В
соответствии с общей структурой
государственного управления, можно
выделить следующие уровни управления
государственными информационными
ресурсами:
федеральный уровень,
региональный
уровень (субъекты Российской Федерации),
локальный уровень
(уровень организаций и предприятий).На
федеральном уровне в наибольшей
степени характерно применение всех
трех перечисленных выше схем управления.
90. Система порталов
государственных и муниципальных
услуг: задачи и концепция.
Сравнительный анализ реализаций
на федеральном и региональном уровнях.
Одна из основных целей
административной реформы в Российской
Федерации — повышение качества
и доступности государственных
услуг.
Для достижения этих целей
необходимо решение следующих задач:
• разработка нормативно-правовой
и методической базы для подготовки стандартов
государственных услуг и административных
регламентов,
• формирования механизма досудебного
обжалования гражданами и организациями
действий и решений органов исполнительной
власти и должностных лиц,
• модернизация системы информационного
обеспечения органов исполнительной власти;
В Концепции формирования
электронного правительства в РФ
отражены важнейшие цели:
• повышение качества и доступности
предоставляемых организациям и гражданам
государственных услуг,
• упрощение процедуры предоставления
государственных услуг и сокращение сроков
их оказания,
• снижение административных
издержек со стороны граждан и организаций,
связанных с получением государственных
услуг,
• внедрение единых стандартов
обслуживания граждан.
Для достижения этих целей
предусмотрены следующие мероприятия:
• предоставление государственных
услуг с использованием многофункциональных
центров и сети Интернет,
• создание защищенной системы
межведомственного электронного документооборота.
Важной составляющей мероприятий
являются разработка и внедрение
административных регламентов в
федеральных органах исполнительной
власти и органах исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Под административным регламентом
исполнения государственных функций
и предоставления государственных
услуг понимается нормативный правовой
акт федерального органа исполнительной
власти или органа исполнительной власти
субъекта РФ, определяющий последовательность
действий органа исполнительной власти,
обеспечивающую исполнение государственных
функций, включая предоставление государственных
услуг, эффективную работу структурных
подразделений и должностных
лиц, реализацию прав граждан и организаций.
На федеральном уровне,
а также на уровне каждого субъекта
РФ для размещения информации о деятельности
государственных органов предусматривается
создание единого интернет-портала.
Реализация мероприятий
позволит оптимизировать затраты на
предоставление услуг, повысить потенциал
органов исполнительной власти.
Результат реализации вышеуказанных
мероприятий Концепции формирования
электронного правительства в Российской
Федерации — повышение степени
удовлетворенности граждан качеством
и доступностью государственных
услуг к 2010 году — не менее чем
до 70%.
Сейчас практически в
каждом субъекте РФ создан или создается
портал государственных и муниципальных
услуг или многофункциональный
центр предоставления государственных
и муниципальных услуг населению.
Как единая точка входа создан
федеральный единый Интернет-портал
государственных и муниципальных
услуг – www.gosuslugi.ru.
Информация на портале
размещается федеральными и региональными
органами власти Российской Федерации.
В настоящий момент портал работает
в тестовом режиме.
Для удобства поиска можно
воспользоваться следующими классификаторами:
тематическим, по категориям пользователей,
по ведомствам. Кроме того организован
поиск услуг, организаций, документов
и форм по ключевым словам.
Нижегородская область входит
в первую десятку среди субъектов
РФ по уровню построения электронного
правительства. С начала 2007 года введен
в эксплуатацию региональный портал
государственных и муниципальных
услуг – www.gu.nnov.ru, на котором размещается
информация о порядке получения услуг,
необходимые формы заявлений, графики
работы учреждений и ведомств.
В настоящее время на портале
представлена информация о 294 услугах,
оказываемых гражданам и организациям..
Предоставление информации
на федеральный уровень осуществляется
путем выгрузки информации из регионального
реестра государственных и муниципальных
услуг в Сводный реестр государственных
и муниципальных услуг.
На портале содержится
информация о порядке оказания государственных
и муниципальных услуг, размещены
формы заявлений с образцами
заполнения, контакты органов власти,
информация о приемных днях.
На портале размещен большой
блок справочной информации, большое
внимание уделяется интерактивному
взаимодействию с населением.
91.Система
электронного документооборота: функциональное
назначение, сравнительный анализ
и эффективность их использования
в органах власти.
Основная функция
любого государственного учреждения –
принятие управленческих решений. При
этом исходные данные для принятия
решений, необходимая информация и
сами решения представляются в виде
документов. И объем технической
работы с документами зачастую настолько
велик, что заслоняет, а иногда и
замещает основное содержание деятельности.
Поэтому автоматизация
работы с документами, циркулирующими
в органах власти, имеет важнейшее
значение для повышения эффективности
деятельности как отдельных учреждений,
так и системы государственного
управления в целом. При этом:
• уменьшаются сроки
подготовки и исполнения документов;
• создаются и автоматически
поддерживаются базы (архивы) нормативных
и распорядительных документов;
• уменьшается количество
рутинных операций, работники получают
возможность сосредоточиться на решении
содержательных задач управления;
• повышается качество
подготовки управленческих решений;
• уменьшается количество
"затерянных" документов, местонахождение
которых неизвестно;
• процессы разработки
и прохождения документов делаются информационно
прозрачными, допускающими контроль на
любой стадии;
• появляется стимул
и возможности для совершенствования
структуры организации.
Перевод потоков
документов в электронную форму
и интеграция их с интернет-порталами
позволит достичь следующих важных целей:
• появится возможность
полно и объективно информировать граждан
о том, какой объем услуг, сервисов и социального
обеспечения им предоставляется;
• граждане и организации
будут вовлечены в активную работу по
выработке и реализации инициатив и программ
законодательных органов и исполнительных
органов власти разного уровня;
• обеспечится "прозрачное"
и оперативное взаимодействие государственного
органа с хозяйствующими субъектами;
• будет достигнута
существенная экономия времени и средств
(как бюджета, так и хозяйствующих субъектов).
Электронный документооборот
– это совокупность технологий,
не только значительно оптимизирующих,
но и существенным образом изменяющих
работу органа власти.
С технологической
точки зрения система электронного
документооборота представляет собой
интеграционную систему, охватывающую
делопроизводство и подготовку документов,
электронного обмена. Основной технологической
проблемой для государственных
служащих при переходе к электронному
документообороту является использование
электронного аналога собственноручной
подписи на документах. Без понимания
и внедрения этой технологии невозможно
перейти на полностью безбумажную
обработку документов в органах
государственной власти и местного
самоуправления.
Системы автоматизации
делопроизводства и документооборота
должны обеспечивать:
• единую регистрацию
всей поступающей корреспонденции, включая
письма и обращения граждан, с последующим
направлением документов на рассмотрение
руководству организации ;
• единую регистрацию
всей исходящей корреспонденции и внутренних
документов организации;
• регистрацию движения
документов (документооборота) внутри
организации, включая резолюции, отчеты
об исполнении, согласование (визирование)
документов;
• списание документов
в дело в соответствии с принятой в организации
номенклатурой дел;
• контроль своевременного
исполнения поручений, обращений граждан,
организаций, резолюций и указаний руководства;
проверку правильности и своевременности
исполнения документов;
• поиск документов
и получение статистических отчетов по
документообороту организации;
На сегодняшний
день на рынке представлено около
трех десятков систем электронного документооборота.
Более трех четвертей из них отечественного
производства, остальные - западного.
Все системы
документооборота обеспечивают эти
функции – разница в идеологии
выполнении их, в интерфейсе, в простоте
или в сложности освоения и
т.д.)
«Дело» ЗАО
«Электронные офисные системы»
«Кодекс: Документооборот»
« «БОСС-Референт»
АйТи
«CompanyMedia» Интертраст
92. Документационное
обеспечения управления в государственных
учреждениях. Организация документооборота.
Документационное
обеспечение управления - это деятельность
аппарата управления, охватывающая вопросы
документирования и организации
работы с документами в процессе
осуществления им управленческих функций.
Часть делопроизводства, непосредственно
связанная с созданием документов
называется документированием. Вопросы
движения и учета документов связаны
с понятием документооборот. Деятельность
по организации хранения документов
относится к архивному делу.
Документационное
обеспечение управления является основополагающей
технологией менеджмента, основной
целью которого является обеспечение
руководства информацией о состоянии
дел на предприятии для принятия
обоснованных управленческих решений
и контроле их выполнения.
Объектом ДОУ
являются как отдельные документы,
так и вся совокупность документации.
Предмет ДОУ
– правильность оформления документов;
надлежащая организация документооборота
согласно требованиям ГОСТа.
Организация
работы с документами влияет
на качество работы управления,
от того, насколько профессионально
ведется документация, зависит успех
управленческой деятельности в
целом. Все этапы организационной
работы обычно документируются.
Работа с документами требует
специальных знаний и навыков.
Документы многообразны и каждый
документ - устав, протокол, приказ,
справка и др., - имеет свои особенности
и правила работы с ними.
Документы надо
не только правильно составить и
оформить, но и передать, сохранить,
быстро найти в случае необходимости.
Поэтому на предприятиях большое
внимание должно уделяться информационно-документационному
обеспечению управленческой деятельности.
Рассмотрим свойства
и функции документа.
Документ имеет
два свойства- информативное и
эксплуатационное.
Информативное
- это его способность передавать
информацию. Сюда относят актуальность,
достоверность, доступность информации
и др. К эксплуатационным относятся
долговечность, прочность документа.
Классификация
документов
Классификация
документов служит для повышения
эффективности работы с ними.
Все документы
на два класса:
• документы по
общим и административным вопросам. Такие
документы могут составлять работники
всех подразделений.
• документы по
функциям управления. Эти документы составляют
работники финансовых органов, бухгалтерии,
планирования, снабжения и сбыта.
Под документооборотом
понимается движение документов на предприятии,
в учреждении с момента их получения
или создания до завершения исполнения
или отправки.
Основными принципами
организации документооборота являются
следующие:
• прохождение документов
должно быть оперативным.
• каждое перемещение
документа должно быть оправданным, необходимо
исключить или ограничить возвратные
перемещения документов;
• порядок прохождения
и процессы обработки основных видов документов
должны быть единообразными.
Для оптимизации
маршрутов движения различных категорий
документов разрабатываются маршрутные
схемы. Схемы документооборота включаются
в Инструкцию по документационному
обеспечению управления в качестве
неотъемлемого приложения.
Прохождение и
порядок исполнения входящих документов.
В процессе движения
входящих документов выполняются следующие
операции:
• прием входящих
документов;
• первоначальная
(экспедиционная) обработка;
• предварительное
рассмотрение и распределение;
• регистрация;
• рассмотрение
документов руководством;
• исполнение резолюций;
• отправка ответных
документов.
Прохождение исходящих
и внутренних документов.
К числу исходящих
(отправляемых) документов относятся,
главным образом, ответные письма, излагающие
согласие, отказ на соответствующую
просьбу или предложение адресата,
и инициативные письма самой широкой
тематики, требующие ответной реакции
адресата.
Прохождение исходящего
документа включает несколько этапов:
• составление проекта
документа, его распечатка;
• согласование
проекта, его визирование в необходимых
случаях;