Шпаргалка по "Теории организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория организации".

Файлы: 1 файл

шпора по госам[1] (1).docx

— 391.82 Кб (Скачать)

1. Э к о н о м и ч е с к и й, рассматривающий район как специализированную территориальную часть единого хозяйства страны с определенным комплексом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу, специализацию районов должны определять отрасли, в которых затраты труда и средств на производство продукции и ее доставку потребителям по сравнению с другими районами будут наименьшими.  

2.  Н а ц и о н а л ь н ы й  -  учет национального состава населения, его исторически сложившихся особенностей  труда и быта, особенно в границах государственных территориальных образований.

3.  А д м и н и с т р а т и в н ы й , определяющий единство  экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны, создающий условия для наиболее активного управленческого воздействия государственного руководства на развитие   всего хозяйства.      

        Сетка  экономических районов России  неоднократно менялась. В начале 20-х годов в стране был выделен  21 экономический район, в начале 40-х годов -  13 , в 1982 году на  территории России – 11. В их  числе: Северный, Северо-Западный, Центральный,  Центрально-Черноземный, Волго-Вятский,  Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский в Западном макрорегионе России, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный в Восточном макрорегионе страны.

        Современное  экономическое районирование России  включает также три основных  звена (таксономические единицы): высшее звено районирования –  крупные экономические районы; районы  среднего звена – края, области,  республики; низовые районы –  административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Крупные районы используются  центральными республиканскими органами власти для  общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Это  четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные  комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным  потенциалом, крупные экономические  районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей, иногда и более). Чем  больше территория крупного района, тем  шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

                  Городские и сельские районы  представляют собой первичные  звенья в таксономии экономического  районирования. На их основе  образуются начальные специализированные  территориальные производственные  комплексы (ТПК). Низовые районы   играют важную роль в разработке  и выполнении перспективных и  годовых программ развития районного  хозяйства и социально-культурного  строительства, в размещении и  специализации предприятий по  производству и переработке сельскохозяйственной  продукции, местной промышленности, индустрии отдыха, бытового обслуживания, торговли  и общественного питания.

Краткие выводы по содержанию вопроса.

  1. Необходимость экономического районирования в России детерминируется объективными факторами и диктуется максимальным использованием в хозяйственном развитии имеющихся природных, исторических, социальных, экономических и др. преимуществ территорий.
  2. Для успешной реализации преимуществ территорий необходимо выстроить четкую региональную политику государства, в частности через деятельность Минэкономразвития России.
  3. Перенос ряда направлений развития в основном на региональный уровень, особенно в малом и среднем предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов.

 

 

 

 

59. Конкурентоспособность  и методы ее оценки.

Конкурентоспособность региональной экономики — это  способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования — устойчивое социально-экономическое  развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется  через конкурентные преимущества, которые  сгруппированы в базовые и  обеспечивающие (или глубинные) и  поверхностные признаки конкурентоспособности  региона. К первым (базовым) относятся  природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы  и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) — предпринимательский  климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

Предметом конкурентной борьбы между субъектами Федерации  могут стать государственные  программы и проекты, связанные  с размещением и территориальной  организацией хозяйства, а также  с решением социальных проблем.

Под конкурентоспособностью региона понимается прежде всего  наличие и реализация конкурентного  потенциала данного региона. При  этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется  как многообразные характеристики возможности участия региона  в конкурентных отношениях как между  регионами, так и в общегосударственных  конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность  региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона  в самых различных сферах и  отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие  природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

Конкурентоспособность как экономическое явление —  это сложный, многоуровневый и противоречивый процесс, содержащий как объектные, так и субъектные признаки общественных отношений. На первое место здесь  можно поставить тот признак  конкурентоспособности региональной системы, который выступает как  импульс экономического развития.

Конкурентоспособность, как и конкурентный потенциал, об-ладает рядом признаков, в частности базовых и обеспечивающих.

К базовым признакам  конкурентоспособности относятся  наличие у региона развитой системы  производительных сил, включающей в  себя природные богатства (разведанные, используемые), научный потенциал, уровень  применения достижений технического прогресса  на предприятиях региона, что создает  общий уровень технико-технологического обеспечения хозяйствования в определенном регионе, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и  др. Обеспечивающие признаки конкурентоспособности  региона — это система хозяйствования в нем: эффективность управления экономикой, скорость и простота протекания экономических процессов, в том  числе финансовых, товарных и др.

К обеспечивающим признакам конкурентоспособности  относят и институциональную  ее составляющую — наличие разного  вида инфраструктур региона, от производственной до рыночной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурами означает, что потенциальные возможности  региона могут превратиться в  его реальную конкурентоспособность  и затем уже реализоваться  в конкурентных преимуществах данного  региона перед другими регионами.

К важнейшим  условиям, характеризующим конкурентную позицию региона, можно отнести:

• удобное географическое положение региона;

• наличие природных ресурсов (сырьевых, гидроэнергетических), свободных земель для новых и реконструкции действующих производственных мощностей;

• рациональное размещение производительных сил;

• соответствие экономической структуры региона современным требованиям отечественных и мировых рынков;

• наличие трудового потенциала, интеллектуального капитала в регионе;

• наличие развитой материальной и рыночной инфраструктуры;

• устойчивость межрегиональных и хозяйственных связей;

• наличие научно-технического потенциала и научно-информационной базы для сопровождения производственной и коммерческой деятельности;

• стратегию региона на выпуск продукции, пользующейся надежным спросом в России и за рубежом; высокую долю такой продукции в общем объеме производства;

• эффективность существующих схем товародвижения;

• сбалансированность бюджетно-финансовой системы региона;

• наличие высокого внешнеэкономического потенциала, расширение торгово-экономических связей;

• емкость регионального рынка, приближенность его к мировым (например, к европейским) рынкам;

• стабильность политической обстановки в регионе;

• доверие населения региональным лидерам;

• наличие в регионе социально ориентированной программы;

• протекционизм местных властей в отношении приоритетных направлений развития экономики региона.

Это далеко не полный перечень условий, характеризующих  конкурентную позицию региона. Совокупность этих условий обеспечивает региону  реальную возможность осуществления  собственных социально-экономических  программ, эффективного участия в  межрегиональном разделении труда, выхода на международные рынки, успешного  формирования конкурентного поведения.

Конкурентоспособность региона включает в себя понятие  риска как важнейшей характеристики хозяйственных процессов региона. Поэтому конкурентная позиция и  характеристика конкурентоспособности  как совокупности потенциалов вбирает  в себя обоснование риска, присущего  данному региону. Риск наличествует во всей системе потенциалов, характеризующих  конкуренто-способность, и в конкурентной позиции региона, поскольку эта позиция может нести в себе разную степень риска хозяйствования, политического и социального поведения региона.

Конкурентоспособность регионов в России в настоящее  время формируется под воздействием противоречивых условий, оказывающих  как позитивное, так и негативное влияние на это формирование. Поэтому  условия формирования конкурентоспособности  региона разделяются на две большие  группы: 1) позитивно влияющие; 2) негативно  влияющие.

К условиям, позитивно  влияющим на формирование конкурен-тоспособности, относятся рост промышленного, сельскохозяйственного и других видов производства; приток инвестиций в отрасли реальной экономики региона; уровень развития и освоения технологического прогресса в регионе и степень соответствия этому прогрессу структуры отраслей и предприятий; организация региональной экономики и степень управляемости ею; внутренний спрос на собственную продукцию региона; внешний спрос на продукцию региона.

 

 

 

 

60. Региональное развитие: цели, критерии, методы управления.

Региональные проблемы играют важную роль в развитии большинства  стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен. Своеобразие и драматизм  современных проблем России определяются переплетением сложных переходных процессов: 1) формирование нового геополитического и экономического пространства после  распада СССР; 2) демонтаж административно-плановой экономике и переход к экономике  открытого типа; 3)открытие экономики  для внешнего рынка; 4) изменение  гос.устройства на основе федерализма.

Целями  регионального развития являются:

  1. снятие нарастающих соц.-эк.различий между регионами;
  2. снижение числа проблемных и кризисных регионов;
  3. выравнивание отношений между центром и регионами;
  4. интеграция экономического пространства;
  5. устойчивое  и равномерное развитие всех регионов страны.

Критериями измерения  регионального развития являются:

  1. институциональная среда регионов;
  2. обустройство территорий и планирование регионального развития;
  3. финансово-экономическое выравнивание;
  4. содержание государственной региональной политики;
  5. степень локализации наиболее острых проблем региона;
  6. инвестиционная деятельность в регионах;
  7. промышленная политика в регионах;
  8. социальная политика в регионах;
  9. состояние и тенденции развития территорий.

В основу разработки стратегий развития регионов положена следующая методология:

  1. первоочередная ориентация на собственные возможности;
  2. ориентация развития регионов не только на материальную сферу, но и на знания, инновации, развитие институциональной сферы;
  3. регион рассматривается не как гос-во в гос-ве, а как квазикомпания, что приводит к необходимости оценки конкурентных преимуществ территории и маркетинга региона и его продукции;
  4. успешное развитие региона, возможности привлечения инвестиций связаны с формированием корпоративного образа и содействием развитию этой своеобразной корпорации.

Стратегия развития региона должна включать:

    1. Анализ экономического и социального развития.
    2. Оценка предпосылок и конкурентных преимуществ, а также преимущества данного региона перед соседними территориями в конкурентной борьбе за рынки сбыта отдельных видов продукции.
    3. Обоснование стратегии соц. И эконом. Развития региона.
    4. Определение задач и методов деятельности по реализации региональной стратегии.
    5. Разработка механизма финансового и организационного обеспечения намечаемых мероприятий и формирование плана действий органов управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"