Основные характеристики некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Отличие некоммерческих организаций от прочих организаций можно квалифицировать по двум основным признакам: извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, и они не распределяют полученную прибыль между участниками. Тот факт, что НКО не вправе распределять полученную прибыль между своими учредителями2 является критерием, позволяющим достаточно четко разделять некоммерческие и коммерческие организации. Деятельность коммерческих организаций всегда направлена на получение прибыли и на ее распределение между собственниками (участниками, учредителями, товарищами, акционерами и т.п.).

Оглавление

Введение. Основные характеристики некоммерческих организаций 6
1. Анализ российского законодательства и правоприменительной практики с целью выявления основных проблем, связанных с налогообложением некоммерческих организаций 22
1.1. Налогообложение доходов некоммерческих организаций налогом на прибыль (включая вопросы определения состава доходов НКО, учитываемых в целях налогообложения, вопросы налогового режима для грантов, пожертвований, прочих видов целевого финансирования и целевых поступлений, прочие вопросы) 23
Регистрация иностранных доноров (благотворителей) 27
Ограничение сфер деятельности НКО, на финансирование которых может оказываться финансовая (благотворительная) поддержка без налоговых последствий 29
Налогообложение не использованных в налоговом периоде средств целевого финансирования 32
Проблема налогообложения источников формирования имущества НКО, формирование целевого капитала (эндаумента, endowment) 33
1.2. Подходы к определению предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в целях налогообложения налогом на прибыль организаций 44
1.3. Проблемы налогообложения операций некоммерческих организаций налогом на добавленную стоимость (включая вопросы определения объекта налогообложения НДС) 50
1.4. Прочие проблемы, связанные с налогообложением некоммерческих организаций (включая вопросы налогообложения НКО прочими налогами, вопросы обеспечения равенства налогового режима для негосударственных некоммерческих организаций и бюджетных учреждений) 52
Проблемы, связанные с налогообложением некоммерческих организаций налогом на имущество и недвижимость 52
Вопросы обеспечения равенства налогового режима для негосударственных некоммерческих организаций и бюджетных учреждений 54
Налогообложение доноров (благотворителей) 56
Проблемы, связанные с налогообложением доходов физических лиц 57
2. Анализ российского законодательства и правоприменительной практики с целью выявления основных проблем, связанных с регулированием деятельности некоммерческих организаций 62
2.1. Сопоставление условий регулирования деятельности государственных (муниципальных) учреждений и негосударственных некоммерческих организаций при предоставлении социальных услуг (включая вопросы, связанные с планируемой реформой государственных (муниципальных) учреждений) 62
2.2. Состояние административных барьеров для деятельности некоммерческих организаций (включая вопросы регулирования безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия) Российской Федерации) 82
Изменения в порядке регистрации НКО и отчетности 83
Регулирование предоставления грантов и безвозмездной (технической) помощи зарубежными организациями 87
Гражданский (общественный) контроль 90
3. Анализ теоретических подходов и лучшей практики зарубежных государств в области регулирования деятельности и налогообложения некоммерческих организаций 94
3.1. Теоретические аспекты деятельности некоммерческих организаций 94
3.2. Особенности некоммерческих организаций, требующие учета при совершенствовании системы налогообложения 111
Особенности некоммерческих организаций, существенные при выборе налогового режима 112
Проблемы теоретического характера, связанные с налогообложением некоммерческих организаций разными видами налогов 121
3.3. Определения и классификации некоммерческих организаций, принятые в международной практике 128
Определения некоммерческих организаций, принятые в международной практике 131
Классификации некоммерческих организаций 132
3.4. Опыт зарубежных стран в области налогообложения некоммерческих организаций 146
Практика налогообложения некоммерческих организаций в развитых зарубежных странах 146
Налогообложение некоммерческих организаций в странах Центральной и Восточной Европы 166
4. Разработка подходов к решению выявленных проблем и устранению имеющихся недостатков, а также концептуальных предложений по совершенствованию российского законодательства в области регулирования некоммерческих организаций на среднесрочную и долгосрочную перспективу 181
4.1. Вопросы регулирования налогообложения некоммерческих организаций 184
Анализ возможных подходов к налогообложению некоммерческих организаций 184
Основания использования особого режима по налогу на прибыль организаций для НКО 189
Освобождение некоммерческих организаций от исчисления и уплаты налога на прибыль 198
Предложения по совершенствованию налогового законодательства в части налогообложения НДС 236
Освобождение от налогообложения имущества, недвижимости 239
Предложения по совершенствованию налога на доходы физических лиц и единого социального налога 241
Налогообложение доноров и благотворителей 242
4.2. Общие вопросы регулирования деятельности некоммерческих организаций 248
Расширение числа организационно-правовых форм НКО, которые могут выступать в качестве благотворительных организаций 248
Расширение форм благотворительной деятельности 249
Регулирование структуры органов управления и порядка управления некоммерческими организациями 249
Прочие предложения 250
4.3. Вопросы снижения административных барьеров для деятельности некоммерческих организаций 251
4.4. Прочие вопросы регулирования деятельности некоммерческих организаций, включая разработку предложений по совершенствованию механизмов нормативно-правового регулирования механизмов гражданского (общественног

Файлы: 1 файл

(1)АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ Н

— 109.34 Кб (Скачать)

Таким образом, поскольку благотворительные  цели и деятельность не зависят от правовой формы юридического лица, то регулирование осуществляется на общих основаниях, предусмотренных  для всех некоммерческих организаций.

Государственная корпорация

Под государственной  корпорацией понимается не имеющая  членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и  созданная для осуществления  социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная  корпорация всегда создается на основании  федерального закона.

Имущество государственной  корпорации обособлено от имущества  Российской Федерации и является собственностью корпорации. Корпорация самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если законом, учреждающим такую государственную  корпорацию, не предусмотрено иное.

Таким образом, из приведенного перечня организационно-правовых форм видно, что различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций  в России отвечают различным целям  создания таких организаций. Следует  особо отметить, что как и в  зарубежных странах, российское законодательство предусматривает такие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, как потребительские кооперативы  и некоммерческие партнерства. Несмотря на то, что основной целью создания подобных организаций может являться объединение усилий их учредителей (участников) с целью увеличения прибыли (выгод) каждого из них, сами по себе некоммерческие партнерства  и потребительские кооперативы  как организации не преследуют цель максимизировать свою прибыль с  целью ее распределения между  учредителями, а значит – являются некоммерческими организациями.

Особенностью  российского законодательства является наличие в перечне организационно-правовых форм некоммерческих организации государственных  корпораций. Следует отметить, что  фактически существование государственных  корпораций обусловлено действующим  режимом, предусмотренным законодательством для государственных и муниципальных учреждений, при котором государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Государственная корпорация располагает имуществом в собственности, государство не несет ответственности по его обязательством, но при этом, в отличие от государственных предприятий, государственная корпорация является некоммерческой организацией, т.е. не преследует цели получения прибыли, а создается для выполнения социальных и иных общественно-полезных целей. Подробнее ситуация с государственными и муниципальными учреждениями, а также обсуждение реформы в этой сфере, обсуждается ниже.

Рассмотренное многообразие организационно-правовых форм некоммерческих организаций, целей  и задач их деятельности лишний раз  подчеркивает необходимость выработки  различных подходов к регулированию  условий деятельности различных  некоммерческих организаций, в том  числе, в области налогообложения.

Деятельность, разрешенная для некоммерческих организаций

При анализе  сектора некоммерческих организаций  важное значение имеет вопрос о том, какие именно виды деятельности могут  быть в законном порядке разрешены  для НКО, не входящие в противоречие с их особым статусом.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность в той мере, в какой она служит достижению целей, ради которых они  созданы, и соответствующую этим уставным  целям.5 Такой деятельностью законодательно признается: приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.6 При этом пояснений законодательного характера, относительно критериев или методов определения видов разрешенной предпринимательской деятельности в настоящее время не предусмотрено. Такой подход, безусловно, создает правоприменительные трудности как для самих некоммерческих организаций, так и для контролирующих их деятельность государственных органов.

Представляется, что в общем случае любая некоммерческая организация должна иметь четко  объявленные и сформулированные в учредительных документах цели, каковые в зависимости от конкретных обстоятельств могут принимать более широкий или более узкий характер. Например, уставные цели того или иного профессионального союза могут быть ограничены общими рамками «повышения благосостояния всех его членов». Помимо этого, может быть образована определенная лоббистская группа, которая будет представлять точку зрения определенных отраслей бизнеса или промышленных групп в ходе законопроектной деятельности и обсуждения мер в области государственной политики. Некоммерческая организация может быть создана для защиты гражданских прав любых физических лиц при их взаимодействии с органами власти различного уровня. Однако в отличие от  перечисленных случаев, когда цели деятельности организаций носят достаточно узкий и конкретный характер, цели некоммерческой организации могут охватывать широкий спектр деятельности и заключаться, например, в содействии и проведении фундаментальных исследований, предоставлении образовательных услуг населению либо повышении общественного благосостояния.

Законодательство  Российской Федерации предусматривает, что могут устанавливаться  ограничения  на предпринимательскую деятельность для некоторых видов некоммерческих организаций. Такая норма означает, что в определенных случаях государство  вправе на законодательном уровне ввести соответствующие ограничения или  особый режим регулирования деятельности.

В частности, учреждение имеет право на осуществление  приносящей доходы деятельности, а  исчерпывающий перечень видов такой  деятельности может быть установлен собственником.7

Если по решению  участников на ассоциацию (союз) возлагается  ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется  в хозяйственное общество или  товарищество в порядке, предусмотренном  Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления  предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать  в таком обществе.

С правовой точки  зрения, как уже отмечалось выше, наименее прояснен вопрос о потребительских  кооперативах. С одной стороны, согласно ст. 116 ГК РФ потребительские кооперативы  признаются некоммерческими организациями. С другой стороны, его характеристики свидетельствуют о коммерческом характере деятельности. Разрешение вести предпринимательскую деятельность и получать от нее доход, который подлежит распределению, а также отсутствие субсидиарной ответственности у членов потребкооперативов по обязательствам кооператива позволяют отнести эту форму некоммерческих организаций к коммерческому типу юридических лиц. Члены потребкооператива сохраняют право на переданные взносы и несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам последнего. Практически единственным случаем, когда потребкооператив объявляется некоммерческой организацией, является случай объединения потребкооперативов в потребсоюзы.  В этом случае входящие в его состав потребкооперативы также несут субсидиарную ответственность по обязательствам последнего и если такой союз начинает заниматься предпринимательской деятельностью, то полученная прибыль не распределяется между членами, а направляется на достижение уставных целей.

Таким образом, в отношении такой формы некоммерческой организации как потребительский  кооператив имеется определенная неурегулированность  законодательства – грань между  некоммерческой и коммерческой сферами  весьма расплывчата. Между тем, выше уже говорилось о том, что с  формальной точки зрения основной задачей  создания потребительского кооператива  как некоммерческой организации  является объединение усилий его  участников с целью увеличения выгод  каждого участника, но не получение  прибыли кооперативом как организацией, поэтому он является некоммерческой организацией.

Источники средств для деятельности некоммерческих организаций

Пожертвования и взносы

НКО могут  получать средства или иное имущество  от частных лиц. Пожертвования в  форме грантов, денежных взносов  или иных формах могут совершаться  в обмен на те или иные выгоды либо без каких-либо специальных  условий. Например, физическое лицо может  открыть на свои средства кафедру  в университете в обмен на то, чтобы эта кафедра была названа  его/ее именем. Или денежные средства или иное имущества может быть передано организации на осуществление  ее основной деятельности и достижение уставных целей.

Плата за услуги

Некоторые некоммерческие организации могут взимать плату  за услуги, оказание которых связано  с достижением их уставных целей. Например, университеты обычно берут  плату за обучение, учреждения здравоохранения  – за медицинскую помощь, частные  клубы – членские взносы.

Активная экономическая деятельность8

В принципе, некоммерческие организации вполне могут заниматься активной экономической деятельностью, которая отличается от их основных целей в области предоставления общественных или социальных благ. В частности, при учреждении здравоохранения  может функционировать кафетерий (столовая), образовательное учреждение (университет, институт, колледж) может  сдавать в аренду для проживания летом свободные помещения в  общежитиях, либо благотворительная  организация, предоставляющая пищу бездомным, может организовывать благотворительные  распродажи для сбора средств, предназначенных  для финансирования основной деятельности. Кроме того, нельзя установить законодательные  основания, которые не позволяли  бы некоммерческим организациям владеть  или управлять, например, сталелитейным  заводом, нефтеперерабатывающей компанией  или каким либо иным предприятием аналогичного типа. Доходы от такой  деятельности НКО в соответствии с приведенным определением должны быть полностью направлены на достижение ее основных уставных целей. При этом можно привести аргументы, в соответствии с которыми, способ получения средств  для финансирования основной деятельности НКО (активная экономическая деятельность или сбор пожертвований) не имеет  существенного значения постольку, поскольку (а) денежные средства или  иное имущество было получено законным и прозрачным для общества способом, и (б) указанные средства используются для достижения основных уставных целей  НКО.

Пассивная экономическая деятельность9

НКО могут  владеть капитальными активами, которые  приносят доходы различного типа. Эти  активы могут включать в себя инвестиции в акции, облигации, физические активы (недвижимость), а также нематериальные активы (патенты, торговые марки). Различия между этим видом инвестиций и  активной экономической деятельностью  не могут быть сформулированы достаточно четко. Обычно критерий отнесения операций к активной или пассивной экономической  деятельности основывается на возможности  принятия управленческих решений в  отношении деятельности в случае ведения активной деятельности и  отсутствии такой возможности в случае пассивных инвестиций. Например, владение акциями сталелитейного предприятия (даже включая членство в его совете директоров) может отличаться от прямого владения тем же самым предприятием, будучи вовлеченным в управление его деятельностью.

Кроме того, критерий использования денежных средств, в  отличие от критерия источника их получения, может стать решающим в определении НКО. В случае если валовой (или чистый) доход от инвестиций открыто и прозрачно используется для достижения уставных целей, то не возникает необходимости введения каких-либо ограничений в источниках получения дохода. Тем не менее, подобные рассуждения не касаются вопросов налогообложения  доходов НКО, о чем пойдет речь в настоящей работе.

Деятельность, отличная от достижения уставных целей  и накопления имущества

Прямая политическая деятельность

Некоторые некоммерческие организации, такие как, политические партии и объединения, оказывающие  поддержку тем или иным кандидатам на выборах, официально декларируют  политическую деятельность в качестве основной, в то время как другие НКО могут заниматься политической деятельностью, хотя это не связано  с основными целями их деятельности. Например, НКО, выступающие за или  против абортов, могут на выборах  активно поддерживать кандидатов, которые  придерживаются соответствующих взглядов и декларируют их в своих программах. Как и в случае с активной и  пассивной экономической деятельностью, нельзя назвать причины законодательного ограничения такой деятельности, за исключением случаев, когда финансирование этой деятельности будет недостаточно прозрачным или не будет отражаться в отчетности.

Иная политическая деятельность

Некоммерческие  организации могут также принимать  участие в лоббировании принятия некоторых социальных и/или политических решений. Причем, как и в предыдущем случае, для ограничения такой  деятельности, возможно, не будет политических причин, за исключением случаев, когда  финансирование этой деятельности будет  недостаточно прозрачным или не будет  отражаться в отчетности.

Из приведенного описания основных характеристик некоммерческих организаций, их отличительных особенностей и видов деятельности видно, что  данный сектор представляет собой важный сектор экономики, требующий в силу своей общественной значимости особого подхода к регулированию.

 

 

 

 

1. Анализ российского законодательства  и правоприменительной практики  с целью выявления основных  проблем, связанных с налогообложением  некоммерческих организаций

Следует отметить, что современная российская система  налогообложения НКО формировалась  в течение последних пятнадцати лет в значительной мере спонтанно  под влиянием текущих политических и экономических соображений. Поэтому  налоговые проблемы, с которыми сталкиваются российские некоммерческие организации  в настоящее время, по крайней  мере до последнего момента не являлись результатом какой-либо целенаправленной политики. В этой связи необходим  тщательный анализ проблем с налогообложением российских НКО, а также разработка комплексного подхода к их решению.

Информация о работе Основные характеристики некоммерческих организаций