1. Э к о н о м и ч е с к
и й, рассматривающий район как специализированную
территориальную часть единого хозяйства
страны с определенным комплексом вспомогательных
и обслуживающих производств. Согласно
этому принципу, специализацию районов
должны определять отрасли, в которых
затраты труда и средств на производство
продукции и ее доставку потребителям
по сравнению с другими районами будут
наименьшими.
2. Н а ц и о н а л ь н ы
й - учет национального состава
населения, его исторически сложившихся
особенностей труда и быта, особенно
в границах государственных территориальных
образований.
3. А д м и н и с т р а т и
в н ы й , определяющий единство экономического
районирования и территориального политико-административного
устройства страны, создающий условия
для наиболее активного управленческого
воздействия государственного руководства
на развитие всего хозяйства.
Сетка
экономических районов России
неоднократно менялась. В начале
20-х годов в стране был выделен
21 экономический район, в начале
40-х годов - 13 , в 1982 году на
территории России – 11. В их
числе: Северный, Северо-Западный, Центральный,
Центрально-Черноземный, Волго-Вятский,
Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский
в Западном макрорегионе России, Западно-Сибирский,
Восточно-Сибирский и Дальневосточный
в Восточном макрорегионе страны.
Современное
экономическое районирование России
включает также три основных
звена (таксономические единицы):
высшее звено районирования –
крупные экономические районы; районы
среднего звена – края, области,
республики; низовые районы –
административно-хозяйственные районы,
городские и сельские районы.
Каждый вид экономического
районирования отвечает определенным
задачам территориального развития.
Крупные районы используются центральными
республиканскими органами власти для
общегосударственного управления экономикой
в территориальном разрезе. Это
четко специализированные и относительно
завершенные территориальные хозяйственные
комплексы, играющие важную роль в общероссийском
разделении труда. Располагая значительной
территорией, большой численностью
населения, разнообразным природно-ресурсным
потенциалом, крупные экономические
районы имеют четко выраженную специализацию
(до 5-7 отраслей, иногда и более). Чем
больше территория крупного района, тем
шире его производственный профиль,
сложнее хозяйственный комплекс.
Городские и сельские районы
представляют собой первичные
звенья в таксономии экономического
районирования. На их основе
образуются начальные специализированные
территориальные производственные
комплексы (ТПК). Низовые районы
играют важную роль в разработке
и выполнении перспективных и
годовых программ развития районного
хозяйства и социально-культурного
строительства, в размещении и
специализации предприятий по
производству и переработке сельскохозяйственной
продукции, местной промышленности,
индустрии отдыха, бытового обслуживания,
торговли и общественного питания.
Краткие выводы по содержанию
вопроса.
- Необходимость экономического районирования в России детерминируется объективными факторами и диктуется максимальным использованием в хозяйственном развитии имеющихся природных, исторических, социальных, экономических и др. преимуществ территорий.
- Для успешной реализации преимуществ территорий необходимо выстроить четкую региональную политику государства, в частности через деятельность Минэкономразвития России.
- Перенос ряда направлений развития в основном на региональный уровень, особенно в малом и среднем предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов.
59. Конкурентоспособность
и методы ее оценки.
Конкурентоспособность
региональной экономики — это
способность реализовать основную
целевую задачу ее функционирования
— устойчивое социально-экономическое
развитие региона с обеспечением
высокого качества жизни его населения.
Конкурентоспособность реализуется
через конкурентные преимущества, которые
сгруппированы в базовые и
обеспечивающие (или глубинные) и
поверхностные признаки конкурентоспособности
региона. К первым (базовым) относятся
природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы
и их квалификация, научный, управленческий
потенциал, производственная база; ко
вторым (обеспечивающим) — предпринимательский
климат, качество управленческого потенциала,
стоимость рабочей силы, инфраструктура.
Предметом конкурентной
борьбы между субъектами Федерации
могут стать государственные
программы и проекты, связанные
с размещением и территориальной
организацией хозяйства, а также
с решением социальных проблем.
Под конкурентоспособностью
региона понимается прежде всего
наличие и реализация конкурентного
потенциала данного региона. При
этом конкурентный потенциал является
многоплановым и формируется
как многообразные характеристики
возможности участия региона
в конкурентных отношениях как между
регионами, так и в общегосударственных
конкурентных отношениях, взаимодействуя
с другими странами мира. Конкурентоспособность
региона в названном выше смысле
слова описывается такими характеристиками,
как конкурентные преимущества региона
в самых различных сферах и
отраслях экономики и социальной
сфере, условия существования региона
(климат, географическое положение), наличие
природных богатств, интеллектуальный
уровень развития населения.
Конкурентоспособность
как экономическое явление —
это сложный, многоуровневый и противоречивый
процесс, содержащий как объектные,
так и субъектные признаки общественных
отношений. На первое место здесь
можно поставить тот признак
конкурентоспособности региональной
системы, который выступает как
импульс экономического развития.
Конкурентоспособность,
как и конкурентный потенциал, об-ладает
рядом признаков, в частности базовых
и обеспечивающих.
К базовым признакам
конкурентоспособности относятся
наличие у региона развитой системы
производительных сил, включающей в
себя природные богатства (разведанные,
используемые), научный потенциал, уровень
применения достижений технического прогресса
на предприятиях региона, что создает
общий уровень технико-технологического
обеспечения хозяйствования в определенном
регионе, степень развитости интеллекта
жителей определенной территории и
др. Обеспечивающие признаки конкурентоспособности
региона — это система хозяйствования
в нем: эффективность управления
экономикой, скорость и простота протекания
экономических процессов, в том
числе финансовых, товарных и др.
К обеспечивающим
признакам конкурентоспособности
относят и институциональную
ее составляющую — наличие разного
вида инфраструктур региона, от производственной
до рыночной. Именно полная обеспеченность
региона инфраструктурами означает,
что потенциальные возможности
региона могут превратиться в
его реальную конкурентоспособность
и затем уже реализоваться
в конкурентных преимуществах данного
региона перед другими регионами.
К важнейшим
условиям, характеризующим конкурентную
позицию региона, можно отнести:
• удобное географическое
положение региона;
• наличие природных
ресурсов (сырьевых, гидроэнергетических),
свободных земель для новых и реконструкции
действующих производственных мощностей;
• рациональное
размещение производительных сил;
• соответствие
экономической структуры региона современным
требованиям отечественных и мировых
рынков;
• наличие трудового
потенциала, интеллектуального капитала
в регионе;
• наличие развитой
материальной и рыночной инфраструктуры;
• устойчивость
межрегиональных и хозяйственных связей;
• наличие научно-технического
потенциала и научно-информационной базы
для сопровождения производственной и
коммерческой деятельности;
• стратегию региона
на выпуск продукции, пользующейся надежным
спросом в России и за рубежом; высокую
долю такой продукции в общем объеме производства;
• эффективность
существующих схем товародвижения;
• сбалансированность
бюджетно-финансовой системы региона;
• наличие высокого
внешнеэкономического потенциала, расширение
торгово-экономических связей;
• емкость регионального
рынка, приближенность его к мировым (например,
к европейским) рынкам;
• стабильность
политической обстановки в регионе;
• доверие населения
региональным лидерам;
• наличие в регионе
социально ориентированной программы;
• протекционизм
местных властей в отношении приоритетных
направлений развития экономики региона.
Это далеко не полный
перечень условий, характеризующих
конкурентную позицию региона. Совокупность
этих условий обеспечивает региону
реальную возможность осуществления
собственных социально-экономических
программ, эффективного участия в
межрегиональном разделении труда,
выхода на международные рынки, успешного
формирования конкурентного поведения.
Конкурентоспособность
региона включает в себя понятие
риска как важнейшей характеристики
хозяйственных процессов региона.
Поэтому конкурентная позиция и
характеристика конкурентоспособности
как совокупности потенциалов вбирает
в себя обоснование риска, присущего
данному региону. Риск наличествует
во всей системе потенциалов, характеризующих
конкуренто-способность, и в конкурентной
позиции региона, поскольку эта позиция
может нести в себе разную степень риска
хозяйствования, политического и социального
поведения региона.
Конкурентоспособность
регионов в России в настоящее
время формируется под воздействием
противоречивых условий, оказывающих
как позитивное, так и негативное
влияние на это формирование. Поэтому
условия формирования конкурентоспособности
региона разделяются на две большие
группы: 1) позитивно влияющие; 2) негативно
влияющие.
К условиям, позитивно
влияющим на формирование конкурен-тоспособности,
относятся рост промышленного, сельскохозяйственного
и других видов производства; приток инвестиций
в отрасли реальной экономики региона;
уровень развития и освоения технологического
прогресса в регионе и степень соответствия
этому прогрессу структуры отраслей и
предприятий; организация региональной
экономики и степень управляемости ею;
внутренний спрос на собственную продукцию
региона; внешний спрос на продукцию региона.
60. Региональное развитие:
цели, критерии, методы управления.
Региональные проблемы играют
важную роль в развитии большинства
стран мира, особенно на этапах значительных
экономических, социальных, политических
перемен. Своеобразие и драматизм
современных проблем России определяются
переплетением сложных переходных
процессов: 1) формирование нового геополитического
и экономического пространства после
распада СССР; 2) демонтаж административно-плановой
экономике и переход к экономике
открытого типа; 3)открытие экономики
для внешнего рынка; 4) изменение
гос.устройства на основе федерализма.
Целями
регионального развития являются:
- снятие нарастающих соц.-эк.различий между регионами;
- снижение числа проблемных и кризисных регионов;
- выравнивание отношений между центром и регионами;
- интеграция экономического пространства;
- устойчивое и равномерное развитие всех регионов страны.
Критериями измерения
регионального развития являются:
- институциональная среда регионов;
- обустройство территорий и планирование регионального развития;
- финансово-экономическое выравнивание;
- содержание государственной региональной политики;
- степень локализации наиболее острых проблем региона;
- инвестиционная деятельность в регионах;
- промышленная политика в регионах;
- социальная политика в регионах;
- состояние и тенденции развития территорий.
В основу разработки стратегий развития
регионов положена следующая методология:
- первоочередная ориентация на собственные возможности;
- ориентация развития регионов не только на материальную сферу, но и на знания, инновации, развитие институциональной сферы;
- регион рассматривается не как гос-во в гос-ве, а как квазикомпания, что приводит к необходимости оценки конкурентных преимуществ территории и маркетинга региона и его продукции;
- успешное развитие региона, возможности привлечения инвестиций связаны с формированием корпоративного образа и содействием развитию этой своеобразной корпорации.
Стратегия развития региона должна
включать:
- Анализ экономического и социального развития.
- Оценка предпосылок и конкурентных преимуществ, а также преимущества данного региона перед соседними территориями в конкурентной борьбе за рынки сбыта отдельных видов продукции.
- Обоснование стратегии соц. И эконом. Развития региона.
- Определение задач и методов деятельности по реализации региональной стратегии.
- Разработка механизма финансового и организационного обеспечения намечаемых мероприятий и формирование плана действий органов управления.