
одновременно ядро государственного регулирования
регионального экономического развития
называют региональной экономической
политикой.
Цели региональной
экономической (или социально-экономической)
политики при всем разнообразии формулировок
в разных странах выражают компромисс
между экономической эффективностью
и социальной справедливостью.
Государственная
региональная политика является многоуровневой.
Ее субъектами выступают законодательные
и исполнительные власти центра и
регионов, органы местного самоуправления,
а также различного рода межрегиональные
ассоциации.
Цели и задачи
региональной экономической политики,
как следует из анализа мирового
опыта, отражают приоритеты государственного
регулирования, вытекающие из диагностики
региональных (территориальных) проблем,
требований стратегии территориального
развития, политической и социально-экономической
конъюнктуры.
Три главные
цели.
• укрепление экономического
единства страны на основе принципов федерализма,
местного самоуправления и общероссийского
рынка;
• повышение уровня
и качества жизни населения, обеспечение
примерно равных условий социального
развития во всех регионах;
• всемерное использование
региональных факторов и благоприятных
предпосылок для формирования в регионах
эффективной социально ориентированной
экономики.
Инструменты регулирования
регионального развития в Российской
Федерации:
– прямое государственное
участие в развитии объектов экономики
и социальной сферы в регионах;
– размещение государственных
заказов (закупок);
– организационная,
правовая, информационная поддержка
регионов в тех областях деятельности,
где компетенция и возможности
региональных властей недостаточны
или ограничены;
– планирование
и прогнозирование территориального
и регионального социально-экономического
развития;