Основные характеристики некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Отличие некоммерческих организаций от прочих организаций можно квалифицировать по двум основным признакам: извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, и они не распределяют полученную прибыль между участниками. Тот факт, что НКО не вправе распределять полученную прибыль между своими учредителями2 является критерием, позволяющим достаточно четко разделять некоммерческие и коммерческие организации. Деятельность коммерческих организаций всегда направлена на получение прибыли и на ее распределение между собственниками (участниками, учредителями, товарищами, акционерами и т.п.).

Оглавление

Введение. Основные характеристики некоммерческих организаций 6
1. Анализ российского законодательства и правоприменительной практики с целью выявления основных проблем, связанных с налогообложением некоммерческих организаций 22
1.1. Налогообложение доходов некоммерческих организаций налогом на прибыль (включая вопросы определения состава доходов НКО, учитываемых в целях налогообложения, вопросы налогового режима для грантов, пожертвований, прочих видов целевого финансирования и целевых поступлений, прочие вопросы) 23
Регистрация иностранных доноров (благотворителей) 27
Ограничение сфер деятельности НКО, на финансирование которых может оказываться финансовая (благотворительная) поддержка без налоговых последствий 29
Налогообложение не использованных в налоговом периоде средств целевого финансирования 32
Проблема налогообложения источников формирования имущества НКО, формирование целевого капитала (эндаумента, endowment) 33
1.2. Подходы к определению предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в целях налогообложения налогом на прибыль организаций 44
1.3. Проблемы налогообложения операций некоммерческих организаций налогом на добавленную стоимость (включая вопросы определения объекта налогообложения НДС) 50
1.4. Прочие проблемы, связанные с налогообложением некоммерческих организаций (включая вопросы налогообложения НКО прочими налогами, вопросы обеспечения равенства налогового режима для негосударственных некоммерческих организаций и бюджетных учреждений) 52
Проблемы, связанные с налогообложением некоммерческих организаций налогом на имущество и недвижимость 52
Вопросы обеспечения равенства налогового режима для негосударственных некоммерческих организаций и бюджетных учреждений 54
Налогообложение доноров (благотворителей) 56
Проблемы, связанные с налогообложением доходов физических лиц 57
2. Анализ российского законодательства и правоприменительной практики с целью выявления основных проблем, связанных с регулированием деятельности некоммерческих организаций 62
2.1. Сопоставление условий регулирования деятельности государственных (муниципальных) учреждений и негосударственных некоммерческих организаций при предоставлении социальных услуг (включая вопросы, связанные с планируемой реформой государственных (муниципальных) учреждений) 62
2.2. Состояние административных барьеров для деятельности некоммерческих организаций (включая вопросы регулирования безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия) Российской Федерации) 82
Изменения в порядке регистрации НКО и отчетности 83
Регулирование предоставления грантов и безвозмездной (технической) помощи зарубежными организациями 87
Гражданский (общественный) контроль 90
3. Анализ теоретических подходов и лучшей практики зарубежных государств в области регулирования деятельности и налогообложения некоммерческих организаций 94
3.1. Теоретические аспекты деятельности некоммерческих организаций 94
3.2. Особенности некоммерческих организаций, требующие учета при совершенствовании системы налогообложения 111
Особенности некоммерческих организаций, существенные при выборе налогового режима 112
Проблемы теоретического характера, связанные с налогообложением некоммерческих организаций разными видами налогов 121
3.3. Определения и классификации некоммерческих организаций, принятые в международной практике 128
Определения некоммерческих организаций, принятые в международной практике 131
Классификации некоммерческих организаций 132
3.4. Опыт зарубежных стран в области налогообложения некоммерческих организаций 146
Практика налогообложения некоммерческих организаций в развитых зарубежных странах 146
Налогообложение некоммерческих организаций в странах Центральной и Восточной Европы 166
4. Разработка подходов к решению выявленных проблем и устранению имеющихся недостатков, а также концептуальных предложений по совершенствованию российского законодательства в области регулирования некоммерческих организаций на среднесрочную и долгосрочную перспективу 181
4.1. Вопросы регулирования налогообложения некоммерческих организаций 184
Анализ возможных подходов к налогообложению некоммерческих организаций 184
Основания использования особого режима по налогу на прибыль организаций для НКО 189
Освобождение некоммерческих организаций от исчисления и уплаты налога на прибыль 198
Предложения по совершенствованию налогового законодательства в части налогообложения НДС 236
Освобождение от налогообложения имущества, недвижимости 239
Предложения по совершенствованию налога на доходы физических лиц и единого социального налога 241
Налогообложение доноров и благотворителей 242
4.2. Общие вопросы регулирования деятельности некоммерческих организаций 248
Расширение числа организационно-правовых форм НКО, которые могут выступать в качестве благотворительных организаций 248
Расширение форм благотворительной деятельности 249
Регулирование структуры органов управления и порядка управления некоммерческими организациями 249
Прочие предложения 250
4.3. Вопросы снижения административных барьеров для деятельности некоммерческих организаций 251
4.4. Прочие вопросы регулирования деятельности некоммерческих организаций, включая разработку предложений по совершенствованию механизмов нормативно-правового регулирования механизмов гражданского (общественног

Файлы: 1 файл

(1)АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ Н

— 109.34 Кб (Скачать)

В результате, в настоящее время действующее  налоговое законодательство не предусматривает  льготного налогового режима для  благотворителей, являющихся налогоплательщиками  налога на прибыль. При этом отчисления на благотворительные нужды не уменьшают  базу налога на прибыль организаций  ни в тех случаях, когда  пожертвования  осуществляются в денежной форме, ни в случае, когда организация осуществляет безвозмездную поставку товаров (работ, услуг) в благотворительных целях.

Проблемы, связанные  с налогообложением доходов физических лиц

В настоящее  время не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) такие доходы физических лиц (п.9 ст.217) как суммы полной или частичной  компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой  работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся  на территории Российской Федерации  санаторно-курортные и оздоровительные  учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые либо за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций; либо за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Если же некоммерческая организация оплатит путевки  для инвалидов, не работающих в данной некоммерческой организации, а равно  детям-сиротам, за счёт своих целевых  поступлений, эти сумму будут  облагаться НДФЛ.

Лечение, оплаченное некоммерческой организацией для благополучателей, не состоящих в трудовых отношениях с данной некоммерческой организацией, также облагается НДФЛ (п.10 ст.217).

Кроме того, не облагаются НДФЛ суммы единовременной материальной помощи, оказываемой (п.8 ст.217):

налогоплательщикам  в связи со стихийным бедствием  или другим чрезвычайным обстоятельством  в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда  их здоровью на основании решений  органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления либо иностранными государствами или  специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых  является Российская Федерация, правительственными и неправительственными межгосударственными  организациями;

работодателями  членам семьи умершего работника  или работнику в связи со смертью  члена (членов) его семьи;

налогоплательщикам  в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной  помощи (в денежной и натуральной  формах), оказываемой зарегистрированными  в установленном порядке российскими  и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством  Российской Федерации о благотворительной  деятельности в Российской Федерации;

налогоплательщикам  из числа малоимущих и социально  незащищенных категорий граждан  в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;

налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов  на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.

То есть данной нормой предусмотрено, что налогоплательщик может быть освобожден от НДФЛ на сумму  единовременной материальной помощи оказываемой  в указанных случаях. Но человек  может попасть в указанные  ситуации и чаще, чем 1 раз в год, и в этом случае он лишается возможности  получить помощь от лица, которое ему  уже оказывало помощь в текущем  году.

В настоящее  время освобождаются от налогообложения  также такие доходы, как:

суммы, выплачиваемые  организациями и (или) физическими  лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных  учреждениях, имеющих соответствующие  лицензии, либо за их обучение указанным  учреждениям (п.21 ст.217);

доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися  членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном  порядке, и религиозных организаций (п.26 ст.217).

Таким образом, в действующей сейчас редакции НК РФ льготы по уплате НДФЛ распространяются только на детей-сирот, в то время  как дети, оставшиеся без попечения  родителей такой льготы лишены, хотя фактически и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей  находятся в одинаковых условиях. Возможно, законодатель имел в виду, что положения НК РФ распространяются на детей, оставшихся без попечения  родителей, но органы исполнительной власти трактуют закон буквально, как это  прописано в законе.

Согласно  ст.219 (пп.1 п.1) при определении размера  налоговой базы налогоплательщик имеет  право на получение социального  налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и  социального обеспечения, частично или полностью финансируемым  из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и  дошкольным учреждениям на нужды  физического воспитания граждан  и содержание спортивных команд, а  также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Т.е. правом на получение социального налогового вычета могут пользоваться лишь те налогоплательщики – физические лица, которые предоставляют часть  своих доходов на осуществление  уставной деятельности бюджетных учреждений социальной сферы, религиозным организаций  и физкультурно-спортивным организациям, куда не попадают негосударственные (немуниципальные) некоммерческие организации, что также  говорит о неравенстве в пользу бюджетных учреждений.

 

 

* * *

Таким образом, проведенный нами анализ действующего российского законодательства и  правоприменительной практики показал, что в настоящее время в  России является актуальным целый ряд  проблем, связанных с применением  различных налогов некоммерческими  организациями.

Среди основной группы проблем необходимо отметить вопросы, связанные определением доходов  некоммерческих организаций при  определении базы налога на прибыль  организаций. В частности, речь идет о следующих проблемах:

1) Существуют  ограничения на возможность доноров  и благотворителей в области  осуществления финансовой поддержки  российских некоммерческих организаций  в виде грантов или безвозмездной  помощи, признаваемых налоговым  законодательством целевым финансированием  – для иностранных лиц требуется  предварительная регистрация российскими  властями;

2) Налоговое  законодательство предусматривает  ограниченный набор сфер деятельности  некоммерческих организаций, на  поддержку которых могут направляться  средства целевого финансирования, не включаемые в базу налога  на прибыль организаций, так,  финансирование в виде грантов  в соответствии с налоговым  законодательством может быть  направлено на поддержку конкретных  проектов и программ, что также  быть закреплено в договоре  о предоставлении целевого финансирования (гранта);

3) Российское  законодательство содержит положения,  в соответствии с которыми  не включаемые в состав внереализационных  доходов суммы целевых поступлений  в виде пожертвований, признаваемых  таковыми в соответствии с  Гражданским кодексом, могут быть  получены в строго определенных  областях и только оговоренными  в гражданском законодательстве некоммерческими организациями (учреждениями). При этом льготный налоговый режим для некоммерческих организаций предусмотрен в отношении пожертвований или поступлений на осуществление благотворительной деятельности, однако пожертвованием в соответствии с Гражданским кодексом признается дарение вещи или права, а перечень видов благотворительной деятельности ограничен соответствующим федеральным законом; перечисленные ограничения представляются излишне узкими и не позволяющими некоммерческим организациям, применяя налоговые льготы, осуществлять многие виды деятельности, которые традиционно осуществляются этим сектором;

4) Стоимость  услуг, оказанных безвозмездно  некоммерческим организациям, работ,  выполненных в их пользу, всегда  признается доходом некоммерческой  организации, даже если эти  услуги (работы) оказаны (выполнены)  с целью поддержки их уставной  деятельности;

5) В настоящее  время стоимость имущества, добровольно  передаваемого некоммерческим организациям  на осуществление деятельности  по достижению уставных целей  организации, может быть признана  объектом налогообложения как  налога на прибыль организаций,  так и налога на добавленную  стоимость – в зависимости  от особенностей такой передачи;

6) В российском  налоговом законодательстве не  урегулированы вопросы налогообложения  при осуществлении некоммерческими  организациями пассивных инвестиций  и получении доходов от такой  деятельности, следствием чего являются  две серьезных проблемы. Во-первых, формирование такого источника  доходов некоммерческих организаций,  как эндаумент, сопряжено с  высокими издержками, т.к. деятельность  НКО, связанная с получением  доходов от пассивных инвестиций, признается предпринимательской  деятельностью, а, следовательно,  средства, передаваемые некоммерческой  организации донором исключительно  на цели формирования эндаумента, включаются в базу налога на  прибыль, а также признаются  объектом налогообложения налогом  на добавленную стоимость. Во-вторых, получение некоммерческой организацией  доходов от управления средствами, составляющими эндаумент, признается  предпринимательской деятельностью,  а указанные доходы также включаются  в базу налога на прибыль.

7) Помимо перечисленных  можно также выделить вопросы,  связанные с существованием некоторых  различий между разными типами  некоммерческих организаций, предоставляющих  сходные услуги. В частности, речь  идет о налоговом режиме для негосударственных некоммерческих организаций и государственных (муниципальных) учреждений. Эти проблемы в настоящее время не являются самыми важными, однако в связи с планируемой реформой сектора государственных и муниципальных учреждений, их актуальность может резко возрасти.

Перечисленные выводы свидетельствуют о том, что  в России необходима реформа налогового законодательства, направленная на устранение налоговых препятствий для деятельности некоммерческих организаций.

 

1 Цитата по К. Дж. Эрроу. «Неопределенность и экономика благосостояния здравоохранения». Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. Т.4. стр.293-338.

2 За исключением такой формы НКО как потребительский кооператив.

3 В настоящее время действует также ряд федеральных законов, устанавливающие иные формы НКО, в частности, Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"; Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей"; Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"; Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и т.д.

4 Новая форма введена Законом «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ, который предоставляет возможность преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения.

5 Пункт 3 статьи 50 ГК РФ.

6 Осуществляя предпринимательскую деятельность некоммерческая организация обязана организовать и вести раздельный учет доходов и расходов по некоммерческой и предпринимательской деятельности.

7 Например, см. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений».

8 В контексте данной работы термин "активная экономическая деятельность" означает, что организация занимается предпринимательской деятельностью с целью получения дохода, и что эта деятельность не связана непосредственно с достижением основных целей организации. Таким образом, в процессе анализа необходимо различать доход от ведения активной экономической деятельности от поступлений, которые могут получаться от реализации товаров и услуг, связанных с основной целью деятельности НКО.

9 Получение организацией доходов от пассивных инвестиций (подробнее об этом см. раздел 1 пункт 1, посвященный также рассмотрению вопросов пассивной экономической деятельности и целевому капиталу НКО).

10 Под донорами здесь и далее понимаются благотворители и иные жертвователи финансовых средств (имущества) на безвозмездной и безвозвратной основе, грантов, безвозмездной помощи (техпомощи).

Информация о работе Основные характеристики некоммерческих организаций